Спрос и предложение денег, факторы, их определяющие. Количественная теория денег. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Спрос и предложение денег, факторы, их определяющие. Количественная теория денег.

2024-02-15 17
Спрос и предложение денег, факторы, их определяющие. Количественная теория денег. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом; важнейшая макроэкономическая категория, позволяющая анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм достижения равновесия, в экономике, согласованность работы товарного и денежного рынков и т. д.

Обычно выделяют три основные функции денег:

1. средство обращения (платежа);

2. мера стоимости (измерительный инструмент для сделок);

3. средство сбережения, или накопления богатства.

Спрос на деньги определяется тремя мотивами:

1. Трансакционный – спрос на деньги для сделок, который меняется пропорционально ВВП, т.к. чем больше в обращении товаров и услуг, тем больше потребуется денег для обслуживания товарооборота.

2. Мотив предосторожности – хранение определенной суммы наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем.

3. Спекулятивный (спрос на деньги со стороны активов) – обусловленный формами финансовых активов и их доходностью. Чем выше доходность акций, облигаций, векселей и других финансовых активов, тем ниже интерес субъектов к хранению наличных средств в банках.

Таким образом, выделяют следующие факторы, влияющие на спрос на деньги:

- уровень дохода; - скорость обращения денег; - ставка процента.

Количественная теория денег (классическая) определяет спрос на деньги с помощью уравнения обмена И. Фишера: MV = PQ, где M – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; P – уровень цен (индекс цен); Q – объем выпуска в реальном выражении.

Вся совокупность разнообразных финансовых средств, обращающихся на рынке в качестве денег, образует предложение денег. Оно зависит от: 1. дефицита государственного бюджета; 2. уровня денежных доходов населения; 3. уровня развития банковской системы.

Необходимое количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

* количество проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);

* Д = Т · Ц/v, Д — денежная масса; Т — товарная масса; Ц — цена; v — скорость оборота денег.

Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

Фридмен предложил ввести правило «механического» прироста цен массы, который отражал бы два фактора:

• уровень ожидаемой инфляции

• темп прироста общественного продукта.

Прирост денег в обращении должен соответствовать приросту ВНП, при выборе темпа роста денег он предлагает обеспечить равномерный прирост денежной массы.

Фридмен исходил из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Рост денежного предложения (процент прироста денег) должен обеспечивать стабильность цен.

Предложение денег контролируется ЦБ и фиксировано на определенном уровне LS. Спрос на деньги (кривая LD) рассматривается как убывающая функция от ставки процента для заданного объема дохода.

 

 

16. Государственный бюджет, его доходы и расходы. Дефицит и профицит государственного бюджета и методы их регулирования.Государственный бюджет – это основной финансовый план страны, имеющий силу закона. Годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.Сбалансированный бюджет– бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов. В случае если доходы и расходы в бюджете разняться, то возникает дефицит или профицит бюджета.Бюджетный дефицит– сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.Бюджетный профицит – сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Он возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита.Структурные сдвиги в бюджете происходят в результате изменений в системе налогообложения и государственных расходов. Поэтому дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако при исполнении бюджета реальный дефицит оказывается, как правило, больше структурного. Основной причиной этого является характерный для рыночной экономики циклический характер ее развития. Спад производства приводит к тому, что доходы предпринимателей и населения сокращаются. Следствием этого является уменьшение налоговых поступлений в госбюджет. В то же время расходы из бюджета увеличиваются, так как растут выплаты по безработице и другим социальным программам. Разность между реальным и структурным дефицитом составляет циклический дефицит бюджета.Источники финансирования бюджетного дефицита:Внутреннее финансирование: - выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней- использование средств центрального банка.Внешнее финансирование: - продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке- кредиты иностранных банков и международных финансовых организаций- кредиты иностранных правительств.Вместе внутренне и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.

 

17. Фискальная политика государства, ее виды и инструменты, роль в регулировании экономики.Фискальная (или бюджетно-налоговая) политика, как и монетарная политика, – это разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т. е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Целью фискальной политики являются стабильный экономический рост, полная занятость (отсутствие циклической безработицы) и стабильный уровень цен (отсутствие инфляции). Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: налоги и государственные расходы.Фискальная политика включает:1) дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику; Выделяют два вида дискреционной политики (в зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика): - Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии. Имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Она приводит к дефициту бюджета. - Рестриктивная (сдерживающая) фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции (при перегреве экономики). Имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Она приводит к избытку госбюджета.2) недискреционную (автоматическую) политику, основанную на автоматической стабилизации экономики. Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.Встроенный стабилизатор – любой механизм, который повышает бюджетный дефицит (или снижает бюджетный профицит) во время экономического спада, и повышает бюджетный профицит (или снижает бюджетный дефицит) во время инфляции, не требуя при этом каких-либо действий со стороны политиков.Стабилизатор – ставканалогообложения.Государственные расходы G – величина постоянная и не зависит от уровня ВВП. Этот уровень утверждается правительством. Уровень налоговых поступлений не утверждается правительством, задаются лишь налоговые ставки. Величина налоговых поступлений изменяется в том же направлении, что и уровень ВВП, реально достигаемый экономикой.Чем меньше ВВП, тем ниже налоги. При экономическом спаде наблюдается снижение ВВП, что требует снижения налогов и переход от профицита к дефициту государственного бюджета, т.е. необходимость проведения экспансионистской фискальной политики. Если система налогообложения прогрессивная, то это происходит автоматически.

При росте ВВП (повышении уровня деловой активности) повышаются налоги, наблюдается переход от дефицита к профициту – автоматически осуществляется сдерживающая фискальная политика.

Таким образом, встроенная стабильность – реакция налоговых поступлений на изменение уровня ВВП. Встроенная стабильность позволяет снизить амплитуду цикла колебаний деловой активности. Однако встроенная стабильность позволяет лишь смягчить, но не устранить реальные изменения ВВП. Для устранения инфляции может потребоваться так же проведение кредитно-денежной политики.

Стабилизатор – пособия по безработице.

Пособия по безработице тормозит снижение совокупного спроса и совокупного уровня доходов. Этот стабилизатор имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета в период спада и уменьшать дефицит в период инфляции спроса без принятия каких-либо специальных мер со стороны государства.

Роль встроенных стабилизаторов фискальной политики – автоматическое проведение фискальной политики (экспансионистской и/или сдерживающей) в различные периоды экономического цикла и смягчение реальных изменений ВВП.

Государственные расходы обладают мультипликационным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и т.д. потребительских расходов. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате прироста государственных закупок товаров и услуг.

Подобно государственным расходам налоги также приводят к мультипликационному эффекту, однако их воздействие на ВНП меньше (это связано с тем, что государственные расходы – одна из составляющих совокупных расходов, а налоги – это фактор, влияющий на одну из переменных – потребление).

Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения государственных расходов на единицу: Мg = ΔВВП / ΔG.

Налоговый мультипликатор (Mt) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов: Мt = ΔВВП / ΔT.

Мультипликатор сбалансированного бюджета – это показатель, отражающий изменение объема выпуска в результате изменения государственных расходов и налоговых поступлений, которые в свою очередь меняются на одну и ту же величину (ΔT = ΔG).

Увеличение расходов государства увеличит объем выпуска, а увеличение налогов снизит его. Но так как мультипликационный эффект от увеличения налогов слабее эффекта мультипликатора госрасходов, то действие мультипликатора сбалансированного бюджета приведет к росту объема выпуска (ΔВВП). Иначе говоря, эффект мультипликатора сбалансированного бюджета равен разности действия мультипликатора госрасходов и налогового мультипликатора.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.