Сущность и классификация методов воспитания. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Сущность и классификация методов воспитания.

2019-11-18 213
Сущность и классификация методов воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

Деятельностный подход к воспитанию.

Большинство образовательных программ и технологий ориентированы на развитие личности ребенка и на использование знаний, умений и навыков в качестве средства, а не цели развития, т.е. направлены на развитие активности, инициативности, самостоятельности. Организация такой деятельности лежит в основе деятельностного подхода в воспитании.

Чтобы обеспечить всестороннее развитие дошкольников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений.

Деятельностный подход - единство личности с ее деятельностью. Деятельность в ее многообразных формах опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что учебный процесс представляет собой:

-взаимодействие,

-решение коммуникативных (проблемных) задач;

-свободная творческая работа и сотрудничество.

Методы воспитания - способы профессионального взаимодействия воспитателя и воспитанника с целью решения воспитательных задач.

Система общих методов воспитания:

1-методы формирования сознания личности (убеждение, рассказ, беседа, метод примера);

Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах обучения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются система понятий, взгляды, убеждения. Эти методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение. Главным инструментом здесь является слово.

Убеждения -путь воздействия на знания воспитанника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Этот метод является ведущим, умело пользоваться словом обязан каждый педагог. Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа воспитанники получают знания о нравственных поступках, о правилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. Беседа - обмен знаниями. Пример - метод воздействия на созерцания, чувства, поведения дошкольников.

2-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, иллюстрации и демонстрации);

Приучение направлено на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые способы поведения, связан с таким методом воспитания как упражнение. Если метод приучения связан непосредственно с процессом, действием, то при использовании упражнения требуется, чтобы дети прониклись пониманием личностной значимости выполняемого действия. Система упражнений необходима для формирования привычек правильного поведения.

Воспитывающие ситуации специально создаются педагогами и воспитателями, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка. Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные педагогические ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка.

3-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. 

4-методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (наблюдение, опрос).

На этом этапе ребенка учат оценивать себя, соотносить собственные действия с требованиями.

14. Особенности образовательной деятельности в детском саду.

Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих 2 компонентов процесса обучения есть третий - научение.

Научение - это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка. Основным компонентом является учение - деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения.

Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых.

С. Л. Рубинштейн отмечал, два вида учения. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Для детей дошк возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности  

В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса: обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством; воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.

Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах: оба протекают в рамках одного ОУ, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе.

Связь обучения с игрой, трудом. На занятиях дети получают широкий круг знаний и представлений о предметах и явлениях, об окружающей жизни, которые используются в игре. Сам процесс обучения организует познавательную деятельность детей, что, несомненно, повышает и культуру игры. Содержание занятий не переносится в игру прямо, а своеобразно преломляется через опыт, замысел игры, отношение детей к отображаемым в игре явлениям.

Вместе с тем и игра оказывает влияние на познавательное развитие детей, вызывает необходимость расширения знаний. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах. В младших группах игра является основной формой обучения. В старших, особенно в подготовительной, значительно увеличивается роль самого процесса обучения на занятиях.

В процессе трудовой деятельности у дошкольников формируются нравственные представления, суждения (решение логических задач, загадок, приучение к размышлению, беседы, чтение художественной литературы, показ иллюстраций), а также формирование практического опыта трудовой деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, показ действий, пример взрослого и детей, организация общественно-полезной деятельности,)

Специфика знаний, умений и навыков.

Обучение в д/с осуществляется в разных формах. Основной формой организации обучения детей в д/с являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом во всех группах, по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми. На занятиях дети систематически усваивают знания, навыки, умения, у них развивается творчество. Постепенно складываются компоненты учебной деятельности.

Закрепление знаний, навыков и умений осуществляется не только на занятиях, но и в процессе дидактических игр, на прогулках, экскурсиях, в повседневной жизни.

В ст.дошк. возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности: умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата; самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном; умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов; умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Овладение ребенком способами познания мира.

Окружающий мир – это все то, что окружает ребенка, природа, человеческое общество и то, что сделано человеком. Способы познания окружающего мира дошкольниками:

1. Игра. В игре происходит освоение детьми новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. 2. Наблюдение. Наблюдение ставит перед ребёнком простые и сложные умственные задачи, решение которых требует от него использования знаний, усилия, напряжения мысли, использования начальных форм абстракции, обобщения и умозаключения.

3. Экологические сказки. Самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. 4. Экспериментирование. Это способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко - обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. ребенок приобретает возможность управлять явлением: вызывать или прекращать его; изменять это явление.

5. Продуктивная деятельность. В процессе продуктивной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.

Педагогические и гигиенические требвания к обучению:

Педагогические:

-иметь в наличие продуманный план проведения НОД;

-четко определить цель и дидактические задачи НОД;

-грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том числе ТСО, ИКТ;

-поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД; театра.

Гигиенические:

-НОД проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;

-воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,

-не допускать переутомления детей на занятиях,

-предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

Основные принципы обучения детей дошкольного возраста:

1. п. воспитывающего обучения. В основе единства воспитания и обучения - идея обогащения духовного мира ребенка.

2. п. развивающего обучения. Предполагает обучение на высоком уровне трудности, с опорой на зону ближайшего развития с использованием приемов активного обучения.

3. п. научности.

4. п. наглядности. Соответствует основным формам мышления дошкольников (наглядно-действенное, наглядно-образное).

5. п. активности и сознательности. Использование занимательного и игрового материала, включение в ход обучения разнообразных действий ребенка (обследование, игровые действия, упражнения с материалом), чередование обучения детей рациональным способам решения задач с выполнением заданий творческого характера.

6. п. систематичности и последовательности. Последовательность обучения заложена в программе по каждому разделу (постепенный переход от одних знаний к другим, их расширение, усложнение).

7. п. прочности. Необходимо постоянное повторение с целью лучшего запоминания, использование разнообразных методов.

8. п. доступности. Соотнесение содержания, объема знаний с уровнем развития, подготовленности детей.

9. п. учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.