Проблема ограниченности экономических ресурсов. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Проблема ограниченности экономических ресурсов. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки.

2024-02-15 21
Проблема ограниченности экономических ресурсов. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экономические ресурсы – это все виды природных и человеческих возможностей, которые используются для производства товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей. Виды ресурсов:

1) Земля – объединяет все виды природных ресурсов: ископаемые, земельные территории, леса, воду, флору, фауну, климатические и рекреационные возможности.

2) Труд – вид ресурсов, охватывающий людей, которые заняты в производственной (хозяйственной) деятельности. Трудовые экономические ресурсы – это не только труд, а весь человеческий капитал, в котором отражается уровень развития трудящихся.

2.1) Рабочая сила – это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду.

2.2) Предпринимательская способность – представляют собой способность основывать прибыльное дело и эффективно им управлять.

3) Капитал, к нему относятся средства производства (оборудование, машины, транспорт, здания и сооружения) и финансовые возможности (средства, которыми распоряжаются банки и частные лица, отдавая их в пользование в виде кредитов и инвестиций).

4) Информация, сюда входят знания о потребностях, возможностях, технологиях производства и управления, ценах и т.д.

Ограниченность ресурсов – это конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.

При решении проблемы ограниченности ресурсов и безграничности потребностей возникает выбор: какие потребности требуют немедленного удовлетворения, какие можно отложить, а от каких отказаться. Графически выбор иллюстрируется кривой производственных возможностей.

КПВ всегда выпукла от начала координат, так как характеризуется ростом альтернативных издержек.

Если точки лежат на кривой, то это эффективное производство, так как затрачиваются все ресурсы. Точка Е характеризует неэффективное производство, ввиду не использования части ресурсов, Ж - невозможный объем производства. КПВ может изменить свое положение если:

- улучшается технология производства одного товара, изменяется угол наклона и увеличиваются возможности производства одного из товаров;

- если увеличивается количество располагаемых ресурсов, КПВ смещается от начала координат.

Альтернативные издержки – экономический термин, обозначающий упущенную выгоду в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Величина упущенной выгоды определяется полезностью наиболее ценной из отброшенных альтернатив. Альтернативные издержки – неотделимая часть любого принятия решений.

Закон: в экономике полной занятости при увеличении производства одного блага на единицу приходится жертвовать все большим количеством другого блага. Иными словами, производство каждой дополнительной единицы блага Y связано для общества с потерей все большего количества блага X.

Роль в экономическом выборе:

- Выбор является оптимальным, если его альтернативные издержки минимальны. Рациональный экономический агент минимизирует альтернативные издержки.- Альтернативные издержки не могут быть меньше нуля.

 

2. Рыночное равновесие на товарных рынках.Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.Равновесная цена (Рe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Сущность равновесного объема состоит в том, что при нем спрос равен предложению: Qd = Qs.

Последствия рыночного дефицита: рост рыночной цены; снижение величины спроса; рост величины предложения; формирование нового равновесия при новом уровне цен.

Последствия избытка: обратные /\

Государство может устанавливать фиксированные цены, которые могут быть как ниже, так и выше равновесных рыночных цен. Причинами такого вмешательства выступают социальные проблемы – неравенство в доходах, низкий уровень жизни населения, ограниченный доступ к потребительским благам и т. п. Поэтому чаще всего государственное вмешательство в рыночное ценообразование сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. При верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае будет продано Q'q единиц блага, во втором - Q"s.

Последствия контроля над ценами, особенно при длительном их применении, имеют отрицательный эффект как в социальной, так и экономической сфере. Контроль над ценами приводит к сокращению производства, нехватке товаров, товарному дефициту. Покупатели такого «регулируемого» товара сталкиваются с нормированием его распределения теперь уже неценовыми методами: карточки, очереди, списки и др. Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по более высоким ценам и, соответственно, становятся еще более недоступными для социально незащищенных групп населения. Кроме того, теневые структуры, не платя налоги государству, реально сокращают возможности для социальной защиты населения и бюджетных отраслей, таким образом, число неплатежных граждан будет увеличиваться.

Максимально верхняя граница цены (так называемая "социально низкая цена") - это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, "потолок" цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения "черного рынка".Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела ("пола") цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Дотация – это отрицательный налог, или "налог наоборот". Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V руб. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая производителями, повышается до Р+.

 

 

 

 

 

 

3. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности спроса.Эластичность – показатель изменчивости или гибкости величины спроса и предложения в ответ на изменение определяющих их факторов. Выделяют следующие виды эластичности спроса:1а). Эластичность спроса по цене – показывает степень реакции показателя на изменение цены данного товара. Бывает точечная (которая измеряет эластичность в точке на кривой спроса или при небольших изменениях цены) и дуговая (измеряет эластичность на дуге кривой спроса). Определяются по формуле: Epd = ΔQd%/ΔP%. Ерd - эластичность спроса по цене.Если Е < 1 – не эластичный (даже при значительных изменениях цены объем продаж меняется незначительно). Если Е > 1 – эластичный (при небольших изменениях цены, объем продаж сильно изменяется). Если Е = 1 – единичная и динамика спроса полностью повторяет динамику изменения цен.Если Е = 0 – нулевая эластичность, абсолютно неэластичный спрос (любые изменения цен не влияют на объем продаж). Если Е = ∞ – абсолютно эластичный спрос (при незначительных колебаниях цены объем продаж молниеносно расширяется до бесконечности или сокращается до нуля).1б). Эластичность спроса по доходу – показывает степень изменения объема спроса при изменении дохода покупателя. Еld– эластичность спроса по доходу. Положительная, если Еld> 0 – потребитель считает товар полноценным (нормальным) и увеличивает его закупки при возрастании своего дохода;Отрицательная, если Еld< 0 – увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, т.к. оно является низкокачественным;Если 0 < Еld< 1 – спрос на благо растёт медленнее доходов, это товары первой необходимости;Если Еld> 1 – спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения – предметы роскоши. Спрос на товар зависит не только от цен, но и от уровня цен на другие товары. Для учета влияния сопутствующих и заменяющих товаров используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется спрос на один товар (Х) при изменении цены на другой товар (У). Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае, если цена на первый из них сильно меняется. Exy = ΔQdx(%)/ΔPy(%). Значение Exy говорит о связи между товарами Х и У.- Если Exy = 0 – свидетельствует о независимости данных товаров.- Если Exy> 0 – то Х и У взаимозаменяемые в потреблении, поскольку изменение цены на один из них приведет к изменению величины спроса на другой в том же направлении.- Если Exy< 0 – указывает на взаимодополняемые товары, т.к. рост цены на один товар (У) вызовет снижение величины спроса на другой товар (Х).Факторы, влияющие на эластичность спроса: наличие заменителей, удельный вес товара в бюджете потребителей, размер дохода, качество товара, размер запаса, ожидание потребителя.

2). Эластичность предложения – отношение изменения предложения в %-й величине и колебания цен: Eps=ΔQs/Qs : ΔP/P. 5 видов эластичности как и в спросе. Факторы, влияющие на Э.П.:

1. Фактор времени – время, необходимое производителю для приспособления к новой цене. Различают:

- Мгновенный период (слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объемах выпуска. В этом случае Eps=0 абсолютно неэластично)

- Краткосрочный период (в течение которого производственные мощности неизменны, фирма может изменить лишь количество переменных ресурсов, поэтому объемы производства меняются незначительно и Eps<1 – неэластично).

- Долгосрочный период (в течение которого фирма может изменить производственные мощности, при этом объемы производства меняются значительно и Eps>1 – эластично).

2. Дефицитность ресурсов. 3. Степень гибкости производства (способность его к созданию дифференцированных продуктов, новых изделий). 4. Возможность повторного производства продукта.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.