Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-06-26 | 871 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Любое обучение, где бы оно ни было, спонтанно обретает организационную форму. Формы организации обучения (организационные формы) конструируются и используются для того, чтобы создать наилучшие условия передачи детям знаний, умений, навыков, развития их дарований, практических способностей и мировоззрения. Организационные формы влияют на ход обучения, обуславливают возможность проявления индивидуального темпа учебной работы, влияют на результат учебного процесса и содействуют его успешности. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации обучения. Еще в первобытном обществе сложилась система индивидуального обучения, как передача опыта от одного человека к другому. В процессе повседневного общения старшие учили младших. А первоначально накопленные знания в обществе жрец передавал каждому ученику отдельно. По мере развития общества и научного знания (земледелия, скотоводства, астрономии, мореплавания и др.) возникала потребность в некотором количестве образованных людей, и тогда система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую (школы средневековья). Работая в группе (10-15 человек), учитель кратко излагал материал одному ученику, давал ему задания для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т. д. Завершив работу с последним, учитель возвращался к первому ученику. Содержание обучения было строго индивидуально, и в группы собирались дети разного возраста и степени подготовки. Большая часть времени в обучении тратилась на заучивание священных писаний. С увеличением количества обучающихся постепенно группа комплектовалась из учащихся более-менее однородных по знаниям и возрасту. Многие учителя собирали такие группы, в которых они могли одновременно работать со всеми детьми.
|
Индивидуально-групповая система обучения постепенно была заменена классно-урочной как одним из видов групповой системы обучения. Свое окончательное оформление она нашла в описаниях Я.А. Коменского, в его книге «Великая дидактика».
Классно-урочная система обучения — высшая форма группового обучения. Я.А. Коменский, обобщив опыт передовых школ, обосновал целесообразность создания постоянных групп учащихся — классов. Вместе с тем он разработал признаки классно-урочной системы и ее принципы. В число признаков, характеризующих особенности классно-урочной системы, входят:
• постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
• учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
• каждый урок посвящен только одному предмету;
• постоянное место и продолжительность занятий;
• стабильное расписание занятий.
Классно-урочная система обучения имеет свои преимущества:
• усвоение материала идет небольшими порциями, планомерно и последовательно;
• возможно чередование различных видов умственной и физической деятельности;
• облегчается планирование учебного предмета в масштабах страны;
• присутствует строгая организационная структура;
• экономия средств государства, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;
• создаются благоприятные предпосылки взаимообучения учащихся, коллективной познавательной деятельности;
• воспитывается чувство коллективизма, так как происходит сочетание работы всего класса и индивидуально с отдельным учащимся.
Вместе с тем данная форма не лишена и серьезных недостатков, снижающих ее эффективность:
|
• необходимость оставления отстающих детей на повторный курс (в силу комплектования в класс учащихся одинаковых по уровню подготовки);
• ориентация на «среднего» ученика;
• невозможность для учащегося пройти программу быстрее, если это позволяют его умственные способности;
• затруднения в индивидуальном подходе к учащимся, так как работа ведется в общем темпе по усвоению одного материала.
При всех достоинствах и недостатках классно-урочной системы следует сказать, что попытки отказаться от нее и заменить другими формами оказались безуспешными. До сих пор в школе урок выступает основной формой организации обучения. Вместе с тем следует отметить, что, будучи одной из самых передовых, классно-урочная система содержит в себе и целый ряд недостатков, которые необходимо изжить. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания ученых, учителей-практиков, педагогов-новаторов. При этом указывается, что основная причина — недостаточная разработанность теории организационных форм обучения, особенно урока как основной формы организации учебного процесса в классно-урочной системе.
Подводя итог, приходим к основному выводу: классно-урочная форма обучения появилась не сразу, а прошла длительный путь, начиная от индивидуальной формы обучения. Не случайно она появилась в XVII веке. Это было обусловлено бурным развитием капиталистического способа производства в Европе.
В конце 18 - начале 19 столетия с ростом капиталистического производства ощущается потребность в массовом обучении. Идёт поиск новых форм обучения, которые позволяли бы одному учителю учить большое количество людей. Возникли такие системы обучения, как Белланкастерская система обучения, Дальтон-план, бригадно-лабораторная система, план Трампа, Мангеймская система, Батовская система и др.
Литература для самостоятельной подготовки:
|
Вопрос 23. Урок – основная форма организации обучения. Требования к уроку. Типология и структура уроков.
Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок. Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения (П.И. Пидкасистый). Урок рассматривается как основная форма организации педагогического процесса, так как здесь возможна не только организация учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения учащихся, потребности к знаниям, а также его воспитание. Цель урока — усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное восприятие информации, запоминание ее и закрепление, использование в практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения — педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Можно выделить особенности урока, отличающие его от других форм обучения:
· дидактические цели (соответствуют функциям обучения);
· определенный объем учебного материала;
· постоянный состав учащихся, одинаковый по возрасту;
· руководство со стороны учителя деятельностью учащихся;
· последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от структуры урока;
· ограниченность во времени;
· четкое время проведения по расписанию;
· обязательность посещения урока;
· реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов;
· опора на достигнутый уровень знаний.
С учетом этих общих требований к уроку конкретизируются дидактические требования. Они соответствуют образовательным, воспитывающим и организационным требованиям к уроку:
· четкое определение образовательных задач;
|
· определение содержания урока в соответствии с программой, целями урока, уровнем подготовки учащихся;
· выбор методов обучения (активные методы);
· наличие межпредметных связей;
· использование новейших достижений науки;
· развитие всех сфер личности;
· формирование общепедагогических умений;
· усвоение знаний, развитие умений и навыков;
· четкая постановка воспитательных задач;
· развитие научного мировоззрения;
· формирование познавательных интересов, мотивов учения;
· учет психологических особенностей обучения;
· соблюдение педагогического такта, воспитание нравственных качеств личности;
· четкое планирование урока;
· соблюдение структуры урока;
· использование разнообразных средств обучения;
· соблюдение принципов обучения и др.
Рассмотрим типы уроков и их структуру.
Для практической цели чаще всего в школе используется классификация уроков по дидактическим целям (Б.П. Есипов, Г.И. Щукина, Н.И. Болдырев, В.А. Онищук):
• урок изучения новых знаний - основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. Такие уроки используются для передачи объемного материала, демонстрации технологических процессов, новых явлений.
• уроки совершенствования знаний, умений и навыков. В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков и др. Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений); б) урок — лабораторная работа; в) урок практических работ; г) урок - экскурсия; д) урок - семинар.
Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим: а) систематизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.
• урок обобщения и систематизации изученного - сущность этих уроков состоит в активном воспроизведении изученного материала по отдельным разделам учебной программы и в организации упражнений с целью приведения знаний в систему, осмысления их логики, что способствует более прочному овладению ими и совершенствованию практических умений и навыков.
• урок проверки и контроля знаний - уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированное умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей.
|
• комбинированный урок - это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих типов уроков, описанных выше.
Под структурой урока понимается его внутреннее строение. Это составные части урока, которые находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Наиболее распространенный — комбинированный урок. В современной дидактике выделяют от 3-х до 12 этапов комбинированного урока.
Комбинированный урок объединяет несколько дидактических задач и может состоять из следующих этапов:
1. Организационный — дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке.
2. Проверка выполнения домашнего задания — дидактическая задача — проверка правильности выполнения домашнего задания, выявление пробелов в знаниях и их устранение.
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности — дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. На этом этапе осуществляется целеполагание, актуализация прежних ЗУНов, мотивация.
4. Усвоение новых знаний — дидактическая задача – формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях.
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала — дидактическая задача состоит в установлении специфики осознанности его освоения.
6. Закрепление знаний — дидактическая задача заключается в организации деятельности учащихся по применению новых знаний.
7. Обобщение и систематизация знаний — дидактическая задача состоит в обеспечении усвоения системы знаний и установлении межпредметных связей.
8. Контроль и самоконтроль знаний — дидактическая задача ориентирует на проверку знаний и стимуляцию учащихся на самоконтроль и самообразование.
9. Подведение итогов — дидактическая задача — дать анализ успешности образовательной деятельности и показать пути решения проблем в обучении.
10. Информация о домашнем задании — дидактическая задача состоит в подготовке к выполнению рекомендаций учителя.
Рассмотренные этапы не имеют жестко закрепленной последовательности, могут носить инвариантный характер и объединяться между собой, ориентируясь на целенаправленную учебно-познавательную деятельность учащихся и характеризуя также другие формы обучения.
Структура урока зависит от типа урока, его целей, содержания изучаемого материала, принципов, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в общей системе уроков по теме (разделу) программы. Так, структура урока изучения новых знаний может быть следующей:
а) организационное начало, введение в урок (подготовка к усвоению нового материала, актуализация ранее изученного с целью связи с новым);
б) постановка целей и задач урока;
в) изложение, объяснение нового материала,включение учащихся в самостоятельную работу (с учебником, справочной литературой, приборами, оборудованием, компьютерной техникой);
г) выполнение практических работ как закрепление нового материала или краткий опрос по изложенному материалу;
д) подведение итогов урока с комментарием успехов и трудностей в усвоении темы;
ж) домашнее задание и его комментарий.
Литература для самостоятельной подготовки:
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!