Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-12-06 | 105 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Техника повторных переживаний происшествий. Теперь, покончив с теорией, приступим к практике и познакомимся с общей схемой техники повторного переживания происшествий Ф. Фанча[147]. Наилучшей отправной точкой здесь является нежелательное физическое ощущение – т.е. нечто неприятное, что вы можете ощущать прямо сейчас в своём теле. Добавлю, однако, что будет лучше, если ощущение это, помимо своей неприятности, будет именно нежелательным – т.е. обычно выступать триггером какой-то неэкологичной реакции или глупого поведения. Более чётко и целенаправленно этот момент выражен в техниках изменения личной истории и реимпринтирования, с которыми вы познакомитесь далее. Я же возвращаюсь к психотехнологии Ф. Фанча. Итак, сами себе ответьте на вопрос:
«У меня бывают какие-то нежелательные ощущения, чувства или реакции?»
Определившись с тем, с чем вы собираетесь работать (например, с «ощущением холода внизу живота всякий раз, когда предстоит принять решение»), сделайте следующий шаг:
«Закройте глаза и, ощущая это, перенеситесь обратно во времени к происшествию, в котором содержится это ощущение».
Дабы это произошло, полезно расслабиться и дать бессознательному самому воспроизвести инцидент. Так что лучшей инструкцией к этому этапу будет:
«Удерживая это ощущение, дайте появиться происшествию, в котором оно содержится».
Если происшествие появилось, попробуйте определить, является ли оно центральным. Самый простой способ сделать это – предложить самому себе уйти далее в прошлое к самому первому инциденту, когда это ощущение проявилось. Впрочем, вы можете не спешить, а прорабатывать происшествия по мере их проявления. Как именно прорабатывать?
|
По Ф. Фанчу, первое, что нужно сделать, – это просто пережить происшествие заново. Возможно, что с вершины мудрого «здесь и теперь» то, что вскрылось и обнаружилось «там и тогда», окажется настолько несущественным, что вы просто с облегчением посмеётесь над истинной причиной своих негативных эмоций и неэкологичных реакций. Такое бывает – но вот только довольно редко. Поэтому, если вы хотите сразу же проработать выяснившийся инцидент, куда эффективнее будет воспользоваться любой техникой устранения навязчивых состояний типа обезумливания субмодальностей или ДПДГ (вернитесь назад и прочитайте, как они делаются). Вот только стоит ли так торопиться? Ведь в этом случае вы устраните, но не осмыслите важный эпизод из вашей биографии. И не извлечёте урок из происшедшего. Наверное, именно поэтому Ф. Фанч советует рассмотреть инцидент с какой-то другой точки зрения (вы можете это сделать и чисто субмодально, используя, например, разные перспективы – с «позиции лягушки» и «птичьего полёта»). Так что спросите себя:
«Может быть, в этом происшествии есть ещё какая-то точка зрения? Как оно будет переживаться с этой точки зрения?»
Многократное переживание инцидента с различных точек зрения (а лучше – с использованием описанных много ранее техник расширения восприятия) позволит вам перейти к следующей стадии и задаться вопросом о седьмом, ментальном компоненте записи инцидента:
Может быть, во время этого происшествия были приняты какие-то решения?»
Попытайтесь сформулировать некое ограничение, которое вы наложили на свою жизнь. И если вам удастся это сделать, приступайте к следующему этапу и спросите себя:
«Какие уроки я могу извлечь из этого происшествия?»
И если вы смогли более или менее внятно сформулировать эти уроки, считайте, что дело сделано и инцидент, как говорится, исчерпан.
Схема эта, конечно же, выглядит излишне упрощённой. И, наверное, именно поэтому Ф. Фанч предлагает при проработке происшествия воспользоваться дополнительными ресурсами и с их помощью даже просто переделать инцидент (точнее, при добавлении этих самых ресурсов он обычно как бы переделывается сам). Я не буду подробно описывать этот момент работы с происшествиями, поскольку именно ресурсирование инцидента является основным способом работы с ним в нижеописываемых психотехнологиях. Ограничусь тем, что под ресурсами Ф. Фанч понимает «…полезные способности, вдохновляющие чувства, восприятия, точки зрения, рассудительность, т.е. умственные, эмоциональные, духовные качества, с помощью которых легче справляться с различными ситуациями»[148]. И приведу краткую запись техники повторного переживания происшествий[149]:
|
1. Начните с ощущения, которое сейчас нежелательно.
2. Попросите себя точно описать ощущение, где оно находится и какие у него особенности восприятия.
3. Побудите себя почувствовать ощущение прямо сейчас.
4. Попросите своё бессознательное, чтобы оно дало появиться самому существенному происшествию, в котором есть это ощущение.
5. Если нужно, соберите происшествие из разрозненных восприятий.
6. Легко и отстранённо переживите происшествие от начала до конца.
7. Сделайте это ещё раз, если появляется новый материал.
8. Если это оказывается не центральное происшествие, найдите точный момент включения реакции, остановите в нём кадр, исследуйте, что происходит, удержите ощущение и попробуйте найти более существенное происшествие. Начните работать с появившимся происшествием.
9. Если это оказывается центральное происшествие (травматическое происшествие, в котором есть жизненная ситуация, соответствующая ощущению, а не просто вторичные эффекты), то продолжайте работать с ним.
10.Спросите себя, какие ещё точки зрения есть в этом происшествии.
11.Рассмотрите и осуществите переживание происшествия со всех важных точек зрения, особенно причинных, а не только точек зрения следствия.
12.Спросите себя о решениях, принятых в этом происшествии.
13. Спросите своё бессознательное о том, какие уроки можно извлечь из этого происшествия (нужно найти какой-то положительный урок).
14. Если после такой проработки происшествие не превратилось в положительное «учебное» переживание, можно добавить в него ресурсы или при необходимости переписать сценарий. Выясните, какие ресурсы улучшили бы ход происшествия, если бы были в нём. Найдите в себе эти ресурсы и переживите происшествие так, будто в нём они у вас были. Дайте происшествию произойти по-другому, более положительно. Вообразите, как бы обстояли дела после этого момента, если бы произошёл или осуществился именно положительный исход: как бы вы развивались по-другому, каким бы вы были сегодня, как изменилось бы ваше будущее.
|
15. Побудите себя вернуться в настоящее время, если вы ещё не в нём.
16. Заземлите себя в настоящем, чтобы ваше внимание было обращено наружу и вы хорошо осознавали происходящее.
17. Проверьте, как теперь чувствуется исходная область ощущения.
18.Если ощущение изменилось, но всё ещё неприятно, проследите это новое ощущение до центрального происшествия и проясните его.
19. Повторяйте этот цикл, пока ощущение не исчезнет или не преобразуется во что-то более полезное для вас.
20. Закончив, обратите ваше внимание на внешний мир, заземлите себя и оцените теперь своё будущее.
Изменение личной истории. В нейролингвистическом программировании для проработки происшествий обычно используется несколько отличающаяся, хотя и очень подобная вышеописанному процедура: техника изменения личной истории.
По несколько высокопарному мнению специалистов по НЛП, эта техника делает нас способными расширить свою эмоциональную свободу, освобождая от тирании прошлых негативных переживаний и создавая более позитивное будущее. Она предназначена как бы для переоценки причиняющих беспокойство и порождающих проблемы воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта.
Ниже я привожу наилучшее, на мой взгляд, описание техники изменения личной истории, сделанное Р. Дилтсом[150]. В случае самостоятельной работы (самого себя с самим собой) здесь рекомендуется следующая процедура.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!