Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Вопрос 8. Понятие о дидактике: основные задачи, категории. Дидактика и частные методики.

2017-06-26 922
Вопрос 8. Понятие о дидактике: основные задачи, категории. Дидактика и частные методики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Дидактика — отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предмет дидактики — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях. Существуют частные дидактики, или предметные методики. Они исследуют обучение по отдельным предметам или уровню образования (методика начального образования, дидактика высшей школы). Общая дидактика составляет теоретическую основу частных дидактик, базируясь в то же время на результатах их исследований.

Задачи дидактики состоят в том, чтобы 1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; 2) разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии и др.

В компонентах дидактической системы отражены ее основные категории: обучение, преподавание, учение, цели, содержание образования, дидактические процессы, методы, средства, формы обучения, закономерности и принципы обучения и др.

Обучение это целенаправленный процессвзаимодействия (общения) учителя и ученика, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие ребёнка.

Преподавание – деятельность учителя в процессе обучения.

Учение – особым способом организованное познание; деятельность учащихся, направленная на овладение суммой ЗУН, способов учебной и творческой деятельности.

Методика обучения учебному предмету – отрасль педагогической науки, которая представляет собой отдельную теорию обучения или отдельную дидактику.

Содержание образования система научных ЗУН, отношений и опыта деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей учащихся, формирование их мировоззрения, нравственности, поведения, подготовки к общественной жизни и труду.

Дидактические принципы — это базисные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Методы обучения – способы профессионального взаимодействия учителя и учащихся для достижения целей обучения.

Формы организации обучения способ организации процесса обучения, который осуществляется в определённом порядке и режиме.

Литература для самостоятельной подготовки:

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.65
  2. Педагогика под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.101-118
  3. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.265-276
  4. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.85
  5. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.76

 

Вопрос 9. Содержание образования. Документы, регламентирующие содержание образования: государственный стандарт, базовый план, учебная программа.

Одним из основных средств развития личности и формирования её базовой культуры выступает содержание образования. Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культуры (И.Я. Лернер) можно понимать как совокупность:

· системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира (знания, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в окружающем мире);

· опыта осуществления известных для человека способов деятельности (усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира);

· опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества. (Опыт творческой деятельности предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы её решения. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала);

· опыта ценностного отношения к миру (определяет направленность действий обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами).

Все компоненты содержания образования взаимосвязаны: умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определённых знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, которая вызывает те или иные эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.

Итак, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчуждённые от личности знания, а сам человек.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества.

Разработка содержания образования основывается на государственном стандарте общего среднего образования. Он отражает общественный идеал (общественный заказ) образования вместе с реальными возможностями системы образования.

Государственные образовательные стандарты – это документация, служащая основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что даёт возможность диагностировать его результаты, сохранять единое образовательное пространство.

Государственный стандарт определяет:

· Минимум содержания основных образовательных программ;

· Максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;

· Требования к уровню подготовки выпускников.

На основе государственных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов.

Учебный план — это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.

Учеб­ные планы общеобразовательных школ в Республике Беларусь утверждает Мини­стерство образования.

Выделяют следующие виды учебных планов: базисный, типовой (носит рекомендательный характер), учебный план средней школы.

Учебный план определяет содержание: а) начального образования (1-4 классы), б) основного (базового) образования (5-10 классы), в) среднего (полного) образования (11-12 классы).

Учебный план устанавливает следующие нормативы организации учебной деятельности:

· продолжительность обучения в учебных годах (общую и по каждой из ступеней);

· полный пе­речень учебных предметов по годам обучения;

· количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет, на неделю, учебный год и за все годы обучения;

· недельную учебную нагрузку (обязательную, а также для за­нятий по выбору учащихся и факультативных занятий);

· итоговое количество учебных часов, финансируемых госу­дарством;

· периоды производственной практики, лагерных сборов;

· продолжительность учебных четвертей и каникул.

В учебных планах школ Республики Беларусь выделяют об­разовательные компоненты:

· базовый (республиканский);

· дифференцированный (национально-региональный);

· школьный.

Профильное обучение (углубленное изучение отдельных пред­метов) осуществляется за счет национально-регионального (диф­ференцированного) и школьного образовательных компонентов. За их счет достигается и вариативность образования.

Во всех учебных планах сначала определяется базовый компо­нент. Обращает на себя внимание многопредметность базового компонента, а также преемственность учебных предметов от младших классов к старшим. Для учебных предметов базового компонента предусмотрены 5-6 ча­сов в неделю (в зависимости от класса). В белорусских учебных планах кроме обязательных учеб­ных предметов (базовый компонент) есть предметы для выбора самими учащи­мися. Есть еще факультативные предметы. Они не обязательны, а только для желающих. Фа­культативные курсы по содержанию охватывают либо дополнительные главы основного предмета, либо развернутый вариант какой-нибудь обязательной те­мы, например, по истории Великой Отечественной войны; либо спецкурс, какого нет в базовом компоненте плана.

Учебный план содержит и школьный компонент. Имеется ввиду, что некоторые учебные предметы, кроме базовых, определяются и рас­пределяются решением педагогического или методического совета шко­лы. Школьный компонент позволяет дополнительно дать учебные предметы с учетом пожеланий учащихся, наличия преподавательских кадров соответствующей специализации и материально-технической базы школы.

В связи с реформой общеобразовательных школ учебные планы в последние годы не стабильны в том смысле, что почти ежегодно уточня­ются учебные предметы и число часов, отводимых на них.

В учебных планах Беларуси больше времени стало отводиться предметам гуманитарного цикла. На взгляд ряда авторов, учебные планы Беларуси в набо­ре предметовне отражают радикальных перемен в экономической сис­теме страны. Слабо учиты­вается глобальное ухудшение социальной экологии, воспитание эколо­гический культуры у учащихся. То же можно сказать и о правовой гра­мотности и воспитании правовой культуры у учащихся. Необходимы специальные учебные предметы на уровне базо­вого компонента, а не только как допущение факульта­тивных учебных курсов.

Учебная программа – нормативный документ, который составляется на основе учебного плана и определяет содержание образования по каждому учебному предмету и объём времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый его раздел или тему. Программу утверждает Министерство образования.

В её структуре, как правило, выделяют следующие разделы:

· Пояснительная записка – в ней формулируются цель и задачи обучения уча­щихся данному предмету, его особенности, принципы построения курса, предмета.

· Содержание образования в виде списка вопросов - по разделам и темам вводятся важнейшие понятия, прин­ципы, законы наук, входящие в учебный предмет, основные факты и выводы, которые должен усвоить школьник.

· Межпредметные и внутрипредметные связи вих логической последовательности и взаимообусловленности.

· Кроме теоретического материала, в программе устанавливается минимум практических и лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ.

· Требования к ЗУНам учащихся. В ряде программ предлагаются и критерии отметок: какие знания, умения и навыки заслуживают соответствующих баллов.

· Список литературы и др.

Виды учебных программ:

· Типовые учебные программы, определяющие базовые знания, умения, навыки, систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера;

· Рабочие учебные программы, которые формируются на базе типовых программ и отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении в конкретной социально-педагогической ситуации;

· Личностно-индивидуальные или авторские программы, разрабатываемые или реализуемые высококвалифицированными, творчески работающими учителями.

Традиционно существует два принципа (способа) построения программ:

А) линейный – логическое построение материала в беспрерывной последовательности, без возвращения к учебному материалу на следующих этапах обучения;

Б) концентрический – повторение учебного материала на следующей ступени в усложнённом варианте. На новом витке содержание расширяется и углубляется.

Литература для самостоятельной подготовки:

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.71
  2. Педагогика под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.208
  3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.123
  4. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.310
  5. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.93
  6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.214
  7. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.79
  8. Чепиков В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс. М., 2003, стр.55

 

Вопрос 10. Учебник: его функции, структура. Требования к учебнику.

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, справочники, сборники задач, методические пособия для учителя и др.

Учебники и учебные пособия выступают в качестве важнейшего средства обучения, основных источников знаний и организации самостоятельной работы учащихся по предмету; они представляют собой информационную модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса.

Учебник – это учебная книга, излагающая основы научных знаний по определённому учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.

Требования к учебнику:

1. Язык учебника должен быть простым и доступным учащимся;

2. Учебник должен составляться по учебной программе;

3. Материал должен быть изложен системно, логически, стройно;

4. Учебник должен отображать уровень развития современной науки;

5. Содержать точные формулировки, обоснования, правила и выделять те, которые нужно запомнить;

6. Иметь качественные иллюстрации;

7. Соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (шрифт, переплёт).

На основе классификации наук учебники подразделяют на гуманитарные, физико-математические, природоведческие и др.

По характеру преподавания материала различают учебники академические и прикладные.

По ведущим методам обучения выделяют информационные, проблемные, программированные, комплексные учебники.

Функции учебника:

· Информационная (учебник преподаёт основы наук, позволяет расширить объём знаний, организовать самостоятельную учебную деятельность).

· Контрольно-коррекционная (проверка и коррекция хода обучения).

· Мотивационная (создание стимула к изучению предмета).

Структура учебника:

- текст главный компонент- подразделяется на:

а) основной (теоретический и фактический материал);

б) дополнительный (документы, отрывки, справки);

пояснительный (подписи, определения, примечания, комментарии)

- внетекстовые (вспомогательные) компоненты: вопросы, задания, памятки, таблицы, подписи к иллюстрациям, иллюстрации, аппарат ориентировки, замечания, предисловие, приложения, оглавление, указатели.

Материал в учебниках может размещаться по линейному принципу (материал излагается последовательно на основе уже знакомого, без возвращения к нему на следующих этапах изучения); концентрическому принципу (когда часть учебного материала повторно изучается на нескольких ступенях обучения, но с различной степенью глубины).

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.74

2. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.464

3. Педагогика под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.227

4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.134

5. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.101

6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.243

7. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000, стр.350

Вопрос 11. Система образования в Республике Беларусь: сущность, структура, принципы.

Слово «система» в переводе с греческого означаетцелое, составленное из отдельных частей, соединение частей. Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Внутри этой системы существует взаимосвязанное множество подсистем, определяемых целями обучения, возрастом обучаю­щихся, содержанием образования и т.д. Современные исследова­тели рассматривают систему образования в трех измерениях:

1. Социальный масштаб рассмотрения, т.е. образование в мире, в отдельной стране, регионе и т.д. Здесь выделяются систе­мы государственного, частного, светского, клерикального обра­зования.

2. Ступень образования (дошкольное, школьное с его внут­ренней градацией на начальную, неполную среднюю и среднюю школу; высшее с различными уровнями: бакалавриат, магистра­тура; повышение квалификации; аспирантура, докторантура, уг­лубленная подготовка специалиста).

3. Профиль образования: общее, специальное (математиче­ское, гуманитарное, естественнонаучное и т.д.).

Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:

· приоритетности образования;

· обязательности общего базового образования;

· осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

· доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

· преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

· национально-культурной основы образования;

· приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

· научности;

· экологической направленности образования;

· демократического характера управления образованием;

· светского характера образования.

Национальная система образования включает:

· участников образовательного процесса;

· образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

· учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

· государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.

Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни:

· дошкольное образование;

· общее базовое образование;

· общее среднее образование;

· профессионально-техническое образование;

· среднее специальное образование;

· высшее образование;

· послевузовское образование.

Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

· внешкольное воспитание и обучение;

· повышение квалификации и переподготовку кадров.

В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).

Учреждение образования - юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять образовательную деятельность. Социальная функция учреждений образования состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны.

К учреждениям образования относятся:

· дошкольные учреждения (детский сад, детс­кий ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.);

· учреждения, обеспечивающие получение начального (1-4 классы), базового (5-10 классы), общего среднего (11-12 классы) (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи и др.), профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития;

· учреждения внешкольного воспитания и обучения;

· социально-педагогические учреждения;

· специальные учебно-воспитательные учреждения.

Структуру системы образования в РБ смотрите по Концепции реформы общеобразовательной школы в РБ.

Структура системы образования в Республике Беларусь

(с 12-летней общеобразовательной средней школой)

 

  Сфера профессиональной деятельности
  ВУЗ (4-5 лет)

 

       
 
ПТУ (1-3 года)
 
Техникум Колледж (2-4 года)

 


 

 
 
Лицейские классы (10-11 лет) (с 16 до 18 лет)

 

  основная (базовая) школа: 4-9 классы (с 10 до 16 лет)  
  начальная школа: подготовительный, 1-3 классы (с 6 до 10 лет)

 

 

  детский сад (с 3 до 6 лет)  

Литература для самостоятельной подготовки:

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.121
  2. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.29
  3. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.133
  4. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.244
  5. Закон «Об образовании в Республике Беларусь».
  6. Концепция реформы общеобразовательной школы в РБ.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.