Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Формирование, развитие и расширение Европейского союза. Влияние этого процесса на формирование современной системы межгосударственных отношений в Европе

2017-05-20 653
Формирование, развитие и расширение Европейского союза. Влияние этого процесса на формирование современной системы межгосударственных отношений в Европе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Обстановка в мире. На рубеже 1980-х и 1990-х годов в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а затем в СССР рухнул социа­лизм, после чего распался и сам Советский Союз. Эти собы­тия круто изменили ход мировой истории. В Европе остался один военно-политический блок — НАТО, один центр эко­номической силы, стабильности и притяжения — европей­ские сообщества. Все это создавало максимально благопри­ятные условия для того, чтобы вывести интеграцию на более высокую ступень и распространить ее на бывшие страны со­ветского блока.

Основные договоры и документы. В феврале 1986 г. го­сударства — члены ЕС подписали Единый европейский акт (ЕЕА), вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Его главной задачей было создание к декабрю 1992 г. единого внутрен­него рынка товаров, услуг, капиталов и лиц. Таким обра­зом, ЕС вернулось к долгосрочной цели, сформулирован­ной еще в Римском договоре.

Акт наделил Сообщество новыми функциями: было ре­шено начать политику социально-экономического сплоче­ния стран ЕС, а также научно-техническую и экологическую политику. Документ зафиксировал юридический статус Ев­ропейского политического сотрудничества, в рамках кото­рого проводилась координация внешнеполитических дей­ствий стран-членов.

В ЕЕА впервые после 1969—1970 гг. было заявлено, что Европейское сообщество ставит своей целью создание экономического и валютного союза.

Акт узаконил сложившуюся практику регулярных встреч глав государств и правительств стран ЕС. Таким образом, Ев­ропейский совет официально стал еще одним органом ЕС. Были расширены полномочия Суда ЕС и учрежден новый орган — Суд первой инстанции, призванный разгрузить Суд ЕС. Расширились полномочия Совета (министров) и Евро­пейского парламента. Чтобы улучшить работу органов ЕС, были упрощены некоторые процедуры и расширен круг во­просов, решения по которым могут приниматься большин­ством голосов, а не единогласно.

Договор о Европейском Союзе (неофициально Маастрихт­ский договор) был подписан 7 февраля 1992 г. в голландском городе Маастрихте и вступил в силу 1 ноября 1993 г. С тех пор ЕС функциони­рует на основе двух главных актов — Договора о ЕЭС и До­говора о Европейском Союзе. Все последующие договоры (Амстердамский, Ниццкий и Лиссабонский) только вноси­ли поправки в оба эти акта, но не создавали новых.

В соответствии с Договором о Европейском Союзе Со­общество получило новое название, соответствующее более высокому уровню интеграции.

Маастрихтский договор создал систему трех «опор». Пер­вую составили три сообщества (ЕОУС, Евратом и ЕЭС), вторую — Общая внешняя политика и политика безопасно­сти, третью — внутренние дела и юстиция. Первая «опора» включила все традиционные области интеграции, преимуще­ственно экономической, где Сообщество сильно продвину­лось вперед, и где значительная часть компетенций уже была передана на наднациональный уровень. Поэтому в данной «опоре» решения по вопросам принимаются преимуществен­но на основе коммунитарного метода — институтами сооб­ществ и подлежат контролю со стороны Суда ЕС. Во второй и третьей «опорах» решения принимаются странами ЕС на основе межправительственного сотрудничества, ответственность за их выполнение несут сами государства.

Ключевой задачей ЕС Договор провозгласил создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение еди­ной европейской валюты, что вывело бы экономическую ин­теграцию на самую высокую — четвертую — стадию. В ходе согласования договора Великобритания и Дания оговорили свое право не переходить к будущей единой валюте.

В специальном раз­деле устанавливались правила разработки и реализации об­щей экономической политики, утверждались устав Европей­ского центрального банка и его функции, определялись кри­терии, необходимые для вступления страны в валютный союз (критерии конвергенции, или маастрихтские критерии).

Маастрихтский договор открывал новые горизонты и для политической интеграции. Здесь планировалось перейти от координации внешней политики государств — членов ЕС к общей внешней политике и политике безопасности (ОВПБ). Для этого вводилось две новых формы взаимодействия: об­щие позиции ЕС (принимаемые по актуальным международ­ным вопросам) и совместные действия государств — членов ЕС (в форме гуманитарных миссий и военных операций в третьих странах). Государства-члены сохранили свои суве­ренные права в данной области, но одновременно обязались воздерживаться от любых действий, противоречащих интере­сам Союза и ослабляющих его сплоченность.

Договор предусматривал более тесное межправитель­ственное сотрудничество в области правосудия и внутренних дел. Особое внимание было уделено вопросам регулирования иммиграции и предоставления убежища. Для борьбы с орга­низованной преступностью и наркоторговлей создавалось ев­ропейское полицейское ведомство — Европол. Впервые вво­дилось гражданство ЕС. Оно позволяло каждому гражданину Союза проживать в любой его стране. Гражданам государств-членов независимо от того, где на территории ЕС они нахо­дились, было предоставлено право избирать и быть избран­ными в местные органы власти и в Европейский парламент. Расширялись полномочия ЕС в защите прав и интересов граждан. Вводился институт омбудсмена — уполномоченного ЕС по правам человека.

Новые полномочия появились и у Европейского парла­мента. В частности, была введена процедура «совместного принятия решений», предусматривавшая возможность тре­тьего чтения при наличии разногласий между Парламентом и Советом и право Парламента заблокировать принятие ре­шения.

Компетенция ЕС распространилась на новые области — защиту прав потребителей, здравоохранение, транспорт, об­разование. Расширилась его компетенция в сфере социаль­ной политики.

 

Амстердамский договор был подписан в столице Нидер­ландов 2 октября 1997 г. Он представлял собой скорректи­рованный и расширенный вариант Маастрихтского договора. Наиболее существенные изменения произошли в сфере внут­ренних дел и юстиции. Вопросы визового контроля, предо­ставления убежища, иммиграции, охраны внешних границ, а также правового сотрудничества по гражданским делам (например, браки, разводы, алименты, родительские пра­ва) были переведены из третьей «опоры» в первую, т.е. они перешли из сферы межправительственного сотрудничества в сферу компетенции Сообществ. В третьей «опоре» остались уголовно-правовое сотрудничество, полицейское сотрудниче­ство и сотрудничество таможенных служб стран ЕС.

В право ЕС были включены шенгенские правила (об от­мене контроля на внутренних границах и охране внешних границ), которые ранее действовали автономно и оставались вне его юрисдикции. Теперь каждая страна ЕС, имеющая внешнюю границу, охра­няет свой участок в соответствии с общими правилами.

Амстердамский договор расширил раздел Маастрихтского договора, посвященный ОВПБ. Он определил механизмы ее осуществления и учредил пост Генерального секретаря Евро­пейского совета / Высокого представителя по ОВПБ, которо­му дано право представлять Европейский совет в переговорах с третьими сторонами.

В очередной раз были увеличены полномочия Европей­ского парламента, расширен перечень вопросов, решения по которым принимаются большинством голосов.

 

Ниццкий договор был подписан главами государств и пра­вительств сначала 11 декабря 2000 г., а потом (в окончатель­ной версии) 26 февраля 2002 г. во французском городе Ниц­ца. Он вступил в силу с 1 февраля 2003 г. Данный договор, как и Амстердамский, явился модификацией Маастрихтского договора, причем также не до конца успешной. Давно запла­нированная реформа институтов снова была проведена в уре­занном виде.

Договор решил вопросы, без которых Союз не мог при­ступить к расширению на Восток. Он определил новые кво­ты для действующих и будущих государств-членов в Совете ЕС и Европарламенте. При голосовании квалифицирован­ным большинством в Совете был введен принцип двойного большинства. Он потребовался для того чтобы малые страны (число которых резко увеличивалось) не могли блокировать в Совете решения, отвечающие интересам основного состава ЕС.

Принцип двойного большинства предписал учитывать не только число голосов, поданных против проекта, но и численность населения в этих странах. Кроме того, были снова расширены полномочия Ев­ропейского парламента.

 

Внутренняя политика. Июнь 1985 г. – Комиссия направила Европейскому совету Белую книгу (около 300 актов, расписанных по годам, которые необходимо принять на уроне ЕС и включать в национальное законодательство) «О завершении строительства внутреннего рынка». Задача – создание единого экономического пространства «четырёх свобод.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.