Другие искажения и неточности содержания — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Другие искажения и неточности содержания

2019-12-19 173
Другие искажения и неточности содержания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многие ли из вас нашли искажения в образе собственной личности? При­мерно треть. А что вы обнаружили в отношении их влияния, когда попы­тались скорректировать их, чтобы они были более реалистичными?

Карл: Мне потребовалось определенное время, чтобы заметить, что я обычно вижу себя более маленьким и глуповатым, чем действительно выгляжу на фотографиях. Мне кажется, это приводит к тому, что во многих ситуациях я начинаю чув­ствовать себя менее уверенно. Обычно я держусь слегка в тени, вместо того чтобы выступить вперед, даже в ситуаци­ях, где на моей стороне знание и опыт. Сделав себя в своих образах более высоким и чуть более сильным, я почувство­вал, как тело выпрямилось и немного подалось вперед — стало более «готовым к действию», и мне это нравится.

Энди: На всех своих образах я выгляжу стройным, темноволосым и двадцатишестилетним — а не шестидесятилетним, тол­стым и лысым.

Это вам помогает?

Энди: Еще как. Я попробовал стать более похожим на себя, и это было ужасно

Ну, иногда ужасный образ может также быть полезным. Я могу пред­положить, что вы испытываете небольшой шок каждое утро, когда види­те себя в зеркале в ванной. Мне кажется, что заметное несоответствие может привести к поведению, которое некоторые люди могут счесть не­обычным. Я бы посоветовал вам посмотреть более внимательно на свой образ в разных контекстах и определить, действительно ли он помогает вам или в некоторых контекстах было бы разумнее прибавить ему не­сколько лет.

Билл: Я обнаружил, что вижу себя несколько моложе своих лет, в основном это касается лица и головы; образ же остального тела как будто достаточно точен. Люди часто говорят, что я выгляжу как минимум на десять лет моложе своего возра­ста, — любопытно, нет ли тут связи. Я попытался найти слу­чаи, когда это может стать проблемой, — например при попытке сделать что-то, что мне более не удается из-за моего возраста. Когда я не находил каких-либо проблем с образом, то решал оставить его таким, как есть. Поэтому я думаю, что Энди, возможно, следует продолжать видеть себя моложе, чем он есть, если это не навлекает на него никаких неприятностей.

Помните, что некоторые искажения неизбежны. В одной из недав­них работ, посвященных узнаванию, исследователи установили, что люди узнают карикатуры на известных людей быстрее, чем подлинные фото­графии последних. Это является убедительным подтверждением того, что наша память претерпевает во многом аналогичные искажения. Если вдуматься, оказывается, что намного проще узнать лицо друга, подмечая только уникальные черты, которые выделяют его среди других людей, и преувеличивая их, чтобы сделать их легче запоминающимися. Главное здесь — осознавать свои действия и их последствия, чтобы можно было проверить, служат или нет эти действия вам на пользу.

Энн: Я обнаружила, что в одних контекстах я была очень малень­кой, а в других очень большой, независимо от возраста, — возраст не имел с этим ничего общего.

А попробовали ли вы внести коррективы?

Энн: Нет, мне было очень интересно обнаруживать разные раз­меры.

Возьмите тот образ, где вы маленькая, и измените его до натураль­ной величины.

Энн: Я испытываю намного более приятные чувства.

Теперь возьмите тот, где вы большая, и тоже измените его до нату­ральной величины.

Энн: Я чувствую себя вполне хорошо, когда я большая.

Вам нравится быть большой. Ладно, представьте себя большой в этом контексте. Есть ли в этом примере что-либо, что не выглядит столь приятным? Один аспект опыта может быть приятным, а какой-то дру­гой — не столь приятным.

Энн: Возможно, если я займу позицию другого. Может быть то­гда этот опыт не будет столь привлекательным.

Я хотел бы, чтобы все вы вспомнили ситуацию, в которой казались себе «больше натуральной величины». Я уверен, что она содержала при­ятный аспект — ощущение собственной силы, — но не было ли в ней также чего-то не столь приятного?

Дэн: Однажды я был в баре и подумал, что я тут круче всех!

Элис: В ситуации тренинга хорошо, когда вы чувствуете себя уве­ренно, но если вы слишком уверены в себе, это может сму­тить других и не позволить вам увидеть ошибки или воз­можности улучшения своих действий.

Если вы «больше натуральной величины», это означает, что в ситу­ации имеется нечто не совсем реальное, поэтому обычно она кажется несколько шаткой или неустойчивой. На одном уровне вы можете пола­гать, что способны быть «круче всех в баре», но на каком-то уровне часть вас, вероятно, осознает: «Нет, я не думаю, что мне это удастся». То есть наиболее вероятно, что это ситуация, в которой вы действительно испы­тываете неопределенные чувства или в которой конфликтуют ощущение силы и ощущение слабости, — вопрос, который мы исследуем более де­тально позже.

Барби: У меня всегда возникали проблемы с чувством стыда, и я обнаружила, что мои внутренние образы совсем мне не льстят, преувеличивая все мои недостатки. Поэтому я ре­шила поступить наоборот и преувеличить все свои силь­ные стороны. Насколько же лучше я себя почувствовала! Я почувствовала, как тело выпрямилось, весь мир раскрыл­ся, и я ощутила себя готовой ко всему. Я понимаю, что это тоже искажение, но мне хочется поэкспериментировать с ним немного в качестве противоядия от того, что я делала раньше, прежде чем решиться увидеть себя такой, какая я есть.

Я полагаю, это отличный выбор, если только он временный. Гор­дость может вызвать у вас намного более приятные чувства, особенно после того, как вы пережили стыд. Но оба этих варианта не сбалансиро­ваны. В случае и гордости и стыда вы сравниваете себя с другими людь­ми, а это одна из тех вещей, о которых я предупреждал вас ранее. Подоб­ное сравнение всегда подвергает вас риску броситься из одной крайнос­ти в другую, поскольку, каким бы ни было ваше качество, вы всегда можете найти человека, который лучше или хуже, чем вы. Сравнения всегда от­дают вас во власть тех, кто вас окружает, и того, что вы выбираете для сравнения.

Гордость является одним из факторов в формировании ложного «я», которое более позитивно, чем ваше реальное «я», и теневого «я», которое включает менее ценные качества. Стыд ведет к ложному «я», которое более негативно, чем ваше реальное «я», и теневому «я», которому при­сущи более ценные качества. Если вы знаете себя, это защитит вас и от гордости, и от стыда.

Один из способов избежать ловушки сравнения — переключить свое внимание на непосредственное удовлетворение, которое вы получаете от опыта, и остановиться на этом, а не сравнивать себя с другими людьми или с каким-то социальным идеалом, которому вы привержены. Ваш опыт удовлетворения тем или иным объектом или событием — это личная реакция, которая не зависит от сравнения с другими людьми, поэтому она намного более устойчива.

Энди: Ранее вы провели разграничение между бытием и делани­ем — между тем, кто говорит: «Я — водитель грузовика», и тем, кто говорит: «Я вожу грузовик». Мне кажется, что некоторые люди идентифицируют себя с тем, что они де­лают, в такой же степени, как и с тем, кем они являются.

Да, некоторые люди так и поступают. Однако даже в этом случае сохраняется разница. Большинству людей намного легче представить себя делающими что-то иное, усваивающими какое-то новое поведение, чем подумать о том, что они являются чем-то иным. Существует еще один способ формулировки различия «я»/поведение, о котором я говорил ра­нее. Быть другим означает изменить одновременно значительную долю своего поведения, тогда как делать нечто другое означает изменить толь­ко одну или несколько моделей поведения, не трогая остальную часть своей идентичности.

Пока мы исследовали то, как мы делаем обобщения в отношении самих себя. Рассматривая группу переживаний, мы замечаем нечто об­щее, что они имеют между собой — посредством процесса, который ло­гики называют индукцией. Это универсальный человеческий процесс, ко­торый можно прекрасно проиллюстрировать одним шуточным вопросом: «Что общего между днем рождения, годовщиной свадьбы и унитазом?»
Одна из причин того, почему очень немногие люди дают на него ответ, в том, что данный способ обобщения необычен, поскольку в его основе лежит двойное значение слова miss. Другая причина заключается в том, что все мы обычно сразу же делаем обобщение в отношении явно­го сходства между первыми двумя пунктами, которые оба относятся к ежегодным праздникам. Когда мы сделали это индуктивное обобщение, становится намного сложнее оторваться от него и придумать другое обоб­щение, которое также включает третий пункт.

То, что мы называем суммарной репрезентацией, — это обобщение в отношении какого-то качества, а база данных содержит примеры обоб­щений. Сумма содержит все имеющиеся у человека критерии для вклю­чения какого-то примера в базу данных. Тем самым сумма как бы гласит: «Доброта — это то-то и то-то, и то-то…»

Всем примерам в базе данных присущи критерии, содержащиеся в сумме, но выраженные разными способами, разными контекстами и т. д. Зная критерии, содержащиеся в сумме, вы можете быть уверены, что каждый пример удовлетворяет всем этим критериям, — процесс, называ­емый дедукцией. Каждый пример также обычно содержит нечто большее, чем эти базовые критерии — элементы, которые поддерживают крите­рии, пусть даже они не требуются. В результате база данных гласит: «Доброта — это то-то, или то-то, или то-то…» Большое количество примеров обеспечивает содержательный базис для выработки нового поведения, которые выражает качество посредством рекомбинации элементов в раз­личных примерах.

Резюме

Аспекты содержания, которые мы исследовали — позиции восприя­тия, сенсорные детали в противоположность символам, другие люди, контекст, другие искажения и неточности, — это некоторые из основных областей, позволяющих изучить погрешности в наших представлениях о самих себе. Если мы никогда не менялись, то не могли по-настоящему себя узнать, поэтому наши концепции собственной лич­ности всегда будут искаженными и в чем-то ограниченными.

Несмотря на эти ограничения, мы можем узнать, как нам рассматри­вать качества нашей я-концепции, выявлять многие из наших тенденциозностей, а затем добавлять, исключать или изменять примеры в своей базе данных, с тем чтобы уменьшить количество тенденциозностей, которые мы обнаруживаем, и быть уверенными в том, что все остальные тенденциозности хорошо нам служат. Все эти изменения приведут к минимизации нашего нереального «ложного я» и уменьшению или включению аспектов нашего непризнанного «теневого я». Хотя многие полагают, что теневое «я» содержит качества, которые при­чиняют беспокойство или создают проблемы, оно часто включает в себя также много ценных и прекрасных качеств.

Выполняя предыдущие упражнения, вы узнали о множестве различных способов, которыми можно упрочить свою я-концепцию, сделать ее бо­лее точной и чувствительной к обратной связи. Хотя мы только нача­ли исследовать структуру я-концепции, то, что вы уже узнали, явля­ется очень эффективным рядом вмешательств, которые можно исполь­зовать для «настройки» чьего-то позитивного качества, так чтобы оно было более прочным и открытым для обратной связи. Я пока еще не встречал человека, который бы осуществлял все эти процессы наи­лучшим из доступных ему способов, а многие из людей, которые не по­сещают семинары и не читают книги, нуждаются в них еще больше.

 

Упражнение 6.2

Практическое использование

Теперь я хочу, чтобы вы попрактиковались в том, что уже изучили, с од­ним или двумя людьми. Начните разговор с членом своей семьи, с офи­цианткой, позвоните другу. Затем в определенный момент спросите их о каком-либо качестве, которое им важно, задав вопрос, подобный тем, которые использовали мы, чтобы выяснить, откуда они знают, что это ка­чество действительно им присуще. Здесь я просил вас сделать это, не прибегая к содержанию, чтобы не отвлекать вас, когда вы знакомились со структурой, но теперь вам будет необходимо воспользоваться именно удержанием.

Вы можете сказать: «Я изучаю то, как люди составляют о себе мнение и что для них при этом важно, поэтому не могли бы вы помочь мне в течение нескольких минут?» Вместо того чтобы долго объяснять, что такое качество, обычно проще привести несколько примеров. «Многие 13 моих друзей считают себя честными (добрыми, умными, общительны­ми и т. д.). Не могли бы вы сказать о себе нечто, что соответствует дей­ствительности и что вам нравится?»

Когда они будут вам отвечать, вы можете спросить об их суммарной репрезентации. «Мне интересно, как вы об этом узнали. Что позволяет зам узнать о том, что вы: мысленный образ, ощущение или внутрен­ний голос?»

Затем вы можете спросить об их базе данных. «Прекрасно, что вы можете быстро определить, что вы действительно такой. Держу пари, что у вас также имеется множество других примеров этого качества. Перед мысленным взором одного из моих друзей возникает множество об­разов доброты, напоминающих большой коллаж, а в моем случае это не­что вроде каталожного ящика, в котором карточки появляются одна за другой. А как это происходит в вашем случае и сколько примеров у вас имеется?»

Когда вы будете постепенно выяснять, как они это делают, задайте им вопросы, подобные тем, что задавали мы, и предложите альтернати­вы, которые, на ваш взгляд, могут быть полезны. «А что было бы, если бы у вас имелось больше примеров? Можете ли вы погрузиться в один из этих образов и почувствовать, на что похоже повторное получение этого опыта? Имеются ли у вас примеры___ в будущем? Можете ли представить себе чувства человека, по отношению к которому вы прояв­ляете? Имеются ли у вас примеры на работе и дома?» и т. д.

С тем чтобы напомнить вам обо всех исследованных нами элемен­тах, я предлагаю вам их общий перечень, — в том порядке, в котором мы их рассматривали.

До сих пор мы изучали примеры в вашей базе данных, которые под­крепляют некоторое качество вашей я-концепции. Далее мы рассмотрим один из наиболее важных элементов я-концепции, противоположные при­меры, — примеры, которые противоречат обобщению. Если вы считаете себя добрым, как вы относитесь к тем случаям, когда вы проявили рез­кость, грубость или невнимательность? То, как вы воспроизводите про­тивоположные примеры в своей базе данных, оказывает очень сильное воздействие на функционирование вашей я-концепции: на то, насколько она устойчива и чутко ли вы реагируете на события, которые обеспечи­вают полезную информационную обратную связь.

Схема контрольных перечней

Процессуальные элементы я-концепции

Количество примеров

Локализация

Одновременность и/или последовательность

Модальности (визуальная, аудиальная, кинестетическая)

Ассоциация

Субмодальности

Контрольный перечень 5

Аспекты времени

Прошлое, настоящее, будущее

Сбалансированное распределение во времени

Размер чанков времени

Распространение

Контрольный перечень 6

Аспекты содержания

Позиции восприятия

Конкретные детали против метафор

Другие люди

Основные жизненные контексты

Другие искажения и неточности содержания

 

ГЛАВА 7. УТИЛИЗАЦИЯ ОШИБОК

Теперь мы обращаемся к одному из наиболее важных элементов вашей я-концепции, а именно к случаям, когда вы совершаете ошиб­ку и не демонстрируете какое-то ценное качество, — то есть к тому, что я называю противоположным примером. Противоположный пример — это опыт, который противоположен обобщению X, случай, когда вы не являетесь X. Противоположные примеры бывают у всех обобщений (даже у этого!). Каким бы настойчивым вы ни были, бывают случаи, когда вы быстро сдаетесь. Каким бы честным вы ни были, бывают ситуации, когда вы не говорите всей правды или, возможно, даже лжете. Воспроизведе­ние вами примеров, противоположных какому-то качеству, оказывает боль­шое воздействие на то, что вы думаете о себе, и на ваше результирующее поведение и реакции.

Я хочу, чтобы вы определили, как вы воспроизводите противопо­ложные примеры, используя то же самое качество, которое вы исследо­вали раньше, — нечто, что вам известно о себе и что вам нравится. На этот раз я хочу, чтобы вы поработали индивидуально, а затем мы обсу­дим различные примеры, один за другим, в группе, используя следую­щий контрольный перечень, который будет направлять ваше исследование.

Контрольный перечень 7

Аспекты противоположных примеров

Сознаете ли вы репрезентации противоположных примеров? (Если нет, по­ищите их.) Какую форму они имеют? Где и как они воспроизводятся?

Являются ли ваши противоположные примеры интегральной частью базы данных ваших примеров либо они воспроизводятся независимо в другом мес­те или в другой модальности, или и в другом месте и в другой модальности?

Очевидны ли ваши противоположные примеры либо в большей или мень­шей стеле ни скрыты и их легко не заметить?

Какие модальности и субмодальности используются для отграничения про­тивоположных примеров от примеров?

Упражнение 7.1

Выявление структуры противоположных примеров

Я хочу, чтобы вы в течение 5 минут произвели внутренний обзор и молча подметили, как вы воспроизводите противоположные примеры. Пока ни­чего не меняйте, поскольку у вас могут возникнуть неприятные чувства, если вы попытаетесь изменить противоположные примеры, не зная того, что вы делаете. Просто определите, что у вас уже есть. Когда вы завер­шите свое изучение, мы очень осторожно и постепенно поэксперименти­руем с изменением противоположных примеров. Сейчас же я хочу, что­бы вы лишь выяснили, что уже имеется.

Прежде чем мы начнем эксперимент, я хочу, чтобы подняли руки те, у кого противоположные примеры уже являются интегральной частью их базы данных… Примерно у трети.

Значит, у остальных имеется база данных, в которую противопо­ложные примеры не включены. Сколько из вас обнаружили, что ваши противоположные примеры были в той же модальности, но в другом ме­сте? Снова около трети.

Я предполагаю, что остальные обнаружили, что примеры находятся не только в другом месте, но и в другой модальности, — скажем, изна­чально ваши примеры были визуальными образами, а противоположные примеры — аудиальными голосами или кинестетическими ощущениями.

Есть ли такие, у кого противоположные примеры были в другой модальности, но в том же самом месте? Таких нет. Хотя это теоретически возможно, с подобными случаями я еще не сталкивался.

Интегрированные противоположные примеры

Я хочу начать с тех из вас, у кого противоположные примеры являлись интегральной частью их базы данных, и хотел бы, что вы привели не­сколько примеров того, как они воспроизводились и чем отличались от ваших примеров.

Терри: У меня был большой коллаж, составленный из нескольких картин, причем некоторые из них были более темными и из них поднимались струйки дыма. Они относились к тем слу­чаям, когда я терпел в чем-либо полный крах.

Фрэнк: Мои примеры расположены на карточках в каталожном ящичке. У меня имеется несколько противоположных при­меров, также на карточках, они разбросаны в беспорядке и имеют более темную окантовку. Даже когда видны только края, мне по-прежнему известно, что они там.

Джин: Мои противоположные примеры подобны маленьким бир­кам, приклеенным к краям больших примеров.

Это прекрасные примеры. Они настолько ясны и конкретны, что было бы очень легко научить других в точности тому, что делаете вы. Теперь я хочу, чтобы вы поэкспериментировали с временным удалением противоположных примеров из своей базы данных, чтобы посмотреть, к чему это приведет. Просто возьмите их и положите в какое-то надеж­ное место, откуда вы впоследствии можете легко их извлечь и вернуть назад. Сравните свое восприятие базы данных с противоположными при­мерами и без них…

Джин:  Когда я отклеила те маленькие бирки, база данных показа­лась мне более чистой и содержательной. Такой она мне нравится больше.

Я согласен, что она чище без противоположных примеров, но мне интереснее то, насколько устойчивой она вам кажется. Джин: Ну, по-моему, она далеко не столь устойчива, когда она чи­стая.

Стюарт:  Когда я удалил противоположные примеры, она показалась мне менее прочной, менее реальной, и я подумал: «Здесь что-то не так». Это противоположно тому, что я ожидал. Когда я вернул их назад, все мое тело слегка осело и я почувствовал себя более приземленным и расслабленным.

Элис: Мои противоположные примеры находились сбоку; они были немного пастельными и смазанными и прикреплены к группе примеров нитями. Когда я попыталась оборвать нити, чтобы избавиться от противоположных примеров, все расшаталось, и я подумала: «Не грохнуться бы».

Да. Наличие нескольких противоположных примеров в вашей базе данных на деле усиливает се. Это обстоятельство и меня удивило, когда я только начал исследовать этот вопрос. Затем я понял, что это подобно добавлению определенного количества углерода или вольфрама к желе­зу при превращении его в сталь, которая намного прочней чистого желе­за. База данных с несколькими противоположными примерами менее чи­ста, но зато более реальна, а это делает ее прочнее. Испытал ли кто-либо из вас нечто иное?

Эл: У меня было множество противоположных примеров, и когда я удалил их все, то почувствовал большее облегчение, но в то же время мое качество вызвало у меня ощущение не­которой неустойчивости и неуверенности. Затем я попро­бовал вернуть некоторые из них назад, и так было лучше всего. Я оставил остальные в чем-то вроде коробки.

Отлично. Это иллюстрирует ключевой критерий включения проти­воположных примеров — иметь относительно небольшое их количество. Слишком большое количество противоположных примеров или проти­воположные примеры, которые слишком велики, приближены, звучны или выделяются в каком-либо другом отношении, ослабят обобщение. Это создает неопределенность — вопрос, который мы обсудим позже.

Венди: Я не уверена, является ли то, что у меня есть, противопо­ложными примерами или чем-то иным. Это случаи, когда я проявляла данное качество, но не получала отклика, кото­рого добивалась.

Хорошо, это могли быть случаи, когда вы проявляли, к примеру, доброту, а другой человек не воспринимал это как доброту. Можете ли все вы вспомнить случай, когда вы пытались оказать кому-либо любез­ность, но человеку это вовсе не было приятно? Я назвал бы подобные случаи противоположными примерами, гак как вы не достигали желае­мого результата. Они, определенно, показывают, где вам нужно «под­строить свое качество», чтобы сделать его более эффективным. Возмож­но, вам необходимо попрактиковаться в том, как проявлять доброту в отношениях с определенными людьми. Здесь может быть полезно выяв­ление того, каковы критерии данного качества у других людей. Хороший способ узнать кое-что об этом — занять позицию другого; другой спо­соб — просто задать человеку вопрос на эту тему.

Противоположные примеры в другом месте (но в той же модальности)

Теперь я хочу поработать с теми из вас, у кого противоположные приме­ры находились в той же модальности, но в другом месте. Я бы хотел услышать несколько примеров того, что вы обнаружили.

Конни: Мои примеры разложены передо мной в виде ленты, не­много выше уровня глаз, примерно на расстоянии вытяну­той руки. Противоположные примеры — лента меньшего размера, находящаяся чуть ниже примеров. Они маленькие, тусклые, в рамках, желто-коричневые, как старые фотографии.

Энди: Передо мной большой коллаж, состоящий примерно из ста цветных картинок, в который легко погрузиться и который можно ощущать и слышать. Противоположные примеры — плоские, черно-белые картины, находящиеся позади моей головы.

Бет: Мои позитивные примеры окрашены и расположены слева от меня, а противоположные примеры находятся справа примерно на том же расстоянии, но они меньше, темнее, более плоские и не издают звуков.

Отметьте, что большинство противоположных примеров несколько приглушены, поскольку они более мелкие, тусклые, плоские, в рамках или желто-коричневые, в отличие от более живых и цветных позитив­ных образов базы данных. Это очень важно. Когда противоположные примеры менее выражены, они обеспечивают полезную информацию, не переполняя базу данных. Если они менее выражены, вы можете вклю­чать их в базу данных в большем количестве. Но если вы чересчур при­глушите их, то можете потерять содержащуюся в них ценную информа­цию.

Я хочу, чтобы те из вас, у кого противоположные примеры находят­ся в той же модальности, но в другом месте, экспериментировали очень осторожно и не торопились делать что-либо, пока я не закончил давать вам указания. Возьмите только один противоположный пример и пере­мещайте его очень медленно и осторожно в направлении базы данных. Когда он будет двигаться к базе данных, чтобы стать ее частью, убеди­тесь, что он более темный, плоский, маленький, обрамленный и т. д., чтобы он был менее заметен, чем ваши позитивные примеры.

Когда вы медленно двигаете этот противоположный пример в сто­рону своей базы данных, если он становится более заметным, чем ваши позитивные примеры, немедленно верните его назад на прежнее место. Затем либо поэкспериментируйте со способами, которые делают его ме­нее заметным, либо ждите моей помощи.

После перемещения одного из примеров в свою базу данных сде­лайте паузу и посмотрите, какие новые чувства вызывает у вас его вклю­чение. Затем поэкспериментируйте с поочередным перемещением ряда других противоположных примеров, пока в вашу базу данных не будет включено несколько примеров. Адекватное количество будет варьиро­ваться в зависимости от того, сколько примеров содержится в вашей базе данных и насколько они заметны, но обычно хорошую пропорцию со­ставляют примерно 5-10%. Затем сделайте паузу и посмотрите, какие чувства это у вас вызывает. Если вы решите, что вы переместили в свою базу данных слишком много примеров, просто удалите несколько, вер­нув их туда, где они были. Есть ли какие-то вопросы? Хорошо, действуйте…

Билл: Когда все противопо­ложные примеры были вместе, мне это не понравилось. Но когда они стали частью базы данных, мне это понравилось намного больше, поскольку она стала «приносить большие проценты». Когда я включил в базу данных противоположные примеры, они образовали спираль, которая охватывала мои смонти­рованные примеры, немного сжимая и ограничивая их. Включив их, я обнаружил, что хотя все мои позитивные при­меры были с позиции «я», все противоположные примеры относились к позиции наблюдателя. Начав менять эту по­зицию на позицию «я», я почувствовал в себе намного боль­ше ресурсов и смог справиться с ситуацией.

Салли: Мои примеры — это как бы объемные цветные кинофиль­мы с изображением в натуральную величину. Мои противо­положные примеры были ближе и меньше, напоминая плос­кие фотоснимки. Сначала я испытала неприятные чувства, когда разглядывала их, они пугали меня; я не хотела иметь с ними дела. Но когда я внесла их в базу данных, они стали стереоскопическими и звуковыми, но по-прежнему были диссоциированными и маленькими, и такими они понрави­лись мне больше.

Понимаете ли вы, почему они вам больше понравились, когда вы превратили их в стереоскопические и звуковые?

Салли: Ну, их легче разглядывать, когда вокруг видны все позитив­ные примеры; теперь я также могу лучше разглядеть их и то, что внутри них. Я рассматриваю это скорее как инфор­мацию.

Когда вы видите какой-то противоположный пример в контексте позитивных примеров, это намного удобнее, так как тогда вы реагируете и на позитивные, и на противоположные примеры, и это позволяет рас­смотреть их «в перспективе» (см. Приложение).

К тому же если вы отделены от неприятного или тяжелого опыта, ситуация обычно становится более пугающей, поскольку вы теряете ин­формацию. Сложнее понять, что вам угрожает, и легче начать думать, что все обстоит намного хуже, чем есть на самом деле. Потом, когда вы получаете больше информации, угроза уменьшается.

Много лет назад, когда я преподавал психологию в колледже с двух­годичным курсом обучения, у большинства учащихся были довольно ра­дикальные представления о психических болезнях. Под воздействием фильмов и литературных произведений у них сформировались дикие и хаотичные образы маньяков с суицидальными намерениями. Поскольку я хотел, чтобы у них был более реальный взгляд на психические болезни, я повел их на практическое занятие в психиатрическую больницу, чтобы они приобрели свой опыт из первых рук.

При подготовке их к этому мероприятию я сказал им: «Хотя некоторые из этих людей несколько странноваты, одна из первых вещей, ко­торую вы заметите, состоит в том, что большинство из них ведут себя в сущности как ваши друзья, и вы удивитесь, где же все эти «психи»». Я также настоял, чтобы они разбрелись и пообщались с пациентами клиники, а не были просто толпой глазеющих зевак. Они вернулись из этого путе­шествия с намного более комфортными чувствами относительно психи­ческих болезней, чем те, которые у них были прежде.

Билл: Когда я переместил противоположный пример, он был слишком велик. Поэтому я сжал его и сделал немного бо­лее тусклым и после этого почувствовал себя нормально. Затем я включил несколько других противоположных при­меров, как бы разбросав их тут и там. Когда я завершил эту операцию, то заметил, что плечи у меня расслабились, и я испытал облегчение.

Это напоминает то, о чем ранее сообщил Стюарт, и именно подоб­ные ощущения испытывают большинство людей. Понимаете ли вы, по­чему испытали облегчение? Почему добавление противоположных при­меров ведет к облегчению и релаксации?

Билл: Теперь мне не надо быть совершенным. Раньше у меня были только позитивные примеры, поэтому я не мог допустить ошибки. Теперь я знаю, что ошибки возможны, поэтому чув­ствую на себе меньший груз.

Да, если в вашей базе данных присутствует только совершенство, вы будете стремиться к этому невозможному стандарту, и не останется места для ошибки. Это, разумеется, вызовет у вас повышенное напряже­ние! Это то, что некоторые люди называют «идеальным я», которое час­то порождает социальные и религиозные учения или другие идеалисти­ческие идеи в отношении того, каким вы должны быть.

Одно дело иметь перед собой цель, не ожидая когда-либо достичь совершенства. Можно удовлетвориться тем, что вы делаете, и постоянно стремиться быть все лучше и лучше, пока это приносит вам удовлетворе­ние. Но стремление к совершенству, или перфекционизм, — это прокля­тие, поскольку вы неизменно не дотягиваете до нереалистичного стан­дарта. Об этом хорошо сказал Хеннн Янгмэн: «Перфекционизм — это предельная иллюзия человека. Во вселенной его просто не существует… Если вы — перфекционист, то вам гарантирована неудача во всех начинаниях».

Включение противоположных примеров избавляет вас от тяжелого бремени перфекционизма попытки достичь какого-то идеального стандарта. Это также избавляет вас от попытки навязать этот невозможный стандарт другим. Если в вашей базе данных нет противоположных примеров, то, если другие люди совершают оплошность, легко сравнить себя с ними и почувствовать превосходство и гордость. Перфекционисты часто стремятся достичь очень многого, но им за это приходится платить большую цену. Это все равно что работать полный день за очень низкую зарплату.

Если среди ваших знакомых есть перфекционисты, научить их ин­тегрировать противоположные примеры — очень полезная вещь, и сде­лать ее — в ваших силах. После того как я поработал с одной такой женщиной, подруга спросила ее, как ей удалось так улучшить свою внеш­ность, и не поменяла ли она косметику, поскольку теперь она выглядит нежнее и привлекательнее. Женщина ответила, что она «изменила свою косметику изнутри».

Дэн: Если взять моих клиентов-перфекционистов, то у большин­ства из них причиной этого являются их неблагополучные семьи и попытка угодить родителям с перфекционистскими требованиями.

Разумеется. Существуют различные способы работы. Вы можете ра­ботать с предысторией или со структурой. История обязательно форми­рует структуру, и если вы можете изменить предысторию, это может при­вести к изменению структуры.

Я учу здесь тому, как работать непосредственно со структурой, и потому вам часто нет необходимости работать затем с предысторией. Когда я прошу вас объединить противоположные примеры с позитивны­ми, это чисто структурное изменение, поскольку я не прошу вас изме­нять исторические события, отраженные в противоположных примерах. Изменение в вашей реакции — исключительно результат изменения струк­туры: где и как вы воспроизводите свои образы. II еще более яркий при­мер работы только со структурой в НЛП — процесс лечения фобии (2, гл. 7), в котором вам не нужна информация о том, чего именно боится человек, или причины фобии. Вы просто изменяете воспоминания чело­века, превращая их из ассоциированных образов в диссоциированные.

Когда вы работаете со структурой, предыстория иногда становится релевантной и тогда вам приходится ею заниматься. Однако потом вы можете удостовериться, что предыстория прямо связана с тем, чего вы пытаетесь достичь.

Перфекционистом был мой отец, и вполне понятно, почему он стал таким. Его отец, мой дед, был миссионером-баптистом в третьем поколе­нии и настаивал, чтобы отец каждое воскресенье слушал утреннюю про­поведь, а затем повторял ее слово в слово по памяти, — а жили они в Бирме, и проповедь читалась на местном каренском диалекте (один из китайско-тибетских языков. — Прим. перев.), а не на английском! За малейшую ошибку отца били ремнем. Когда моей сестре однажды поставили в табель успеваемости только высшие оценки, отец взглянул на нее и строго сказал: «Посмотрим, сможешь ли ты достичь большего в следую­щий раз». Поэтому предыстория, несомненно, важна, и, конечно же, в боль­шинстве образов вашей базы данных представлено прошлое. Большинство из вас отметили изменение в своей реакции на противоположные примеры, когда вы их проинтегрировали. Теперь я хочу задать вам тот же вопрос, который задавал первой группе и который касался интегрированных противоположных примеров. Какое влияние интеграция противоположных примеров оказала на ощущение того, насколько прочно ваше качество? Ощутили ли вы, что оно стало прочнее или слабее после того, как вы включили несколько противоположных примеров?

Зет: Ну, оно показалось мне более реальным. Так устроен мир.

Отсутствие противоположных примеров можно сравнить с «Поллианной» (героиня романов Э. Портер, ставшая оли­цетворением радостного оптимизма. — Прим. перев.) — искусственной, нереальной, воздушной. Это слегка напо­минает ходьбу по льду, когда небольшая оплошность мо­жет вызвать падение, в отличие от ситуации, когда лед по­сыпан песком, который помогает вам держаться на ногах.

Хотя противоположные примеры ослабляют чистоту или универсальность качества, они повышают его надежность, то есть оно стано­вится для нас более реальным и более фундаментальным.

Сэнди: Когда я переместил противоположные примеры в базу дан­ных, то прежде всего заметил, что контрастные противо­положные примеры сделали позитивные примеры более ин­тенсивными, крепкими и прочными благодаря сопоставле­нию.

И снова правильные слова. Были ли у кого-либо из вас трудности с интеграцией противоположных примеров?

Ли: У меня последовательная база данных, так что каждый об­раз сохраняется некоторое время, прежде чем уступить место следующему. Когда я сначала перенес противопо­ложный пример, мне было некомфортно, поскольку какое-то время я мог видеть только его. Ускорив последователь­ность,


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.