Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2022-11-24 | 82 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Волчки разных сортов и марионетки,
И сияющие золотые яблоки от звонко-голосых Гесперид...
Орфей Фракийский
Хоть я натура не стремительная или раздражительная,
Однако, есть во мне что-то опасное,
Что устрашает твою мудрость...
Гамлет, Акт 5
Был высказан аргумент, обоснованный в отношении крайней древности и преемственности некоторых традиций, касающихся неба. Даже если Ручная Мельница Амлоди, Гротти и Сампо, как индивидуальные мифы, не прослеживаются дальше Средних веков, они выведены различными путями из великого и прочного наследия астрономической традиции Ближнего Востока.
Настало время определить источник образа Мельницы, а после — вероятные значения её предполагаемого раскола и возникновения водоворота.
Отправной точкой является Греция. Клеомед (ок. 150 г. н. э.), говоря о северных широтах, заявляет (1.7): «Небеса там вращаются так же, как мельничный жёрнов». Аль-Фаргани на востоке обсуждает ту же идею, а его коллеги дополняют её деталями. Они зовут звезду Кохаб, бету Малой Медведицы — «мельничной втулкой», а звёзды Медвежонка, окружающего Северный Полюс — Фас аль-раха (отверстие мельничной втулки), «потому что они представляют собой, так сказать, дырку (осевое кольцо), в которой проворачивается мельничная ось, поскольку ось экватора (полярная ось) находится в этом регионе, довольно близко к звезде Аль-Джейди (козёл, Полярная звезда: альфа Малой Медведицы)». Эти слова арабского космографа аль-Казвини комментирует Иделер [n1 Людвиг Иделер, Исследование о происхождении и значении имён звёзд, Ludwig Ideler: Untersuchung uber den Ursprung und die Bedeutung der Sternnamen (1809), стр. 4, 17.]:
«Koth (в нем. версии Kothb) — общепринятое название полюса, означающее в действительности ось подвижного верхнего жёрнова, проходящую сквозь зафиксированный нижний жёрнов, которая называется «мельничным валом» /mill-iron/. На этой неясности основана аналогия, упомянутая Казвини. Сфера небес воображалась как вращающийся жёрнов, а Северный Полюс как ось вращения мельничного вала... «Фас» пояснялось Giggeo... как rima /трещина/, scissura /расщеп/ и т.п.... /Название/ Фас аль-раха из нашего текста, стоящее на Дрезденском глобусе рядом с Северным полюсом, будет поэтому означать ось вращения».
|
Ещё дальше на восток, в Индии, «Бхагавата Пурана» рассказывает нам как добродетельный принц Дхрува /Dhruva/ был назначен Полярной звездой. [n2 Ф. Норманн, Мифы о звёздах, F. Normann, Mythen der Sterne (1925), стр. 108. См. Шримад-Бхагаватам, в «Кришна-Двайпаяна Вьяса», The Srimad-Bhagavatam in Krishna-Dwaipayana Vyasa 5.3 (trans. J. N. Sanyal, т. 2, стр. 248 и дал.): «Подобно волам, привязанным к колу, закреплённому в центре гумна, покидающим свои места, чтобы двигаться по кругу на коротких, средних и больших расстояниях, так же, закреплённые на внутренней и внешней части круга времени, существуют звёзды и планеты, поддерживая себя относительно Дхрувы; и, толкаемые ветром, они выстраиваются во всех направлениях до конца кальпы /мировой эпохи/.]. Исключительная «добродетель»принца, которая взволновала даже богов, заслуживает упоминания: он стоял на одной ноге больше месяца, без движения. Вот то, что было объявлено ему: «Звёзды и их фигуры, а также планеты будут вращаться вокруг тебя». Таким образом, Дхрува поднялся на самый высокий шест, «возвышенное сидение Вишну, вокруг которого звёздные сферы странствуют вечно, подобно вертикальной оси зерновой мельницы, вращаемой без конца работающими волами».
Сравнение с волами, движущимися по кругу, не чуждо и Западу. Оно осталось в наших языках благодаря латинскому слову Septemtriones, семь молотящих волов Большой Медведицы: «то, что мы называем Семью Волами», согласно цицероновскому переводу Арата /Aratus/.
На более близком уровне это высказывание Тримальхиона /Trimalchio/ из петрониевского Сатирикона (Satyricon, 39): «Так сфера неба вращается подобно жёрнову, и всегда делает что-нибудь плохо».
|
Это не чуждая древним идея, что мельницы богов мелят медленно, и что результатом обычно является страдание.
Итак, образ путешествует далеко и пространно многими каналами, достигая Севера посредством кельто-скандинавской передачи и появляясь у Снэбьорна вследствие его разведывательного плавания в Арктику. Это надо добавить к тем его загадочным строкам, которые известны теперь фоном в скандинавских знаниях. Девять мрачных богинь, которые «когда-то мололи муку Амлоди», работают теперь на «много-жестокой скальной ручной мельнице», за границей мира, являясь со своей стороны только представительницами призрачной контролирующей силы, называемой Мундилфёри /Mundilfoeri/, буквально «толкач ручки». (Приложение 15).
Слово «мундил» /mundil/, говорит Рюдберг, «никогда не используется в старой норвежской литературе ни для чего, кроме ручки, которой вращается подвижный жёрнов» [n3 В. Рюдберг, Тевтонская мифология, V. Rydberg, Teutonic Mythology (1907), стр. 581 и дал. Новый международный словарь Вебстера, Webster's New International Dictionary, 2-е изд., описывает "mundle": Палка для взбивания. Устаревшее, за исключением диалектного употребления. (Мы обязаны этой ссылкой г-же Джин Уитнэк, Jean Whitnack.)], и оно подтверждается словарём Вигфуссона /Vigfusson/, который говорит, что «мундил» в «Мундилфёри» отчётливо имеет отношение к «повороту вокруг или кругообращению небес».
Так и есть на самом деле. Но Рюдберг, после установления этимологии, не стал упорно следовать значению. Машинисты и пилоты, которые придумали термин «джой стик» /joy stick, букв. «палка радости»/, уже могли догадаться. В санскрите «Прамантха» /Pramantha/ — это мужская огненная палка, или маслобойка, которая служит для извлечения огня. И Прамантха превращается в греческого Прометея, персонажа, к которому необходимо возвращаться не раз.
Аргумент, таким образом, доказан. Но здесь есть неясность, которая раскрывает дальнейшие глубины идеи. «" Мёндулл " /Moendull/ пришло из санскритского " Мантхати " /Manthati/», — говорит Рюдберг, — «это значит "качать, крутить, сверлить" (от корня manth-, от которого позже произошло латинское "ментула" /mentula, пенис (мат) – откуда жаргонное совковое «мантулить»/, встречающееся в некоторых пассажах Ригведы. Прямое значение всегда отсылает к извлечению огня посредством трения». [n4 Называть это «трением» — хороший способ, чтобы отказаться от опасных определений: в действительности же санскритский корень math, manth означает сверление в прямом смысле, то есть речь идёт о возвратно-поступательном движении (См. Х. Грассманн, Словарь Ригведы, H. Grassmann, Worterbuch zum Rig-Veda [1955], стр. 976 и дал.). Этот корень есть в известном Амритамантхана /Amritamanthana/, Взбивании Молочного Океана, а эта очень характерная маслобойка из Индии и эта палка для извлечения огня имели далеко идущее влияние на космологические концепции].
|
Следует прямо сейчас отметить, что «огонь» на самом деле — большой круг, простирающийся от Северного полюса небесной сферы до её Южного полюса, откуда и такие странные высказывания, как (Ригведа 5.13.6): «Агни! Как обод [n5 Обод колеса, в который вставлены спицы.] — спицы, так ты окружаешь богов» (Агни — это так называемый «бог огня», или персонифицированный огонь.) Атхарваведа /Atharva Veda/, сверх того, говорит, что огненные палки принадлежали «скамбха» /skambha/ [n6 10.8.20 Cf. RV 10.24.4 and 10.184.3 с ремаркой Гелднера /Geldner/, что в этой строфе Атхарваведы огненные палки расцениваются как великий секрет и приписываются скамбхе.], мировой оси, именно той скамбхе, от которой происходит Сампо.
То, что выглядит большой путаницей, в реальности — только два различных аспекта одной и той же сложной идеи. Зажигание огня на полюсе — часть этой идеи. Но читатель не в первый раз сбит с толку образностью, которая позволяет представлять планеты на полюсе, даже если только с целью разжечь «огонь», которого хватит на новую мировую эпоху, править которой суждено особому «Прамантха». Ручка, «мёндулл», и палка для добывания огня взаимодополняющи: оба имели великие продолжения, которые накладывались друг на друга и на множество мифов. Препятствия, которые воображение должно преодолеть — это ассоциации, спонтанно связанные с «огнём», реально горящим в камине или очаге, и «огнём», который ассоциируется с упомянутым «джойстиком». Оба не имеют значения, применимого к космологической терминологии, но дают лингвистике взаймы средство, которое использовалось для транспортировки идей астрономии и алхимии.
|
Большинство из этих мифов, тем не менее, приходят под вводящим в заблуждение именем. Они понимаются как имеющие дело с концом мира. Но есть крайне мало «эсхатологических» мифов, имеющих право на этот ярлык. Например, «Сумерки Богов» понимаются как конец мира, хотя есть недвусмысленное свидетельство противоположного в «Прорицании Вёльвы» /Voluspa/ и других главах Эдды. Что действительно приходит к концу — это мир в смысле мировой эпохи. Катастрофа очищает прошлое, которое замещается «новыми небесами и новой землёй» и правлением новой Полярной звезды. Библейский потоп был также концом мира, и приключения Ноя повторялись во многих традициях и многих формах по всей планете. Греки знали три последовательных разрушения.
Тождество, во множестве версий, Мельницы и неба, таким образом, повсеместно понято и принято. Но до сего дня никого не удивляет вторая части истории, которая /также/ встречается во множестве версий. Как и почему всегда получается, что эта Мельница, втулка которой — Полярная звезда, терпит крушение и срывается с петель?Раз архаичное сознание уловило вечно-постоянное вращение, что заставило его думать, что ось выскочила из дырки? Какая память катастрофических событий сотворила эту историю о разрушении? Почему должен был Вяйнямёнен (и не он один) ясно выразиться, что должна быть создана другаяМельница ?Почему Дхрува был назначен на роль Полярной звезды – и для данного цикла? [n7 Вишну Пурана 1.12 (d. 2.8, стр. 187, Wilson translation) выдаёт страсть индийцев к огромным и нереалистичным цифрам: Дхруве отведена одна кальпа — 4 320 000 лет.] Потому что эта история не имеет ни малейшего отношения к сотворению мира. Можно было бы даже поинтересоваться — в качестве альтернативы в ответ на вызов, брошенный Рюдбергом, /переведшим «lidmeldr» Снэбьорна, как/ «часть тела в качестве зерна для помола» — не поднимали ли Бергельмира /Bergelmer/ тем же макаром «на жёрнов», чтобы он исполнил роль Полярной звезды?
Что такое Прецессия? Очень немногие беспокоятся о том, чтобы узнать это, однако любому человеку нашего времени, который знает, что земля вращается вокруг своей оси, пример вращения волчка с его наклонной осью, медленно вращающейся по кругу, сделает это знание интуитивно понятным. Любой, кто играл с гироскопом, знает всё о Прецессии. Как только ось отклоняется от вертикали, гироскоп начинает медленное и упорное движение по окружности, которое меняет его направление до тех пор, пока это отклонение постоянно. Земля, /этот/ вращающийся волчок с осью, отклонённой относительно солнечной тяги, ведёт себя подобно гигантскому гироскопу, который совершает полный оборот за 25 920 лет.
|
Простой ответ заключён в следующем факте: Полярная звезда перестаёт быть полярной, и каждые несколько тысяч лет другая звезда выбирается как наилучшее приближение к этой позиции. Хорошо известно, что Великая Пирамида, столь тщательно нацеленная, ориентируется не на нашу Полярную звезду, а на альфу Дракона, которая была Полярной пять тысяч лет назад. Но, как упоминалось выше (в Интермедии), современникам очень трудно вообразить, что люди столь удалённых эпох могли отследить такое незначительное смещение, поскольку многие из них не были осведомлены о /более/ простых фактах. Как доктор Александр Пуго /Pogo/, паломарский астроном, писал в разочаровании: «Я прекращаю дальнейшее цитирование примеров неизлечимой веры наших египтологов в неподвижность небесного полюса» [n8 О проблеме идентификации северного созвездия древними египтянами, "Zum Problem der Identifikation der noerdlichen Sternbilder der alten Aegypter," ISIS 16 (1931), стр. 103.]. Однако, существует достаточно мифов, чтобы продемонстрировать: давным-давно было ясно, что сфера неподвижных звёзд не предназначена, чтобы кружиться вокруг одного и того же колышка вечно. Несколько мифов говорят о том, как Полярную звезду подстрелили или удалили каким-то другим способом. Это мы оставили для Приложения 15.
Что касается второго двусмысленного выражения, а именно, что Солнце восходит «в» созвездии (или знаке) — оно означает, что Солнце восходит с этим созвездием, делая его невидимым. Есть несколько причин полагать, что созвездие (и планеты, которые оказались в нём), «в» котором взошло равноденственное Солнце, характеризовались как «жертвенные», «привязанные к жертвенному столбу», и тому подобное; это же может объяснить, почему Христос, открывший мировую эпоху, в которой Рыбы восходили гелиакически /гелиактически/ весной, был понимаем как жертвенный агнец. Когда Рыбы — последнее созвездие, видимое на востоке перед восходом Солнца, тоСолнцевосходит вместе, то есть, «в» следующем созвездии — Овне.
Связность в неразберихе традиций будет восстановлена, если выяснится, что это было отсылкой к величайшему небесному феномену, Прецессии равноденствий. Явление, с которым мы имели дело уже в «Интермедии», но очень важно, чтобы оно было рассмотрено ещё раз. Оно такое медленное, и за срок человеческой жизни такое незаметное, что считают само собой разумеющимся [n9 Т.е. на протяжении, по крайней мере, последних ста лет. В прежние времена, когда человечество ещё не было «заражено» биологической схемой эволюции, учёные демонстрировали большее доверие могуществу творцов высоких цивилизаций], что никто не мог бы определить Прецессию до предполагаемого открытия Гиппарха в 127 году до н. э. Гиппарх открыл и доказал, что происходит Прецессия — вращение /земной оси/ вокруг полюса эклиптики [n10 См. Птолемей, Построение, Ptolemy, Syntaxis 7.3 (Manitius trans., т. 2, стр. 16 и дал.). Величина, рассчитанная Гиппархом и принятая Птолемеем, была: 1 градус за сто лет. ]. Это говорит о том, что надо иметь практически современные инструменты, чтобы определить движение за короткий промежуток века, и это, конечно, так. Никто не говорит, однако, что открытие было результатом наблюдений в течение века. Смещение на один градус за 72 года, накапливаясь за века, производит ощутимое смещение в определённых ключевых позициях, если ум наблюдателей достаточно настойчив, и /они/ знают, как хранить записи. Техника наблюдения была относительно простой. Она основана на гелиактическом восходе звёзд, который оставался фундаментальной характеристикой в Вавилонской астрономии. Телескопом древности, как сказал сэр Норман Локьер /Norman Lockyer/, была линия горизонта. Если вы поняли, что определённая звезда, которая имела обыкновение восходить перед равноденственным солнцем, больше не видна в этот день, ясно, что шестерёнки неба сместились. Если эта звезда была последней из данной зодиакальной фигуры, это означало, что равноденствие перемещается в новую фигуру. Потому нет никаких сомнений — как было сказано — что далёкая древность была осведомлена о сменяемостиПолярной звезды. Но была ли она способна связать оба движения? Здесь современные специалисты, работающие каждый со своего специального угла зрения, уже давно колеблются.
Древность не слишком подходяща, чтобы уловить это, ибо динамика приходит в мир только с Галилеем. Гиппарх и Птолемей не могли бы понять механизм. Они могли только описать движение. Мы должны попытаться увидеть их глазами и думать только в терминах кинематики. За период в тысячу с лишним лет древние наблюдатели смогли бы распознать в вековом движении Великого Гироскопа (отсюда и берёт начало использование в механике слова «вековой» /secular/) перемещение приблизительно на 10 градусов. Один раз настроившись на столетнее смещение, они были способны обнаружить в повседневном кружении неба вокруг полюса, в его ежегодном вращении по кругу времён года, в мучительно медленном смещении полюса за годы, точку, которая выглядела внутренне более устойчивой, чем сам полюс. Это был полюс эклиптики, [n11 См. А. Буше-Леклерк, Греческая астрология, A. Bouche-Leclerq, L'Astrologie Grecque (1899), стр. 122: «Говорят, что полюсом для халдеев преимущественно был полюс эклиптики, находящийся в созвездии Дракона»/On sait que le pole par excellence etait pour les Chaldeens le pole de l'ecliptique, lequel est dans la constellation du Dragon./ Ср. тж.: А. Кирхер, Эдип Египетский, A. Kircher, Oedipus Aegyptiacus (1653), т. 2, часть 2, стр. 205: «Утверждали, что египтяне определяют место не по экватору, а по зодиаку; так что центр обоих полушарий — не полюс мира, а полюс позади зодиака» /Ponebant Aegyptii non Aequatorem, sed Zodiacum basis loco; ita ut centrum hemispherii utriusque non polum Mundi, sed polum Zodiaci referret./], часто упоминаемый, как Отверстая Дыра в Небе, потому что в этом регионе нет ни одной звезды, чтобы отметить его. Симметрии машины оформились в их умах. И поистине это была машина времени, как её понимал Платон, «движущийся образ вечности». «Могучий ход и золотое горение», цикл за циклом, вплоть до едва заметных сдвигов за столетия, были Порождениями самого Времени, циклическим символом вечности: как говорил Аристотель, то, что вечно — циклично, то, что циклично — то вечно.
Однако эта единообразно работающая машина времени позволяла выделить важные участки. Наклон гироскопа был причиной постоянного смещения нашего небесного экватора, который режет наклонный круг плоскости эклиптики по регулярной последовательности точек, равномерно сдвигаясь с запада на восток. Следовательно, солнце, двигаясь по эклиптике многие годы, встречается с экватором в точке, которая неуклонно смещается с годами по кольцу зодиакальных знаков. Это и есть то, что называется Прецессией равноденствий. Они «предшествуют», потому что движутся против порядка, в котором солнце проходит знаки зодиака в течение годового хода. Весеннее равноденствие — мы раньше называли его «отправной точкой» — которое традиционно открывает весну и начинает год, будет располагаться в одном знаке за другим. Это придаёт большое значение изменениям знаков, в которых равноденственному солнцу случается восходить.
С тех пор как началась история, весеннее равноденствие прошло через Тельца, Овна и Рыб. Это всё, что исторический опыт показал человечеству: участок около четверти полного цикла машины. Что всё это вернётся через полный круг — было лучшим из выводов. Это могло бы также (насколько люди знали) быть частью колебания вперёд-назад, и, действительно, существовало две школы мысли по этому поводу, и теория колебания, кажется, имела больше привлекательности для мифографов старины.
Несколько дополнительных слов руководства могут потребоваться там, где упоминаются «знаки», «в» которых солнце восходит. Приблизительно две тысячи лет официальная терминология использовала только зодиакальные «знаки», каждый из которых занимает 30 градусов из 360 градусов полного круга. Эти знаки имеют имена зодиакальных созвездий, но созвездия и знаки не конгруэнтны, знак равноденствия (=0° — 30°) называется Овном невзирая на созвездие, которое действительно восходит перед равноденственным солнцем. В наше время, гелиакальный (совпадающий с солнечным) восход 21 марта приходится на созвездие Рыб, но «знак» сохраняет имя Овен, и будет продолжать так называться и когда в будущем Водолей станет править весенним равноденствием. Настолько знак отличается от созвездия. [n12 Здесь мы оставляем без внимания столь много обсуждавшийся вопрос о том, когда именно впервые были введены знаки одинаковой длины; якобы случилось это очень поздно (см. ниже, стр. 431, н. 1 — по англ. изданию). Реальные созвездия значительно отличаются друг от друга по длине — огромный Скорпион, например, покрывает гораздо больше, чем 30 градусов, тогда как Овен имеет скромные размеры. Можно подумать, что этот недостаток единообразия так мешал древним астрономам в их расчётах, что они разработали более удобную конструкцию из чистой самообороны.]
Сатурн или Кронос во множестве имён был известен как Правитель Золотого Века, того времени, когда люди не знали ни войн и кровавых жертвоприношений, ни неравенства классов — Господин Правосудия и Мер, как Энки в дни Шумера, Жёлтый Император и законодатель в Китае.
Для нас Коперниковская система лишила Прецессию её грозности, сделала её чисто земным делом, колебаниями среднего индивидуального курса планеты. Но если, возникнув однажды, это было загадочно предопределяемое поведение небесной сферы, или космоса в целом, тогда кто мог избежать астрологического волнения? Прецессии придали значение непреодолимости. Это стало грандиозным, непостижимым образцом самой судьбы, за одной мировой эпохой следует другая, по мере того как незримая стрелка равноденствия скользит вдоль знаков, каждая эпоха приносит с собой восход и падение звёздных конфигураций и правителей, с их земными последствиями. Сказки должны были рассказать людям о том, как последовательности правящих династий происходили из начала, и о действительном сотворении мира, но для тех, кто понимал, начало было только точкой в прецессионном круге, подобно 0=24 наших циферблатов. Наши часы сегодня показывают только две стрелки, но рассказчики тех ушедших дней, встречавшиеся с необъятной и медлительной машиной вечности, следили за семью планетными стрелками вдобавок к ежедневному обращению фиксированной /звёздной/ сферы и её смещению за сто лет в обратном направлении. Все эти движения означали части времени и судьбы.
Для всех этих титулов и атрибутов, перечисленных здесь, есть оправдание в древних мифах. Но здесь и сейчас важен только один пункт. Повелителем Мельницы назван Сатурн/Кронос, которого его сын Зевс сверг с престола, сбросив с колесницы и изгнав в «цепях» на блаженный остров, где тот живёт во сне, ибо, будучи бессмертным, не может умереть, но, полагают, живёт жизнью-в-смерти, завёрнутый в погребальные холсты, пока его время, как говорится, не придёт, чтобы пробудиться вновь, и он заново родится для нас как дитя.
То, что всё не так, как раньше, что мир, очевидно, движется от плохого к ещё худшему, выглядит как устоявшаяся в веках идея. Снятие с петельМельницы случилось от смещениямировой оси. Движение — способ, которым осуществилось разрушение. Мельница «транспортировалась», будь то Гротти или Сампо. Песня Гротти говорит прямо, что гигантши сначала намололи предстоящие вражеские действия, посредством которых Мельница была перенесена, и затем, через некоторое время, мололисоль и разрушили машину. Это было концом «Мира Фроди» — Золотого Века. Равно в известных строках Снэбьорна, мрачные богини «за границами мира», те, «кто мололи муку Амлоди в прошедшие века». Они едва ли могут делать это сегодня, потому что разрушенный жёрнов на дне морском, с дыркой, ставшей воронкой водоворота. Так что Мельница перемещалась по водам, и теперь море само стало «маслобойкой Амлоди». Небесная Мельницабыла переделана, и стала работать в новую эпоху. Когда-то она сбивала золото, затем соль, и сегодня — песок и камни. Но нельзя ждать от грубой норвежской мифографии следования этому в тех легендах, которые концентрируются на буре и крушении, конце этого первой эпохи.
ГЛАВА X. Сумерки богов
Даже Гесиод далёк от ясности по поводу древней борьбы и катаклизмов; довольно того, что в своих «Трудах и днях» он отмечает последовательность пяти веков. Более целостную картину можно выстроить из схождения нескольких традиций, и это будет задачей дальнейших глав. Но прямо сейчас /скажем/, что существует, по крайней мере, одна эпоха, определяемая как первая, когда Мельница молола мир и изобилие. Это был Золотой век, в латинской традиции Saturnia regna, царство Сатурна, в греческой — Кроноса. Этой неясной, озадачивающей фигуре есть необычайное соответствие во всех мифах мира. В Индии — это Яма /Yama/, в староперсидской Авесте — Йима ксаета /Yima xsaeta/ [n13 См. Г. Коллиц, Вождь Йима и Сатурн, Сборник статей, посвящённых деятельности Паври, H. Collitz, "Konig Yima und Saturn," Festschrift Pavry (1933) стр. 86-108. См. тж. А. Шерер, Имена звёзд у индоевропейских народов, A. Scherer, Gestirnnamen bei den indogermanischen Volkern (1953), стр.87.], имя, которое в новоперсидском стало Джамшидом, на латыни — Saeturnus, затем Сатурном.
Был однажды, значит, Золотой Век. Почему, как пришёл он к концу? Это причиняло сильное беспокойство человечеству долгое время, преломляясь в сотнях мифов, объясняясь таким множеством способов, которые всегда выражали печаль, ностальгию, уныние. Почему человечество утратило Райский сад? Ответ всегда был — из-за некоторого первородного греха. Но идея, что сам человек мог совершить грех, что Адам и Ева были виноваты, не так стара. Авторы Ветхого Завета проявили определённое тщеславие. Христианство затем пришло к спасению и восстановлению космических пропорций, настаивая, что один только Бог мог предложить себя в искупление.
Если искать следы его затонувшей Мельницы в классической мифологии, то в них нет недостатка. [n14 Хотя Тельхины /Telchines/ имеют право быть исследованы как следует, мы можем только сослаться на них здесь: это странное семейство «подводных магических духов» и «демонов морских глубин» — они являются последователями Посейдона на Родосе — изобрели мельницу, т. е. это их лидер сделал — Mylas, «Мельник». Зная заранее, что было сказано о предопределённом наводнении, которое должно было разрушить Родос, эти первые жители отправились в Ликию, на Кипр и Крит, тем более они так же знали, что Гелиос собирается захватить остров после потопа. С другой стороны, эти завистливые существа — они имеют «дурной глаз» — также обвиняются в том, истребили всю растительность Родоса, разбрызгивая на неё воды Стикса. Как выяснится позже (см. «О времени и реках», стр. 200), воды Стикса не так легко заполучить, а то, что Тельхины, «боги мельницы» (theoi mylantioi), имели доступ к Стиксу, доказывает, вне всякого сомнения, что эти древние дефолиаторы превратились, по сути, в жителей глубокого моря. См.: Преллер, Роберт, Греческая мифология, Griechische Mythologie, Preller-Robert (1964), т. I, стр. 650 и дал.; М. Майер, Гиганты и титаны в античных рассказах и искусстве, M. Mayer, Giganten und Titanen in der antiken Sage und Kunst (1887), стр. 45, 98, 101; Г. Усенер, Имена богов, H. Usener, Gotternamen (1948), стр. 198 и след.]. Наиболее старый будет найден там, где никто и не рассчитывал его найти — в Большом Магическом Папирусе Парижа, который датируется около первой половины четвёртого века нашей эры [n15 К. Прейсенданс, Греческий магический папирус, K. Preisendanz, Papyri Graecae Magicae (1928), т. I, стр. 64.]. Среди его рецептов есть «много востребованный Оракул Кроноса, также называемый Малой Мельницей»:
«Возьми две меры морской соли и смели её с помощью ручной мельницы, повторяя всё время молитву, которую я дал тебе, пока не появится Бог. Если ты услышишь во время молитвы тяжёлую поступь и лязг кандалов, это бог, что пришёл со своими цепями, неся серп. Не бойся, тебя прикрывает защита, что я дал тебе. Будь завёрнут в белое полотно, как жрецы Изиды (далее следует некоторое количество магических обрядов). Молитва, которая проговаривается, пока мелешь: Я вызываю тебя, великий и святой Единственный, основатель всего мира, в котором мы живём, кто страдает несправедливо в руках своего собственного сына, тебя, кого Гелиос связал железными цепями, чтобы Всё не пришло в беспорядок. Мужчина-женщина, отец грома и молнии, ты, кто правил также тем, что под землёй. (Далее следует много обрядов защиты, затем формула отстранения): Иди, Господь Мира, Первый Отец, возвращайся на своё место, чтобы Все остались под надёжной охраной. Будь милосердным, о Господи». [n16 4.308 и дал., Preisendanz, том I, стр. 173.].
Аристотель, Учитель тех, кто Знает, прояснил этот вопрос в самом главном, однако отметим легонько пассаж из Книги Лямбда его «Метафизики» (1024b), где он говорит о Кроносе, Зевсе, Афродите и проч.:
Наши предки в самые далёкие времена [archaioi kai panpalaioi] передали потомкам традицию в форме [schema] мифа, что эти тела суть боги, и что божественное объемлет всю природу. Остальная часть традиции была добавлена позже в форму мифа...; они говорят, что эти боги имеют форму людей или подобны некоторым другим животным... Но если отделить первый пункт от этих дополнений и взять только его — что первые субстанции, как они полагали, суть боги, то надо расценивать его как вдохновенное высказывание, отражающее то, что, вероятно, каждое искусство и каждая наука часто развивается так далеко, как может, и снова гибнет, эти взгляды, вместе с другими, сохранились до настоящего времени, подобно реликтам [leipsana] древнего сокровища.
Колдуны и чародеи — самые консервативные люди на земле. У них нет соображений /на тему/ «почему?»; они призывают Силу в терминах, которые больше не понимают, но должны дать точный перечень архаичных атрибутов павшего бога, и даже намолоть морской соли Малой Мельницей, моделью водоворота, что отметил его падение. То, что было когда-то наукой, с ними стало чистой технологией, помешанной на сохранении. A. Барб /A. Barb/ однажды придумал сравнение — имея в виду религию, опять-таки, а не науку: разбираясь с отношением между магическими практиками и религией, он указал на /строку/ Евангелия от Матфея, 24, 28 и Луки 17, 37: «Где будет труп, там орлы соберутся вместе» — «слишком много критически настроенных учёных готовы допустить, что труп, следовательно, есть творение орлов. Но орлы не творят; они уродуют, разрушают, распределяют то, что жизнь оставила, и мы не должны вводиться в заблуждение красочной демонстрацией распада вместо цветов и плодов жизни» [n17 «Пророк Захария», в «Журнал институтов Варбурга и Курто», "St. Zacharias," Journal of the Warburg and Courtauld Institutes 11 (1948), стр. 95. От его внимания не ускользнуло, кстати, что это были хищники.] Точность этого образа именно в установлении безукоризненной consecutio temporum /последовательности времён/, что оставляет без рассмотрения сохраняющую функцию магии и суеверий: где бы оставался историк культуры без этих «орлов»?
В древние времена это казалось самоочевидным. Одни только боги могли запустить или разрушить вселенную. Именно там мы должны искать источник зла. Поскольку зло остаётся тайной. Оно не в природе. Безупречная и всесильная машина небес должна была привести только к гармонии и совершенству, господству правосудия и невиновности, рекам, текущим молоком и мёдом. Так оно и было, но то время истекло. Почему началась история? История всегда ужасна. Философы от Платона до Гегеля предлагали свои собственные возвышенные ответы: чистое Бытие столкнулось по необходимости с Небытием, и в результате возникло Становление — бизнес, не подлежащий страхованию. Это и был, по сути, исходный ответ древних времён, но по причине недостаточности абстракций он должен был быть произведён от небесных движений.
Аристотель, бывший истинным греком, не мог представлять прогресс в нашем смысле этого слова. Время протекает для него в циклах расцвета и упадка. Но это отсутствие современных предвзятых мнений оставляет его разум открытым для древней уверенности. Эта уверенность есть то, что сияет сквозь туман веков и сквозь язык, смутно понимаемый. Это было внимание к событиям неба, которое оформило человеческий разум до начала письменной истории; но с тех и до сих пор ничего не было записано, мысли отступили, как могли бы сказать астрофизики, за «горизонт события». Они могут дойти до нас только через фрагменты сказки или мифа, потому что они составляли единственный технический язык тех времён.
Однако же грандиозное интеллектуальное достижение заключается в сегодняшней организации неба, в наименовании созвездий и в отслеживании путей планет. Величественные и замысловатые теории вырастали, чтобы объяснить движения космоса. Можно было подивиться этой навязчивой озабоченности звёздами и их движением, если бы не то обстоятельство, что древние мыслители считали, будто они определяют положение богов, которые правят Вселенной, и вместе с ней и судьбой души здесь и после смерти.
На современном языке, они обнаружили основные инварианты, где бываетБытие. В дань уважения тем предкам, Аристотель показывает себя ясно осознающим, что его философские поиски начались с них.
Стоит обратить внимание на космологическую информацию, содержащуюся в древнем мифе, информацию о хаосе, борьбе и насилии.
Они не простые проекции беспокойного сознания: они суть попытки изобразить силы, которые, кажется, приняли участие в формировании космоса. Чудовища, Титаны, гиганты, объединившиеся в битве с богами и пытающиеся штурмовать Олимп — функции и компоненты порядка, что установился в конце.
Различие сразу ясно. Неподвижные звёзды — сущность Бытия, их собрание символизирует скрытый план и непроизносимые законы, что правят Всем. Планеты, выглядящие как боги, представляют Силы и Волю: все силы здесь, каждая из них представляется как один аспект небесной силы, каждый из них — аспект безжалостной необходимости и точности, выраженной небесами. Можно также сказать, что в то время как неподвижные звёзды представляют королевскую силу, молчаливую и неподвижную, планеты — это исполнительная сила.
Находятся ли они в полной гармонии? Это — мечта, которую созерцательный ум выражал снова и снова; которую Кеплер пытался утвердить писанием заметок своей «Гармонии сфер», и которая освящена в «переворачивании» неба. Это — вера, которую древние мыслители называли Великий Год — время, когда все движения планет возвращались к той же самой начальной конфигурации. Но вычисления очень давно породили сомнения и беспокойство, связанные с ними. Лишь в редких случаях существует явное техническое изложение этих взглядов. Здесь приводится одно из них, из Египетской Книги Мёртвых, Озирис говорит:
«Приветствую, Тот! Что случилось с божественными детьми Нут? Они сражались, они поддержали борьбу, они устроили резню, они создали проблемы: воистину, всё, что ими сделано мощно работает против слабого. Позволь, о мощь Тота, чтобы то, что бог Атум постановил (могло быть завершено)! И ты не увидишь ни зла, ни искусства, тебя провоцировавшего к гневу, когда они приводят свои годы к путанице, и заполняют, и толкают к замешательству свои месяцы; поскольку все беззакония, что они сделали тебе, они разработали в секрете!» [n1 Глава 175, 1-8, W. Budge trans. Курсив авторов].
Тот — бог науки и мудрости; что кас
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!