Глава 6. Изменение содержания — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 6. Изменение содержания

2019-12-19 135
Глава 6. Изменение содержания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы рассмотрели ряд различных процессуальных переменных и переменных времени, которые влияют на то, насколько хорошо функционирует ваша я-конценцня. Внесение в них изменений также приводит к изменениям в содержании — в том, что мысленно вос­производится. Но мы можем также непосредственно изменить содержа­ние того, что воспроизводится. Это еще один способ расширения базы данных путем увеличения разнообразия и адекватности того, что вы от­бираете для включения в репрезентацию, и путем устранения содержа­ния, которое оказывается бесполезным. Я снова предлагаю вам конт­рольный перечень.

Контрольный перечень 6

Аспекты содержания

Позиции восприятия. Использовали ли вы все три позиции восприятия — «я», «наблюдатель» и «другой»? Можно рассмотреть пример проявления доброты по отношению к какому-то человеку с позиции своего «я», как бы глядя на происходящее собственными глазами. Вы можете наблюдать то же самое событие с позиции внешнего наблюдателя, смотрящего на вас и другого человека, или вы можете увидеть это же событие глазами того другого человека, как если бы вы были им. Проверьте, какие позиции вы уже включили в свою базу данных, а затем поэкспериментируйте с добав­лением или исключением примеров с этих различных позиций.

Конкретные детали против метафор. Являются ли примеры в ва­шей базе данных конкретными примерами из реальной жизни, подобны­ми детальному фотоснимку или видеозаписи, либо чем-то метафориче­ским, символическим или иконическим? Детали — это все те мелкие составляющие опыта, которые делают его содержательным и реальным, все те вещи, которые вы могли бы заметить, если бы действительно под­вергли себя этому опыту: визуальная и кинестетическая характеристика ткани, шорох одежды, когда человек меняет положение тела, звук вклю­чающегося холодильника, ощущение в руке, когда вы опираетесь на стол, капли дождя на оконном стекле, то, как волоски на руке отражают сол­нечный свет, или тени между пальцами.

Часто возникают вопросы в отношении того, что я понимаю под метафорическими или символическими примерами. Между метафорами, символами, иллюстрациями, диаграммами и т. д. существуют важные раз­личия. Однако все они игнорируют конкретные детали, давая более упро­щенную и абстрактную репрезентацию, поэтому мы можем принять их здесь за эквиваленты. В сущности, вопрос можно поставить так: «Есть ли у вас какие-либо иные примеры, кроме примеров, подобных видеоза­писи реальной жизни, и если да, что они напоминают?» Вы могли бы представить себе силу посредством образа лошади, громкого звука ло­шадиного храпа или ржания, либо мысленно представляя, как вы ощу­пываете мускулы лошади, и все это были бы конкретные и детальные репрезентации. С другой стороны, вы могли бы представить ту же самую информацию визуально в виде схематического изображения лошади, ее контура или с помощью какого-то еще сильно упрощенного метафори­ческого или иконического образа. Вы могли бы произвести аналогичное упрощение в аудиальной и кинестетической системах.

Если все ваши примеры относятся к реальной жизни, попробуйте превратить один из них в более абстрактный и метафорический, а затем сравните свое восприятие обоих. Если у вас имеются метафорические примеры, возьмите один и трансформируйте его в детальный пример из реальной жизни, а затем сравните его с метафорой.

Другие люди. Наблюдая за другими людьми, демонстрирующими качества или способности, которые мы ценим, мы часто используем ре­презентации их в нашей базе данных, чтобы уподобить себя им и поза­имствовать их качества. Этот очень ценный и фундаментальный про­цесс, используемый при научении, отчетливо просматривается у малень­ких детей, когда они играют в «дочки-матери», идентифицируя себя со взрослыми, чтобы научиться делать все те полезные вещи, которые им необходимо освоить в ходе развития.

Однако этот процесс требует и внимательного изучения, поскольку в ходе его мы можем научиться и бесполезным вещам. Если мы идентиицируем себя со всеми действиями какого-то человека, то можем обна­ружить, что переняли у него поведение, которое мы не ценим. Многие-взрослые обнаруживают, что ведут себя в манере, свойственной их родителям. даже когда подобное поведение им не нравится. Поэтому может о быть очень полезно исследовать, кто еще, кроме вас, присутствует в ваших примерах, и удостовериться, что в вашу базу данных включены только репрезентации поведения, которое вы цените.

Основные жизненные контексты. Контексты, которые появляются в ваших примерах, определяют, где и когда вы продемонстрируете свое качество. Большинство из нас разбивают свои многочисленные виды жиз­недеятельности на несколько основных категорий — семья, работа, от­дых, учеба и т. д. Если все ваши примеры проявления доброты относятся к семье, вероятно, что вы будете добры дома, но, возможно, не на работе или в других жизненных контекстах. Поэтому может оказаться очень полезным исследовать примеры в своей базе данных и обратить внима­ние на основные жизненные контексты, которые в них представлены, и подумать о том, не следует ли добавить примеры проявления вами дан­ного качества в других контекстах, которые отсутствуют или представ­лены в недостаточной степени.

Другие искажения и неточности содержания. Если вы сравниваете внутренний образ собственной личности с фотографией, на которой вы запечатлены в соответствующем возрасте, достаточно ли точен этот об­раз или же он имеет какие-то искажения? У некоторых людей собствен­ный образ сильно отличается от того, как они действительно выглядят и ведут себя. Например, когда люди испытывают чувство стыда, они часто кажутся себе более маленькими, неказистыми или уродливыми, чем они есть в действительности, акцентируя внимание на всех своих «недостат­ках» (2, гл. 14). Испытывая противоположное чувство — гордость, люди часто идеализируют себя, представляя себя намного красивее, чем на самом деле, и забывая о своих недостатках. Некоторые люди видят себя значительно моложе или старше, чем в реальности, выше ростом или ниже, более или менее способными и т. д. Если вы обнаружите какие-то искажения, попробуйте их исправить, чтобы посмотреть, чему вы може­те научиться, и определите, что служит вам лучше всего.

Упражнение 6.1

Исследование содержания

(втроем, 15 минут)

Теперь я хочу, чтобы вы исследовали примеры в своей базе данных с помощью тех приемов, которые я только что описал, и поэкспериментировали с их изменением. Какие позиции восприятия вы используете? По­пробуйте добавить или исключить примеры, которые относятся к одной или более из трех позиций, и сравните эту ситуацию с той, когда у вас все три позиции уравновешены. Попробуйте добавить или исключить детали, делая какие-то из своих примеров более метафорическими или реалистическими либо наоборот. Обратите внимание на других людей, которые включены в вашу базу данных, и на то, содержит ли какой-либо из ваших примеров поведение, с которым вы не хотите себя идентифици­ровать. Отметьте, какие основные жизненные контексты включены в пол­ной мере, а какие отсутствуют или представлены недостаточно, и попро­буйте добавить или исключить примеры с такими контекстами. Иссле­дуйте образы собственной личности на любые иные искажения и неточности содержания и определите, служит ли вам на пользу какое-либо искажение или же более реалистичный образ мог бы принести вам большую пользу.

Опять же, я хочу, чтобы вы начали с пятиминутного безмолвного исследования. Затем посвятите еще 10 минут обмену опытом и попытай­тесь изменить те аспекты своего качества, которые вы исследуете. От­метьте, как то или иное изменение влияет на ваше чувство устойчивости и прочности в отношении вашей я-концепции, а также подумайте, как те элементы, с которыми вы экспериментируете, скорее всего, повлияют на чувствительность вашего качества к непрерывной обратной связи.

***

Позиции восприятия

Давайте обсудим, что вы обнаружили, когда проверяли свои примеры на позиции восприятия. Я предполагаю, что у большинства из вас имелось по меньшей мере несколько примеров, в которых вы рассматриваете про­исходящее с позиции «я», поскольку она является основной. Многие ли из вас также включили в свою базу данных примеры с позиции наблюда­теля? Примерно половина. Каков был эффект добавления примеров с позиции наблюдателя у тех из вас, кто еще не включил эту позицию?

Фрэнк: Когда я добавил позицию наблюдателя, то увидел еще один совершенно иной аспект своего качества.

И когда вы увидели этот иной аспект, какой эффект он вызвал?

Фрэнк: Два эффекта. Один состоял в том, что качество показалось более целостным, поскольку я мог также видеть себя с этой дополнительной точки зрения. Другой заключался в том, что я смог лучше понять некоторые вещи, которые каса­лись реакций других людей и которые меня озадачивали, и увидел, что мне необходимо сделать, чтобы улучшить си­туацию.

То есть добавление позиции наблюдателя тотчас же помогло вам понять нечто, что было ранее неясным, и также помогло вам заметить, как можно улучшить ситуацию.

Фрэнк: Но людям не нравится, если вы занимаете позицию наблю­дателя во время общения с ними, поскольку тогда вы отда­ляетесь от них, подобно беспристрастному ученому.

В целом ваши слова верны, но всегда бывают исключения. Если бы вы разговаривали с беспристрастным ученым, вероятно, это было бы пре­восходное сравнение, которое его бы полностью удовлетворило. Помни­те, что наша цель при добавлении позиции наблюдателя — упрочить ваше качество. Даже если вы не хотите занять эту позицию в данный момент, вы всегда можете сделать это позже, чтобы посмотреть, чему вы можете научиться, как вы это только что сделали. Причем вы можете сделать это даже во время общения, если открыто сообщите о своем намерении. «Мне нужна минута-другая, чтобы поразмышлять над тем, что мы обсуждаем.

Давайте сделаем короткую паузу, а затем возобновим беседу». Когда вы станете более искусным в том, как занимать позицию наблюдателя, то сможете делать это очень быстро даже во время самого общения, а люди сумеют заметить не более чем короткую паузу.

Энди: Когда я занял позицию наблюдателя, то увидел в своих дей­ствиях намного больше моментов, которые влияли на си­туацию. Некоторое из того, что я делал, было менее полез­но, чем мне хотелось бы, тем самым это снабдило меня ценной информацией о том, что я могу сделать иначе в следующий раз.

Дот: У меня был один очень сомнительный пример. Когда я за­няла позицию наблюдателя, пример раскрылся в новом ка­честве, которое сделало его намного более убедительным.

Часто простое изучение опыта с иной точки зрения трансформиру­ет его вам на пользу.

У многих ли из вас уже имеются примеры с позиции другого чело­века? Примерно у четверти. А что произошло, когда вы добавили эту точку зрения?

Тесс: Меня поражает, что вы можете задавать мне все эти во­просы и на многие из них я могу ответить: «Да-да. Да, я могу это сделать; я в состоянии это увидеть», а затем, когда я перешла на позицию другого, мне показалось, что меня схватили за пояс и швырнули куда-то, и я прозрела! Это было для меня откровением. Теперь я знаю, что ощущает этот другой человек — нечто, о чем я ранее даже не дога­дывалась!

Умение прочувствовать то, как воспринимает ситуацию другой че­ловек, может иногда обеспечить весьма удивительную и полезную ин­формацию, причем большинство из нас делает это гораздо реже, чем могли бы. Способность встать на чью-то позицию является одной из наиболее важных способностей, которые отличают нас от других животных и пре­вращают в людей. Это необходимый базис для проявления эмпатии и сострадания, а также для нашей способности научаться у других людей физическим навыкам, лишь наблюдая за их действиями и «ставя себя на их место».

Очень маленькие дети еще не способны встать на позицию другого человека, как не могут этого сделать люди, страдающие аутизмом, хотя некоторые из них исключительно хорошо чувствуют себя на позиции наблюдателя. Многие взрослые так и не научаются как следует вставать на позицию другого и могут использовать ее только ограниченным обра­зом в определенных отношениях. Психопаты, по-видимому, вообще ни­когда не ставят себя на место другого человека. Я не знаю, обусловлено ли это неспособностью или нежеланием, но предполагаю, что по мень­шей мере некоторых из них можно было бы обучить этому приему.

Если ваше качество таково, что приятно быть как его реципиентом, так и его источником, то занятие позиции другого человека удваивает ваше удовольствие. И оно также обеспечивает хорошую обратную связь в отношении того, испытывает ли другой человек те чувства, которые вы намеревались у него вызвать. Я не хочу, чтобы вы решили, будто эта операция доставит вам особое наслаждение. Мне случилось наблюдать за одной группой, пока она экспериментировала с этим, и когда некто по имени Джо добавил позицию другого, он побагровел, как рак!

Напротив, любая военная подготовка призвана уменьшить вероят­ность того, что человек поставит себя на место противника, поскольку намного сложнее убить кого-то, если вы сознаете его человеческие чув­ства. Во время войны врагов всегда изображают менее человечными: как правило, глупыми, злобными, напоминающими животных, которые не заслуживают человеческого обращения. Благодаря этому убить их поря­дочному человеку становится намного легче.

Джим: Добавив позицию другого, я понял, что другим людям не нравится мое качество. Неприятие ими этого качества ста­ло дополнительным подтверждением того, что оно у меня есть, и полезная информация заключалась в том, что мне лучше найти кого-то, кому это качество все-таки нравится.

Стэн: Когда я добавил позицию другого, я обнаружил, что она ослабляет мое качество. Мне стало понятно, что некото­рые из моих примеров не учитывают точку зрения окружа­ющих. Это снабдило меня полезной обратной связью, но ослабило качество. Мне кажется, что этот прием в конце концов принесет мне пользу, но в данный момент он не вызывает у меня приятных чувств.

Подобное получение обратной связи никогда не вызывает особой радости, но это, несомненно, куда лучше, чем неизбежное фиаско впо­следствии. Теперь, когда вы заметили это несоответствие, как вы исполь­зуете полученную информацию?

Стэн: Ну, во-первых, я могу определить, какие действия, на взгляд этого человека, выражают данное качество, и могу решить, хочу ли я их совершать. Или, возможно, я мог бы обогатить его представления, так чтобы он увидел проявление дан­ного качества в том, что я уже делаю.

Отлично. Все это полезные способы реализации подобной обратной связи, причем они намного более полезны, чем если бы вы просто испы­тывали неприятные чувства из-за допущенной ошибки.

Энн: Я заметила, что во всех своих образах вижу, как кто-то ре­агирует на мое качество.

То есть ваши образы содержали результаты проявления вами каче­ства, а не само его проявление, не так ли? Результаты очень важны для мотивации, а также для обратной связи в отношении того, как другие реагируют на ваши действия. Видите ли вы также себя в этих образах?

Джин: Нет, меня в них нет — только реакции других людей.

Мне также хотелось бы, чтобы вы увидели, как вы сами проявляете данное качество. Включение реакций окружающих очень полезно, но крайне важно, чтобы вы включили себя, чтобы у вас была репрезентация самой себя, обладающей этим качеством.

Бен: Когда я занял позиции наблюдателя и другого человека, то не захотел просто внести их в свою базу данных наугад. Мне захотелось, чтобы они находились вместе с моим соб­ственным видением ситуации. Поэтому я объединил их в единую голограмму, которую могу быстро поворачивать в зависимости от того, чью позицию я хочу занять.

Это прекрасный способ связать их вместе и убедиться, что вы имее­те быстрый и легкий доступ ко всем позициям.

Тесс: Когда я экспериментировала с удалением позиции «я», это было похоже на то, когда выдергиваешь из телевизора ан­тенну. Все было неопределенным и лишенным смыла.

Конечно. Позиция «я» — это единственная позиция, находясь на которой вы действительно можете жить собственной жизнью. Наблюда­тель очень полезен для получения дополнительной информации, особен­но в отношении того, как вы с кем-то взаимодействуете и какие реакции ваше поведение вызывает у других людей. Он также очень полезен в течение короткого времени для того, чтобы избежать смятения в очень трудных ситуациях, при разрешении проблем или в случае физической боли. Но если бы вы остались на этой позиции, то были бы лишь незаин­тересованным зрителем и не ощущали по-настоящему собственную жизнь. Несколько лет назад в комиксе про Зигги было написано: «Хочешь жить без разочарований и волнений — воздержись от личного участия в соб­ственной жизни». Это помогает, но цена оказывается слишком высокой. Яркие примеры такой позиции можно найти в произведениях экзистен­циалистов, скажем, в «Постороннем» Камю.

Позиция другого исключительно полезна для понимания чьего-то опыта и сопереживания ему, и она абсолютно необходима для сострадания и про­чувствованного понимания, которое основано на сострадании. Но если бы она была у вас единственной, вы бы жили жизнью другого человека, а не своей собственной. Это базис того, что часто называют «совместной зави­симостью» или «созависимостью». Созависимые люди живут ради чьих-то нужд и ценностей в такой степени, что принимают на себя ответственность прежде всего за жизнь других людей, забывая о собственных потребностях и игнорируя их. У меня есть три любимые шутки о созависимости, которые иллюстрируют это качество.

1. Как можно определить, являетесь ли вы созависимым человеком?

2. Какой вид страховки получает созависимый?

3. Сколько требуется созависимых, чтобы заменить электрическую лампочку?

_____________________

Верные ответы:

1. Когда вы находитесь при смерти, у вас перед глазами проносится жизнь другого человека.

2. Страховку за случаи, в которых «это я виноват».

3. Нет-нет, дайте я!

Одна позиция «я» является столь же ограничивающей, как ясно видно у очень маленьких детей и психопатов. Хорошие отношения – такие, в которых уважается как ваша позиция, так и позиция другого человека; «Устроит ли это и вас, и меня?» Чтобы добиться этого, вам необходимо прочувствовать и собственную позицию, и позицию другого человека.

Даже когда уважаются нужды обеих сторон, для их удовлетворения эти люди могут руководствоваться совершенно различными критерия­ми. У одного человека критерий порядочности может включать вежли­вость и тактичность, а у другого — прямолинейность и непосредствен­ность. Поскольку большинство из нас обычно предполагают, что другие ценят то же, что и мы. это часто ведет к проблемам.

Нам с Коннирой нравится прикасаться друг к другу, но каждому из нас приятны совершенно разные прикосновения. Мне нравятся очень легкое поглаживание кончиками пальцев, которое я называю «щекотанием», а она его терпеть не может. Ей нравится намного более интенсивное поглажи­вание всей ладонью, которое меня просто бесит. Нам потребовалось не­мало времени, чтобы научиться пользоваться тем поглаживанием, кото­рое нравится другому, взамен того, которое приятно нам самим. Если мы периодически встаем на позицию другого, это может сделать нас чув­ствительными к подобным различиям, и мы начнем их уважать.

В идеальном случае вы используете информацию с позиции наблю­дателя и другого, чтобы насытить и обогатить свою позицию «я», кото­рая остается первичной. Для полноценного использования каждой пози­ции важно их упорядочить, чтобы каждая была вполне определенной и не смешивалась с другими позициями. Коннира разработала очень по­лезный процесс — упорядочение позиций восприятия, и я хотел бы при­вести пару примеров упорядочения для тех из вас, кто с ним не знаком.

Позиция наблюдателя должна находиться на равном удалении от позиций «я» и другого, чтобы обеспечить несмещенную, объективную точку зрения. Если наблюдатель находится ближе к позиции «я», веро­ятно. он будет предрасположен к «я», а если он ближе к позиции друго­го, то будет настроен в пользу другого. Все позиции должны находиться на одной и той же высоте. Если какая-то из позиций выше, она, вероят­но, станет «доминирующей» и оценивающей или критикующей, вместо того чтобы просто представлять иную точку зрения, имеющую такой же вес. А если какая-то позиция ниже, она, как правило, оказывается сла­бой, подчиненной, менее важной. Подобному упорядочению присущи и множество других элементов, а цель исчерпывающего упорядочения в том, чтобы в значительной степени прояснить спутанные чувства, а иногда и достичь полного разрешения трудной ситуации.

Теперь вернемся к моему извечному вопросу: «Как добавление при­меров с какой-либо недостающей позиции влияет на прочность я-концепции и как оно сказывается на чувствительности к информационной обратной связи?

Джим: Они снабжают вас дополнительными точками зрения, большей информацией, и поэтому делают я-концепцию более прочной, а эта дополнительная информация также повы­шает вероятность того, что вы заметите несоответствия между своей я-концепцией и своим поведением. Чем бога­че ваш внутренний мир, тем более вы способны подметить тонкие различия вовне. Да, если ваша я-концепция точна, добавление любых недостающих позиций явится ее подтверждением и упрочит ее. Если же ваша я-концеп­ция неточна, добавление отсутствующих позиций снабдит вас ценной до­полнительной информацией в отношении того, какие аспекты ваших пред­ставлений о самом себе нуждаются в определенной модификации.

Более 200 лет назад об этом очень хорошо сказал шотландский поэт Роберт Бернс:

Ах, если б у себя могли мы

Увидеть все, что ближним зримо,

Что видит взор идущих мимо

Со стороны —

О, как мы стали бы терпимы

И как скромны!

Перевод С. Я. Маршака


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.