Описание хлеба Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 3 — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Описание хлеба Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 3

2020-11-19 209
Описание хлеба Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 3 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сто сороковой хадис

 

حدثنا أحمد بن منيع.حدثنا عباد بن عباد المهلبي عن مجالد عن الشعبي عن مسروق قال:

دخلت على عائشة فدعت لي بطعام وقالت ما أشبعُ من طعام فأشاء أن أبكي إلا بكيت. قال: قلت لم؟ قالت أذكر الحال التي فارق عليها رسول الله (صلى الله عليه وسلم) الدنيا، والله ما شبع من خبز ولحم مرتين في يوم.

 

Ахмад ибн Мани’ сообщил от Аббада ибн Аббада аль-Мухаллzби[1] от Муджалида[2] от аш-Ша’би от Масрука[3]: «Я вошел к Аише, и она попросила принести мне еду и затем сказала: «Каждый раз, когда я наедаюсь, то хочу плакать и плачу». И я спросил: «Почему?» И она ответила: «Я вспоминаю состояние, в котором Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, оставил этот мир. Клянусь Аллахом, он в один день не ел досыта хлеб или мясо дважды».

 

Это один из хадисов, отражающих трепетную любовь Аиши, да будет доволен ею Аллах, к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и о том, что времена, когда она была вместе с ним, остались в ее сердце и она всегда помнит о них.

 

Что касается слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, «каждый раз, когда я наедаюсь, то хочу плакать и плачу», то речь идет о ее сожалении и переживании, что в те времена трудности и испытаний, когда она жила в лишениях, была благодать присутствия Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, которого она любила и который любил ее больше всех.

 

И эти времена трудностей и лишений закончились, а вслед за ними настали времена изобилия, что предсказывал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям.

 

Также этот хадис указывает на аскетизм, который, в первую очередь, должен проявляться в отношении к еде, а именно – в том, чтобы еда была дозволенной и чтобы человек проявлял максимальную щепетильность при определении состава того или иного продукта, особенно в наше время, когда при промышленном изготовлении продуктов питания в еду могут добавлять самые немыслимые ингредиенты. И такое отношение к еде обязательно.

 

Второй момент аскетизма в еде – это умеренность в пище и самоограничение в размере порций, и это похвально[4], а чревоугодие порицаемо.

 

Что касается расточительства (исраф) в еде (сколько денег можно тратить на еду? можно ли использовать дорогие продукты?), то, согласно словам факихов, такие вещи определяются обычаем местности (урф) и социальным статусом человека: для кого-то мясо каждый день – это нормально, а для кого-то – роскошь.

 

 

[1] Абу Муавия Аббад ибн Аббад ибн Хабиб аль-Мухалляби. Один из ученых Басры. Хадисы от него встречаются во всех шести сбониках. Умер в 181-м году.

[2] Муджалид ибн Саид аль-Хамдани аль-Ахбари. Передает хадисы от аш-Ша`би, Кейса ибн Абу Хазима. Ан-Насаи однажды сказал о нем, что он не считается сильным, а однажды – что достоин доверия. Хадисы от него встречаются во всех шести сборниках, кроме сборника аль-Бухари.

[3] Абу Аиша Масрук ибн аль-Аджда’ аль-Хамдани. Один из великих имамов. Передает от Абу Бакра, Муаза и других. От него передают Абу Исхак, Абу Исхак и другие. Аш-Ша’би сказал о нем: «Я не видел никого, кто бы стремился к знаниям больше него». Умер в 63-м году. Хадисы от него встречаются во всех сборниках.

[4] Аль-Мавахиб, с. 256.

 

ОПИСАНИЕ ХЛЕБА ПОСЛАННИКА АЛЛАХА, СОЛЛЯЛЛАХУ АЛЕЙХИ ВА САЛЛЯМ, ЧАСТЬ 4 (АДАБЫ ПРИЕМА ПИЩИ)

Сто сорок первый хадис

 

حدثنا محمود بن غيلان حدثنا أبو داود. قال حدثنا شعبة عن أبي إسحاق قال سمعت عبد الرحمن بن يزيد يحدث عن الأسود بن يزيد عن عائشة قالت:

"ما شبع رسول الله (صلى الله عليه وسلم) من خبز الشعير يومين متتابعين حتى قبض".

 

Махмуд ибн Гаялян передал нам от Абу Дауда от Шу’бы от Абу Исхака: «Я слышал, как Абдур-Рахман ибн Язид передавал от аль-Асвада ибн Язида от Аиши: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, вплоть до смерти два дня подряд не наедался хлебом из ячменя»».

 

Сто сорок второй хадис

 

حدثنا عبد الله بن عبد الرحمن. حدثنا عبد الله بن عمرو (أبو معمر) حدثنا عبد الوارث عن سعيد بن أبي عروبة عن قتادة عن أنس قال:

"ما أكل رسول الله (صلى الله عليه وسلم) على خوان، ولا أكل خبزاً مرققاً حتى مات".

 

Абдуллах ибн Абдур-Рахман передал нам от Абдуллаха ибн Амра (Абу Ма’мара) от Абдуль-Вариса от Саида ибн Абу Аруба от Катады от Анаса: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не ел за столом и никогда не ел хлеб из отборной муки вплоть до своей смерти».

 

В конце этой главы перечислим некоторые адабы приема пищи, о которых рассказано в Сунне:

 

Перед едой следует помыть руки.

Передается, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, расспрашивал о еде, если приходил в гости[1].

Следует начинать трапезу с произнесения имени Аллаха.

Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал[2]:

 

إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ طَعَاماً فَلْيَقُلْ بِسْمِ اللَّهِ، فَإِنْ نَسِيَ فِي أَوَّلِهِ فَلْيَقُلْ بسمِ اللَّهِ فِي أَوَّلِهِ وَآخِرِهِ

 

«Если кто-то из вас собирается есть, пусть скажет: «Бисмиллях», – а если забудет сказать в начале [еды], то пусть скажет:

«Бисмилляхи фи аввалихи ва ахирих»».

 

Также передается, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:[3]

 

منْ أَطْعَمَهُ اللَّهُ الطَّعَامَ فَلْيَقُلْ: اللَّهُمَّ بَارِكْ لَنَا فِيهِ وَأَطْعِمْنَا خَيْراً مِنْهُ، وَمَنْ سَقَاهُ اللَّهُ لَبَناً فَلْيَقُلْ اللَّهُمَّ بَارِكْ لَنَا فِيهِ وَزِدْنَا مِنْهُ

 

«Тот, кого Аллах накормил едой, пусть скажет: «О Аллах, благослови для нас это и даруй нам лучше этого»

 

[Аллахумма барик ляна фихи ва ат’имна хайран минху].

 

А кого Аллах напоит молоком, тот пусть скажет: «О Аллах, благослови для нас это и даруй больше этого»

 

[Аллахумма барик ляна фихи ва зидна минху].

 

Есть следует правой рукой, так как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:

 

إذا أكل أحدكم فليأكل بيمينه و إذا شرب فليشرب بيمينه فإن الشيطان يأكل بشماله و يشرب بشماله

 

«Если кто-то из вас ест, то пусть ест правой рукой; если пьет, то пусть пьет тоже правой рукой, потому что шайтан ест левой рукой и пьет левой рукой»[4].

 

В некоторых культурах и народах принято считать, что нежелательно принимать пищу без головного убора, но Ибн Абидин в «Хашия»[5] указывает, что в этом нет нежелательности.

 

После еды желательно помыть руки, можно мыть их мылом или чем-то подобным[6].

 

И передается, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, полоскал рот после еды[7].

 

А один из общих адабов еды – не порицать ее, даже если она не понравилась. И если человеку нравится еда, то он поест; а если нет, то просто не будет есть ее, не ругая[8].

 

Не следует объедаться: треть желудка надо заполнить едой, треть – водой, а треть надо оставить пустой, как сообщается в одном из хадисов[9].

 

Что касается дуа после еды, то из Сунны передаются разные формы, и мы назовем некоторые из них:

 

1. В «Сахихе» аль-Бухари[10] передается, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, прочитал после еды следующее дуа:

 

الْحَمْدُ لِلَّهِ حَمْدًا كَثِيرًا طَيِّبًا مُبَارَكًا فِيهِ غَيْرَ مَكْفِيٍّ وَلَا مُوَدَّعٍ وَلَا مُسْتَغْنًى عَنْهُ رَبَّنَا

 

«За это обильная, прекрасная и благословенная хвала Аллаху, [Который] не нуждается в этом и [Кого] не оставляют, но никто не может быть независимым от Него, нашего Господа»

 

[Альхамдулилляхи хамдан касиран таййибан мубаракан фихи гейри макфийин ва ля мувадда’и ва ля мустагна ’анху раббана].

 

2. Ат-Тирмизи[11] и Ибн Маджа[12] передают, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:

 

من أكل طعاماً فقال: الحمد لله الذي أطعمني هذا ورزقنيه من غير حولٍ مني ولا قوة غفرله ما تقدم من ذنبه

 

«Кто произнесет после еды: «Хвала Аллаху, который накормил меня этим и напоил без моей помощи и власти»

 

[Альхамдулилляхи ллязи ат’амани хаза и разаканихи мин гейри хаулин минни ва ля куввах], – тому ему будут прощены совершенные им [малые] грехи».

 

3. Абу Дауд[13] передает, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, после еды читал следующее дуа:

 

الحمد لله الذي أطعم وسقى وسوغه وجعل له مخرجاً

 

«Хвала Аллаху, который накормил, напоил, сделал [пищу] пригодной для еды и сделал возможным ее выход [из тела]»

 

[Альхамдулилляхи ллязи ат’ама ва сакъа ва саввагаху ва джа’аля ляху махража].

 

4. Имам Ахмад[14] передает, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, после еды читал следующее дуа:

 

اللهم أطعمت وأسقيت وهديت وأحييت ، فلك الحمد على ما أعطيت

 

«О Аллах, Ты накормил меня, Ты напоил меня, Ты наставил меня, Ты оживил меня, и лишь Тебе хвала за все, что Ты даровал»

 

[Аллахумма ат’амта ва аскайта ва хадайта ва ахьяйта ва лякаль-хамду ’аля ма а’тайта].

 

Можно читать одно из этих дуа, но лучше выучить их все и читать разные.

 

 

[1] Фатх аль-Бари, 9/534

[2] Абу Дауд, №3767

[3] Абу Дауд, №2320

[4] Муслим, №2020

[5] 6/340

[6] Тухфа аль-Ахвази 5\485

[7] Сахих аль-Бухари №5390

[8] Сахих аль-Бухари №3370

[9] Сунан ат-Тирмизи №2380

[10] Сахих аль-Бухари 5458

[11] Сунан ат-Тирмизи №3488

[12] Сунан ибн Маджа № 3285

[13] «Сунан» Абу Дауда, №3851

[14] «Муснад» Ахмада, №16159.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.