Ребенок как объект и субъект воспитания. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Ребенок как объект и субъект воспитания.

2019-11-18 399
Ребенок как объект и субъект воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Субъект воспитательного процесса - это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности. Субъект - сознательно действующее лицо.

Но ребенок является и объектом воспитания. Объект воспитания – это то, на что направлено воспитание. Дети подвергаются воздействию взрослых, общественных отношений, окружающей среды и через эти воздействия усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности. 

Если педагог учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, стимулирует его активность, не подавляет своим авторитетом, то объект педагогической деятельности становится ее субъектом. В таком случае педагогическая деятельность из субъектно-объектной превращается в субъектно-субъектную, что делает ее сложной, нестандартной, творческой.

Деятельность - активная форма отношения субъекта к объекту: в познавательной - постигается, открывается, изучается истина; в трудовой - созидаются, сохраняются, совершенствуются материальные ценности; в художественной -воспринимается, интерпретируется, созидается, воссоздается, транслируется художественный образ; в физкультурной -укрепляется, совершенствуется человеческое тело; в общественной - декларируются, пропагандируются распространяются социально - ценностные идеи. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

 В период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его под заданный шаблон, авторитаризм педагогов. Сложилась «субъект-объектная» (советский период) парадигма: характеризуется рядом черт, снижающих эффективность ее воспитательного влияния:

Ребенок - объект педагогического воздействия.

- Главная цель - вооружить знаниями, умениями, навыками, формирование жестко задаваемых социумом заказов, монологическая форма общения, контакт минимизированный, стандартизированный, основанный на соблюдении дистанции. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было «Делай как я», характерен авторитарный стиль общения где:

- Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.

- Тактика общения: диктат или опека.

- Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

- Результат: происходит пагубное воздействие на личность ребенка, эмоциональный дискомфорт, напряженность, преобладает внешняя мотивация учения и деятельности.

Как протест против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной «субъект-объектной» парадигмы. Личность в концепции гуманистического воспитания рассматривается в качестве ведущей ценности. «Субъект-субъектная» парадигма- такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты.

- Установка по отношению к ребенку: ребенок субъект педагогического взаимодействия, интерес к познанию, пониманию уникальных особенностей ребенка, его склонностей и интересов, позиция равенства, разделение ответственности с ребенком, безоценочное отношение.

- Цель – развитие ребенка, как активной самостоятельной личности, развитие его интересов, способностей, нравственных качеств и чувств.

- Контакт при взаимодействии с ребенком – уникальный, эмоционально-насыщенный, создающий общее поле взаимодействий, общение личностное.

- Способы понимания и познания ребенка – эмпатическое понимание, чтение вербальных и невербальных сигналов. Чувствовать и понимать другого человека через глаза, позу и лицо.

- Средства – диалог, проблемное обучение, моделирование ситуации, поощрение, одобрение, авансирование, «Я-сообщение».

- Процесс – гибкий, учитывающий настоящее, ориентированный на зону ближайшего развития.

- Результат – стремление к саморазвитию, благоприятный психологический климат, творчество, положительные внутренние мотивы учения, стремление к саморазвитию.

Итог: современная парадигма самая правильная теория подхода к ребенку.

В отечественной науке «парадигма в педагогике (педагогическая парадигма) – это устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач»

6.Теоретико-методологические основы и основные категории педагогики.

Каждая наука для того чтобы быть продуктивной, развиваться должна опираться на исходное положение, дающее правильное представление о феноменах которые она изучает.В рамках таких положений выступают методология и теория.

Методология – это наука о методах, ориентирующихся на внутренние механизмы, логику движения и организацию педагогического процесса.

Теория – совокупность взглядов, суждений, умозаключений представляющих собой результат познания, осмысления, изучения явлений и процессов объективной действительности.

Различают 3 уровня методологии:

- общая методология обеспечивает наиболее правильные и точное представления об общих законах объективного мира, а также о месте и роли в нем тех феноменов которые изучает данная наука.

- специальная – позволяет конкретной науке сформулировать свои собственные закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.

- частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов, методик исследования конкретной наукой различных явлений которые составляют предмет и объект ее анализа.

Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся:

1) воспитание; 2) обучение; 3) развитие; 4) образование.

Воспитание в социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. На это направлены усилия всего социального устройства общества: ребенка готовят к жизни семья, детский сад, школа, средства массовой информации, церковь и др. Подготовка ребенка к жизни определяется и многими другими внешними воздействиями, обстоятельствами и условиями (этнической принадлежностью человека, природным и культурным окружением, местожительством и др.). Воспитание в таком широком социальном смысле, по существу, отождествляется с социализацией.

Воспитание в педагогическом смысле - это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Воспитание может иметь своей целью развитие личности в целом (целостное воспитание осуществляется в детском саду, школе, семье). В таком случае обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле. Взрослые могут целенаправленно воздействовать на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств (аккуратности, любви и привязанности к семье, интереса к книге и т.д.).

Воспитание - это всегда воздействие на воспитуемого извне. Воспитательные воздействия могут быть и внутренними, когда человек сам предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких-то качеств (самовоспитанием). Обучение - это специально организованный процесс взаимодействия педагога (взрослого, который выполняет функции обучающего) и учащихся (учеников, студентов, воспитанников детского сада и др.). Этот процесс направлен на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляются также воспитание, формирование, развитие.

Под развитием понимают происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе. Развитие - это процесс движения, изменения, переход от старого к новому качественному состоянию. В педагогике говорят о развитии возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту), индивидуальном (индивидуальные особенности развития), личностном (возникновение у ребенка личностных качеств, их особенности).

Образование - основное педагогическое понятие, также объективно отражающее явления социальной жизни. Это процесс и результат усвоения человеком общественно необходимой системы знаний, а также умений и навыков, обобщенных в науках о природе, обществе и человеческом мышлении. Образование обеспечивает определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, его подготовку к тому или иному виду практической деятельности. Результатом образования является формирование мировоззрения. Термин самообразование означает самостоятельное овладение человеком знаниями, умениями и навыками, совершенствование уровня своего образования. Образование в основном является результатом обучения.

Бабанский Ю.К.

Воспитание в широком смысле – есть процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. В педагогическом смысле – есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся. Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, развития его творческих сил. Ведущую роль в осуществлении образования играет обучение. Развитие – процесс становления личности под влиянием внешних, внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Формирование личности – процесс и результат ее развития под влиянием среды и воспитания.

Подласый И.П.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле – передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимается известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В широком педагогическом смысле – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком социальном смысле – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В узком педагогическом смысле – процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение – специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

6. Методология в педагогике – это наука о методах, ориентированная на внутренние механизмы, логику, движение и организации пед.процесса.

В педагогике выделяют след.методологические подходы:

1.Системный подход – позволяет выявить общие системные св-ва и кач-венные характ-ки отдельных элементов, составляющих систему.

Системность – одна из ключевых характеристик пед.явлений и процессов (Вл.Павл.Беспалько и Мих.Андр.Данилов).

1.Целостность

2.Структурность

3.Иерархичность

4.множественность описаний

5.Взаимосвязь системы и среды.

2. Деятельностный подход.

Деят-то – это целесообразное преобразование людьми окр.действительности. Все виды материальной и духовной деят-ти человека явл-ся производными от труда и несут в себе его гл.черту – творческое преобразование окр.мира.

Осн.идея деят-ного подхода в воспитании, связанного с деят-тью ребенка, как средством становления и развития его субъектности.

3. Личностный подход понимается как опора на личные качества. Р.С.Немов. Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях. Явл-ся устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

4. Полисубъектный подход (диалогический) – вытекает из того, что сущность человека значительно богаче и сложнее, чем его деят-ть, не исчерпывается деят-тью, не может быть сведена к ней и отождествлена ею. Личность обретает свое человеческое гуманистическое содержание в общении с другими. В этой связи она есть продукт и рез-т общения с окр.людьми. Поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, носитель взаимоотношений и взаимод.соц.группы.

5. Биологический подход – в единстве с личностным и деят-тным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

6. Культурологический подход (связь человека с культурой) – данный подход обусловлен объективной связью человека с культурой, как системой ценностей. Человек сод-т в себе часть культуры. Не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое.

7.Антропологический подход (К.Д.Ушинский) – в его понимании – это системное использование данных всех наук о человеке и учет при построении и осуществлении пед.процесса. Он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

8.Этнопедагогический подход – обучение с учетом национальных особенностей, традиций, культуры, обычаев. Задачи педагога: изучение этноса своего класса (группы), и максимальное использование его в воспитательных возможностях.

Таким образом, выделенные в ходе работы методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют: выделить не мнимые, а действит.проблемы, тем самым определить стратегию и основные способы ее разрешения; дает возможность целостно проанализировать всю совокупность наиболее значимых образоват.проблем; данные принципы позволяют получить объективные знания и уйти от ранее педагогических стереотипов.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.