Вопрос 21. Гуманизация и демократизация учебного процесса. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вопрос 21. Гуманизация и демократизация учебного процесса.

2017-06-26 416
Вопрос 21. Гуманизация и демократизация учебного процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гуманизм (лат. гуманус – человеческий, человечный) – ценностная концепция человека как наивысшей ценности в мире; защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий.

Гуманистический подход – создание предпосылок для самореализации личности, удовлетворение ее потребностей. Гуманизация учебного процесса предполагает формирование учебных планов таким образом, чтобы они максимально учитывали интересы учащихся и студентов в новых социально-экономических реальностях, а не интересы тех или иных кафедр, вуза, государства. Гуманистическая ориентация образования может быть реализована в гуманистической педагогике (высокая степень индивидуализма и дифференциации обучения, акцент на пробуждение активности и инициативы обучаемого, педагогика сотрудничества).

Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Особенностями гуманистической педагогики являются:

· смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом знаний и формирование определенного круга умений;

· отказ от авторитарной педагогики;

· приспособление школы к учащимся, обеспечение атмосферы комфорта;

· дифференциация учебной деятельности;

· индивидуализация;

· вера в учащегося, его силы, возможности;

· обеспечение успешности в обучении и воспитании;

· исчезают проблемы дисциплины и негативное отношение к школе и др.

Гуманистическое направление нельзя считать в строгом смысле инновационном. Идеи гуманизма содержатся в работах учителей всех эпох, начиная с античности. Однако “момент истины” для гуманистической педагогики, по выражению Ш.А. Амонашвили, пришелся именно на конец ХХ века, что объясняется сменой тоталитарного общества на демократическое. Гуманизация образования непосредственно подготавливалась педагогической системой, рожденная опытом В.А. Сухомлинского, педагогическими экспериментами А.С. Макаренко, новой дидактической системой, созданной экспериментальным путем под руководством Л.В. Занкова, работами психолога Л.С. Выгодского и концепцией содержательных обобщений, созданной на основе эксперимента под руководством его учеников – Д.Б, Эльконина и В.В. Давыдова, концепцией функциональных тенденций Д.Н. Узнадзе. На позициях гуманизма стоят педагоги Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулаева, чьи исследования перекликаются с идеями американских педагогов – психологов К. Роджерса, А. Маслоу и австрийского психолога В. Франкла, которых принято объединять в школу гуманистической психологии.

Главным положением гуманистической парадигмы педагогики является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.), что закреплено во Всеобщей декларации прав человека.

Гуманистическая педагогика направлена на создание таких форм, содержания и методов обучения, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности ребенка – его познавательных процессов, личностных качеств. Гуманистическая педагогика предполагает создание таких условий, при которых ребёнок захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать воспитывающие воздействия.

С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечение атмосферы комфорта и психологической безопасности.

Гуманизация предполагает усиление человечности, уважение к человеческому достоинству; человеколюбие в обучении и воспитании, ориентацию на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности.

Демократизация образования проявляется через следующие демократические принципы, положенные в основу переустройства образовательных систем:

· равенство всех членов общества перед образованием;

· доступность независимо от социальных, религиозных и других отличий;

· децентрализация школьных систем, расширение прав местных органов в решении проблем;

· открытость школьных систем и преемственность всех ступеней обучения;

· право на выбор учебного заведения;

· нацеленность учебно-воспитательного процесса на формирование человека, способного свободно и творчески мыслить и работать.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. П/ред. П.И.Пидкасистого. М., 2002, стр.402

2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.18-21

3. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.437

4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.379

5. Современный словарь по педагогике. Сост. Рапацевич Е.С., Мн., 2001


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.