Алеша Попович и сестра братьев Петровичей — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Алеша Попович и сестра братьев Петровичей

2022-08-21 39
Алеша Попович и сестра братьев Петровичей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

А во стольном во городе во Киеве,

Вот у ласкова князя да у Владимира,

Туг и было пированье‑столованье,

Тут про русских могучих про богатырей,

Вот про думных‑то бояр да толстобрюхиих,

Вот про дальних‑то купцей‑гостей торговыих,

Да про злых‑де поляниц да преудалыих,

Да про всех‑де хрестьян да православныих,

Да про честных‑де жен да про купеческих.

Кабы день‑от у нас идет нынче ко вечеру,

Кабы солнышко катится ко западу,

А столы‑те стоят у нас полустолом,

Да и пир‑от идет у нас полупиром;

Кабы вси ле на пиру да напивалися,

Кабы вси‑то на честном да пьяны‑веселы,

Да и вси ле на пиру нынь прирасхвастались,

Кабы вси‑то‑де тут да приразляпались;

Как иной‑от‑де хвастат своей силою,

А иной‑от‑де хвастат своей сметкою,

А иной‑от‑де хвастат золотой казной,

А иной‑от‑де хвастат чистым серебром,

А иной от‑де хвастат скатным жемчугом,

И иной‑от‑де домом, высоким теремом,

А иной‑от‑де хвастат нынь добрым конем,

Уж как умной‑от хвастат старой матерью,

Как глупой‑от хвастат молодой женой.

Кабы князь‑от стал по полу похаживать,

Кабы с ножки на ножку переступывать,

А сапог о сапог сам поколачиват,

А гвоздёк о гвоздёк да сам пощалкиват,

А белыми‑ти руками да сам размахиват,

А злачными‑то перстнеми да принабрякиват,

А буйной головой да сам прикачиват,

А желтыми‑то кудрями да принатряхиват,

А ясными‑то очами да приразглядыват,

Тихо‑смирную речь сам выговариват;

Кабы вси‑ту‑де тут нонь приумолкнули,

Кабы вси‑ту‑де тут нонь приудрогнули:

«Ох вы ой есь, два брата родимые,

Вы Лука‑де, Матвей, дети Петровичи!

Уж вы что сидите будто не веселы?

Повеся вы держите да буйны головы,

Потупя вы держите да очи ясные,

Потупя вы держите да в мать сыру землю.

Разве пир‑от ле для вас да всё нечестен был:

Да подносчички для вас были невежливы,

А невежливы были, да не очестливы?

Уж как винны‑то стаканы да не доходили,

Али пивны‑то чары да не доносили?

Золота ле казна у вас потратилась?

Али добры‑ти кони да приуезжены?»

Говорят два брата, два родимые:

«Ох ты ой еси, солнышко Владимир‑князь!

А пир‑от для нас право честен был,

А подносчички для нас да были вежливы,

Уж как вежливы были и очестливы,

Кабы винны стаканы да нам доносили,

Кабы пивные‑ти чары да к нам доходили,

Золотая казна у нас да не потратилась,

Как и добрых нам коней не заездити,

Как скачен нам жемчуг да все не выслуга,

Кабы чистое серебро – не похвальба,

Кабы есть у нас дума да в ретивом сердце:

Кабы есть у нас сестра да всё родимая,

Кабы та же Анастасья да дочь Петровична,

А никто про нее не знат, право, не ведает,

За семима‑те стенами да городовыми,

За семима‑ти дверьми да за железными,

За семима‑те замками да за немецкими».

А учуло тут ведь ухо да богатырское,

А завидело око да молодецкое,

Тут ставает удалый да добрый молодец

Из того же из угла да из переднего,

Из того же порядку да богатырского,

Из‑за того же из‑за стола середнего,

Как со той же со лавки, да с дубовой доски,

Молодые Алешенька Попович млад;

Он выходит на середу кирпищат пол,

Становился ко князю да ко Владимиру:

«Ох ты ой еси, солнышко Владимир‑князь!

Ты позволь‑ко, позволь мне слово вымолвить,

Не позволишь ле за слово ты сказнить меня,

Ты казнить, засудить, да голову сложить,

Голову‑де сложить, да ты под меч склонить».

Говорит‑то‑де тут нынче Владимир‑князь:

«Говори ты, Алеша, да не упадывай,

Не единого ты слова да не уранивай».

Говорит тут Алешенька Попович млад:

«Ох вы ой есь, два брата, два родимые!

Вы Лука‑де, Матвей, дети Петровичи!

Уж я знаю про вашу сестру родимую, ‑

А видал я, видал да на руки сыпал,

На руки я сыпал, уста целовывал».

Говорят‑то два брата, два родимые:

«Не пустым ли ты, Алеша, да похваляешься?»

Говорит тут Алешенька Попович млад:

«Ох вы ой еси, два брата, два родимые!

Вы бежите‑ко нынь да вон на улицу,

Вы бежите‑ко скоре да ко свою двору,

Ко свою вы двору, к высоку терему,

Закатайте вы ком да снегу белого,

Уж вы бросьте‑ткось в окошечко косящато,

Припадите вы ухом да ко окошечку, ‑

Уж как чё ваша сестра тут говорить станет».

А на то‑де ребята не ослушались,

Побежали они да вон на улицу,

Прибежали они да ко свою двору,

Закатали они ком да снегу белого,

Они бросили Настасье да во окошечко,

Как припали они ухом да ко окошечку,

Говорит тут Настасья да дочь Петровична:

«Ох ты ой еси, Алешенька Попович млад!

Уж ты что рано идешь да с весела пиру?

Разве пир‑от ле для те право не честен был?

Разве подносчички тебе были не вежливы?

А невежливы были да не очестливы?»

Кабы тут‑де ребятам за беду стало,

За великую досаду показалося,

А хочут они вести ее во чисто поле.

Кабы тут‑де Алешеньке за беду стало,

За великую досаду показалося.

«Ох ты ой еси, солнышко Владимир‑князь!

Ты позволь мне, позволь сходить посвататься,

Ты позволь мне позвать да стара казака,

Ты позволь мне – Добрынюшку Никитича,

А ребята‑ти ведь роду‑ту ведь вольного,

Уж как вольного роду‑то, смиренного».

Уж позволил им солнышко Владимир‑князь,

Побежали тут ребята скоро‑наскоро,

Они честным порядком да стали свататься.

Подошли тут и русски да три богатыря,

А заходят во гридню да во столовую,

Они Богу‑то молятся по‑ученому,

Они крест‑от кладут да по‑писаному.

Как молитву говорят полну Исусову,

Кабы кланяются да на вси стороны,

А Луки да Матвею на особицу:

«Мы пришли нынь, ребята, к вам посвататься,

Кабы с честным порядком, с весела пиру,

А не можно ле как да дело сделати?

А не можно ле отдать сестра родимая?»

Говорит тут стар казак Илья Муромец:

«Не про нас была пословица положена,

А и нам, молодцам, да пригодилася:

Кабы в первой вины да, быват, Бог простит,

А в другой‑то вины да можно вам простить,

А третья‑то вина не надлежит еще».

Подавал тут он ведь чару зелена вина,

Не великую, не малу – полтора ведра,

Да припалнивал меду тут да сладкого,

На закуску калач да бел крупищатый;

Подавают они чару да обема рукми,

Поближешенько они к има да придвигаются,

Понижешенько они им да поклоняются,

А берут‑то‑де чару единой рукой,

А как пьют‑ту‑де чару к едину духу,

Кабы сами они за чарой выговаривают:

«А оммыло‑де наше да ретиво сердцё,

Звеселило у нас да буйну голову».

Веселым‑де пирком да они свадебкой

Как повыдали сестру свою родимую

За того же Алешеньку Поповича.

 

Василий Игнатьевич и Батыга

 

Как из далеча было из чиста поля,

Из‑под белые березки кудревастыи,

Из‑под того ли с‑под кустичка ракитова,

А и выходила‑то турица златорогая,

И выходила то турица со турятами,

А и расходилися туры да во чистом поли,

Во чистом поле туры да со турицею.

А и случилося турам да мимо Киев‑град идти,

А и видели над Киевом чудным‑чудно,

Видели над Киевом дивным‑дивно:

По той по стене по городовыи

Ходит девица‑душа красная,

А на руках носит книгу Леванидову,

А не только читае, да вдвои плаче.

А тому чуду туры удивилися,

В чистое поле возвратилися, Сошлися, со турицей поздоровкалися:

«А ты здравствуешь, турица, наша матушка!» –

«Ай здравствуйте, туры да малы детушки!

А где вы, туры, были, что вы видели?» –

«Ай же ты, турица, наша матушка!

А и были мы, туры, да во чистом поли,

А лучилося нам, турам, да мимо Киев‑град идти,

А и видели над Киевом чудным‑чудно,

А и видели над Киевом дивным‑дивно:

А по той стене по городовыи Ходит‑то девица‑душа красная,

А на руках носит книгу Леванидову,

А не столько читае, да вдвои плаче».

Говорит‑то ведь турица, родна матушка:

«Ай же вы, туры да малы детушки!

А и не девица плаче, – да стена плаче,

А и стена та плаче городовая,

А она ведает незгодушку над Киевом,

А и она ведает незгодушку великую».

А из‑под той ли страны да с‑под восточныя

А наезжал ли Батыга сын Сергеевич,

А он с сыном со Батыгой со Батыговичем,

А он с зятем Тараканчиком Корабликовым,

А он со черным дьячком да со выдумщичком.

А и у Батыги‑то силы сорок тысячей,

А у сына у Батыгина силы сорок тысячей,

А у зятя Тараканчика силы сорок тысячей,

А у черного дьячка, дьячка‑выдумщичка,

А той ли той да силы счету нет,

А той ли той да силы да ведь смету нет:

Соколу будет лететь да на меженный долгий день,

А малою‑то птичике не облететь.

Становилась тая сила во чистом поли.

А по греху ли то тогда да учинилося,

А и богатырей во Киеве не лучилося:

Святополк‑богатырь на Святыих на горах,

А и молодой Добрыня во чистом поли,

А Алешка Попович в богомольной стороны,

А Самсон да Илья у синя моря.

А случилася во Киеве голь кабацкая,

А по имени Василий сын Игнатьевич.

А двенадцать годов по кабакам он гулял,

Пропил, промотал все житье‑бытье свое,

А и пропил Василий коня доброго,

А с той ли‑то уздицей тесмяною,

С тем седлом да со черкасскиим,

А триста он стрелочек в залог отдал.

А со похмелья у Василья головка болит,

С перепою у Василья ретиво сердцо щемит,

И нечим у Василья опохмелиться.

А берет‑то Василий да свой тугой лук,

Этот тугой лук, Васильюшко, разрывчатый,

Налагает ведь он стрелочку каленую,

А и выходит‑то Василий вон из Киева;

А стрелил‑то Василий да по тем шатрам,

А и по тем шатрам Василий по полотняным,

А и убил‑то Василий три головушки,

Три головушки Василий, три хорошеньких:

А убил сына Батыгу Батыговича,

А убил зятя Тараканчика Корабликова,

А убил черного дьячка, дьячка‑выдумщичка.

И это скоро‑то Василий поворот держал

А и во стольный во славный во Киев‑град,

А это тут Батыга сын Сергеевич,

А посылает‑то Батыга да скорых послов,

Скорых послов Батыга виноватого искать.

А и приходили‑то солдаты каравульные,

Находили‑то Василья в кабаки на печи,

Проводили‑то Василья ко Батыге на лицо.

А и Василий‑от Батыге извиняется,

Низко Василий поклоняется:

«Ай прости меня, Батыга, во такой большой вины!

А убил я три головки хорошеньких,

Хорошеньких головки, что ни лучшеньких:

Убил сына Батыгу Батыговича,

Убил зятя Тараканчика Корабликова,

Убил черного дьячка, дьячка‑выдумщичка.

А со похмелья у меня теперь головка болит,

А с перепою у меня да ретиво сердцо щемит,

А опохмель‑ка меня да чарой винною,

А выкупи‑ка мне да коня доброго ‑

С той ли‑то уздицей тесмяною,

А с тем седлом да со черкасскиим,

A триста еще стрелочек каленыих;

Еще дай ка мне‑ка силы сорок тысячей,

Пособлю взять‑пленить да теперь Киев‑град.

А знаю я воротца незаперты,

А незаперты воротца, незаложеные

А во славный во стольный во Киев‑трад».

А на те лясы Батыга приукинулся,

А выкупил ему да коня доброго,

А с той ли‑то уздицей тесмяною,

А с тем седлом да со черкасскиим,

А триста‑то стрелочек каленыих.

А наливает ему чару зелена вина,

А наливает‑то другую пива пьяного,

А наливает‑то он третью меду сладкого;

А слил‑то эти чары в едино место, ‑

Стала мерой эта чара полтора ведра,

Стала весом эта чара полтора пуда.

А принимал Василий единою рукой,

Выпивает‑то Василий на единый дух,

А крутешенько Василий поворачивалсе,

Веселешенько Василий поговариваё:

«Я могу теперь, Батыга, да добрым конем владать,

Я могу теперь, Батыга, во чистом поле гулять,

Я могу теперь, Батыга, вострой сабелькой махать».

И дал ему силы сорок тысящей.

А выезжал Василий во чисто поле,

А за ты‑эты за лесушки за темные,

А за ты‑эты за горы за высокие,

А это начал он по силушке поезживати,

И это начал ведь он силушку порубливати,

И он прибил, прирубил до единой головы.

Скоро тут Василий поворот держал.

А приезжает тут Василий ко Батыге на лицо,

А и с добра коня Васильюшка спущается,

А низко Василий поклоняется,

Сам же он Батыге извиняется:

«Ай, прости‑ко ты, Батыга, во такой большой вины!

Потерял я ведь силы сорок тысящей.

А со похмелья у меня теперь головка болит,

С перепою у меня да ретиво сердцо щемит,

Помутились у меня да очи ясные,

А подрожало у меня да ретиво сердцо.

А опохмель‑ка ты меня да чарой винною,

А дай‑ка ты силы сорок тысящей,

Пособлю взять‑пленить да я Киев‑град».

А на ты лясы Батыга приукинулся,

Наливает ведь он чару зелена вина,

Наливает он другую пива пьяного,

Наливает ведь он третью меду сладкого;

Слил эти чары в едино место, ‑

Стала мерой эта чара полтора ведра,

Стала весом эта чара полтора пуда.

А принимал Василий единою рукой,

А выпивал Василий на единый дух,

А и крутешенько Василий поворачивалсе,

Веселешенько Василий поговаривае:

«Ай же ты, Батыга сын Сергиевич!

Я могу теперь, Батыга, да добрым конем владать,

Я могу теперь, Батыга, во чистом поле гулять,

Я могу теперь, Батыга, острой сабелькой махать».

А дал ему силы сорок тысящей.

А садился Василий на добра коня,

А выезжал Василий во чисто поле,

А за ты‑эты за лесушки за темные,

А за ты‑эты за горы за высокие,

И это начал он по силушке поезживати,

И это начал ведь он силушки порубливати,

И он прибил, прирубил до единой головы.

А разгорелось у Василья ретиво сердцо,

А и размахалась у Василья ручка правая,

А и приезжает‑то Василий ко Батыге на лицо,

И это начал он по силушке поезживати,

И это начал ведь он силушку порубливати,

А он прибил, прирубил до единой головы.

А и тот ли Батыга на уход пошел,

А и бежит‑то Батыга, запинается,

Запинается Батыга, заклинается:

«Не дай Боже, не дай Бог да не дай детям моим,

Не дай дитям моим да моим внучатам

А во Киеве бывать да ведь Киева видать!»

Ай чистые поля были ко Опскову,

А широки раздольица ко Киеву,

А высокие‑ты горы Сорочинские,

А церковно‑то строенье в каменной Москвы,

Колокольный‑от звон да в Нове‑городе.

А и тертые калачики валдайские,

А и щапливы щеголихи в Ярославе‑городи,

А дешёвы поцелуи в Белозерской стороне,

А сладки напитки во Питере.

А мхи‑ты, болота ко синю морю,

А щельё‑каменьё ко сиверику,

А широки подолы пудожаночки,

А и дублёны сарафаны по Онеге по реки,

Толстобрюхие бабенки лешмозёрочки,

А и пучеглазые бабенки пошозёрочки.

А Дунай, Дунай, Дунай,

Да боле петь вперед не знай.

 

Михайло Данилович

 

Во стольном было городе во Киеве,

У ласкова князя у Владимира

Завелося столованьице, почестен пир,

На многих князей, на бояров

И на сильных могучиих богатырей.

Много на пиру есть князей‑бояр,

И сильных могучиих богатырей,

И много поляниц удалыих.

Светлый день идет ко вечеру,

Почестен пир идет навеселе,

Красно солнышко катилося ко западу.

Все на пиру наедалися,

Все на честном напивалися,

Все на пиру сидят хвастают;

Иный хвастает золотой казной,

Иный хвастает молодой женой,

Иный хвалится своим добрым конем,

Иный хвалится своей силой богатырскою.

На том на честном пиру

Выставал удалый добрый молодец,

Старый Данила Игнатьевич,

Скидывал с буйной головы своей пухов колпак

И клонил голову князю Владимиру,

Сам говорит таково слово:

«Ай же ты, Владимир‑князь стольно киевский!

Благослови меня во старцы постричься

И во схимию посхимиться».

Говорит ему Владимир‑князь стольнокиевский:

«Ай же ты, старый Данила Игнатьевич!

Не благословлю тебя в старцы постричься

И во схимию посхимиться:

Как проведают все орды неверные

И все короли нечестивые,

Что на Руси богатыри во старцы постригаются,

Станут на нас они нахалиться».

Говорит ему старый Данила Игнатьевич:

«Ай же ты, Владимир‑князь стольнокиевский!

Теперичу есть у меня молодой сын,

Молодой сын Михайла Данильевич,

Михайла Данильевич шести годов;

Ай докуль не проведают короли нечестивые,

Той поры будет девяти годов;

А докуль они снаряжаются,

Той поры будет двенадцати;

Так будет сильнее меня и могутнее».

И благословил его Владимир‑князь

В старцы постричься и схимию посхимиться.

Еще прошло времени три года,

И наполнилось времени девять лет;

Докуда снаряжались цари и орды неверные,

Опять прошло времени три года,

И наполнилось всего времени двенадцать лет.

Тут собиралася сила несчетная и несметная

У того короля нечестивого:

Черну ворону в вешний день не облетать,

А серу волку в осенню ночь не обрыскати,

Пятьсот у него полканов‑богатырей,

И четыре старосты думныих,

И два палача немилосливых.

Кукуются воры и ликуются:

Они дубья рвут с кореньями,

И мечут высоко под облако,

И подхватывают взад единой рукой.

А сам, собака, похваляется

И на Киев‑град вооружается:

Хочет Киев‑град со щитом он взять,

А князей бояр всех повырубить,

Владимира‑князя хочет под меч склонить, ‑

Под меч склонить и голову срубить,

А княгиню Апраксию хочет за себя он взять;

И хочет голову князя Владимира

Левой ногой своей попинывать,

А правой ручкой княгиню Апраксию

По белым грудям подрачивать.

Проведал Владимир‑князь стольнокиевский,

Собирал он в Киеве почестен пир.

И много на пиру князей еобиралося,

И много сильных могучих богатырей,

И все на пиру пьяны‑веселы;

Все на пиру наедалися,

Все на пиру напивалися,

Все на пиру сидят‑хвастают:

Иный хвастает золотой казной,

Иный хвастает своей силой богатырскою.

Говорит Владимир‑князь стольнокиевский:

«Ай же вы, князи‑бояры!

Кто бы ехать мог во чисто поле,

Ко тому ко войску нечестивому,

Переписывать силу, пересметывать

И пометочку привезти мне на золот стол?»

Тут больший туляется за среднего,

А средний туляется за меньшего,

А от меньшего и ответу нет.

А вставал удалый добрый молодец

Из‑за стола не из большего и не из меньшего,

Из того стола из окольного,

Молодой Михайла Данильевич;

Скидывал с буйной головы пухов колпак,

Поклонился свету князю Владимиру.

Говорил ему таково слово:

«Ай же ты, Владимир‑князь стольнокиевский!

Благослови меня ехать во чисто поле

Ко тому ко войску нечестивому,

Переписывать силу, пересметывать

И пометочку привезти тебе на золот стол».

Говорит Владимир‑князь стольнокиевский:

«Ты смолода, глуздырь, не попурхивай,

А есть сильнее тебя и могутнее».

И говорит Владимир второй након:

«Ай же вы, могучие богатыри и поляницы удалые!

Кто у вас может ехать ко войску нечестивому,

Переписывать силу, пересметывать

И пометочку привезти на золот стол ко мне?»

Тут больший туляется за среднего,

А средний туляется за меньшего,

А от меньшего и ответу нет.

Выставал тут удалый добрый молодец,

Молодой Михайла Данильевич,

Говорил он таково слово:

«Благослови меня ехать во чисто поле,

Ко тому ко войску нечестивому,

Переписывать силу, пересметывать

И пометочку привезть к тебе на золот стол».

И благословил его Владимир стольнокиевский

Ко войску нечестивому поехати.

Стал Михайла Данильевич во чисто поле справляться:

Взял из погреба коня батюшкова,

И катал‑валял его по три росы вечерниих

И по три росы раноутренниих,

Кормил коня пшеною белояровой,

И поил изварою медвяною,

И стал крутиться во платьице родительско ‑

Ехать далече во чисто поле;

Надевал он латы родительски, ‑

Латы ему были тесноваты;

И саблю брал родительску, ‑

Сабля ему была легковата;

Обседлывал коня он и обуздывал,

И садился он на добра коня,

И поехал он во чисто поле,

Не путями он поехал, не воротами,

А поехал он через стену городовую,

И поехал мимо пустыни родителя,

В которой родитель Богу молится,

Получить благословение родителя

Ехать во чисто поле ко войску нечестивому.

И выходил его родитель из пустыни,

Старый Данила Игнатьевич,

И плечом подымал он под тую грудь,

Под тую грудь лошадиную,

И остановил ее с ходу быстрого.

И говорит ему Михайла Данильевич:

«Свет государь мой батюшко!

Благослови меня поехать во чисто поле,

Ко тому ко войску нечестивому,

Переписывать силу, пересметывать

И пометочку привезти ко князю Владимиру».

И говорил ему Данила Игнатьевич:

«Ты послушай, дорого мое чадо любимое!

Ты послушай наказаньице родителя:

Будешь как у войска нечестивого,

Не давай своему сердцу воли вольныя,

Не заезжай в середку, в матицу,

А руби ты силу с одного края».

Тут поехал Михайла Данильевич

Во чисто поле ко войску нечестивому,

И стал рубить он с одного края,

Сек‑рубил силу три дни и три ночи,

Хлеба‑соли не едаючи,

Ключевой воды не пиваючи

И себе отдыху не даваючи.

Воспроговорит его добрый конь:

«Мой ты, хозяин любимыий!

Ты отъедь от войска нечестивого,

Затекли мои очи ясные

Поганою кровью татарскою,

И не могу носить тебя, богатыря,

По тому ли по войску нечестивому».

И отъехал Михайла Данильевич

От того ли войска нечестивого под Бугру‑гору,

И сам он стал есть и пить,

Насыпал коню пшены белояровой,

И накрошил ему калачиков крупивчатых,

И сам он стал опочев держать,

И заспал Михайла Данильевич во крепкий сон,

И спал Михайла Данильевич

Три дня и три ночи.

А той поры его добрый конь Ходил‑скакал на Бугру‑гору

И глядел‑смотрел на войско нечестивое,

Что поганые татарове делали.

А поганые татарове делали:

Копали три рва, три погреба глубокиих,

И ставили рогатины звериные,

И поверху затягивали полотнами холщовыми,

И засыпали песками рудо‑желтыми.

Тут скочил Михайла со крепкого сна,

И стоит его добрый конь прикручинившись:

Уши у него были повешены,

И глаза его были в земь потуплены.

Воспроговорит Михайла Данильевич:

«Ох ты, волчья сыть, травяной мешок!

Ты чего стоишь прикручинившись,

Пшеница у тебя не зобана

И калачики у тебя не едены?»

Говорит ему его добрый конь.

«Молодой Михайла Данильевич!

Недосуг мне было ни есть, ни пить,

Я ходил‑скакал на Бугру‑гору

И смотрел на войско нечестивое,

Что поганые татарове делали:

Копали они три рва, три погреба глубокиих,

Ставили рогатины звериные,

И затягивали полотнами холщовыми,

И засыпали песками рудо‑желтыми,

А ловить станут удалых добрых молодцев

И сильныих могучих богатырей».

Тут у Михайлы сердце разгорелося,

Он оседлывал добра коня и обуздывал,

И вскочил Михайла на добра коня,

И подъехал под войско нечестивое,

И начал он рубить с одного края,

Сам он бьет коня шелковой плетью,

Шелковой плетью по тучным бедрам.

Воспровещится ему его добрый конь:

«Ай ты, молодой Михайла Данильевич!

Ты не бей меня, добра коня, по тучным бедрам,

А и дай волю мне углядывать,

Куда надобно ускакивать».

А той порой Михайла не послушался,

А добрый конь его заупрямился,

Захватил узду его тесмяную,

И понес Михайлу неволею,

И занес его в середку, силу‑матицу;

Первый подкоп он перескочил,

И другой подкоп он перескочил,

А на третий подкоп конь обрушился;

По Божьей по милости

И по Михайлиной по участи,

И падал конь меж рогатины.

А тут поганыих татаровей,

Будто черного ворона, слеталося,

И сметали багры они польские,

И поднимали добра молодца из погреба глубокого.

А той поры его добрый конь

Скочил из погреба глубокого,

И пронесся он на Бугру‑гору,

И глядел‑смотрел он с Бугры‑горы,

Что татарове с хозяином его делали.

А поганые татарове делали:

Связали Михайле ручки белые во путыни шелковые,

И сковали ему ножки резвые во железа булатные,

И проводили ко королю неверному.

А неверный царище поганое говорит таково слово:

«Ай же ты, молодой Михайла Данильевич!

Послужи‑ко мне верой‑правдою,

Как служил ты князю Владимиру:

Награжу тебя золотой казной несчетною». ‑

«Ай же, царище поганое!

Как была бы у меня сабля вострая,

Так служил бы я на твоей шее татарской

Со своей саблей вострою».

Вскричал тут царище поганое

Своим слугам верныим и палачам немилосливым:

«Сведите вы ко плахе ко липовой,

Отрубите вы голову молодецкую».

Тут взяли Михайлу слуги верные

И повели ко плахе ко липовой.

Тут‑то Михайла расплакался

И вздохнул ко Господу Всевышнему:

«Выдал меня, Господи, поганым на поруганье:

Ведь то‑то не стоял за веру христианскую,

За церкви Божьи и за вдов и сирот!»

С небес тут Михайле глас гласит:

«Порастяни, Михайла, ручки белые

И порасправь, Михайла, ножки резвые!»

Как расправил Михайла ручки белые,

Поразлопали путыни шелковые,

Порастянул Михайла ножки резвые,

Поразлопали железа булатные.

И хватил Михайла татарина за резвы ноги

И начал татарином помахивать;

Куда махнет Михайла, туда улками,

А назад перемахнет, переулками,

Сам он говорит таково слово:

«Гнется татарин – не сломится,

На жилы, собака, подавается».

И увидал его добрый конь с Бугры‑горы,

Прибежал к хозяину любимому;

Вскочил хозяин на добра коня,

Молодой Михайла Данильевич,

И стал сечь силу с одного края;

Сек‑рубил силу три дня и три ночи,

Три ночи с половиною,

Переписал всю силу несметную

И повез пометочку на золот стол Владимиру.

Он ехал далече во чисто поле,

Глядел‑смотрел во все стороны,

Увидел далече во чистом поле:

Не черный ворон вперед летит,

Не белый кречет вон выпурхивает,

Идет‑ступает старый Данила Игнатьевич:

Платье у него черна бархату,

Шляпа у него земли греческой,

И клюка у него сорока пудов,

Той клюкой идет‑подпирается;

И под тую грудь лошадиную плечом подпал, ‑

И на ходу коня он плечом удержал,

Сам говорит таково слово:

«Что же ты, мой любезный сын,

Долго ко мне не являешься?

Я состарился, тебе дожидаючись,

Я пошел уже искать тебя,

Я думал, что доканали татарове неверные,

Я хотел обкровавить свои платьица,

Старческие платьица, пустынные,

И хотел пройти всю землю из края в край,

Хотел вырубить поганых до единого,

Не оставить больше поганых на семена».

Тут приехал Михайла Данильевич

Ко ласкову князю ко Владимиру

И привез пометочку на золотой стол.

Тут Владимир‑князь стольнокиевский

Пожаловал его золотой казной,

Золотой казной пожаловал несчетною.

 

Сухмантий

 

У ласкова у князя у Владимира

Было пированьице, почестен пир,

На многих князей, на бояр,

На русских могучих богатырей

И на всю поляницу удалую.

Красное солнышко на вечере,

Почестный пир идет на веселе;

Все на пиру пьяны‑веселы,

Все на пиру порасхвастались:

Глупый хвастает молодой женой,

Безумный хвастает золотой казной,

А умный хвастает старой матерью,

Сильный хвастает своей силою,

Силою, ухваткой богатырскою.

За тым за столом за дубовыим

Сидит богатырь Сухмантий Одихмантьевич,

Ничем‑то он, молодец, не хвастает.

Солнышко Владимир стольнокиевский

По гридне столовой похаживает,

Желтыми кудерьками потряхивает,

Сам говорит таковы слова:

«Ай же ты, Сухмантий Одихмантьевич!

Что же ты ничем не хвастаешь,

Не ешь, не пьешь и не кушаешь,

Белыя лебеди не рушаешь?

Али чара ти шла не рядобная,

Или место было не по отчине,

Али пьяница надсмеялся ти?»

Воспроговорит Сухман Одихматьевич.

«Солнышко Владимир стольно‑киевский!

Чара‑то мне‑ка шла рядобная,

А и место было по отчине,

Да и пьяница не надсмеялся мне.

Похвастать – не похвастать добру молодцу:

Привезу тебе лебедь белую,

Белу лебедь живьем в руках,

Не ранену лебедку, не кровавлену».

Тогда Сухмантий Одихмантьевич

Скоро вставает на резвы ноги,

Приходит из гридни из столовыя

Во тую конюшенку стоялую,

Седлает он своего добра коня,

Взимает палицу воинскую,

Взимает для пути, для дороженьки

Одно свое ножище‑кинжалище.

Садился Сухмантий на добра коня,

Уезжал Сухмантий ко синю морю,

Ко тоя ко тихия ко заводи.

Как приехал ко первыя тихия заводи, ‑

Не плавают ни гуси, ни лебеди,

Ни серые малые утеныши.

Ехал ко другия ко тихия ко заводи, ‑

У тоя у тихия у заводи

Не плавают ни гуси, ни лебеди,

Ни серые малые утеныши.

Ехал ко третия ко тихия ко заводи, ‑

У тоя у тихия у заводи

Не плавают ни гуси, ни лебеди,

Ни серые малые утеныши.

Тут‑то Сухмантий пораздумался:

«Как поехать мне ко славному городу ко Киеву,

Ко ласкову ко князю ко Владимиру,

Поехать мне – живу не бывать;

А поеду я ко матушке Непры‑реке!»

Приезжает ко матушке Непры‑реке,

Матушка Непра‑река текет не по‑старому,

Не по‑старому текет, не по‑прежнему,

А вода с песком помутилася.

Стал Сухмантьюшка выспрашивати:

«Что же ты, матушка Непра‑река,

Что же ты текешь не по‑старому,

Не по‑старому текешь, не по‑прежнему,

А вода с песком помутилася?»

Испроговорит матушка Непра‑река:

«Как же мне течи было по‑старому,

По‑старому течи, по‑прежнему,

Как за мной, за матушкой Непрой‑рекой,

Стоит сила татарская неверная,

Сорок тысячей татаровей поганыих?

Мостят они мосты калиновы;

Днем мостят, а ночью я повырою, ‑

Из сил матушка Непра‑река повыбилась».

Раздумался Сухмантий Одихмантьевич:

«Не честь‑хвала мне молодецкая

Не отведать силы татарския,

Татарския силы, неверныя».

Направил своего добра коня

Через тую матушку Непру‑реку;

Его добрый конь перескочил.

Приезжает Сухмантий ко сыру дубу,

Ко сыру дубу крякновисту,

Выдергивал дуб со кореньями,

За вершинку брал, а с комля сок бежал,

И поехал Сухмантьюшка с дубиночкой.

Напустил он своего добра коня

На тую ли на силу на татарскую,

И начал он дубиночкой помахивати,

Начал татар поколачивати:

Махнет Сухмантьюшка – улица,

Отмахнет назад – промежуточек,

И вперед просунет – переулочек.

Убил он всех татар поганыих.

Бежало три татарина поганыих,

Бежали ко матушке Непры‑реке,

Садились под кусточки под ракитовы,

Направили стрелочки каленые.

Приехал Сухмантий Одихмантьевич

Ко той ко матушке Непры‑реке, ‑

Пустили три татарина поганыих

Тыя стрелочки каленые Во его в бока во белые;

Тут Сухмантий Одихмантьевич

Стрелочки каленые выдергивал,

Совал в раны кровавые листочики маковы,

А трех татаровей поганыих

Убил своим ножищем‑кинжалищем.

Садился Сухмантий на добра коня,

Припустил ко матушке Непры‑реке,

Приезжал ко городу ко Киеву,

Ко тому двору княженецкому.

Привязал коня ко столбу ко точеному,

Ко тому кольцу ко золоченому,

Сам бежал во гридню во столовую.

Князь Владимир стольнокиевский

По гридне столовыя похаживает,

Желтыма кудерьками потряхивает,

Сам говорит таковы слова:

«Ай же ты, Сухмантий Одихмантьевич!

Привез ли ты мне лебедь белую,

Белу лебедь живьем в руках,

Не ранену лебедку, не кровавлену?»

Говорит Сухмантий Одихмантьевич:

«Солнышко князь стольнокиевский!

Мне, мол, было не до лебедушки:

А за той за матушкой Непрой‑рекой

Стояла сила татарская неверная,

Сорок тысячей татаровей поганыих;

Шла же эта сила во Киев‑град,

Мостила мосточки калиновы;

Они днем мосты мостят,

А матушка Непра‑река ночью повыроет.

Напустил я своего добра коня

На тую на силу на татарскую,

Побил всех татар поганыих».

Солнышко Владимир стольнокиевский

Приказал своим слугам верныим

Взять Сухмантья за белы руки,

Посадить молодца в глубок погреб,

А послать Добрынюшку Никитинца

За тую за матушку Непру‑реку –

Проведать заработки Сухмантьевы.

Седлал Добрыня добра коня,

И поехал молодец во чисто поле.

Приезжает ко матушке Непры‑реке

И видит Добрынюшка Никитинец –

Побита сила татарская;

И видит дубиночку‑вязиночку,

У тоя реки разбитую на лозиночки.

Привозит дубиночку в Киев‑град,

Ко ласкову князю ко Владимиру,

Сам говорит таково слово:

«Правдой хвастал Сухман Одихмантьевич:

За той за матушкой Непрой‑рекой

Есть сила татарская побитая,

Сорок тысячей татаровей поганыих;

И привез я дубиночку Сухмантьеву,

На лозиночки дубиночка облочкана».

Потянула дубина девяносто пуд.

Говорил Владимир стольнокиевский:

«Ай же, слуги мои верные!

Скоро идите в глубок погреб,

Взимайте Сухмантья Одихмантьевича,

Приводите ко мне на ясны очи:

Буду его, молодца, жаловать‑миловать,

За его услугу за великую,

Городами его с пригородками,

Али селами со приселками,

Аль бессчетной золотой казной долюби».

Приходят его слуги верные

Ко тому ко погребу глубокому,

Сами говорят таковы слова:

«Ай же ты, Сухмантий Одихмантьевич!

Выходи со погреба со глубокого:

Хочет тебя солнышко жаловать,

Хочет тебя солнышко миловать

За твою услугу великую».

Выходил Сухмантий с погреба глубокого,

Выходил на далече‑далече чисто поле,

И говорил молодец таковы слова:

«Не умел меня солнышко миловать,

Не умел меня солнышко жаловать,

А теперь не видать меня во ясны очи!»

Выдергивал листочки маковые

Со тыих с ран со кровавыих,

Сам Сухмантий приговаривал:

«Потеки, Сухман‑река,

От моя от крови от горючия,

От горючия крови, от напрасныя!»

 

Калика‑богатырь

 

А и с‑под ельничка, с‑под березничка,

Из‑под часта молодого орешничка,

Выходила калика перехожая,

Перехожая калика переезжая.

У калики костыль дорог рыбий зуб,

Дорог рыбий зуб да в девяносто пуд,

О костыль калика подпирается,

Высоко калика поднимается,

Как повыше лесу да стоячего,

А пониже облачка ходячего,

Опустилася калика на тыи поля,

На тыи поля на широкие,

На тыи лужка на зеленые,

А и о матушку ль о Почай‑реку.

Тут стоит ли силушка несметная,

А несметна сила непомерная,

В три часа серу волку да не обскакати,

В три часу ясну соколу да не облетети,

Посередь‑то силы той невернои,

Сидит Турченко да богатырченко.

Он хватил Турку да за желты кудри,

Опустил Турку да о сыру землю.

Говорит калика таково слово:

«Скажи, Турченко да богатырченко!

Много ль вашей силы соско


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.622 с.