Вопрос 40. Сущность и задачи семейного воспитания. Формы работы школы с семьёй. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Вопрос 40. Сущность и задачи семейного воспитания. Формы работы школы с семьёй.

2017-06-26 543
Вопрос 40. Сущность и задачи семейного воспитания. Формы работы школы с семьёй. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

В педагогической литературе семья рассматривается как соци­альный воспитательный коллектив, так как все изменения, кото­рые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями и каждый этап в ее развитии связан с выполнением следующих функций:

хозяйственно-экономической, предусматривающей ведение общего хозяйства и бюджета, организацию материально-быто­вых условий, заботу о нетрудоспособных членах семьи;

репродуктивной, связанной с рождением и воспитанием де­тей, подготовкой их к жизни в обществе;

воспитательной, направленной на создание условий для личностного формирования и развития детей; передачу им соци­ального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей; создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных отношений; оказание нравствен­но-психологической поддержки каждому члену семьи;

коммуникативной, организующей внутрисемейное общение;

взаимосвязи семьи с другими людьми, семьями и социальными группами;

рекреативной, направленной на организацию досуга и раз­влекательной деятельности; создание условий для занятия физ­культурой и спортом, сохранения и укрепления здоровья каждо­го члена семьи.

В настоящее время существует несколько классификаций се­мьи, обусловленных разными критериями:

по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные;

составу: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколен­ные (прародители, родители, дети);

• структуре: полные, неполные, внебрачные;

характеру взаимоотношений: благополучные, неблагопо­лучные.

Современная семья характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, расслоение общества на богатых и бедных суще­ственно влияет на семейное воспитание. Во-вторых, сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи. В-третьих, рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивают количество неполных семей. В-четвертых, низкий материальный достаток семьи, неблаго­получие семейных отношений, алкоголизм и наркомания роди­телей порождают так называемых социальных сирот.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат родители ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Семейное воспитание – это система воспитания и образования в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Задачи семейного воспитания (по Программе воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь):

— воспитание настоящего гражданина;

— воспитание хорошего работника;

— воспитание хорошего семьянина.

Связь школы с семьей осуществляется через коллективные и индивидуальные формы совместной работы.

Коллективные формы работы:

• педагогические лектории — организуются с целью ознаком­ления родителей с основами теории обучения и воспитания детей;

• университеты педагогических знаний — отличаются от пе­дагогических лекториев тем, что позволяют организовать для ро­дителей не только лекции, но и практические занятия по овладе­нию педагогическими знаниями, обмен опытом семейного вос­питания;

• научно-практические конференции — проводятся по наи­более актуальным проблемам воспитания детей; являются одной из форм пропаганды лучшего опыта семейного воспитания;

• родительские собрания — традиционная форма коллектив­ной работы с родителями. Общешкольные родительские собра­ния проводятся, как правило, один раз в учебную четверть. На них обсуждаются вопросы повышения успеваемости, мероприя­тия по улучшению воспитания школьников. На классных роди­тельских собраниях анализируется состояние успеваемости и по­ведения учащихся класса, обсуждается опыт совместной работы, заслушивается информация отдельных родителей о воспитании детей в семье;

родительские комитеты — участвуют в управлении образо­вательным учреждением и решают довольно большой круг во­просов: устанавливают связь родителей со школой; организуют их педагогическое просвещение, родительские собрания, обмен опытом семейного воспитания; участвуют в улучшении матери­альной базы школы, организации труда и отдыха школьников.

Индивидуальные формы работы:

педагогические консультации — чаще всего проводятся для родителей тех детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения в поведении. При проведении педагогиче­ских консультаций родители получают конкретные советы по улучшению семейного воспитания;

посещение семей — имеет своей целью оказание родителям практической помощи в создании необходимых условий для учебных занятий детей, организации их досуга, выработки со­вместных мер по улучшению воспитания;

педагогические поручения — привлечение родителей к ор­ганизации учебно-воспитательной работы с детьми. Это не­сколько забытая форма совместной работы школы и семьи. Сре­ди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, ветераны войн и труда, известные спортсмены и про­изводственники. Такие родители могут организовать различные кружки и спортивные секции, провести для детей беседы, лек­ции и экскурсии.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.61

2. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.237

3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. П/ред. П.И.Пидкасистого. М., 2002, стр.173

4. Педагогика под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.490

5. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.534

6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000, стр.207

7. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.237

8. Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ.

9. Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.