История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-12-19 | 173 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Многие ли из вас нашли искажения в образе собственной личности? Примерно треть. А что вы обнаружили в отношении их влияния, когда попытались скорректировать их, чтобы они были более реалистичными?
Карл: Мне потребовалось определенное время, чтобы заметить, что я обычно вижу себя более маленьким и глуповатым, чем действительно выгляжу на фотографиях. Мне кажется, это приводит к тому, что во многих ситуациях я начинаю чувствовать себя менее уверенно. Обычно я держусь слегка в тени, вместо того чтобы выступить вперед, даже в ситуациях, где на моей стороне знание и опыт. Сделав себя в своих образах более высоким и чуть более сильным, я почувствовал, как тело выпрямилось и немного подалось вперед — стало более «готовым к действию», и мне это нравится.
Энди: На всех своих образах я выгляжу стройным, темноволосым и двадцатишестилетним — а не шестидесятилетним, толстым и лысым.
Это вам помогает?
Энди: Еще как. Я попробовал стать более похожим на себя, и это было ужасно
Ну, иногда ужасный образ может также быть полезным. Я могу предположить, что вы испытываете небольшой шок каждое утро, когда видите себя в зеркале в ванной. Мне кажется, что заметное несоответствие может привести к поведению, которое некоторые люди могут счесть необычным. Я бы посоветовал вам посмотреть более внимательно на свой образ в разных контекстах и определить, действительно ли он помогает вам или в некоторых контекстах было бы разумнее прибавить ему несколько лет.
Билл: Я обнаружил, что вижу себя несколько моложе своих лет, в основном это касается лица и головы; образ же остального тела как будто достаточно точен. Люди часто говорят, что я выгляжу как минимум на десять лет моложе своего возраста, — любопытно, нет ли тут связи. Я попытался найти случаи, когда это может стать проблемой, — например при попытке сделать что-то, что мне более не удается из-за моего возраста. Когда я не находил каких-либо проблем с образом, то решал оставить его таким, как есть. Поэтому я думаю, что Энди, возможно, следует продолжать видеть себя моложе, чем он есть, если это не навлекает на него никаких неприятностей.
Помните, что некоторые искажения неизбежны. В одной из недавних работ, посвященных узнаванию, исследователи установили, что люди узнают карикатуры на известных людей быстрее, чем подлинные фотографии последних. Это является убедительным подтверждением того, что наша память претерпевает во многом аналогичные искажения. Если вдуматься, оказывается, что намного проще узнать лицо друга, подмечая только уникальные черты, которые выделяют его среди других людей, и преувеличивая их, чтобы сделать их легче запоминающимися. Главное здесь — осознавать свои действия и их последствия, чтобы можно было проверить, служат или нет эти действия вам на пользу.
Энн: Я обнаружила, что в одних контекстах я была очень маленькой, а в других очень большой, независимо от возраста, — возраст не имел с этим ничего общего.
А попробовали ли вы внести коррективы?
Энн: Нет, мне было очень интересно обнаруживать разные размеры.
Возьмите тот образ, где вы маленькая, и измените его до натуральной величины.
Энн: Я испытываю намного более приятные чувства.
Теперь возьмите тот, где вы большая, и тоже измените его до натуральной величины.
Энн: Я чувствую себя вполне хорошо, когда я большая.
Вам нравится быть большой. Ладно, представьте себя большой в этом контексте. Есть ли в этом примере что-либо, что не выглядит столь приятным? Один аспект опыта может быть приятным, а какой-то другой — не столь приятным.
Энн: Возможно, если я займу позицию другого. Может быть тогда этот опыт не будет столь привлекательным.
Я хотел бы, чтобы все вы вспомнили ситуацию, в которой казались себе «больше натуральной величины». Я уверен, что она содержала приятный аспект — ощущение собственной силы, — но не было ли в ней также чего-то не столь приятного?
Дэн: Однажды я был в баре и подумал, что я тут круче всех!
Элис: В ситуации тренинга хорошо, когда вы чувствуете себя уверенно, но если вы слишком уверены в себе, это может смутить других и не позволить вам увидеть ошибки или возможности улучшения своих действий.
Если вы «больше натуральной величины», это означает, что в ситуации имеется нечто не совсем реальное, поэтому обычно она кажется несколько шаткой или неустойчивой. На одном уровне вы можете полагать, что способны быть «круче всех в баре», но на каком-то уровне часть вас, вероятно, осознает: «Нет, я не думаю, что мне это удастся». То есть наиболее вероятно, что это ситуация, в которой вы действительно испытываете неопределенные чувства или в которой конфликтуют ощущение силы и ощущение слабости, — вопрос, который мы исследуем более детально позже.
Барби: У меня всегда возникали проблемы с чувством стыда, и я обнаружила, что мои внутренние образы совсем мне не льстят, преувеличивая все мои недостатки. Поэтому я решила поступить наоборот и преувеличить все свои сильные стороны. Насколько же лучше я себя почувствовала! Я почувствовала, как тело выпрямилось, весь мир раскрылся, и я ощутила себя готовой ко всему. Я понимаю, что это тоже искажение, но мне хочется поэкспериментировать с ним немного в качестве противоядия от того, что я делала раньше, прежде чем решиться увидеть себя такой, какая я есть.
Я полагаю, это отличный выбор, если только он временный. Гордость может вызвать у вас намного более приятные чувства, особенно после того, как вы пережили стыд. Но оба этих варианта не сбалансированы. В случае и гордости и стыда вы сравниваете себя с другими людьми, а это одна из тех вещей, о которых я предупреждал вас ранее. Подобное сравнение всегда подвергает вас риску броситься из одной крайности в другую, поскольку, каким бы ни было ваше качество, вы всегда можете найти человека, который лучше или хуже, чем вы. Сравнения всегда отдают вас во власть тех, кто вас окружает, и того, что вы выбираете для сравнения.
Гордость является одним из факторов в формировании ложного «я», которое более позитивно, чем ваше реальное «я», и теневого «я», которое включает менее ценные качества. Стыд ведет к ложному «я», которое более негативно, чем ваше реальное «я», и теневому «я», которому присущи более ценные качества. Если вы знаете себя, это защитит вас и от гордости, и от стыда.
Один из способов избежать ловушки сравнения — переключить свое внимание на непосредственное удовлетворение, которое вы получаете от опыта, и остановиться на этом, а не сравнивать себя с другими людьми или с каким-то социальным идеалом, которому вы привержены. Ваш опыт удовлетворения тем или иным объектом или событием — это личная реакция, которая не зависит от сравнения с другими людьми, поэтому она намного более устойчива.
Энди: Ранее вы провели разграничение между бытием и деланием — между тем, кто говорит: «Я — водитель грузовика», и тем, кто говорит: «Я вожу грузовик». Мне кажется, что некоторые люди идентифицируют себя с тем, что они делают, в такой же степени, как и с тем, кем они являются.
Да, некоторые люди так и поступают. Однако даже в этом случае сохраняется разница. Большинству людей намного легче представить себя делающими что-то иное, усваивающими какое-то новое поведение, чем подумать о том, что они являются чем-то иным. Существует еще один способ формулировки различия «я»/поведение, о котором я говорил ранее. Быть другим означает изменить одновременно значительную долю своего поведения, тогда как делать нечто другое означает изменить только одну или несколько моделей поведения, не трогая остальную часть своей идентичности.
Пока мы исследовали то, как мы делаем обобщения в отношении самих себя. Рассматривая группу переживаний, мы замечаем нечто общее, что они имеют между собой — посредством процесса, который логики называют индукцией. Это универсальный человеческий процесс, который можно прекрасно проиллюстрировать одним шуточным вопросом: «Что общего между днем рождения, годовщиной свадьбы и унитазом?»
Одна из причин того, почему очень немногие люди дают на него ответ, в том, что данный способ обобщения необычен, поскольку в его основе лежит двойное значение слова miss. Другая причина заключается в том, что все мы обычно сразу же делаем обобщение в отношении явного сходства между первыми двумя пунктами, которые оба относятся к ежегодным праздникам. Когда мы сделали это индуктивное обобщение, становится намного сложнее оторваться от него и придумать другое обобщение, которое также включает третий пункт.
То, что мы называем суммарной репрезентацией, — это обобщение в отношении какого-то качества, а база данных содержит примеры обобщений. Сумма содержит все имеющиеся у человека критерии для включения какого-то примера в базу данных. Тем самым сумма как бы гласит: «Доброта — это то-то и то-то, и то-то…»
Всем примерам в базе данных присущи критерии, содержащиеся в сумме, но выраженные разными способами, разными контекстами и т. д. Зная критерии, содержащиеся в сумме, вы можете быть уверены, что каждый пример удовлетворяет всем этим критериям, — процесс, называемый дедукцией. Каждый пример также обычно содержит нечто большее, чем эти базовые критерии — элементы, которые поддерживают критерии, пусть даже они не требуются. В результате база данных гласит: «Доброта — это то-то, или то-то, или то-то…» Большое количество примеров обеспечивает содержательный базис для выработки нового поведения, которые выражает качество посредством рекомбинации элементов в различных примерах.
Резюме
Аспекты содержания, которые мы исследовали — позиции восприятия, сенсорные детали в противоположность символам, другие люди, контекст, другие искажения и неточности, — это некоторые из основных областей, позволяющих изучить погрешности в наших представлениях о самих себе. Если мы никогда не менялись, то не могли по-настоящему себя узнать, поэтому наши концепции собственной личности всегда будут искаженными и в чем-то ограниченными.
Несмотря на эти ограничения, мы можем узнать, как нам рассматривать качества нашей я-концепции, выявлять многие из наших тенденциозностей, а затем добавлять, исключать или изменять примеры в своей базе данных, с тем чтобы уменьшить количество тенденциозностей, которые мы обнаруживаем, и быть уверенными в том, что все остальные тенденциозности хорошо нам служат. Все эти изменения приведут к минимизации нашего нереального «ложного я» и уменьшению или включению аспектов нашего непризнанного «теневого я». Хотя многие полагают, что теневое «я» содержит качества, которые причиняют беспокойство или создают проблемы, оно часто включает в себя также много ценных и прекрасных качеств.
Выполняя предыдущие упражнения, вы узнали о множестве различных способов, которыми можно упрочить свою я-концепцию, сделать ее более точной и чувствительной к обратной связи. Хотя мы только начали исследовать структуру я-концепции, то, что вы уже узнали, является очень эффективным рядом вмешательств, которые можно использовать для «настройки» чьего-то позитивного качества, так чтобы оно было более прочным и открытым для обратной связи. Я пока еще не встречал человека, который бы осуществлял все эти процессы наилучшим из доступных ему способов, а многие из людей, которые не посещают семинары и не читают книги, нуждаются в них еще больше.
Упражнение 6.2
Практическое использование
Теперь я хочу, чтобы вы попрактиковались в том, что уже изучили, с одним или двумя людьми. Начните разговор с членом своей семьи, с официанткой, позвоните другу. Затем в определенный момент спросите их о каком-либо качестве, которое им важно, задав вопрос, подобный тем, которые использовали мы, чтобы выяснить, откуда они знают, что это качество действительно им присуще. Здесь я просил вас сделать это, не прибегая к содержанию, чтобы не отвлекать вас, когда вы знакомились со структурой, но теперь вам будет необходимо воспользоваться именно удержанием.
Вы можете сказать: «Я изучаю то, как люди составляют о себе мнение и что для них при этом важно, поэтому не могли бы вы помочь мне в течение нескольких минут?» Вместо того чтобы долго объяснять, что такое качество, обычно проще привести несколько примеров. «Многие 13 моих друзей считают себя честными (добрыми, умными, общительными и т. д.). Не могли бы вы сказать о себе нечто, что соответствует действительности и что вам нравится?»
Когда они будут вам отвечать, вы можете спросить об их суммарной репрезентации. «Мне интересно, как вы об этом узнали. Что позволяет зам узнать о том, что вы: мысленный образ, ощущение или внутренний голос?»
Затем вы можете спросить об их базе данных. «Прекрасно, что вы можете быстро определить, что вы действительно такой. Держу пари, что у вас также имеется множество других примеров этого качества. Перед мысленным взором одного из моих друзей возникает множество образов доброты, напоминающих большой коллаж, а в моем случае это нечто вроде каталожного ящика, в котором карточки появляются одна за другой. А как это происходит в вашем случае и сколько примеров у вас имеется?»
Когда вы будете постепенно выяснять, как они это делают, задайте им вопросы, подобные тем, что задавали мы, и предложите альтернативы, которые, на ваш взгляд, могут быть полезны. «А что было бы, если бы у вас имелось больше примеров? Можете ли вы погрузиться в один из этих образов и почувствовать, на что похоже повторное получение этого опыта? Имеются ли у вас примеры___ в будущем? Можете ли представить себе чувства человека, по отношению к которому вы проявляете? Имеются ли у вас примеры на работе и дома?» и т. д.
С тем чтобы напомнить вам обо всех исследованных нами элементах, я предлагаю вам их общий перечень, — в том порядке, в котором мы их рассматривали.
До сих пор мы изучали примеры в вашей базе данных, которые подкрепляют некоторое качество вашей я-концепции. Далее мы рассмотрим один из наиболее важных элементов я-концепции, противоположные примеры, — примеры, которые противоречат обобщению. Если вы считаете себя добрым, как вы относитесь к тем случаям, когда вы проявили резкость, грубость или невнимательность? То, как вы воспроизводите противоположные примеры в своей базе данных, оказывает очень сильное воздействие на функционирование вашей я-концепции: на то, насколько она устойчива и чутко ли вы реагируете на события, которые обеспечивают полезную информационную обратную связь.
Схема контрольных перечней
Процессуальные элементы я-концепции
Количество примеров
Локализация
Одновременность и/или последовательность
Модальности (визуальная, аудиальная, кинестетическая)
Ассоциация
Субмодальности
Контрольный перечень 5
Аспекты времени
Прошлое, настоящее, будущее
Сбалансированное распределение во времени
Размер чанков времени
Распространение
Контрольный перечень 6
Аспекты содержания
Позиции восприятия
Конкретные детали против метафор
Другие люди
Основные жизненные контексты
Другие искажения и неточности содержания
ГЛАВА 7. УТИЛИЗАЦИЯ ОШИБОК
Теперь мы обращаемся к одному из наиболее важных элементов вашей я-концепции, а именно к случаям, когда вы совершаете ошибку и не демонстрируете какое-то ценное качество, — то есть к тому, что я называю противоположным примером. Противоположный пример — это опыт, который противоположен обобщению X, случай, когда вы не являетесь X. Противоположные примеры бывают у всех обобщений (даже у этого!). Каким бы настойчивым вы ни были, бывают случаи, когда вы быстро сдаетесь. Каким бы честным вы ни были, бывают ситуации, когда вы не говорите всей правды или, возможно, даже лжете. Воспроизведение вами примеров, противоположных какому-то качеству, оказывает большое воздействие на то, что вы думаете о себе, и на ваше результирующее поведение и реакции.
Я хочу, чтобы вы определили, как вы воспроизводите противоположные примеры, используя то же самое качество, которое вы исследовали раньше, — нечто, что вам известно о себе и что вам нравится. На этот раз я хочу, чтобы вы поработали индивидуально, а затем мы обсудим различные примеры, один за другим, в группе, используя следующий контрольный перечень, который будет направлять ваше исследование.
Контрольный перечень 7
Аспекты противоположных примеров
Сознаете ли вы репрезентации противоположных примеров? (Если нет, поищите их.) Какую форму они имеют? Где и как они воспроизводятся?
Являются ли ваши противоположные примеры интегральной частью базы данных ваших примеров либо они воспроизводятся независимо в другом месте или в другой модальности, или и в другом месте и в другой модальности?
Очевидны ли ваши противоположные примеры либо в большей или меньшей стеле ни скрыты и их легко не заметить?
Какие модальности и субмодальности используются для отграничения противоположных примеров от примеров?
Упражнение 7.1
Выявление структуры противоположных примеров
Я хочу, чтобы вы в течение 5 минут произвели внутренний обзор и молча подметили, как вы воспроизводите противоположные примеры. Пока ничего не меняйте, поскольку у вас могут возникнуть неприятные чувства, если вы попытаетесь изменить противоположные примеры, не зная того, что вы делаете. Просто определите, что у вас уже есть. Когда вы завершите свое изучение, мы очень осторожно и постепенно поэкспериментируем с изменением противоположных примеров. Сейчас же я хочу, чтобы вы лишь выяснили, что уже имеется.
Прежде чем мы начнем эксперимент, я хочу, чтобы подняли руки те, у кого противоположные примеры уже являются интегральной частью их базы данных… Примерно у трети.
Значит, у остальных имеется база данных, в которую противоположные примеры не включены. Сколько из вас обнаружили, что ваши противоположные примеры были в той же модальности, но в другом месте? Снова около трети.
Я предполагаю, что остальные обнаружили, что примеры находятся не только в другом месте, но и в другой модальности, — скажем, изначально ваши примеры были визуальными образами, а противоположные примеры — аудиальными голосами или кинестетическими ощущениями.
Есть ли такие, у кого противоположные примеры были в другой модальности, но в том же самом месте? Таких нет. Хотя это теоретически возможно, с подобными случаями я еще не сталкивался.
Интегрированные противоположные примеры
Я хочу начать с тех из вас, у кого противоположные примеры являлись интегральной частью их базы данных, и хотел бы, что вы привели несколько примеров того, как они воспроизводились и чем отличались от ваших примеров.
Терри: У меня был большой коллаж, составленный из нескольких картин, причем некоторые из них были более темными и из них поднимались струйки дыма. Они относились к тем случаям, когда я терпел в чем-либо полный крах.
Фрэнк: Мои примеры расположены на карточках в каталожном ящичке. У меня имеется несколько противоположных примеров, также на карточках, они разбросаны в беспорядке и имеют более темную окантовку. Даже когда видны только края, мне по-прежнему известно, что они там.
Джин: Мои противоположные примеры подобны маленьким биркам, приклеенным к краям больших примеров.
Это прекрасные примеры. Они настолько ясны и конкретны, что было бы очень легко научить других в точности тому, что делаете вы. Теперь я хочу, чтобы вы поэкспериментировали с временным удалением противоположных примеров из своей базы данных, чтобы посмотреть, к чему это приведет. Просто возьмите их и положите в какое-то надежное место, откуда вы впоследствии можете легко их извлечь и вернуть назад. Сравните свое восприятие базы данных с противоположными примерами и без них…
Джин: Когда я отклеила те маленькие бирки, база данных показалась мне более чистой и содержательной. Такой она мне нравится больше.
Я согласен, что она чище без противоположных примеров, но мне интереснее то, насколько устойчивой она вам кажется. Джин: Ну, по-моему, она далеко не столь устойчива, когда она чистая.
Стюарт: Когда я удалил противоположные примеры, она показалась мне менее прочной, менее реальной, и я подумал: «Здесь что-то не так». Это противоположно тому, что я ожидал. Когда я вернул их назад, все мое тело слегка осело и я почувствовал себя более приземленным и расслабленным.
Элис: Мои противоположные примеры находились сбоку; они были немного пастельными и смазанными и прикреплены к группе примеров нитями. Когда я попыталась оборвать нити, чтобы избавиться от противоположных примеров, все расшаталось, и я подумала: «Не грохнуться бы».
Да. Наличие нескольких противоположных примеров в вашей базе данных на деле усиливает се. Это обстоятельство и меня удивило, когда я только начал исследовать этот вопрос. Затем я понял, что это подобно добавлению определенного количества углерода или вольфрама к железу при превращении его в сталь, которая намного прочней чистого железа. База данных с несколькими противоположными примерами менее чиста, но зато более реальна, а это делает ее прочнее. Испытал ли кто-либо из вас нечто иное?
Эл: У меня было множество противоположных примеров, и когда я удалил их все, то почувствовал большее облегчение, но в то же время мое качество вызвало у меня ощущение некоторой неустойчивости и неуверенности. Затем я попробовал вернуть некоторые из них назад, и так было лучше всего. Я оставил остальные в чем-то вроде коробки.
Отлично. Это иллюстрирует ключевой критерий включения противоположных примеров — иметь относительно небольшое их количество. Слишком большое количество противоположных примеров или противоположные примеры, которые слишком велики, приближены, звучны или выделяются в каком-либо другом отношении, ослабят обобщение. Это создает неопределенность — вопрос, который мы обсудим позже.
Венди: Я не уверена, является ли то, что у меня есть, противоположными примерами или чем-то иным. Это случаи, когда я проявляла данное качество, но не получала отклика, которого добивалась.
Хорошо, это могли быть случаи, когда вы проявляли, к примеру, доброту, а другой человек не воспринимал это как доброту. Можете ли все вы вспомнить случай, когда вы пытались оказать кому-либо любезность, но человеку это вовсе не было приятно? Я назвал бы подобные случаи противоположными примерами, гак как вы не достигали желаемого результата. Они, определенно, показывают, где вам нужно «подстроить свое качество», чтобы сделать его более эффективным. Возможно, вам необходимо попрактиковаться в том, как проявлять доброту в отношениях с определенными людьми. Здесь может быть полезно выявление того, каковы критерии данного качества у других людей. Хороший способ узнать кое-что об этом — занять позицию другого; другой способ — просто задать человеку вопрос на эту тему.
Противоположные примеры в другом месте (но в той же модальности)
Теперь я хочу поработать с теми из вас, у кого противоположные примеры находились в той же модальности, но в другом месте. Я бы хотел услышать несколько примеров того, что вы обнаружили.
Конни: Мои примеры разложены передо мной в виде ленты, немного выше уровня глаз, примерно на расстоянии вытянутой руки. Противоположные примеры — лента меньшего размера, находящаяся чуть ниже примеров. Они маленькие, тусклые, в рамках, желто-коричневые, как старые фотографии.
Энди: Передо мной большой коллаж, состоящий примерно из ста цветных картинок, в который легко погрузиться и который можно ощущать и слышать. Противоположные примеры — плоские, черно-белые картины, находящиеся позади моей головы.
Бет: Мои позитивные примеры окрашены и расположены слева от меня, а противоположные примеры находятся справа примерно на том же расстоянии, но они меньше, темнее, более плоские и не издают звуков.
Отметьте, что большинство противоположных примеров несколько приглушены, поскольку они более мелкие, тусклые, плоские, в рамках или желто-коричневые, в отличие от более живых и цветных позитивных образов базы данных. Это очень важно. Когда противоположные примеры менее выражены, они обеспечивают полезную информацию, не переполняя базу данных. Если они менее выражены, вы можете включать их в базу данных в большем количестве. Но если вы чересчур приглушите их, то можете потерять содержащуюся в них ценную информацию.
Я хочу, чтобы те из вас, у кого противоположные примеры находятся в той же модальности, но в другом месте, экспериментировали очень осторожно и не торопились делать что-либо, пока я не закончил давать вам указания. Возьмите только один противоположный пример и перемещайте его очень медленно и осторожно в направлении базы данных. Когда он будет двигаться к базе данных, чтобы стать ее частью, убедитесь, что он более темный, плоский, маленький, обрамленный и т. д., чтобы он был менее заметен, чем ваши позитивные примеры.
Когда вы медленно двигаете этот противоположный пример в сторону своей базы данных, если он становится более заметным, чем ваши позитивные примеры, немедленно верните его назад на прежнее место. Затем либо поэкспериментируйте со способами, которые делают его менее заметным, либо ждите моей помощи.
После перемещения одного из примеров в свою базу данных сделайте паузу и посмотрите, какие новые чувства вызывает у вас его включение. Затем поэкспериментируйте с поочередным перемещением ряда других противоположных примеров, пока в вашу базу данных не будет включено несколько примеров. Адекватное количество будет варьироваться в зависимости от того, сколько примеров содержится в вашей базе данных и насколько они заметны, но обычно хорошую пропорцию составляют примерно 5-10%. Затем сделайте паузу и посмотрите, какие чувства это у вас вызывает. Если вы решите, что вы переместили в свою базу данных слишком много примеров, просто удалите несколько, вернув их туда, где они были. Есть ли какие-то вопросы? Хорошо, действуйте…
Билл: Когда все противоположные примеры были вместе, мне это не понравилось. Но когда они стали частью базы данных, мне это понравилось намного больше, поскольку она стала «приносить большие проценты». Когда я включил в базу данных противоположные примеры, они образовали спираль, которая охватывала мои смонтированные примеры, немного сжимая и ограничивая их. Включив их, я обнаружил, что хотя все мои позитивные примеры были с позиции «я», все противоположные примеры относились к позиции наблюдателя. Начав менять эту позицию на позицию «я», я почувствовал в себе намного больше ресурсов и смог справиться с ситуацией.
Салли: Мои примеры — это как бы объемные цветные кинофильмы с изображением в натуральную величину. Мои противоположные примеры были ближе и меньше, напоминая плоские фотоснимки. Сначала я испытала неприятные чувства, когда разглядывала их, они пугали меня; я не хотела иметь с ними дела. Но когда я внесла их в базу данных, они стали стереоскопическими и звуковыми, но по-прежнему были диссоциированными и маленькими, и такими они понравились мне больше.
Понимаете ли вы, почему они вам больше понравились, когда вы превратили их в стереоскопические и звуковые?
Салли: Ну, их легче разглядывать, когда вокруг видны все позитивные примеры; теперь я также могу лучше разглядеть их и то, что внутри них. Я рассматриваю это скорее как информацию.
Когда вы видите какой-то противоположный пример в контексте позитивных примеров, это намного удобнее, так как тогда вы реагируете и на позитивные, и на противоположные примеры, и это позволяет рассмотреть их «в перспективе» (см. Приложение).
К тому же если вы отделены от неприятного или тяжелого опыта, ситуация обычно становится более пугающей, поскольку вы теряете информацию. Сложнее понять, что вам угрожает, и легче начать думать, что все обстоит намного хуже, чем есть на самом деле. Потом, когда вы получаете больше информации, угроза уменьшается.
Много лет назад, когда я преподавал психологию в колледже с двухгодичным курсом обучения, у большинства учащихся были довольно радикальные представления о психических болезнях. Под воздействием фильмов и литературных произведений у них сформировались дикие и хаотичные образы маньяков с суицидальными намерениями. Поскольку я хотел, чтобы у них был более реальный взгляд на психические болезни, я повел их на практическое занятие в психиатрическую больницу, чтобы они приобрели свой опыт из первых рук.
При подготовке их к этому мероприятию я сказал им: «Хотя некоторые из этих людей несколько странноваты, одна из первых вещей, которую вы заметите, состоит в том, что большинство из них ведут себя в сущности как ваши друзья, и вы удивитесь, где же все эти «психи»». Я также настоял, чтобы они разбрелись и пообщались с пациентами клиники, а не были просто толпой глазеющих зевак. Они вернулись из этого путешествия с намного более комфортными чувствами относительно психических болезней, чем те, которые у них были прежде.
Билл: Когда я переместил противоположный пример, он был слишком велик. Поэтому я сжал его и сделал немного более тусклым и после этого почувствовал себя нормально. Затем я включил несколько других противоположных примеров, как бы разбросав их тут и там. Когда я завершил эту операцию, то заметил, что плечи у меня расслабились, и я испытал облегчение.
Это напоминает то, о чем ранее сообщил Стюарт, и именно подобные ощущения испытывают большинство людей. Понимаете ли вы, почему испытали облегчение? Почему добавление противоположных примеров ведет к облегчению и релаксации?
Билл: Теперь мне не надо быть совершенным. Раньше у меня были только позитивные примеры, поэтому я не мог допустить ошибки. Теперь я знаю, что ошибки возможны, поэтому чувствую на себе меньший груз.
Да, если в вашей базе данных присутствует только совершенство, вы будете стремиться к этому невозможному стандарту, и не останется места для ошибки. Это, разумеется, вызовет у вас повышенное напряжение! Это то, что некоторые люди называют «идеальным я», которое часто порождает социальные и религиозные учения или другие идеалистические идеи в отношении того, каким вы должны быть.
Одно дело иметь перед собой цель, не ожидая когда-либо достичь совершенства. Можно удовлетвориться тем, что вы делаете, и постоянно стремиться быть все лучше и лучше, пока это приносит вам удовлетворение. Но стремление к совершенству, или перфекционизм, — это проклятие, поскольку вы неизменно не дотягиваете до нереалистичного стандарта. Об этом хорошо сказал Хеннн Янгмэн: «Перфекционизм — это предельная иллюзия человека. Во вселенной его просто не существует… Если вы — перфекционист, то вам гарантирована неудача во всех начинаниях».
Включение противоположных примеров избавляет вас от тяжелого бремени перфекционизма попытки достичь какого-то идеального стандарта. Это также избавляет вас от попытки навязать этот невозможный стандарт другим. Если в вашей базе данных нет противоположных примеров, то, если другие люди совершают оплошность, легко сравнить себя с ними и почувствовать превосходство и гордость. Перфекционисты часто стремятся достичь очень многого, но им за это приходится платить большую цену. Это все равно что работать полный день за очень низкую зарплату.
Если среди ваших знакомых есть перфекционисты, научить их интегрировать противоположные примеры — очень полезная вещь, и сделать ее — в ваших силах. После того как я поработал с одной такой женщиной, подруга спросила ее, как ей удалось так улучшить свою внешность, и не поменяла ли она косметику, поскольку теперь она выглядит нежнее и привлекательнее. Женщина ответила, что она «изменила свою косметику изнутри».
Дэн: Если взять моих клиентов-перфекционистов, то у большинства из них причиной этого являются их неблагополучные семьи и попытка угодить родителям с перфекционистскими требованиями.
Разумеется. Существуют различные способы работы. Вы можете работать с предысторией или со структурой. История обязательно формирует структуру, и если вы можете изменить предысторию, это может привести к изменению структуры.
Я учу здесь тому, как работать непосредственно со структурой, и потому вам часто нет необходимости работать затем с предысторией. Когда я прошу вас объединить противоположные примеры с позитивными, это чисто структурное изменение, поскольку я не прошу вас изменять исторические события, отраженные в противоположных примерах. Изменение в вашей реакции — исключительно результат изменения структуры: где и как вы воспроизводите свои образы. II еще более яркий пример работы только со структурой в НЛП — процесс лечения фобии (2, гл. 7), в котором вам не нужна информация о том, чего именно боится человек, или причины фобии. Вы просто изменяете воспоминания человека, превращая их из ассоциированных образов в диссоциированные.
Когда вы работаете со структурой, предыстория иногда становится релевантной и тогда вам приходится ею заниматься. Однако потом вы можете удостовериться, что предыстория прямо связана с тем, чего вы пытаетесь достичь.
Перфекционистом был мой отец, и вполне понятно, почему он стал таким. Его отец, мой дед, был миссионером-баптистом в третьем поколении и настаивал, чтобы отец каждое воскресенье слушал утреннюю проповедь, а затем повторял ее слово в слово по памяти, — а жили они в Бирме, и проповедь читалась на местном каренском диалекте (один из китайско-тибетских языков. — Прим. перев.), а не на английском! За малейшую ошибку отца били ремнем. Когда моей сестре однажды поставили в табель успеваемости только высшие оценки, отец взглянул на нее и строго сказал: «Посмотрим, сможешь ли ты достичь большего в следующий раз». Поэтому предыстория, несомненно, важна, и, конечно же, в большинстве образов вашей базы данных представлено прошлое. Большинство из вас отметили изменение в своей реакции на противоположные примеры, когда вы их проинтегрировали. Теперь я хочу задать вам тот же вопрос, который задавал первой группе и который касался интегрированных противоположных примеров. Какое влияние интеграция противоположных примеров оказала на ощущение того, насколько прочно ваше качество? Ощутили ли вы, что оно стало прочнее или слабее после того, как вы включили несколько противоположных примеров?
Зет: Ну, оно показалось мне более реальным. Так устроен мир.
Отсутствие противоположных примеров можно сравнить с «Поллианной» (героиня романов Э. Портер, ставшая олицетворением радостного оптимизма. — Прим. перев.) — искусственной, нереальной, воздушной. Это слегка напоминает ходьбу по льду, когда небольшая оплошность может вызвать падение, в отличие от ситуации, когда лед посыпан песком, который помогает вам держаться на ногах.
Хотя противоположные примеры ослабляют чистоту или универсальность качества, они повышают его надежность, то есть оно становится для нас более реальным и более фундаментальным.
Сэнди: Когда я переместил противоположные примеры в базу данных, то прежде всего заметил, что контрастные противоположные примеры сделали позитивные примеры более интенсивными, крепкими и прочными благодаря сопоставлению.
И снова правильные слова. Были ли у кого-либо из вас трудности с интеграцией противоположных примеров?
Ли: У меня последовательная база данных, так что каждый образ сохраняется некоторое время, прежде чем уступить место следующему. Когда я сначала перенес противоположный пример, мне было некомфортно, поскольку какое-то время я мог видеть только его. Ускорив последовательность,
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!