Этика – этикет – деловой этикет — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Этика – этикет – деловой этикет

2017-06-12 470
Этика – этикет – деловой этикет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Современный человек постоянно находится в ситуациях обще-ния – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Еще римский философ-стоик император


 


Деловая этика

 

 

Марк Аврелий Антоний говорил: «Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза». И конечно же, огромное количество деловых кон-тактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него соблюдения ряда условий и правил. Эти правила именуются эти-кетом.

 

Этика (от лат. ethiсaили греч. ethos –обычай,нравственныйхарактер) учит оценивать ситуацию, чтобы человек мог посту-пать этически правильно (нравственно). Со времен Аристотеля этика принадлежит к области практической философии, так как пытается ответить на вопросы: что мы должны и чего не должны делать? Этика подразумевает наличие некоторых нравственных норм, регулирующих отношения между людьми. Наиболее четко важнейшие для человечества этические нормы выражены в хри-стианстве.

 

Под этикетом понимается совокупность конкретных правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к лю-дям (обхождение с окружающими, формы обращения и привет-ствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда), со-ставная часть внешней культуры общества (культуры поведения). Этикет можно рассматривать как часть нормативной этики.

 

Слово «этикет» вошло в обиход в XVII в. Во времена правления французского «короля-солнца» Людовика XIV на одном из двор-цовых приемов гостям раздали карточки с перечислением неко-торых правил поведения. От названия этих карточек – etiquette – произошло слово «этикет», вошедшее во многие языки.

 

Этикетные правила охватывают разрешения и запреты, фор-мирующие в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, уважай старших, будь добрым к окружающим, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым и т. д.

 

Этикет составляет часть внешней культуры общества. В него входят те ее требования, которые приобретают характер строго


 


Глава 1. Предмет и специфика деловой этики

 

 

регламентированного церемониала и в соблюдении которых име-ет особое значение определенная форма поведения.

 

Возникновение первых деловых этических кодексов относит-ся к периоду ремесленного разделения труда в условиях станов-ления средневековых цехов в XI–XII вв. Именно тогда впервые в цеховых уставах появился ряд нравственных требований по от-ношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возник в глубокой древности, и поэтому такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппо-крата», нравственные установления жрецов, исполнявших судеб-ные функции, известны гораздо раньше.

 

Появление деловой этики по времени предшествовало соз-данию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений лю-дей той или иной профессии приводили к осознанию и оформле-нию определенных требований профессиональной этики. Дело-вая этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практи-ки поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения и в форме теоретических выводов, что свиде-тельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому в сфере профессиональной морали.

 

Большую роль в становлении и усвоении норм деловой эти-ки играет общественное мнение. Нормы деловой морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мне-ний. Взаимосвязь деловой этики и общественного сознания суще-ствует и в форме традиций. Различные виды деловой этики име-ют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственно-сти основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.


 


Деловая этика

 

 

В современном обществе личностные качества человека начи-наются с его деловой характеристики, отношения к труду, уров-ня профессиональной пригодности. Все это определяет исключи-тельную актуальность вопросов, составляющих содержание де-ловой этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы, как долг, честность, требовательность к себе

 

и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Нравственные качества личности общество рассматривает как один из ведущих показателей ее профессиональной пригодности.

 

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны полити-ческие, экономические, культурные отношения, ибо нельзя суще-ствовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

 

Этикет представляет собой условный язык, с помощью кото-рого можно оценивать человека, судить об уровне его культуры, нравственности, интеллекта уже по тому, как он входит, как здо-ровается, каким тоном говорит, какие первые слова произносит. Овладение этикетом способно помочь преуспеть в деле и, наобо-рот, пренебрежение им вполне может разрушить карьеру. От каж-дого служащего все чаще требуется, чтобы он достойно представ-лял лицо своей организации. На смену расхлябанности 60–70-х и даже 80-х гг. сейчас приходят степенность, строгость и забота о внешних деталях. Японцы ежегодно тратят 700 миллионов дол-ларов на обучение и консультации по этикету для служащих. Они хорошо знают, что успех любой фирмы во многом зависит от спо-собности ее работников дружно трудиться над достижением об-щей цели. Знание этикета, культура поведения – ключевые усло-вия для успешной работы любой организации. В США только за последние два десятилетия опубликованы сотни монографий, 25 учебников по деловой этике, издаются два специализированных журнала; в большинстве университетов этика входит в качестве


 


Глава 1. Предмет и специфика деловой этики

 

 

обязательной дисциплины в учебные планы; в Вашингтоне с 1977 г. действует «Центр этических проблем», помогающий фирмам и организациям создавать и перерабатывать этические кодексы, поддерживать высокий нравственный уровень рабочей атмосфе-ры, а работникам – разбираться в законах этики и безболезненно гасить нравственные конфликты.

 

На грани XX и XXI вв. вновь актуализировался этикет и в со-циальной жизни России.

 

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

 

придворный этикет –строго регламентируемый порядок иформы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический этикет –правила поведения дипломатов

и других официальных лиц при контактах друг с другом на раз-личных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

 

воинский этикет –свод общепринятых в армии правил,норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их дея-тельности;

общегражданский этикет –совокупность правил,тради-ций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом;

деловой этикет.

 

Большинство правил дипломатического, воинского и обще-гражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета ди-пломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб пре-стижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

 

По мере изменений условий жизни человечества, роста обра-зования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общеприня-тым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолют-


 


Деловая этика

 

 

ными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятель-ствах, может быть уместным в другом месте и при других обсто-ятельствах.

 

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются услов-ными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что – нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основ-ные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают вну-треннюю культуру человека, его нравственные и интеллекту-альные качества. Умение правильно вести себя в обществе име-ет очень большое значение: оно облегчает установление контак-тов, способствует достижению взаимопонимания, создает хоро-шие, устойчивые взаимоотношения.

 

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ве-дет себя в соответствии с нормами этикета не только на офици-альных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в осно-ве которой лежит доброжелательность, обусловливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя де-лать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

 

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом пове-дения: один – на людях, другой – дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома, с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой куль-туре человека и плохом воспитании.

 

Деловой этикет – важнейшая сторона профессионального по-ведения делового человека. Знание этикета – необходимое про-фессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.


 


Глава 1. Предмет и специфика деловой этики

 

 

Известный американский специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги еще в 1936 г. писал: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85 – от его уме-ния общаться с людьми». Немало рушится карьер и теряется де-нег из-за неправильного поведения или невоспитанности.

Еще большее значение этикет имеет в социальной сфере. Ты-сячи пенсионеров, инвалидов, сирот и их опекунов и просто граж-дан России ежедневно чувствуют себя униженными, потому что

 

в органах социальной защиты, жилищно-коммунальной сферы штатные работники либо не знают элементарных правил этике-та, либо игнорируют их. Достаточно вспомнить, как в обществен-ном транспорте водитель обращается к пассажирам: «Проходим, проходим, не задерживаемся у входа!». Кому адресовано это об-ращение?

 

Учитывая постоянно расширяющиеся связи с иностранными партнерами во всех сферах нашей жизни, следует помнить, что рядом с ними мы – лицо России, поэтому в общении надо не толь-ко соблюдать общепринятые правила хорошего тона, но и учиты-вать специфику их национального этикета.

 

Современный этикет наследует обычаи практически всех на-родов от древности до наших дней. В основе своей эти правила по-ведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются пред-ставителями не только какого-то данного общества, но и предста-вителями самых различных социально-политических систем, су-ществующих в современном мире. Народы каждой страны вносят

 

в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные обществен-ным строем страны, спецификой ее исторического строения, на-циональными традициями и обычаями.

 

Этикет всегда выполнял определенные социальные функции. Например, подчеркивал разделение общества по чинам, сослови-ям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Осо-бенно строго, даже в наши дни, соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.


 


Деловая этика

 

 

Первым, кто на Руси стал придавать значение этикету, был бо-ярин Андрей Курбский. Он впервые ввел обращение «вы», и оно долго оставалось формой аристократического обращения. Со вре-менем «вы» широко вошло в обиход, ибо требовалось обществу как знак социального достоинства. Постепенно «ты» и «вы» рас-пределили между собой роли как приметы уровня общения меж-ду людьми.

 

«Товарищи по партии» в Советской России практиковали фор-му только «ты», ибо все, что относилось к культуре и интелли-гентности, особенно на заре советской власти, подвергалось от-кровенному осмеянию и унижению. «Вы» с раболепным заиски-ванием использовалось лишь по отношению к руководящим ра-ботникам высокого ранга.

 

Этикет в одежде в нашей стране тоже претерпел немало из-менений. В начале XVIII в. стал усиленно внедряться западный тип. На русскую почву переносились не только фасоны одежды, но и манеры, и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием постоянно и настойчи-во, а порой даже жестоко, следил сам Петр I. За нарушение этике-та строго наказывали. В царствование Елизаветы и Екатерины II отбирались правила этикета, отвечающие требованиям и особен-ностям русской национальной культуры. Как евразийская стра-на, Россия соединяла в себе противоположности Европы и Азии.

 

Советская власть, как известно, стремилась во всем уравнять женщину и мужчину. Ведущая советская феминистка и первый комиссар социального обеспечения Александра Коллонтай опу-бликовала немало книг и статей, провозглашающих полную сво-боду женщин даже в сексуальных отношениях. И тем не менее, ни одна советская женщина, даже в 70–80-е гг. XX в., не могла вой-ти в здание горкома или обкома партии в брючном костюме. Раз-решалось входить туда только в платье... Таков был большевист-ский этикет. Что же касается мужчин, то руководящие работни-ки всегда были в костюме и при галстуке. И никаких там «бабо-чек» или водолазок!


 


Глава 1. Предмет и специфика деловой этики

 

 

Как бы смешно иногда ни выглядели требования этикета, с ними приходится считаться. Общественный прогресс способству-ет взаимопроникновению разных культур, в том числе и правил поведения. Мир становится теснее. Взаимное обогащение прави-лами поведения, одежды, речевой культуры позволило вырабо-тать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах повсе-местно деловой этикет. Он предписывает правила поведения не только на деловых и дипломатических встречах, но и в гостях, об-щественных местах и даже личностных отношениях.

 

Литература

 

1. Борисов, В.К. Этика деловых отношений: учебник / В.К. Борисов

 

[и др.]. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА-М, 2010. – С. 64–65.

 

2. Кукушин, В.С. Деловой этикет: учебное пособие / В.С. Кукушин. –4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс; М.: ИКЦ «МарТ»; Ро-стов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2010. – С. 6–13.


 


Деловая этика

 

 

ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНЫЙ И НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ВОПРОСЫ ЭТИКИ И ЭТИКЕТА

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.