Проблемы организации развивающей среды — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Проблемы организации развивающей среды

2019-11-18 171
Проблемы организации развивающей среды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие – это процесс и результат изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное). Это изменение, представляет переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему. Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.

Среда — это совокупность условий, комплекс факторов в которых осуществляется какая-либо деятельность.

Развивающая предметная среда детства — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда развития предполагает единство социальных, в том числе предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Деятельностный подход к организации среды.

Деятельность - система действий человека, направленная на достижение определенной цели (на результат). Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Суть технологии деятельностного метода заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. педагог организатор и помощник в познавательной деятельности детей.

Принципы системы деятельностного обучения:

- психологической комфортности – это: снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса; создание доброжелательной атмосферы; - Принцип минимакса предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне возможного максимума (но при обязательном достижении каждым базового уровня).

- вариативности реализуется через тренировку способностей к осуществлению выбора вариантов;

- непрерывности обеспечивает преемственные связи между детским садом начальной школой на уровне технологий, содержания и методик.

Принципы построения развивающей среды. В. А. Петровский, Л. М. Кларина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в ДОУ: 1. дистанции, позиции при взаимодействии. Взрослый должен быть «рядом», «вместе» с ребенком. Для этого подойдет разновысокая мебель, «растущая мебель». Размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

2. активности. Формирование активности у детей. Это крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие модули, обтянутые тканью или кожей. Освещение должно быть разнообразным и доступным. 3. стабильности — динамичности развивающей среды: легкие перегородки, вариативное использование предметов. В детском саду должны быть функциональные помещения: физкультурные; музыкальные; театральные; творческие мастерские и др. 4. эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.зоны для релаксации (расслабления). 5. сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.Важно разместить в интерьере простые этюды, абстрактные или полуреальные скульптуры. 6. открытости — закрытости. Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. организация «зеленых комнат» с растущими растениями. Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей живописи, литературы, музыки. Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует понятию «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители. Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка. 7. учет половых и возрастных различий детей. Предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Концепция построения предметно-развив. среды по Новоселовой. При создании предметной среды необходимо исходить из возрастных, личностных, антропометрических, физиологических особенностей детей.

По мнению Л.С. Новоселовой, предметная среда должна быть:

-системной, отвечающей целям воспитания и обучения, а также требованиям культуры;

-инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;

-учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т. е. специфику как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т. е. обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития.

-способствовать решению задачи создания «зоны ближайшего развития» через организацию предметной среды;

-обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы;

-иметь, наряду с консервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т. д.), так и развитие детей в ней;

-обеспечивать возможность ребенка жить в 3-мерном предметном пространстве: масштабным действиям его рук (масштаб «глаз–рука»), его росту и предметному миру взрослых.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.