Упражнение с паттерном аудиальной перспективы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Упражнение с паттерном аудиальной перспективы

2019-12-19 147
Упражнение с паттерном аудиальной перспективы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(в парах, общая продолжительность 15 минут)

1. Припомните какой-нибудь беспокоящий вас голос и обратите вни­мание на свою реакцию. Определите местоположение голоса и то, ваш ли это голос или чей-то еще. Затем удалите этот голос из своего сознания.

2. Выберите четыре ресурсных голоса, один за другим, и послушайте каждый, обращая внимание на интонацию и на слова. (Если про­блемный голос принадлежит другому человеку, ресурсные голоса должны также принадлежать другому человеку; а если проблемный голос ваш, ресурсные голоса тоже должны быть вашими.)

3. Расположите эти голоса вокруг своей головы, так чтобы вы могли слышать все четыре одновременно. Когда они говорят все сразу, бу­дет сложнее услышать детали.

4. Добавьте беспокоящий голос и послушайте все пять голосов, гово­рящих одновременно. Отметьте, как меняется ваша реакция — по интенсивности и по качеству.

Сью: Зачем нужно располагать голоса вокруг головы?

Почти все слышат беспокоящий голос где-то рядом со своей голо­вой или внутри нее. Если голос звучит в каком-то другом месте, вероят­но, он не слишком сильно вас беспокоит; вы все можете проделать не­большой эксперимент, чтобы убедиться в этом. Вспомните какой-то не­приятный или осуждающий голос, либо ваш, либо чей-то еще… Есть ли среди вас такие, кто слышит голос не внутри себя или не рядом со своей головой? Нет. Теперь попробуйте послушать тот же самый голос, но иду­щий от вашего левого локтя… Теперь послушайте его, когда он исходит из вашей правой пятки… Местоположение очень важно для всех наших ощущений и особенно для случая с голосами.

Подобное изменение местоположения может быть очень полезно само по себе в качестве быстрой демонстрации значимости последнего с или как временное вмешательство в кризисную ситуацию, но обычно оно не дает долговременного эффекта, если не объединено с каким-то другим процессом, который сполна использует позитивную функцию или последствия беспокоящего голоса. Когда Тим слышал тревожащий голос вместе с ресурсными голосами, голос спонтанно отдалился и стал тише. В результате Тиму стало легче его услышать и понять, что голос хочет ему сказать. Когда подобная трансформация происходит в ответ  на какое-то другое изменение, намного вероятнее, что она будет длительной.

Теперь я хочу, чтобы вы разбились на пары и помогли друг другу
выполнить это упражнение. Каждому из вас понадобится на него около 5 минут, а затем вы можете посвятить еще 5 минут тому, чтобы поделиться своими ощущениями с партнером.

Паттерн кинестетической перспективы

Использовать паттерн перспективы Макхуэртера в кинестетической сис­теме несколько проблематичнее по двум совершенно разным причинам. Первая заключается в том, что большинству из нас намного лучше зна­кома работа с визуальной или аудиальной системами, когда вносятся изменения в наши образы, голоса и звуки.

Вторая причина состоит в том, что, говоря о кинестетических чув­ствах, мы подразумеваем чувства удовольствия или неудовольствия, сим­патии или антипатии и т. д. Это оценочные чувства; которые мы пережи­ваем в связи с каким-то иным опытом. Хотя они очень важны при опре­делении того, какие ощущения мы хотим испытывать чаще или реже, они не адекватны паттерну перспективы.

Чувства, которые адекватны паттерну перспективы, — это чувства, испытываемые при совершении каких-то действий. Когда вы делаете что- то, вы испытываете множество тактильных ощущений, передаваемых сен­сорными нервами на вашей коже, что позволяет вам получить обилие информации о вашем непосредственном окружении, когда вы с ним кон­тактируете. Например, если вы плывете, то можете ощутить температуру и движение воздуха и воды, соприкасающихся с вашим телом, а также любые объекты, с которыми вы можете контактировать.

Кроме того, вы можете испытать множество других «проприоцептивных» ощущений — передаваемых нервами в ваших мышцах и суста­вах, — которые сообщают вам о том, в каком положении находится и как перемещается ваше тело, в том числе о напряжении или расслаблении мышц и т. д. Все эти чувства поставляют специфическую сенсорную ин­формацию о положении и движении вашего собственного тела и о вашем непосредственном окружении.

У вас также могут быть оценочные чувства, испытываемые в связи с вашими сенсорными чувствами, подобно тому как у вас могут быть оце­ночные чувства в связи с тем, что вы видите, слышите, пробуете на вкус или обоняете. Вас может удовлетворять температура воды или не удов­летворять движение вашего тела во время плавания и т. д. Это оценоч­ные чувства, возникающие в связи с информирующими чувствами. Эти два разных вида чувств легко спутать друг с другом, поскольку и те и другие мы ощущаем в своем теле. Оценочные чувства обычно ощущают­ся главным образом вдоль линии, проходящей посередине фронтальной части груди и живота, хотя очень сильные оценочные чувства могут ощу­щаться по всему телу.

Когда я демонстрировал паттерн перспективы в визуальной и ауди­альной системах, то просил человека вспомнить образ или голос, кото­рый его беспокоил. Беспокойные чувства всегда являются оценочными чувствами неприятия образа или голоса. Точно так же при использова­нии паттерна перспективы в кинестетической системе нам необходимо наличие ряда кинестетических тактильных и проприоцептивных чувств, в связи с которыми у человека возникает тревожное оценочное чувство.

К примеру кому-то не нравится чувства, которые он испытывает, когда плавает, играет в гольф, музицирует или совершает иные физические действия, Паттерн перспективы в кинестетической системе особенно по­лезен при Улучшении результатов в спорте, совершенствовании мотор­ных навыков или иных кинестетических показателей. Хочет ли кто-то из присутствующих проделать этот опыт?

Билл: Я не удовлетворен своей игрой в баскетбол.

Прекрасно. Я хочу; чтобы сначала вы вспомнили, что представляет собой игра в баскетбол; при этом может оказаться очень полезным све­сти ее к какому-то одному элементу скажем, к штрафным броскам или ведению мяча. После того как вы примените паттерн к.одному элементу, будет легче проделать то же с другими элементами игры. Вам не нужно на самом деле вести мяч или совершать броски по кольцу, но я советую вам встать, чтобы все ваше тело могло слегка двигаться, когда вы будете вспоминать, что вы чувствуете во время игры в баскетбол. Я также хочу, чтобы вы убедились, что по-прежнему испытываете определенное неудов­летворение своей игрой…

Билл: Вообще-то мне нравится играть в баскетбол, иначе я не стал бы этим заниматься. Но при этом бывают ситуации, когда теряется непринужденность, когда я чувствую себя неловко и все моментально идет насмарку. Я не люблю их и обычно совершаю ошибки именно в эти моменты или сра­зу после них.

Хорошо. Теперь забудьте на мгновение об игре в баскетбол и вспом­ните, одно за другим, четыре физических действия, которые могли бы послужить в качестве ресурсов. Поскольку вы описали проблему как не­ловкость или отсутствие непринужденности, я предлагаю вам выбрать четыре действия, которые вы выполняете особенно непринужденно. И по­скольку во время игры в баскетбол активно все тело, убедитесь, что каж­дый ресурс представляет собой нечто, в чем участвует все ваше тело. Когда вы будете подбирать каждое ресурсное действие, потратьте немно­го времени на то, чтобы прочувствовать, что вы испытываете при его выполнении. Дайте мне знать, когда в вашем распоряжении будут все четыре… (Бил кивает.)

Хорошо, теперь я хочу, чтобы вы сделали нечто, что, вероятно, покажется вам несколько странным. Представьте, что вы разделили свое тело на четыре квадранта, так чтобы горизонтальная линия была примерно на уровне вашей талии, а вертикальная шла вниз от вашего живота. После этого мысленно воспроизведите четыре ресурса один за другим и ощутите каждый в одном из этих четырех квадрантов своего тела. Как и в случае визуального и аудиального паттернов, будет довольно трудно прочувствовать детали каждого, когда вы будете ощущать все четыре одновременно. Дайте мне знать, когда в вашем распоряжении будут все четыре… (Бил кивает.)

Теперь, продолжая ощущать эти четыре ресурса, представьте, что вы играете в баскетбол, используя все свое тело. Через некоторое время позвольте этим ресурсам переместиться в другие части вашего тела и смешаться друг с другом. Потратьте немного времени на то, чтобы про­чувствовать, что при этом происходит…

Билл: Все это очень интересно и приятно, но мне будет довольно трудно описать свои чувства. Когда вы сначала попросили меня расположить все четыре ресурса в разных частях мо­его тела, я испытал очень странное ощущение, почувство­вав себя расчлененным на части. Но когда я представил себя играющим в баскетбол, ресурсные чувства как будто слились друг с другом и с игрой в баскетбол. Это вызвало у меня реальное мышечное ощущение того, что я играю намного увереннее и перестаю совершать неловкие дей­ствия.

Сью: Не хотели бы вы нам рассказать, что за четыре ресурсных действия вы выбрали?

Билл: С удовольствием. Катание на лыжах, выполнение массажа, вождение автомобиля на извилистой дороге и плавание в море.

Энн: Стив, в визуальном паттерне вы просили, чтобы проблем­ный опыт накладывался только на часть ресурсов. В этом кинестетическом паттерне все ресурсы находились в раз­ных частях тела, а проблемное действие охватывало все тело; это означает, что ресурсы были полностью закрыты проблемной деятельностью. Не могли бы вы дать поясне­ния?

Это серьезный вопрос, и простейший ответ на него таков: я не могу придумать лучшего способа выполнения упражнения, когда в проблем­ной деятельности участвует все тело. Если бы в ней участвовала лишь часть тела, вы могли бы выполнить упражнение в манере, более напоми­нающей нашу работу с визуальной системой. В визуальной системе очень важно иметь только частичное наложение, поскольку в случае полного наложения вы совершенно не видите ресурсов и поэтому не можете объ­единить их с проблемой. В аудиальной системе, когда все ваши голоса раздаются одновременно, они практически полностью накладываются друг на друга, но вы по-прежнему слышите их все; наложение не вызывает исчезновения ресурсных голосов, если только проблемный голос не ста­новится настолько громким, что полностью заглушает ресурсы.

Очень полезно потратить какое-то время на упражнение по превра­щению события или паттерна в одной модальности в аналогичный опыт в другой модальности. Как мы могли бы получить паттерн визуальной перспективы, аналогичный ситуации в аудиальной или кинестетической системе?..

Билл: Я размышляю о своем опыте с кинестетическим паттерном.

Мне казалось, что я могу ощутить один ряд чувств через другой ряд. Если бы я перенес свой опыт в визуальную cистему, это напоминало бы рассматривание одной картины через другую, как если бы они были немного прозрачными.

Совершенно верно. Если бы в визуальном паттерне мы работали с прозрачными картинами, то могли бы полностью закрыть ресурсы про­блемным образом, и они все равно бы просматривались. Однако у мно­гих людей прозрачность ассоциируется с нереальностью, и это приводит к ослаблению ресурсов. В визуальной системе прекрасно срабатывает частичное наложение, поэтому я посоветовал вам использовать именно его.

Прозрачность — очень полезная субмодальность, которой большин­ство людей не пользуются. Она особенно полезна, когда нужно получить трехмерное изображение внутренних частей объектов, как это делается в компьютерно-аксиальной томографии. Геолог может использовать свой­ство прозрачности, рассматривая склон горы или холма и представляя себе, как должны выглядеть слои скальных пород и почвы, а хороший хирург способен визуализировать внутренние органы человеческого тела.

Прозрачность можно также использовать для интеграции визуаль­ных образов путем наложения их друг на друга и последующего посте­пенного превращения их в один образ. Например, вы создаете прозрач­ный образ какой-то проблемы, а затем удаляете его на время из своего сознания и создаете намного большую прозрачную картину, которая от­ражает всю вашу жизнь. Затем вы накладываете прозрачный образ мень­шей проблемы на прозрачную картину, которая отражает вашу жизнь целиком, и позволяете им смешаться друг с другом, превращаясь в один образ. В этом случае используется прозрачность вместе с намного более крупным образом всей вашей жизни, что позволяет получить иную, но­вую перспективу. Целесообразно воспользоваться подобным преобразо­ванием образов — непрозрачных или прозрачных — в какой-то одной субмодальности и поэкспериментировать с ним, выясняя, как вы могли бы использовать его с паттернами, которые вам уже известны.

Я представил этот паттерн в каждой из трех основных модально­стей. Как, по-вашему, можно было бы применить тот же самый паттерн, смешивая модальности? Например, смогли бы вы использовать визуаль­ные ресурсы для проблемного голоса? Или кинестетические для про­блемного образа?..

Том: Когда я подвожу баланс в своей чековой книжке, то слышу свист ветра среди деревьев или шум реки, которые под­стегивают меня, поскольку напоминают о том, как я в итоге смогу использовать в свое удовольствие некоторую часть денег.

Это отличный метод самомотивации, который использует перспек­тиву, — одним из способов, о которых я говорил ранее. Но если эти звуки вас подстегивают, я предполагаю, что их источник находится в каком-то другом месте и что на самом деле они не интегрируются в ваши действия с чековой книжкой. В случае мотивации два события должны быть свя­заны между собой, но при этом разделены во времени и пространстве, как бы говоря: «Сделай это, и ты сможешь сделать то».

В случае интеграции, которая имеет место в паттерне Макхуэртера, обе репрезентации должны быть в одной и той же модальности. Если вам нужно произвести сложение или вычитание десятичных и простых дробей, вам придется преобразовать одни в другие. Иногда человеку спонтанно удается сделать необходимые корректировки, но полагаться на это неразумно, так как чаще у вас получается нечто иное, чем то, на что мы и рассчитывали. Однако вы можете объединить один образ, содержащий звук, с другим образом, содержащим звук, поскольку тогда два образа могут объединиться друг с другом, так же как и два звука.

Паттерн перспективы Макхуэртера сводит вместе группу разных со­бытий, превращая их в совокупность переживаний, которая ведет к како­му-то более широкому понятию или обобщению. Когда я просил вспом­нить четыре ресурсных переживания, слово «ресурс» уже являлось обоб­щением, относящимся к группе конкретных событий, которые были и чем-то схожи между собой. Когда они объединяются с проблемным пе­реживанием, происходит их взаимообогащение, ведущее к какому-то но­вому обобщению.

Убеждения

Один особо интересный случай использования понятий, обеспечиваемы этим паттерном перспективы, имеет место в случае обобщений, которое обычно называют «ограничивающими убеждениями», в особенности когда эти убеждения касаются вас самих. Когда у вас имеется какое-то ограни­чивающее убеждение, существует несколько возможностей.

1. Убеждение может быть основано всего лишь на одном нересурс­ном переживании, когда к нему не примешиваются никакие пози­тивные переживания, которые могли бы обеспечить полезную перс­пективу. Именно из этого допущения исходят многие люди, когда осуществляют «реимпринтинг», «изменяют личностную историк» или проделывают иную оздоровительную работу по изменению какого-то одиночного проблемного переживания, имевшего место в прошлом.

2. Имеется группа нересурсных переживаний. Хотя человек может столкнуться с каким-то одиночным трудным случаем, большинство трудностей повторяются, и обычно наиболее серьезные из них ста­новятся своего рода «магнитом», который притягивает к себе схо­жие события, образуя группу являющуюся базисом для крайне беспо­лезной перспективы; именно ее часто называют «негативным», или ограничивающим, убеждением. Работа по изменению одиночного пе­реживания оказывается эффективной, если она направлена на наи­более интенсивное из группы переживаний, поскольку тогда изме­нение обычно автоматически переносится на остальную часть группы.

3. Убеждение может быть основано на группе нересурсных пережи­ваний, объединенных только с одним или несколькими ресурсны­ми переживаииями. Позитивные переживания недостаточно интен­сивны или многочисленны, чтобы они могли обеспечить сбаланси­рованную перспективу. В этом случае может оказаться полезным трансформировать нересурсные переживания, а также вспомнить, мысленно воспроизвести или создать дополнительные позитивные примеры, чтобы общий смысл обобщения стал более позитивным и полезным.

4. Убеждение может включать комбинацию нересурсных и ресурс­ных переживаний, которые создают неопределенную перспективу.

Эта ситуация очень похожа на предыдущую, поэтому в этом случае также полезно трансформировать нересурсные примеры и вырабо­тать дополнительные позитивные, с тем чтобы обобщение стало од­нозначно позитивным.

Для простоты я представил паттерн перспективы Макхуэртера в кон­тексте одиночного проблемного переживания, дающего доступ к ряду ресурсов, которые обеспечивают более широкий охват и содержат боль­ше информации. Все это образует новый контекст проблемного пережи­вания, создавая полезную новую перспективу, которая придает происхо­дящему новый смысл. Однако обычно проблемное переживание — это часть группы переживаний, являющейся базисом для какого-то ограни­чивающего утверждения, и тогда, чтобы изменить его, вы должны рабо­тать со всей группой. Самый простой способ выполнения этой задачи — сгруппировать определенным образом схожие переживания, а затем транс­формировать наиболее интенсивное, поскольку такое изменение обычно переносится на менее интенсивные.

Подобный паттерн перспективы лежит в основе всех производимых вами обобщений, относящихся как к внешнему миру, так и к вам самим, поэтому данный паттерн отражает некоторые из фундаментальных свойств того, как мы формируем все свои убеждения. Теперь, когда ваша чув­ствительность к этому процессу повысилась, вы, вероятно, обнаружите его (или испытаете потребность в нем) почти всюду, куда вы направите свой взгляд.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.