Глава 10. Трансформация неопределенного качества — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава 10. Трансформация неопределенного качества

2019-12-19 169
Глава 10. Трансформация неопределенного качества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

До сих пор я просил вас исследовать качество, которое, как вы зна­ете, вам присуще и которое вам нравится. Это условие предполагает качество, отличающееся устойчивостью и согласующееся с вашими ценностями, так что у вас уже имеется достаточно обширная и эффективная база данных с примерами при относительно небольшом ко­личестве противоположных примеров. Это простейшая ситуация для того, чтобы узнать о различных аспектах я-концепции, относящихся к процес­су и содержанию. Конечно, то, что одному человеку кажется «устойчи­вым», другому может показаться «очень шатким». Поэтому мы здесь по-прежнему имеем дело с довольно широким диапазоном; у некоторых из вас имеется значительно больше противоположных примеров, чем у дру­гих. Некоторые из ваших «устойчивых» качеств были в действительно­сти чем-то двойственным из-за большого количества противоположных примеров или из-за того, как вы воспроизводили свои противоположные примеры.

Теперь я хочу, чтобы вы выбрали какой-то другой аспект своей лич­ности, такой, в отношении которого вы испытываете двойственные или неопределенные чувства. Опять же я хочу, чтобы вы выбрали такое каче­ство, в отношении которого ваши ценности ясны; вы знаете, каким вы хотите быть. Например, иногда вы считаете себя тактичным, а иног­да — нетактичным, или, возможно, большую часть времени вы не увере­ны в том, тактичный вы или нет, но вы знаете, что хотите быть так­тичным.

Когда какой-то аспект вашей личности отличается двойственностью, это обычно указывает на то, что имеется примерно равное количество позитивных и противоположных примеров, и поэтому вы не можете прийти к окончательному выводу. И тех и других может быть как очень много, так и всего лишь несколько. В случае более проблемной двойственности обычно имеется много и позитивных, и противоположных примеров или они очень яркие. Также возможно, что противоположных примеров у вас имеется лишь несколько, но тот способ, каким вы их репрезентируете, ведет к двойственности из-за итоговой интенсивности. Или ваша неуве­ренность вызвана очень незначительным количеством примеров.

Поскольку вы не уверены в наличии у себя этого качества, малове­роятно, что оно вызывает у вас положительные чувства, поэтому оно, скорее всего, не слишком способствует вашей позитивной самооценке. Однако если вы полагаете, что должны проявить это качество недвус­мысленным образом, ваша неспособность это сделать может привести к низкой самооценке.

Последними действиями, которые мы производили с противополож­ными примерами, были их группировка, выявление наихудшего проти­воположного примера и его обработка с целью превратить всю группу в позитивные примеры, а затем вернуть их в вашу позитивную базу дан­ных. Между этой ситуацией и работой с двойственным качеством имеет­ся только два важных различия. Одно состоит в том, что двойственному качеству, вероятно, соответствует большее количество примеров, поэто­му работа с ним может занять чуть больше времени. Однако если вы знаете, как выкосить одну лужайку, вы знаете и то, как выкосить три лужайки, просто у вас уйдет на это больше времени. Другое различие заключается в том, что позитивная сторона вашей двойственности мо­жет еще не проявляться у вас в форме позитивного качества. Элементар­ное превращение базы данных для этого двойственного качества в фор­му позитивного шаблона сделает ее более убедительной.

Я хочу, чтобы сначала вы посвятили несколько минут изучению того, как вы мысленно воспроизводите это свое неопределенное качество. Оп­ределите, как организована ваша база данных для этого неопределенного качества.

***

Как и в предшествующем исследовании противоположных примеров, су­ществует три возможных варианта организации вашей двойственной базы данных:

  1. Позитивные и противоположные примеры включены в одну и ту же базу данных, и относятся к одной и той же модальности.
  2. Позитивные и противоположные примеры представлены в одной и той же модальности, но порознь в разных локальностях.
  3. Позитивные и противоположные примеры представлены в разных модальностях и в разных местах.

Прежде всего я хотел бы узнать по количеству поднятых рук, сколько человек среди вас обнаружили, что их база данных соответствует перво­му варианту? Примерно треть.

А у кого она соответствовала второму варианту? Примерно у по­ловины.

А третьему варианту? Лишь у нескольких.

Были ли у кого-то противоположные примеры в другой репрезента­тивной системе, но в том же месте? Нет. Хотя это теоретически возмож­но, ни один из тех, кто посещает семинары, по-видимому, этого не дела­ет, но, возможно, такие люди все-таки существуют, поэтому не стоит за­бывать о подобной возможности.

А сколько человек среди вас имели двойственную базу данных, ко­торая была уже в той же форме, что и ваш позитивный шаблон? Только один. Обычно позитивные примеры представлены не в форме позитив­ного шаблона, и первым шагом является придание им этой формы, по­скольку когда они находятся в ней, они кажутся вам наиболее убеди­тельными.

Одна из первых вещей, которые вы можете сделать, — изучить со­держание своих противоположных примеров, как мы делали это раньше, и рассмотреть возможность того, что некоторые из противоположных примеров — или все — могут на деле оказаться примерами какого-то иного качества. В этом случае вы можете разбить эту двойственность на два независимых обобщения. Позитивные примеры станут базой для не­двусмысленного позитивного качества, а противоположные примеры или группа их — базой для какого-то другого, независимого качества.

Например, допустим, что вашим двойственным качеством был ум, и вы обнаруживаете, что все противоположные примеры — это ситуации, в которых у вас просто не было возможности узнать что-либо по данной теме. Тогда вы можете представить все эти «противоположные приме­ры» умственных способностей как примеры ситуаций, в которых у вас не было возможности изучить тему, или как примеры обычного неведения. Неведение не имеет ничего общего с умом, хотя многие путают эти два качества. Это устранило бы двойственность первичного качества и пока­зало бы, что бывают определенные ситуации, в которых вы не можете проявить свои умственные способности должным образом из-за отсут­ствия информации.

Конечно, этот процесс по-прежнему оставляет вас лицом к лицу с ситуациями, в которых вы не можете должным образом проявить свой ум, но это всего лишь одна из тех трудных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Если она для вас важна, то вы можете найти и изучить ту информацию, которая позволит вам проявить свой ум и в этих ситуациях.

Это еще один способ понимания и реализации процесса, называемого рефреймингом содержания (content reframing), — нахождения иных фрей­мов понимания для определенного ряда переживаний. Пересматривая ка­кое-то обобщение, вы можете найти другой способ осмысления той же самой информации, так чтобы она была оценена иначе. Хотя большинство примеров здесь относится к превращению негативной оценки в позитивную, вы можете также превратить позитивную оценку в негативную, если кто-то не признает, что данное качество ведет к нежелательным последствиям. Такое качество человека, как «раскованность» или «спонтанное реагирование», можно также описать как проявление безответственности и бездумности в отношении потребностей других людей. Реструктуриро­вание может быть очень быстрым и эффективным способом трансформа­ции смысла группы переживаний. Поскольку этот процесс подробно опи­сан в другом месте (12, гл. 1), я посвящу ему немного времени.

Допустим, что вы уже исследовали свои противоположные приме­ры и отделили некоторые из них как относящиеся к какому-то другому ценному качеству. Следующим шагом необходимо обработать все остав­шиеся противоположные примеры, превратив их в примеры позитивного качества.

Поскольку противоположных примеров может еще быть довольно много, лучше перед обработкой собрать их в группы. Превращение двой­ственного качества в позитивное — изменение серьезное, поэтому оно требует особого внимания к конгруэнтности. Хотя все методы обработки включают шаги, на которых проверяется конгруэнтность, полезно на­чать с того, который касается самого общего процесса. «Не возражает ли какая-то часть меня против обладания этим позитивным недвусмыслен­ным качеством?»

Последний важный элемент — проверка, позволяющая вам убедить­ся в том, что конечная база данных, содержащая и позитивные примеры, и трансформированные противоположные примеры, представлена в той же форме и имеет ту же локализацию, что и позитивный шаблон. Теперь я хотел бы продемонстрировать, как нужно трансформировать двойствен­ное качество.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.