Представления о мире и о себе — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Представления о мире и о себе

2019-12-19 126
Представления о мире и о себе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Люди давно поняли, что наши представления о других и окружении час­то носят характер самоисполняющихся пророчеств. Человек, который счи­тает, что мир — место опасное, обнаруживает, что мир полон страхов, несчастий и разочарований. Тот, кто считает, что мир несет в себе множе­ство возможностей и неизведанных чудес, обнаруживает в том же самом мире бесконечное разнообразие, изобилие и радость.

То, что вы думаете о самом себе, еще важнее этих представлений, по­скольку ваша я-концепция сопровождает вас повсюду и влияет на весь ваш опыт. Если вы полагаете, что окружающие порочны и глупы, то можете уединиться на лоне природы, и это придаст вам сил. Но если вы полагаете, что порочны и глупы вы сами, бежать некуда, — за исключением временно­го спасения в виде чрезмерной стимуляции, притупляющих сознание нар­котиков или сна. С другой стороны, если вы верите в собственную доброту и ум, эти представления питают и поддерживают вас, даже когда вам очень трудно совладать с событиями и окружающими людьми.

Беспорядочное развитие я-концепции

Наша идентичность сформировалась путем случайного процесса проб и ошибок, некоторым образом объединившего различный опыт, положи­тельный и отрицательный, который у нас был, наряду с тем, что говори­ли нам родители и окружающие и чему они нас учили. Несмотря на лучшие намерения родителей и учителей, стремящихся придать нашей я-концепции полезные качества, этот процесс носит довольно беспоря­дочный и случайный характер. Некоторым из нас посчастливилось сфор­мировать я-концепцию, которая работает вполне успешно, тогда как другие оказались менее удачливыми.

В результате многие люди имеют дело с я-концепцией, которая функ­ционирует очень плохо и подводит их именно тогда, когда они более всего в ней нуждаются. Однако даже я-концепцию самых счастливых из нас можно заметно улучшить. Мне приходилось работать с исключительно способными и удачливыми людьми, и тем не менее у каждого из них была возможность научиться тому, как существенно улучшить свою я-концеп- цию. Пока еще я не встречал человека, эффективность я-концепции кото­рого составляла бы более двух третей ее потенциала. Люди, с которыми я работал на протяжении долгих лет, обучили меня широкому кругу полез­ных навыков, о которых я и не помышлял, и в настоящей книге представ­лены все эти навыки, организованные таким образом, что вы можете по­следовательно проверить их наличие у себя и добавить те, которыми вы еще не владеете.

Чего НЕТ в этой книге

Эта книга не касается ни «проблемы сознания», над которой сотни лет бьются мудрецы в пыльных кабинетах, ни логических, когнитивных или математических теорий я-концепции.

Книга не касается неврологии, биологии, химии и т. п., которые ле­жат в основе способности обладать сознанием и я-концепцией, а также различных физических и биохимических патологий, которые могут вли­ять на я-концепцию или подрывать ее.

Книга не касается ни истории различных философских и религиоз­ных представлений о я-концепции, ни роли религии, морали, политики, культуры, общества и семьи в развитии я-концепции.

На все эти темы уже написано множество книг. И хотя некоторые из них вызывают интерес, а какие-то даже полезны для других целей, они по большей части не имеют никакого отношения к тому, о чем эта книга.

О ЧЕМ эта книга

Эта книга посвящена вашему личному восприятию своей собственной я-концепции и тому, как вы можете узнать о ее функционировании, уси­лить ее и изменить ее, если захотите вести более насыщенную и прият­ную жизнь. Это очень практичное руководство, которое обучит вас на­выкам того, как быстро сделать свою я-концепцию более прочной и гиб­кой и согласовать ее с вашими ценностями и целями. Овладение этими навыками поможет вам избежать неприятных ловушек и последствий плохой я-концепции и позволит постоянно улучшать свою жизнь, реаги­руя на новые события.

Формат семинара-тренинга

Большая часть этой книги была подготовлена непосредственно по стено­граммам трехдневных тренингов, на которых участники исследовали раз­личные качества своей я-концепции в серии направляемых упражнений, после которых предоставлялась возможность задавать вопросы и провести уточняющую дискуссию. После того как участники определяли, как именно функционирует их я-концепция, их обучали тому, как ее можно усилить и изменить различными способами.

Я сохранил в этой книге формат семинара-тренинга по ряду очень важных причин. Чтобы облегчить обучение, семинар тщательно плани­руется таким образом, чтобы одновременно вводить только несколько понятий или характеристик наряду с упражнениями, призванными пре­вратить обучение в тренинг. Затем мы постепенно объединяем эти поня­тия и навыки в более крупные смысловые совокупности. Поскольку я организую свое мышление и тренинг таким образом ради облегчения обучения, мне проще всего изложить материал аналогичным способом. Если вы будете делать паузы во время чтения для выполнения упражне­ний, то сможете приобрести такой же учебный опыт, как если бы вы участвовали в семинаре.

Но намного важнее то, что формат тренинга позволит вам увидеть то, что я в действительности делаю и чему вы можете на деле научиться. Я уже не помню, сколько раз мне приходилось наблюдать демонстраци­онные занятия, которые не имели почти ничего общего с тем, как авторы методик описывали в книгах, что они, по их мнению, делают. Стенограм­ма показывает, что именно я говорю, когда беседую с реальными людь­ми, чтобы научить их, как приобретать знания и изменяться. Замечания участников отражают широкий спектр того, что они открывают для себя, когда исследуют различные аспекты своей я-концепции, а задаваемые вопросы поднимают важные проблемы, которые проясняют, как можно использовать информацию и процессы, описанные в этой книге.

Чтение этой книги позволяет вам совершить аналогичное путеше­ствие, состоящее в исследовании и экспериментировании, используя при­обретаемые вами знания для своего личностного изменения и развития. Практикующие психологи, психотерапевты и консультанты узнают так­же как обучить других улучшению и изменению их я-концепций, чтобы сделать их более функциональными и полезными.

Исходная база

Выяснять, что люди думают о себе, я начал более двенадцати лет назад, используя понятия и методы нейро-лингвистического программирования (НЛП), — области, впервые разработанной в начале 1970-х годов Ричар­дом Бэндлером и Джоном Гриндером. Эта область продолжает расти и развиваться по мере того, как ее методы используются для получения все больших знаний о функционировании нашего ума и применения этих знаний, чтобы помочь людям измениться. Я всеми силами старался на­писать эту книгу таким образом, чтобы ее мог понять любой человек, даже не имеющий подготовки в НЛП. Однако поскольку эта книга основывается на НЛП, время от времени я прибегаю к терминам, методам и понятиям, которые выходят за рамки книги, В этих случаях я даю специальные ссылки, которыми читатель может воспользоваться, если хочет получить более широкое представление об этих темах. Существует так­же общедоступная энциклопедия НЛП в сети Интернет.

Приобретение знаний о я-концепции стало захватывающим путе­шествием, во время которого я узнал о многих процессах, оказавшихся для меня неожиданными. Открытое мной часто срабатывало лучше, чем то, что я ожидал обнаружить, и это было хорошим признаком, показыва­ющим, что я выявляю нечто реально существующее, а не просто «по­вторно открываю» собственные допущения и заранее составленные мнения.

Общий обзор

Эта книга тщательно выстроена. Она начинается с краткого ознакомления с некоторыми общими понятиями, касающимися я-концепции, ценностей и самооценки. Затем обсуждаются некоторые причины, обусловливающие эк­страординарное влияние я-концепции, и важные критерии того, как может функционировать здоровая, согласующаяся с вашими ценностями я-кон­цепция, превращая вас в личность, которой вы хотите быть (главы 1, 2, 3).

Затем следуют структурированные упражнения, нацеленные на со­вершение открытий. Выполняя эти упражнения, вы сможете лично про­чувствовать различные аспекты своей я-концепции и узнать, как можно усилить ее позитивные качества, внося небольшие, но иногда глубокие и далеко идущие изменения в представления о самом себе (главы 4, 5, 6).

Далее вы узнаете, как можно использовать собственные ошибки, чтобы сделать свою я-концепцию еще более прочной и эффективной, а затем поймете, как трансформировать эти ошибки, чтобы в следующий раз, когда жизнь предложит вам аналогичное испытание, вы смогли спонтан­но прореагировать так, как вам хочется (главы 7 и 8).

Затем вы узнаете, как можно привить себе какое-то совершенно но­вое качество, выбрав качество, которое вы хотите иметь, и превратить его в составную часть того, кто вы есть (глава 9).

Далее мы возьмем какое-то ваше качество, в котором вы сомневае­тесь, иногда полагая, что оно у вас есть, а иногда считая, что его нет, и пре­вратим эту неприятную неопределенность в невозмутимую уверенность, стойкое знание, которое соответствует вашим ценностям (глава 10).

Затем мы проанализируем опасности, возникающие при сравнении себя с другими людьми и оценке себя с точки зрения черт, которых вы лишены, и то, как избежать серьезных проблем, которые эти действия вызывают (глава 11).

Потом мы узнаем, как превратить какое-то имеющееся у вас каче­ство, которое вам не нравится, в то, которое вам симпатично и соответ­ствует тому, чего вы действительно хотите в жизни (глава 12).

Затем мы сместим фокус, занявшись изучением границ вашей я-кон­цепции и того, как можно изменить свои реакции на события, обладая границами, которые гибко защищают вас от мнений, взглядов и посяга­тельств других людей (глава 13).

Далее мы исследуем то, как регулировать границы своей я-концепции, чтобы облегчить установление взаимной близости с другими людь­ми, сохраняя при этом твердое ощущение своего «я» (глава 14).


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.