Как именно пил Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, часть 1 — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Как именно пил Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, часть 1

2020-11-19 120
Как именно пил Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, часть 1 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

باب ما جاء في صفة شرا ب

رسول الله (صلى الله عليه وسلم)

وفيه (10) أحاديث

 

Глава о том, как именно пил Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, и в ней десять хадисов

 

Сто девяносто седьмой хадис

 

حدثنا أحمد بن منيع. حدثنا هُشيم. حدثنا عاصم الأحول وغيره عن الشعبي عن ابن عباس رضي الله عنهما:

"أن النبي (صلى الله عليه وسلم) شرب من زمزم وهو قائم".

 

Ахмад ибн Мани’ передал нам от Хушейма от Асыма аль-Ахваля[1] и других от аш-Ша’би от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, пил воду замзам стоя.

 

По одной из версий, это случилось в прощальном хадже[2].

 

Что касается источника замзам, то это известный источник в Мекке. Есть две версии насчет его названия: первая – что такое название связано с его многоводностью, а вторая – что это имя собственное[3].

 

Что касается данного хадиса, то он внешне противоречит другому хадису, в котором сказано:

 

لَا يَشْرَبَنَّ أَحَدٌ مِنْكُمْ قَائِمًا، فَمَنْ نَسِيَ فَلْيَسْتَقِئْ

 

«Пусть никто из вас не пьет стоя, а если забыл, то пусть вызовет рвоту»[4].

 

Некоторые[5] ученые сказали, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, большую часть времени пил сидя, а в этом случае попил стоя, чтобы показать, что в этом нет греха, а его повеление указывает на желательность, а не обязательность.

 

Некоторые указали, что этот хадис отменяет запрет на питье стоя, но это мнение было сочтено слабым[6].

 

А еще есть мнение, что Посланник Аллаха, соллялаху алейхи ва саллям, этим действием показал, что вода замзам – это исключение и что ее желательно пить стоя. Тогда между хадисами нет противоречия. И к этом мнению склонился Мулла Али аль-Кари[7], и Ибн Хаджар аль-Хайтами[8] назвал это мнение приемлемым.

 

В некоторых книгах указывается, что при питье стоя желательно прочитать определенную форму салавата, но, как указал шейх Мухаммад Аввама в примечании, на это нужны дополнительные доводы[9].

 

Сто девяносто восьмой хадис

 

حدثنا قتيبة بن سعيد. حدثنا محمد بن جعفر عن حسين المعلِّم عن عمرو بن شُعيب عن أبيه عن جده قال:

"رأيت رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يشرب قائماً وقاعداً".

 

Кутейба ибн Саид передал нам от Мухаммада ибн Джафара от Хусейна аль-Муллима от Амра ибн Шуайба от его отца[10] от его деда[11], который сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, пил стоя и сидя».

 

Вначале говорится, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, пил стоя, не потому что это происходило чаще, чем сидя, но чтобы опровергнуть тех, кто это отрицает и говорит, что такого не было[12].

 

Так как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, поступал так, чтобы пояснить шариатское решение и указать, что это действие нежелательно, а не запретно, то в самом совершении Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, этого действия нет нежелательности. Более того, это входит в обязанность донести Шариат, и за это ему полагается награда[13].

 

[1] Куфийский имам фикха. Умер в 133-м году по хиджре.

[2] «Хашия» аль-Байджури (с. 330).

[3] Джам’ аль-васаиль, 1/249.

[4] «Сахих» Бухари (№5375), Муслим (№2026).

[5] Ашраф аль-васаиль, с. 288.

[6] «Хашия» аль-Байджури (с. 330).

[7] Джам’ аль-васаиль, 1/249.

[8] Ашраф аль-васаиль, с. 288.

[9] «Хашия» аль-Байджури, с. 330.

[10] Шуайба ибн Мухаммада ибн Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса.

[11] То есть деда его отца, то есть его прадеда, и это Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас. И есть версия, что под дедом имеется в виду дед Амра ибн Шуайба, а это Мухаммад ибн Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас, а он не был сподвижником, и тогда иснад неполный. Но большинство все-таки склоняется к тому, что тут имеется в виду Абдуллах ибн Амр, а не Мухаммад ибн Абдуллах.

[12] «Хашия» аль-Байджури (с. 332).

[13] Джам’ аль-васаиль, 1/251.

КАК ИМЕННО ПИЛ ПРОРОК, СОЛЛЯЛЛАХУ АЛЕЙХИ ВА САЛЛЯМ, ЧАСТЬ 2

Сто девяносто девятый хадис

 

حدثنا علي بن حجر. قال حدثنا ابن المبارك. عن عاصم الأحول عن الشعبي. عن ابن عباس رضي الله عنهما قال:

"سقيت النبي (صلى الله عليه وسلم) من زمزم فشرب وهو قائم".

 

Али ибн Худжр передал нам от Ибн аль-Мубарака от Асыма аль-Ахваля от аш-Шааби от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими: «Я дал Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, попить воду замзам, и он пил ее стоя».

 

Как мы уже указывали, это было сделано, либо чтобы указать, что нет запрета пить стоя, либо для указания на исключение в отношении воды замзам, либо из-за того, что людей было так много, что не было возможности сесть[1].

 

Имам ат-Тирмизи повторяет этот хадис, чтобы усилить доказательства того, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, иногда пил стоя[2].

 

Двухсотый хадис

 

حدثنا أبو كريب (محمد بن العلاء) ومحمد بن طريف الكوفي قالا: حدثنا ابن الفضيل عن الأعمش عن عبد الملك بن ميسرة عن النَّزَّال بن سَبْرَة قال:

"أتى علي رضي الله عنه بكوز من ماء وهو في الرحبة، فأخذ منه كفاً فغسل يديه ومضمض واستنشق ومسح وجهه وذراعيه ورأسه، ثم شرب منه وهو قائم ثم قال: هذا وضوء من لم يُحْدِث، هكذا رأيت رسول الله (صلى الله عليه وسلم) فعل".

 

Абу Курейб (Мухаммад ибн аль-Аляъ) и Мухаммад ибн Тариф аль-Куфи оба передали от Ибн аль-Фудейля от аль-А’маша от Абдуль-Малика ибн Майсара от ан-Наззаля ибн Сабра: «Али принесли сосуд с водой, когда он находился во дворе [мечети], и он зачерпнул воду ладонью и помыл руки, затем прополоскал рот и нос, протер лицо, локти и голову, а потом попил [остатки воды в сосуде] стоя и сказал: «Это омовение того, у кого оно не нарушилось. И я видел, что так делал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям»[3].

 

«и он зачерпнул воду ладонью»: некоторые сказали, что Али, да будет доволен им Аллах, совершил это омовение водой, которую он зачерпнул один раз, другие же сказали, что маловероятно, чтобы омовение сделали одной рукой[4].

 

«и помыл руки, затем прополоскал рот и нос, протер лицо, локти и голову»: некоторые сказали, что если это было шариатским омовением, то мытье было легким и не тщательным; есть и те, кто считает, что тут не имеется в виду шариатское омовение, а речь идет про очищение в широком смысле, и это подтверждается тем, что не упоминается мытье ног.

 

В некоторых риваятах вместе протирания говорится о мытье, и там упоминается мытье ног.

 

Некоторые сказали, что эти риваяты поясняют данный риваят, а другие – что это были разные случаи[5].

 

«И я видел, что так делал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям»: имам аль-Байджури[6] указывает, что это было совершено, чтобы показать отсутствие запрета, и поэтому тут нет желательности и лучше так не совершать.

 

А имам Мулла Али аль-Кари[7] считает, что это действия не запретны, поскольку это исключение, и поэтому желательно[8] пить воду, которая осталась в сосуде после омовения.

 

Тут надо указать, что речь не идет про воду, которая омывала органы человека и собралась в тазике, например. Речь идет о воде, которая осталась в кувшине, из которого человек наливал воду для омовения. Если же человек делает омовение из большого пруда или реки (а в наших реалиях – из крана), то он, как передает Ибн Абидин, тоже может выпить эту воду[9].

 

 

[1] «Хашия» аль-Байджури (с. 332).

[2] Джам’ аль-васаиль, 1/251.

[3] Хадис также есть в «Сахихе» аль-Бухари (№5615, №5616, №1616), у Абу Дауда (№3718) и в «Муватте» (№2678).

[4] Джам’ аль-васаиль, 1/252.

[5] «Хашия» аль-Байджури (с. 334), «Джам’ аль-васаиль» (1/252).

[6] «Хашия» аль-Байджури (с. 335).

[7] Джам’ аль-васаиль, 1/252.

[8] Ибн Абидин, 1/275.

[9] Там же.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.