Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Отношения России с Европейским союзом. Основные этапы становления, базовые документы, проблемы

2017-05-20 1671
Отношения России с Европейским союзом. Основные этапы становления, базовые документы, проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Первая половина 1990-х - идея «демократической солидарности» России и стран Запада. Она заслонила противоречия, которые существовали между ними.

Июнь 1994 г., о-в КорфуСоглашение о партнерстве и сотрудничестве (вступило в силу в 1997 г., сроком на 10 лет, но автоматически пролонгируется).

Критерии партнерства:

• «укрепление политических и экономических свобод, которые составляют саму основу партнерства»;

• «уважение демократических принципов и прав человека, определенных, в частности, в Хельсинкском Заключительном акте и в Парижской хартии для новой Европы... составляет существенный элемент партнерства» (ст. 2);

• содействие «международному миру и безопасности, а также мирному урегулированию споров», и сотрудничество в этих целях в рамках ООН, СБСЕ и других форумов.

Сферы:

Для реализации соглашения была создана система институтов сотрудничества, в том числе и саммит Россия-ЕС; встречи министров в рамках Совета сотрудничества (в 2003 г. преобразован в Постоянный совет партнерства), Комитет парламентского сотрудничества.

В области торговли стороны продлили РНБ в отношении тарифов. СПС провозгласило широчайшую программу экономического сотрудничества, охватывающую более 30 областей, включая предпринимательскую деятельность, инвестиции, науку и технологии, сельское хозяйство, энергетику и т.д. Документ предусматривает развитие культурного взаимодействия.

1999 г., Кельн – «Коллективная стратегия ЕС по отношению к России». В документе ЕС предложил России установить отношения стратегического партнерства. Его долгосрочными целями назывались: формирование общей зоны свободной торговли с перспективой интеграции России в европейское экономическое пространство, а также тесное сотрудничество сторон в целях укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами.

1999 г., саммит в Хельсинки – «Стратегия развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.)». Основными целями стратегии являются обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире путем создания надежной общеевропейской системы коллективной безопасности... Построение единой Европы без разделительных линий, проведение курса на взаимосвязанное и сбалансированное усиление позиций России и Европейского Союза в рамках мирового сообщества XXI века». В документе впервые сформулирован официальный взгляд на обсуждавшийся в российских политических и научных кругах вопрос, следует ли России стремиться к вступлению ЕС. «Как мировая держава, расположенная на двух континентах, Россия должна сохранять свободу определения и проведения своей внутренней и внешней политики, свой статус и преимущества евроазиатского государства и крупнейшей страны СНГ, независимость позиций и деятельности в международных организациях».

Обе стратегии признавали необходимость партнерства России и ЕС в интересах мира и безопасности, развития экономического и культурного сотрудничества в Европе, а также усиления конструктивной роли Европы в мире. Их принятие завершило первый этап становления партнерства между Россией и ЕС.

Развитие отношений России и ЕС было приостановлено в конце 1999 г. вследствие военных действий в Чечне. Но в 2000 г. оно возобновилось с новой силой.

В июле 2000 г. В.В. Путин утвердил Концепцию внешней политики РФ. В разделе «Региональные приоритеты» Европе было отведено второе место, вслед за СНГ.

2000 г. стороны приняли План совместных действий в целях борьбы с организованной преступностью и подписали соглашение о научно-техническом сотрудничестве.

2000 г. саммит Россия — ЕС инициировал диалог в сфере энергетики. Направления:

Режим торговли и транзита природного газа. Цель дискуссий – урегулирование противоречий между действующими долгосрочными контрактами и принятым в ЕС законодательством о либерализации рынка газа. Ноябрь 2003 г. – ЕК выдвинула РФ энергетический ультиматум. ЕС настаивал на повышении РФ внутренних цен на газ, ликвидации экспортной монополии Газпрома, отказе РФ от взимания экспортной пошлины на энергоносители, открытии доступа к трубопроводной системе РФ. РФ объявила, что эти вопросы выходят за рамки соглашения о вступлении России в ВТО. Россия объявила о том, что она не намерена ратифицировать Договор к Энергетической Хартии, т. к. в нем преобладают интересы стран-потребителей.

Атомная энергетика. ЕС придерживается политики диверсификации источников поставки природного и обогащенного урана. Это выражается в наличии ограничений на импорт ядерного топлива из России (≤25% общего объема импорта), Россия считает это дискриминацией. Этот вопрос до сих пор не решен.

Электроэнергетика.

Инвестиции.

Расширение ЕС было самой острой темой диалога в 2000—2004 гг. Москва предлагала начать консультации по 2 ключевым темам: о влиянии расширения на торговые и экономические связи России с этими странами и об особом положении Калининградской области. Брюссель игнорировал эти предложения. Только в январе 2001 г. ЕК подготовила для Совета ЕС сообщение «ЕС и Калининград».

Развитие демократии и соблюдение прав человека — традиционная тема политического диалога Россия — ЕС. В 2000-2002 гг. ЕС выражал обеспокоенность и недовольство положением в Чечне. Взаимодействие на международной арене — крупным достижением стало участие России вместе с Евросоюзом, ООН и США в составлении «дорожной карты» мирного урегулирования конфликта между Израилем и Палестиной.

Не совпадают позиции сторон по проблеме непризнанных государств.

2003 г. – принятие концепции создания 4 пространств (экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки, образования и культуры)

В мае 2003 г. – преобразование Совета сотрудничества в Постоянный совет партнерства Россия — ЕС (на уровне министров), который должен встречаться не два раза в год, а чаще и в разных форматах.

2005 г. – принятие «дорожных карт» по формированию 4 пространств.

Кризисы 2008-2009 гг.: 1. Война в Южной Осетии (Саркози – посредник и миротворец, сначала действовал лично); После разноплановой реакции стран ЕС на эти события через некоторое время выработалась общая позиция: назвать Грузию невинной жертвой нельзя, да и агрессором тоже в общем-то; Отношения с РФ тоже важнее этого кризиса, так что портить их того не стоит. 2. Газовый кризис с Украиной 2009: по факту расколол Европу, открытые обвинения в адрес обоих гос-в; нет единой позиции, мягкое посредничество на полит. уровне (европейцев волнует, чтобы газ БЫЛ, а уж каким образом...). В долгосрочной перспективе этот кризис оказал серьезное воздействие на энергетическую политику ЕС – диверсификация поставщиков, негативное отношение к Газпрому.

С 2010 – Партнерство для модернизации. Основные направления: инвестирование, усиление торговли и эк. сотрудничества, сотрудничества в сфере инноваций, обеспечение эффективности судебных систем и др. Потенциал большой, но не реализован; разное понимание модернизации – в РФ это технологии, в ЕС – институты.

Перспектива нового соглашения. Несмотря на важность СПС, ежегодно автоматически пролонгируется с 2007 года (по завершении десятилетнего срока), документ не отражает кардинальных изменений, произошедших в России, ЕС и мире, и новых задач сотрудничества.

С 2008 г. запущен переговорный процесс, и его ход оставляет желать лучшего. Предстоит найти взаимоприемлемые компромиссы по целому ряду вопросов, прежде всего таким как:

формат нового соглашения — будет ли оно всеобъемлющим документом, наподобие СПС (ЕС), или коротким базовым договором (Россия), который будет далее дополняться отраслевыми соглашениями;

• долгосрочная стратегия энергетического сотрудничества;

отношения ЕС и России с приграничными странами СНГ, особенно с Украиной, Грузией и Беларусью;

• понимание и практическая реализация ценностей демократии и рыночной экономики.

17 марта 2014, вслед за США, министры иностранных дел стран Евросоюза договорились о введении санкций в отношении российских и украинских официальных лиц, которых они посчитали виновными в "подрыве территориальной целостности Украины". Россия в ответ вводит продуктовое эмбарго. Кризис в отношениях наблюдается до сих пор.

 

 


 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.