И стили общения. Эффективность делового взаимодействия — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

И стили общения. Эффективность делового взаимодействия

2024-02-15 20
И стили общения. Эффективность делового взаимодействия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План семинарского занятия

1 Понятие и задачи корпоративной культуры

2 Деловая коммуникация в контексте корпоративной культуры

3 Рабочие ритмы и стили общения.

4 Тайм-менеджмент: понятие, методы и приемы выстраивания траекторий саморазвития.

5 Эффективность деловой коммуникации как соотношение результата и затрат.

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое корпоративная культура?

2 Дайте определение тайм-менеджмента и опишите его практическое значение для саморазвития индивида.

Примерные темы контрольных работ

1 Задачи корпоративной культуры.

2 Методы и приемы выстраивания траекторий саморазвития в процессе тайм-менеджмента.

Список литературы

1 Архангельский, Г.А. Тайм-драйв : Как успевать жить и работать/ Г.А. Архангельский. - М., 2006. -256 с.

2 Архангельский, Г.А. Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы/ Г.А. Архангельский. - М., СПб: Питер, 2008. -444 с.

3 Мрочковский, Н. Экстремальный тайм-менеджмент/ Н. Мрочковский, А. Толкачев - М., СПб: Питер, 2012.  - 214 с.

4 Мрочковский, Н. Ежедневник. Как успеть все!/ Н. Мрочковский, А. Парабеллум.  - М., СПб: Питер, 2012. - 350 с.

5 Мрочковский, Н. Быстрые результаты. 10-дневная программа повышения личной эффективности/ Н. Мрочковский, А. Парабеллум - М., СПб: Питер, 2012. - 356 с.

6 Гнатюк, О. Основы теории коммуникации/ О. Гнатик. - М., 2019. - 324 с.

7 Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения/ А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - М: Юрайт, 2016. - 327 с.

8 Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации/ А.В. Соколов. - СПб.: 2002. - 230 с.

9 Шарков, Ф.И. Основы теории коммуникации/ Ф.И. Шарков. - М.: 2002.

10 Садохин, А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации/ А.П. Садохин. – М.: Высш. шк.экономики, 2005. - 123 с.

11 Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 234 с.

12 Персикова, Т.Н. Корпоративная культура: учебник [Электронный ресурс]/ Т.Н. Персикова. – Москва: Логос, 2011. – 288 с. URL: http://biblioclub.ru/ index. php?page= book&id=233786 (дата обращения 20.01.2020).

 

Тема 4 (2 часа). Деловая коммуникация: понятие, формы, особенности

План семинарского занятия

1 Деловые коммуникации: понятие, цели и особенности.

2 Виды деловых коммуникаций:

2.1 внутренние и внешние коммуникации.

2.2 горизонтальные, восходящие и нисходящие коммуникации.

2.3 формальные и неформальные коммуникации.

3 Формы деловых коммуникаций:

3.1 деловые беседы, совещания, переговоры;

3.2 публичные выступления (доклады, сообщения, приветствия);

3.3 пресс-конференции;

3.4 дискуссии, дебаты, прения;

3.5 презентации;

3.6 деловые завтраки, обеды, ужины, фуршеты.

Вопросы для самоконтроля

1 Дайте характеристику видам деловых коммуникаций.

2 Охарактеризуйте основные формы деловых коммуникаций.

Примерные темы контрольных работ

1 Линейная модель коммуникации Г. Лассуэла.

2 Шумовая модель К. Шеннона - У. Уивера.

3 Циркулярная модель коммуникации У. Шрамма и Ч. Осгуда.

4 Модель коммуникации в менеджменте (Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.).

Список литературы

1 Большунов, А.Я. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров/ А.Я. Большунов, Н.И. Киселева, Г.И. Марченко, А.В. Новиков, А.Г. Тюриков, Л.И. Чернышова. - М., 2018. - 338 с.

2 Деловые коммуникации: учебник для бакалавров/ Под ред. В.П. Ратникова. - М.: Юрайт, 2014. - 240 с.

3 Жернакова, М.Б. Деловые коммуникации: теория и практика. Учебник для бакалавров/ М.Б. Жернакова, И.А. Румянцева. - М.: Юрайт, 2014. - 250 с.

4 Воронцов, С.Г. Модель коммуникации Г.Д. Лассуэлла как элемент методологии цивилистических исследований/ С.Г. Воронцов// Методологические проблемы цивилистических исследований. - 2019. - № .5 - С. 414-431.

5 Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться. Психология управления [Электронный ресурс]. URL: https://profilib.net/chtenie/7794 (дата обращения 20.01.2020).

6 Морозов, А.В. Деловая психология/ А.В. Морозов. - М.: Академический проект, 2005. - 145 с.

7 Павлова, Л. Г. Деловые коммуникации. Учебник студентов вузов/ Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - М.: КНОРУС. 2016. - 320 с.

8 Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие/ А.П. Панфилова. - СПб.: Знание, 2001.  - 300 с.

9 Сидоров, П.И. Деловое общение/ П.И. Сидоров, М.Е. Путин, И.А. Коноплева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 320 с.

10 Спивак, В.А. Деловые коммуникации. Теория и практика: учебник для бакалавров/ В.А. Спивак. - М.: Юрайт, 2014. - 234 с.

11 Шекшня, С. Управление персоналом современной организации [Электронный ресурс]/ С. Шекня. URL: http://litresp.ru/ chitat/ru/Ш/ (дата обращения 20.01.2020).

12 Питерс, Томас Дж. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки [Электронный ресурс]/ Томас Дж. Питерс, Р. Уотерман. - СПб.: Издательский дом "Вильямс", 2005. URL: https://refdb.ru/look/1697997-pall.html (дата обращения 20.01.2020).

 

Тема 5 (2 часа). Манипуляции в процессе делового взаимодействия

План семинарского занятия

1 Понятие и цели манипуляции в процессе делового взаимодействия, ее признаки и предпосылки.

2 Приемы манипуляции в процессе делового взаимодействия.

3 Методы нейтрализации приемов манипуляции в процессе делового взаимодействия.

4 Технологии убеждающего воздействия.

5 Механизмы межличностного влияния.

6 Основные стратегии убеждающего воздействия.

Вопросы для самоконтроля

1 Каковы цели манипуляции в процессе делового взаимодействия, ее признаки и предпосылки?

2 На какие группы можно разделить приемы манипуляции в процессе делового взаимодействия?

Примерные темы контрольных работ

1 Методы нейтрализации приемов манипуляции.

2 Манипуляция и контрманипуляция.

3 Приемы манипуляции и методы их нейтрализации.

Список литературы

1 Адамчик, В. 200 способов успешного манипулирования человеком/ В. Адамчик. - Мн.: Харвест, 2010. - 210 с.

2 Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Минск: Соврем. литератор, 2011. - 96 с.

3 Гагин, Т.В., Бородина С.С. Разоблачение магии, или настольная книга шарлатана/ Т.В. Гагин, С.С. Бородина. - СПб.: Питер, 2011. - 230 с.

4 Геген, Н. Психология манипуляции и подчинения/ Н. Геген. - СПб.: Питер, 2005 - 204 с.

5 Карнеги, Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей/ Д. Карнеги. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 220 с.

6 Кейт, Б. Практикум по НЛП для чайников/ Б. Кейт, Р. Ромилла. - СПб.: Питер, 2011. - 250 с.

7 Левин, Р. Механизмы манипуляции - защита от чужого влияния/ Р. Левин. - СПб.: Питер, 2016. - 230 с.

8 Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого Я/ Зигмунд Фрейд; [пер. с нем. Я.М. Когана ; пер. под ред. И.Д. Ермакова]. - Санкт-Петербург: Азбука, 2011. - 190 с.

9 Хенрик, Ф. Искусство манипуляции. Как читать мысли других людей и незаметно управлять ими [Электронный ресурс]/ Ф. Хенрик. URL: https://www.psychologos.ru/ articles/view/ iskusstvo - manipulyacii. (дата обращения 20.01.2020).

10 Чалдини, Р. Психология влияния. - СПб.: Изд-во Питер, 2012 - 270 с.

11 Шейнов, В.П. Искусство управлять людьми/ В. П. Шейнов.— Мн.: Харвест, 2004.— 512 с.

12 Шлахтер, В. Искусство доминировать [Электронный ресурс]/ В. Шлахтер, С. Хольнов. URL: https://avidreaders.ru/book/iskusstvo-dominirovat.html (дата обращения 20.01.2020).

 

Тема 6 (2 часа). Социально - психологическая структура личности

План семинарского занятия

1 Современные теории развития личности:

1.1 Психологическая концепция А. Адлера.

1.2 Теория черт личности Г. Оллпорта.

1.3 Теория факторного анализа черт личности Р. Кеттелла.

1.4 Классический психоанализ З.Фрейда.

2 Теории и типы темперамента, методы диагностики типа темперамента.

3 Теория о психосоциотипах К. Юнга, их характеристика. Методы диагностики психосоциотипов.

4 Девиантное поведение и его взаимосвязь с акцентуациями характера. Методы диагностики акцентуации характера.

5 Самооценка и уровень притязаний личности. Локус контроля.

Вопросы для самоконтроля

1 Каковы современные психологические теории развития личности? В чем их основной смысл и различие?

2 Что лежит в основе темперамента индивида с точки зрения сторонников гуморальной теории и физиологов?

3 Какова связь между акцентуациями характера и девиантным поведением? Можно ли прогнозировать девиантное поведение?

4 Охарактеризуйте связь между самооценкой и уровнем притязаний личности.

Примерные темы контрольных работ

1 Основные положения современных психологических теорий развития личности.

2 Психологическая характеристика типов темперамента и акцентуации характера.

3 Психологическая характеристика социотипов личности.

Список литературы

1 Годфруа, Ж. Что такое психология [Электронный ресурс]/ Жо Годфруа. В 2 т.- М: Мир, 1992. URL: https://www.rulit.me/books/chto-takoe-psihologiya-v-2-h-tomah-s-illyustr-read-249157-14.html (дата обращения 20.02.2020).

2 Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности/ О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2000. - 340 с.

3 Клонингер, С. Теории личности: познание человека/ С. Клонингер. - СПб.: Питер, 2003. - 720 с.

4 Леонгард, К. Акцентуированные личности/ К. Леонгард. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 230 с.

5 Немов, Р.С. Психология: Учебник для вузов/ Р.С. Немов. – М., 1997. - 540 с.

6 Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения/ К.К. Платонов. - М.: Наука, 1982. - 309 с.

7 Столяренко, Л.Д. Основы психологии/ Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 320 с.

8 Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции/ Зигмунд Фрейд; [пер. с нем. Я.М. Когана]. – М.: Просвещение, 1989. - 320 с.

В качестве тренажера по дисциплине "Технологии делового взаимодействия" рекомендуется использовать диагностические тесты для самопознания и определения индивидуально-личностных психологических характеристик деловых партнеров:

1 Опросник REN (Г. и С. Айзенк).

2 Опросник Мини-Мульт Сокращенный вариант Миннесотского многомерного личностного перечня MMPI.

3 Характерологический опросник Смишека-Леонгарда.

4 Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК).

5 Личностный дифференциал.

6 Тест Кэттелла (16PF-опросник).

7 Методика "Ценностных ориентаций" М. Рокича.

8 Проективные рисуночные тесты "Несуществующее животное", "Дом-Дерево-Человек".

9 Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина),  тест "Самооценка психических состояний Айзенка", тест Розенцвейга.

10 Определение направленности личности (ориентационная анкета).

11 Определение типа темперамента: Опросник Я. Стреляу, тест Белова.

12 Тест “Темперамент и социотип”, тест “Социотип личности”, “Цифровой тест социотипа”.

 

Тема 7 (2 часа). Кризисные коммуникации в процессе делового

Взаимодействия

План семинарского занятия

1 Понятие и сущность кризисной коммуникации.

2 Основные психологические проблемы и способы их решения.

3 Особенности и примеры психологических тупиков.

4 Классификация барьеров общения.

5 Слухи и сплетни: приемы нейтрализации негативного влияния.

6 Психологический климат в коллективе.

Вопросы для самоконтроля

1 Охарактеризуйте понятие кризисной коммуникации?

2 Назовите классификацию кризисов и возможные сценарии их развития. Каковы пути решения в кризисной ситуации?

3 Приведите примеры психологических тупиков. Как выйти из психологического тупика?

4 Перечислите виды барьеров общения.

5 Какова роль психологического климата в коллективе?

Примерные темы контрольных работ

1 Понятие кризисной коммуникации.

2 Психологические проблемы и тупики в процессе делового взаимодействия.

3 Барьеры общения.

4 Слухи как неформальный вид коммуникаций.

5 Приемы нейтрализации негативного влияния слухов.

Список литературы

1 Измайлова, М.А. Деловое общение [текст]: Учебное пособие/ М.А.Измайлова. – М., 2017. – 252с.

2 Как защититься от сплетен? [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/health/ psychologic/34025, свободный (дата обращения 02.12.2019).

3 Камардина, Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии [текст]: Учебное пособие/ Г.Г.Камардина. - Ульяновск: Наука, 2017. – 52с.

4 Кризисные коммуникации [Электронный ресурс]. URL: https:// yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru   (дата обращения 29.11.2019).

5 Крылов, А.А. Психология [текст]: Учебник/ А.А. Крылов. – М.: Проспект, 2016. – 495 с.

6 Крысько, В.Г. Социальная психология [текст]: Курс лекций / В.Г.Крысько. – М.: Омега-Л, 2017. – 352с.

7 Ольшанский, Д. В. Психология масс/ Д.В. Ольшанский. - СПб.: Питер, 2016. -368 с.

8 Панфилова, А.П. Психология общения [текст]: Учебник для студентов сред.проф. образования/ А.П.Панфилова. - М.: Академия, 2017. – 368с.

9 Понятие кризисных коммуникаций [Электронный ресурс]. URL: https://yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru (дата обращения 29.11.2019).

10 Попова, Л.Л. Современные технологии общения [текст]: Учебное пособие/ Л.Л. Попова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. – 180с.

11 Ракей, И.Р. Основы делового общения [текст]: Учебно-методический комплекс для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» / И.Р.Ракей. - Мн.: МГВРК, 2017. – 176с.

12 Реан, А.А. Психология и педагогика [текст]: Учебное пособие /А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2017. – 432с.

13 Сансызбаева, К.З. Особенности психологического климата в коллективе [Электронный ресурс]/ К.З. Сансызбаева, А.Б. Шуриева // Молодой ученый. - 2017. —- №9. —-  С. 284-288. —URL: https://moluch.ru/archive (дата обращения 01.09.2019).

14 Сердюк, И.И. Социальная психология [текст]: Учебно-методическое пособие / И.И.Сердюк. – Краснодар: КубГУ, 2017. – 136 с.

15 Что такое психологические тупики? [Электронный ресурс]. URL: http://intensia-freedom.narod.ru/psiprichi.html (дата обращения 30.11.2019).

16 Коммуникативные барьеры [Электронный ресурс]. URL: http://psyera.ru/ kommunikativnye-barery-1683.htm (дата обращения 30.11.2019).

 

Тема 8 (2 часа). Вербальные и невербальные аспекты делового

Взаимодействия

План семинарского занятия

1 Значение невербальной коммуникации в процессе делового взаимодействия.

2 Общее представление о невербальной коммуникации.

3 Организация пространства в процессе делового взаимодействия.

4 Основные коммуникативные жесты в процессе делового взаимодействия.

5 Вербальные аспекты коммуникации в процессе делового взаимодействия.

Вопросы для самоконтроля

1 Охарактеризуйте роль невербального общения в процессе коммуникации.

2 Дайте характеристику экстралингвистической системе невербальной коммуникации.

3 Дайте характеристику паралингвистической системе невербальной коммуникации.

4 Дайте характеристику оптико-кинетической системе невербальной коммуникации.

Примерные темы контрольных работ

1 Язык жестов в социальных контактах.

2 Системы невербальной коммуникации.

3 Жесты в психологии лжи.

4 Организация невербального сообщения.

Список литературы

1 Гулевич, О.А. Психология коммуникации/ О.А. Гулевич.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.- 384 с.

2 Морозов, А.В. Психология влияния/ А.В. Морозов. – СПб, 2000. - 350 с.

3 Пиз, А. Язык жестов, или Как читать мысли других людей по их жестам/ А.Пиз. – Н.Новгород, 1994. - 246 с.

4 Пиз, А., Гарнер А. Язык разговора/ А. Пиз, А. Гарнер. - М.: Эксмо. - 220 с.

 

Тема 9 (2 часа). Конфликты в процессе делового взаимодействия

План семинарского занятия

1 Характеристика конфликта как социально-психологического феномена.

2 Теории механизмов возникновения конфликтов.

3 Формы и виды конфликтного взаимодействия.

4 Теории поведения личности в конфликте.

5 Транзакционный анализ конфликтных ситуаций.

6 Конфликты в организации. Особенности управления организационными конфликтами.

7 Методы разрешения конфликтов в современных организациях.

8 Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.

Вопросы для самоконтроля

1 Охарактеризуйте различия между конфликтом и конфликтной ситуацией.

2 Какие стадии развития конфликта можно выделить?

Примерные темы контрольных работ

1 Классификация социальных конфликтов и их характеристика.

2 Функции конфликтов в организации.

3 Основные источники конфликтов, их характеристика.

4 Социальная напряженность и основные методы ее регулирования.

5 Психологическая напряженность, ее роль в конфликте.

6 Стратегии и тактики конфликтного взаимодействия.

7 Конфликты в сфере управления: типы и способы разрешения.

8 Особенности восприятия конфликтной ситуации.

9 Общение как основной элемент конфликтного взаимодействия.

10 Модели конструктивного поведения в конфликте.

11 Профилактика и предупреждение конфликтов.

12 Техника контроля и управления конфликтной ситуацией.

13 Деструктивное поведение в конфликте.

14 Применение уловок при конфликтном взаимодействии.

15 Техника посреднической деятельности в конфликте.

Список литературы

1 Габдулхакова, Л.К. Управление конфликтами в организации/ Л.К. Габдулхакова// HUMAN PROGRESS. – 2017. - № 3. – С. 6.

2 Деева, О.С. Труфанова А.С. Методы разрешения конфликтов в современных организациях/ О.С. Деева, А.С. Труфанова// Державинские чтения. – 2017. – С. 225-240.

3 Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии/ С.М. Емельянов. – СПб: Питер, 2009. – 384 с.

4 Кареев, Д.В. Социально-психологические особенности конфликтов в организациях и технологии их разрешения/ Д.В. Кареев//Вестник Ивановского гос.университета. – 2017. - № 1. – С. 36-41.

5 Козырев, Г.И. Конфликтология [Электронный ресурс]/ Г.И. Козырев. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 289 с. URL: https:// znanium.com/ catalog/product/ 1002552 (дата обращения 20.11.2020).

6 Колесникова, С.В. Практикум по конфликтологии или Учимся разрешать конфликты (для студентов всех направлений подготовки) [Электронный ресурс]/ О.П. Фесенко, С.В. Колесникова. - Москва: ФЛИНТА, 2014. – 128 с. URL: https://znanium.com/catalog/product/458059 (дата обращения 20.11.2020).

7 Конфликтология [Электронный ресурс]/ Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 301 с. URL: https://znanium.com/catalog/product/982125 (дата обращения 20.11.2020).

8 Литвиненко, Т.Ю. Транзакционный анализ конфликтных ситуаций/ Т.Ю. Литвиненко//Евразийский союз ученых. – 2019. - № 7. – С. 26-27.

9 Пасько, О.А. Практикум по картографии/ О.А. Пасько, Э.К. Дикин. - Томск: Изд-во Томского политех. университета, 2014. - 175 с. URL: https://znanium.com/catalog/product/701594 (дата обращения 20.11.2020).

 


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.