Российское предложение о заключении Договора о европейской безопасности. Современная дискуссия о европейской безопасности — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Российское предложение о заключении Договора о европейской безопасности. Современная дискуссия о европейской безопасности

2017-05-20 860
Российское предложение о заключении Договора о европейской безопасности. Современная дискуссия о европейской безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5 июня 2008 года президент России выступил с инициативой о разработке Договора о европейской безопасности (ДЕБ). Её суть – создать в области военно-политической безопасности в Евро-Атлантике единое, неразделённое пространство, чтобы окончательно разделаться с наследием «холодной войны». Российское понимание основных смысловых блоков будущего договора состояло в следующем:

· юридически обязывающее подтверждение и единообразное толкование базовых принципов безопасности государств и отношений между ними на евроатлантическом пространстве, включая недопустимость применения силы;

· гарантии обеспечения равной безопасности государств Евро-Атлантики на основе отказа от обеспечения собственной безопасности за счет безопасности других участников Договора;

· реальный отказ от претензий отдельных государств и их групп на эксклюзивные права на поддержание мира и безопасности в Евро-Атлантике;

· определение базовых принципов развития режимов контроля над вооружениями, укрепления доверия, сдержанности и разумной достаточности в военном строительстве;

· придание нового качества сотрудничествув противодействии распространению ОМУ, терроризму, наркотраффику и другим видам трансграничной организованной преступности;

· выработка единых подходов к принципам, процедурам и механизмам предупреждения и урегулирования конфликтов.

В контексте августовского конфликта 2008 года в повестке европейской безопасности с особой остротой встал вопрос о том, насколько жизнеспособна российская идея продвижения к юридически обязывающему ДЕБ. Многие эксперты высказали мнение, что после конфликта в Грузии шансы пойти по этому пути упали до нулевой отметки, поскольку на Западе не верят в добрые намерения Москвы, которая загоняет себя в изоляцию.

Предложения Д.Медведева, направленные на создание нового механизма коллективного поддержания мира в Европе, были восприняты европейцами неоднозначно. ЕС в целом поступил чрезвычайно осторожно. Главы внешнеполитических ведомств стран-членов согласились, что необходимо изменить архитектуру европейской безопасности, но никто из них не сказал, что это нужно сделать так, как предложила Россия.

Мнения разделились следующим образом: Германия, Франция, Испания, Италия и Греция, подчеркнув примат НАТО в обеспечении европейской безопасности, постарались убедить других в необходимости определения новой структуры европейской безопасности и важности России как партнера по военно-политической безопасности для достижения мира и стабильности в Европе. Они также выдвинули ряд пожеланий по расширению трактовки понятия безопасности за счет включения в нее таких понятий, как права человека, энергобезопасность и т. д., не ограничиваясь hard security. В то же время страны Прибалтики, Центральной и Восточной Европы и Великобритания сочли, что этот ДЕБ ставит под сомнение эффективность существующих структур безопасности, таких, как НАТО и ОБСЕ, и укрепляет сферу влияния России. Во многом на них повлияла и позиция США, играющих монопольную роль в обеспечении европейской безопасности (не без поддержки со стороны самих европейских государств).

После украинского кризиса ситуация осложнилась на порядок – европейцы не признали изменение государственной границы Украины и вхождение Крыма в состав России, не стихает и вооруженный конфликт на Юго-Востоке Украины, в чем Европа коллективно обвиняет Россию и продлевает санкции против руководства страны и крупного бизнеса. К сожалению, и без того «вялые» дискуссии были прекращены, что говорит о том, что большинство стран Старого Света не готовы пока признать необходимость проведения реформы системы европейской безопасности, несмотря на все ее недостатки, включая очевидную неэффективность и нарастающую контрпродуктивность. И главное — они не готовы пока к отказу от дальнейшей геополитической экспансии.

Однако, как подчеркивает российское руководство, есть и оборотная сторона. Другого пути, кроме как двигаться совместно к преодолению кризиса, к сотрудничеству и взаимовыгодному практическому партнерству, налаживать механизмы взаимодействия и действовать сообща, нет. Соответственно, Россия предлагает европейскому сообществу признать сложившийся статус-кво и вернуться к прерванному диалогу о совместном обеспечении безопасности в Европе.

«Стратегическая концепция ЕС 2003 года», — единственный на настоящий момент документ ЕС, содержащий комплексную оценку пространства европейской и международной безопасности — выделяетпять ключевых угроз. По степени значимости на первом месте оказываются терроризм и распространение ОМУ, затем следуют региональные конфликты, проблема несостоявшихся государств и организованной преступности. Практически все эти угрозы носят военный характер, относятся к вопросам «жесткой безопасности» и связаны с использованием «силы». Среди главных стратегических приоритетов, заявленных в этом документе, были отмечены: 1) борьба с заявленными угрозами, 2) безопасность регионов, окружающих ЕС; 3) создание международного порядка, основанного на эффективной многосторонности с ключевой ролью ООН.

Несмотря на то, что в сфере военной безопасности Евросоюз сохраняет зависимость от НАТО в том, что касается планирования, командования, контроля и системы коммуникаций, Евросоюз как площадка для выработки новой архитектуры европейской безопасности важен тем, что он обладает гражданскими инструментами постконфликтного восстановления и всегда призывал к четкой приверженности Хельсинскому заключительному акту 1975 года как нормативной регулирующей основе поведения государств на международной арене. Остается преодолеть период охлаждения взаимоотношений, отказывая ему в наименовании «холодная война 2.0», и, трезво оценивая стратегические интересы сторон, начать работу по переводу хельсинских договоренностей из политической плоскости в юридическое – что, собственно, и было предложено российской стороной в 2008 году. Игнорирование России и её интересов безопаснее Европу уж точно не сделает.

 


 

Миссии НАТО 1992-2015 гг.

С окончанием «холодной войны» в начале 1990-х годов произошли крупные перемены в международной обстановке. Изменившиеся условия повлекли за собой новые обязанности. Почти полвека НАТО была чисто оборонительным союзом, а теперь ей приходилось брать на себя все более и более активную роль в международном сообществе.

Такая роль была сопряжена с большим числом трудностей. Первым испытанием стал для НАТО 1995 год, когда разразился кризис на Балканах.

1. Первая военная операция НАТО

В августе 1995 года началась операция НАТО «Делиберейт форс», целью которой было положить конец насилию в Боснии и Герцеговине, совершавшемуся под предводительством сербов. Благодаря этой успешной воздушной операции были созданы условия для подписания в декабре 1995 года Дейтонских мирных соглашений.

В целях содействия выполнению этого мирного соглашения НАТО незамедлительно развернула 60-тысячные Силы выполнения мирного соглашения (ИФОР), действовавшие по мандату ООН. Вслед за этой операцией в декабре 1996 года были развернуты Силы стабилизации (СФОР) численностью 32 тыс. военнослужащих, которые обеспечивали безопасную обстановку в Боснии и Герцеговине до передачи в декабре 2004 года их мандата силам Европейского союза.

2. НАТО в Афганистане (2001-2015

Крупнейшая операция НАТО. Сформированные в соответствии с мандатом ООН в 2001 году Международные силы содействия безопасности (МССБ или ISAF) изначально согласно мандату должны были обеспечивать безопасность Кабула и окрестности, но резолюция новая СБ ООН расширила их зону ответственности. ИСАФ действуют под руководством НАТО с 11 августа 2003 года.

В составе МССБ действуют чуть больше 130 тыс. военнослужащих из 48 стран. Их задача – помогать центральному правительству Афганистана укреплять свою власть, создавая условия для надлежащего функционирования демократических институтов и установления верховенства закона.

Один из важнейших элементов задачи – создание профессиональных Сил национальной безопасности Афганистана, что даст афганцам возможность в большей мере обеспечивать собственными силами безопасность страны. МССБ также непосредственно содействует развитию и восстановлению Афганистана благодаря 26 группам восстановления провинций, которые определяют потребности в восстановительных работах и помогают вести гуманитарную деятельность по всей стране.

Вывод большей части войск коалиции в 2011—2015 гг. После вывода большей части войск коалиции возобновление боевых действий между правительственными силами и террористами.

3. НАТО в Косово(1999-по наст.вр.)

Войдя на территорию Косово в июне 1999 года, чтобы положить конец повсеместному насилию и остановить гуманитарную катастрофу, Силы для Косово (СДК) продолжают обеспечивать ощутимое присутствие на всей территории и оберегать мир, установленный НАТО.

Вслед за провозглашением независимости Косово в феврале 2008 года Североатлантический союз согласился сохранять свое присутствие на основании резолюции 1244 СБ ООН. В июне 2008 года НАТО было принято решение взять на себя надзор за расформированием Корпуса защиты Косово и помощь в процессе создания профессиональных полиэтнических Сил безопасности Косово.

4. НАТО и Ливия(2011-теоретически по н.вр)

Вслед за народным восстанием в Бенгази в Ливии СБ ООН принял 17 февраля 2011 года Резолюцию 1970, устанавливающую эмбарго на поставки оружия, замораживающую денежные средства ливийских лидеров и налагающую запрет на поездки высшего руководства. 17 марта - Резолюцию 1973, которая санкционировала принятие «всех необходимых мер», в частности, для защиты гражданского населения Ливии, а также для обеспечения соблюдения зоны, запретной для полетов.

· Операция НАТО по соблюдению эмбарго; (Операция «Союзный защитник»).

· НАТО решила обеспечить соблюдение зоны, запретной для полетов;

· НАТО приняла обязанности по выполнению всех аспектов Резолюции 1973 для защиты гражданских лиц и районов проживания гражданского населения, над которыми нависла угроза нападения со стороны режима Каддафи (признали ошибочность авиаударов по жилым домам в Триполи).

Завершена 31 октября 2011 года

5. Наблюдение за обстановкой на Средиземном море(2001-по н.вр.)

С началом в октябре 2001 года операции НАТО по наблюдению за морским пространством под названием «Эктив индевор» («Активные усилия») появилось новое измерение во всеобщей борьбе с терроризмом. Операция проводится под руководством ВМС НАТО; ее цель – обнаружение и сдерживание террористической деятельности на Средиземном море. НАТО систематически осуществляет досмотр подозрительных судов.

6. Борьба с пиратством у берегов Африканского Рога(2009-по н.вр.)

Операция «Оушен шилд» была утверждена 17 августа 2009 года. Она вносит вклад в международные усилия по борьбе с пиратством в этом районе. В рамках операции государствам региона, которые обращаются с подобными запросами, оказывается содействие в развитии их собственного потенциала, необходимого для борьбы с пиратской деятельностью.

7. НАТО и Ирак(2004-по н.вр.) Помочь Ираку в создании боеспособных и подотчетных сил безопасности - Учебная миссия НАТО в Ираке (НТМ-И).

В рамках НТМ-И обеспечивается многоплановая поддержка в области учебной подготовки, консультаций и наставничества.

8. Предоставление поддержки Африканскому союзу(2007-по н.вр.)

Североатлантический союз продолжает обеспечивать поддержку Африканскому союзу (АС) в выполнении его миротворческих задач на Африканском континенте. С июня 2007 года НАТО оказывала содействие АС в рамках его миссии в Сомали (АМИСОМ), помогая перебрасывать по воздуху миротворцев АС. Несколько раз продлевал оказание поддержки на полгода, последний раз – до 31 января 2010 года. НАТО также продолжает работать с АС над выявлением новых областей, в которых НАТО может предоставить поддержку Африканским резервным силам.

Помощь АМИСОМ со стороны НАТО совпала по времени с аналогичной операцией по оказанию поддержки миротворческой миссии АС в Судане (АМИС). В период с июня 2005 по декабрь 2007 года НАТО обеспечивала транспортировку по воздуху около 37 тыс. военнослужащих в составе АМИС, а также подготовила свыше 250 представителей АМИС. Несмотря на завершение поддержки НАТО в рамках этой миссии, выразили готовность рассмотреть любой запрос о предоставлении поддержки новой миротворческой операции.

9. Борьба с пиратством в Аденском заливе и у берегов Африканского Рога

С октября по декабрь 2008 года - «Эллайд провайдер», действия по борьбе с пиратством у берегов Сомали. ВМС НАТО сопровождали суда, совершавшие рейсы для Продовольственной программы ООН через опасные воды Аденского залива, где обострившаяся проблема пиратства грозит подорвать международную гуманитарную деятельность в Африке.

С марта по август 2009 года НАТО проводила операцию по борьбе с пиратством «Эллайд протектор», перед которой стояла задача повысить безопасность коммерческих морских путей и международного судоходства у берегов Африканского Рога.

10. Операция по ликвидации последствий землетрясения в Пакистане

8 октября 2005 года в Пакистане произошло разрушительное землетрясение. Получив запрос от Пакистана, Североатлантический союз приступил к осуществлению операции по оказанию неотложной помощи пострадавшим. Было переброшено около 3,5 тыс. тонн предметов снабжения, отряды инженеров и медиков, а также специализированное оборудование для помощи в ликвидации последствий. Это одна из самых крупных гуманитарных операций, когда-либо проводившихся НАТО; она завершилась 1 февраля 2006 года.

11. НАТО в бывшей Югославской Республике Македонии

Отвечая на запрос македонского правительства, с августа 2001 по март 2003 года НАТО осуществила в этой стране три последовательные операции. «Основной урожай» помогла разоружить группы этнических албанцев, действовавших на территории Македонии.

Последующая операция «Эмбер фокс» обеспечила защиту международных наблюдателей, осуществлявших мониторинг за выполнением мирного плана.

В 2002 «Эллайд хармони», задача предоставить консультантов, чтобы помочь правительству обеспечить стабильность на всей территории страны.

12. НАТО в Афганистане 2015

1 января 2015 г. НАТО приступает к проведению качественно новой небоевой миссии в Афганистане, которая носит кодовое название "Решительная поддержка". 28 декабря 2014 г. был завершен вывод из Афганистана основного воинского контингента НАТО, который составлял костяк Международных сил содействия безопасности (ИСАФ). К концу 2016 года в Афганистане останется лишь ограниченная группа военных, которые будут охранять посольств США в Кабуле.

Официально задачи небоевой миссии — обучение и повышение профессионального уровня национальных сил безопасности Афганистана, инструкторам и советникам запрещено принимать участие в боевых действиях. Правовой базой для запуска миссии "Решительная поддержка" стало соглашение между НАТО и Афганистаном о статусе международного воинского контингента на территории страны, подписанное в сентябре 2014 г. Аналогичный договор был заключен с США.

13. Балтия

Миссия патрулирования воздушного пространства стран Балтии осуществляется с апреля 2004 г. после вступления Литвы, Латвии и Эстонии в НАТО. С того времени Балтийскую воздушную миссию уже осуществили 16 стран-союзников. Истребители дислоцируются в Литве и Эстонии. Три балтийские страны собственными военными самолетами не располагают. 28 апреля 2016 г. четыре истребителя F-16 Fighting Falcon португальских ВВС приземлились на авиабазе Литвы. Португальский военный контингент заменит действующий сейчас военный состав воздушных сил Испании, осуществляющий миссию ВВС НАТО в странахБалтии.

14. Эгейское море

11 февраля 2016 г. НАТО приняли решение присоединиться к операции ЕС в Эгейском море. На данный момент патрулирование проводит Вторая постоянная военная-морская группа НАТО (Standing NATO Maritime Group Two, SNMG2) в составе 5 кораблей. Однако НАТО планирует направить в регион дополнительные силы.

Корабли проводят операцию в восточной части Эгейского моря между островами Лесбос, Хиос, Самос, Кос и турецким побережьем, где контрабандисты на лодках перевозят беженцев.

март 2016г.: НАТО распространит деятельность своей миссии по поддержке агентства по контролю за внешними границами ЕС Frontex в Эгейском море на территориальные воды Греции и Турции. Цель миссии — не противостоять судам с мигрантами, а помочь ЕС остановить торговлю людьми и деятельность преступных сетей, которые подогревают миграционный кризис в регионе.

 


 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.