Правила этикета для слушающего — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Правила этикета для слушающего

2017-06-12 609
Правила этикета для слушающего 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Нормы этикета существуют не только для говорящего, но и для слушающего. Основные правила, которые необходимо со-блюдать в процессе слушания, перечислены ниже.

Первое правило. В сравнении с какой-либо другой деятель-ностью слушание выдвигается на первый план, когда люди хотят достичь согласованности в действиях. Если кто-либо обратился к вам, необходимо прервать дела и внимательно выслушать, о чем он вам сообщает. Конечно, и вступивший в контакт должен чув-ствовать, можно ли сделать собеседником занятого чем-то чело-века. Так, в служебных условиях прерывать сосредоточившегося работника неэтично, в транспорте лучше обратиться с вопросом не к тому, кто занят чтением, а к стоящему просто так, но уж коль скоро к вам обратились, непременно нужно оставить свои заня-тия и выслушать. Может быть, то, о чем говорит ваш собеседник, настолько важно для него или для вас, или для общего дела, что не выслушать просто невозможно. Так в обществе вырабатыва-ется правило: отдай предпочтение слушанию перед всеми вида-ми деятельности.

 

Второе правило. Слушая,необходимо доброжелательно,ува-жительно и терпеливо относиться к говорящему. Уж коли вы вы-ступили в роли слушающего, проявляйте такт, имейте терпение,


 


Глава 2. Вербальный и невербальный язык деловой коммуникации

 

 

приложите старание выслушать внимательно и до конца. Даже если, с вашей точки зрения, вам приходится слушать не вовре-мя, предмет разговора несущественный, умейте выслушать – та-ковы правила хорошего тона. Если же в данный момент это невоз-можно, тактично перенесите время беседы, указав аргументы ва-шей занятости. Все это особенно важно учитывать тем, кто с точ-ки зрения социальных признаков старше по возрасту, положению. Не выслушать младшего – в семье, на работе – значит нарушить важнейшую заповедь культуры общения. Итак, уважительность

 

к партнеру во время слушания – важнейшее правило общения. Третье правило. Доброжелательно,уважительно слушая со-

 

беседника, старайтесь не перебивать его, не сбивать с мысли, не вставлять неуместных или колких замечаний, не переводить слу-шание в собственное говорение.

 

Четвертое правило. Выслушивая,поставьте в центр внима-ния говорящего и его интересы. Дайте ему проявить себя в речи. Подчеркивайте заинтересованность в нем, в его словах, в контак-те – взглядами, мимикой, жестами, междометными и жестовыми «поддакиваниями» (кивками головой). В телефонном разговоре, когда мы не видим собеседника и не получаем от него жестово-мимических подтверждений контакта, постоянно приходится проявлять контактную связь многочисленными междометиями: «ага»; «угу»; «да-да»; «а-а-а...» и т. д. Если же таких сигналов не поступает, на другом конце провода обнаруживается беспокой-ство: «Алло, алло? Ты меня слышишь? Ты что молчишь? Куда ты пропала?». Таким образом, не прерывая, не перебивая собеседни-ка, можно и нужно постоянно проявлять свою коммуникативную роль слушателя с помощью междометий, жестов, мимики.

 

Пятое правило. В роли слушателя надо уметь вовремя оце-нить речь собеседника, согласиться или не согласиться с ним, от-ветить на поставленный вопрос, на побуждение отреагировать действием и словесно. Иными словами, необходимо сочетать в себе роль слушающего с ролью говорящего, умело вступая в ди-


 


Деловая этика

 

 

алог, но при этом не забывать, что не следует занимать все вре-менное пространство беседы собственным говорением. Именно в этом случае «слово – серебро, а молчание – золото».

 

Шестое правило. Если слушающих больше двух человек,неследует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, реа-гировать на речь, направленную не к тебе. В этом случае в народе одергивают неуместно вступившего в беседу («Тебя не спраши-вают»; «Не встревай»; «Тебе бы помолчать» и т. п.). Но если тот,

 

к кому направлены слова, не реагирует, что, конечно, вне правил ведения речи, то другой, как бы сторонний слушающий, может взять на себя ответ, тем самым спасая положение в общей беседе и организуя тот тип речи, который называют полилогом.

 

Как видим, правила для говорящего и для слушающего тес-нейшим образом связаны, и это естественно, так как говорящий

 

и слушающий – две неразрывные стороны общения. Однако на-блюдения показывают, что особенно часто культуру общения не соблюдают именно слушающие. Слушать мы умеем плохо, не на-учены этому с малых лет, поэтому в совместных разговорах, бе-седах, дискуссиях у нас так много неурядиц, недопонимания, не-доразумений и просто обид невыслушанных людей.

 

Сегодня в деловую сферу влилось огромное число новых биз-несменов, для которых владение культурой общения профессио-нально важно, ибо с невежливым, некультурным в поведении и речи человеком серьезные партнеры не будут иметь дела. Дело-вое общение характеризуется рядом специфических черт. Ему со-путствует официальная обстановка, ролевой характер взаимодей-ствий, поэтому здесь не принято выражать личностных симпа-тий, а тем более антипатий к носителю роли начальника, партне-ра, подчиненного, а требуется следовать общепринятым стандар-там этикетного поведения.

 

Литература

 

1. Борисов, В.К. Этика деловых отношений: учебник / В.К. Борисов

 

[и др.]. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА-М, 2010. – С. 123–125.


 


Глава 2. Вербальный и невербальный язык деловой коммуникации

 

 

2. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи. Современная рито-рика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д: Издательство «Фе-

никс», 1999. – С. 23–31.

 

3. Павлова, Л.Г. Основы делового общения: учебное пособие

 

/ Л.Г. Павлова; под ред. Л.А. Введенской. –2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 123–126.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.