Воспитание как общественное явление. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Воспитание как общественное явление.

2019-11-18 191
Воспитание как общественное явление. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитание как общественное явление — сложный социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, в общественно-производственную деятельность, в творчество, в духовность.

Воспитание рассматривается в социальном смысле; в педагогическом смысле.

В широком социальном значении: это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие); В узком социальном значении: это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).

В широком педагогическом значении: это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);

В узком (локальном) педагогическом значении: это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности)

Воспитание как общественное явление характеризуется следующими основными чертами, выражающими его сущность:

1. Оно возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений.

2. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество, является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека.

3. Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени.

4. Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и в результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, в систему общения и в общественно необходимую деятельность.

Общественное явление — воспитание — необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.

Воспитание и производительные силы. Основная функция воспитания как общественного явления — в обслуживании подготовки производительных сил общества, общественная потребность.

Воспитание и экономический базис. Роль и место воспитания в общественной жизни зависят от состояния общества, от отношений собственности и производственных отношений в нем. И тогда воспитание, формируя не только производительную силу, но и разносторонне развитого человека, оказывает влияние и на характер производственных отношений, способствует их совершенствованию.

Воспитание и язык. Воспитание и язык своими специфическими средствами способствуют осуществлению общения и подготовки подрастающих поколений к жизни. Он выступает и в качестве хранителя общественного опыта, различного рода информации, и в качестве главного орудия передачи этой информации от одного поколения к другому.

Воспитание и формы общественного сознания:

Идеология-система идей, взглядов, теорий, объясняющих картину и явления мира. Идеологическое, целостно-ориентационное воспитание совершается в процессе общественной жизни, предполагает формирование у детей основ мировоззрения, глубоких убеждений, идейно-эмоционального отношения к явлениям действительности.

Политика предполагает усвоение детьми основных конституционных политических принципов общественного устройства и отношений с другими государствами.

Мораль или нравственность состоит в усвоении основных норм и правил поведения в данном обществе. Нравственное воспитание осуществляется в ходе повседневных нравственных отношений и приводит к формированию у детей привычного нравственного сознания, привычных действий и поведения, к развитию способности нравственного мышления и ответственного выбора.

Право. В ходе правового образования дети знакомятся с основными нормами, нарушение которых карается законом.

Наука. Постепенное овладение ребенком системой объективно-достоверных, проверенных практикой, основ знаний и навыков, являющихся реальной и необходимой базой для вступления в общественно-производственную жизнь, получения любого специального образования.

Искусство имеет своей функцией художественное познание мира, формирование эстетического отношения к жизни, творческого начала и общего развития в человеке, а также содействие гражданскому и духовно-нравственному становлению личности, к формированию эстетического идеала, развитию художественного вкуса, стремления действовать «по законам красоты».

Религия. Религиозное образование состоит в усвоении человеком истории религии и основных догм религиозного верования.

По сути, индивидуальное сознание детей формируется в рамках существующих форм общественного сознания.

4.                Педагогический процесс. Его сущность, основные компоненты и движущие силы.

Пед. процесс – целенаправленное, содержательное и организованное взаимодействие педагога и детей с целью воспитания, обучения и развития.

Пед. процесс представляют как систему из пяти элементов: цель обучения (для чего учить); содержание учебной информации (чему учить); методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить); преподаватель; учащийся.

В рамках пед.процесса взаимодействуют: обучение - передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством; воспитание - освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.

Главным интегративным качеством педагогического процесса является его целостность-взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, которые в нем возникают, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, в его связях с внешней средой. Интеграция (процесс объединения частей в целое) процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах: оба эти процесса протекают в рамках одного ОУ, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели - подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе. Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение носит воспитывающий характер. Отличительные особенности процессов проявляются при выборе форм и методов достижения цели: если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности и воздействие осуществляется на мотивационную сферу. Обучение и воспитание в целостном пед. процессе выступают интегрировано, дополняя друг друга, составляют единое целое и способствуют гармоничному развитию личности.

Движущими силами педагогического процесса выступают противоречия объективного и субъективного характера. Противоречия объективного характера - несоответствие реальных возможностей ребенка и требований, предъявляемых к ним педагогами, родителями, школой. К субъективным противоречиям можно отнести следующие: между целостностью личности и односторонними подходами к ее формированию и развитию, между нарастающими объемами информации и возможностями учебно-воспитательного процесса, между необходимостью развития творческой личности и репродуктивным, «знаниевым» характером организации пед. процесса и др.

Основные характеристики пед. процесса:

Целенаправленность. Все, что окружает человека, с чем он взаимодействует, с чем входит в определенные отношения, влияет на то, каким он станет, какие качества и свойства личности будут в нем развиваться, формироваться. Все эти влияния могут быть хаотичными и целенаправленными. Двусторонность. С одной стороны, педагог – человек, обладающий определенной системой научных знаний, умений, навыков и специальной педагогической подготовкой, деятельность которого заключается в создании условий для саморазвития личности; в организации различных видов деятельности для образования, развития и формирования личности. С другой стороны – обучаемый (воспитанник), деятельность которого направлена на принятие или непринятие, в зависимости от правильности и грамотности организации педагогического процесса, тех знаний, норм, ценностей, которые предлагает педагог. Две стороны пед.процесса находятся в постоянной взаимосвязи, взаимной зависимости, взаимно обуславливают друг друга.

Деятельность педагога – это специально организуемая деятельность, с обучающимися (воспитанниками) через систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся.

Деятельность обучающегося (воспитанника) в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру.

Целостность педагогического процесса рассматривается также через единство его структурных компонентов. Ю.К. Бабанский:

Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета).

Стимулирующе-мотивационный отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулирования мотивов учебной деятельности, интересов.

Содержательный - содержание обучения, определяемое ФГОС, программами, учебниками и учебными пособиями.

Операционно-действенный отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.

Контрольно-регулировочный предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения.

Оценочно-результативный компонент объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.

Функции педагогического процесса:

Образовательная - связана с формированием знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной и продуктивной творческой деятельности. При этом выделяются общие знания и умения, необходимые каждому человеку и формируемые на каждом учебном предмете и специальные, зависящие от специфики отдельных наук, учебных предметов.

Развивающая - в процессе обучения, усвоения знания, формирования опыта деятельности происходит развитие обучающегося. Это развитие выражается в качественных изменениях.

Воспитательная - формируются нравственные (этические) и эстетические представления личности, ее мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения, качества личности.

Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются такие.

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Педагогический процесс имеет постепенный, ступенчатый характер.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Развитие личности зависит от: наследственности; воспитательной и учебной среды; включения в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: качества педагогической деятельности; качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от: потребностей общества и личности; возможностей (материально-технические, экономические и др.) общества; условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и др.).

Принципы педагогического процесса: 1. гуманистической направленности педагогического процесса.2. демократизации образования.3. природосообразности.4. наглядности.5. сознательности и активности обучающихся (воспитанников).6. доступности и посильности обучения и воспитания личности.7. связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью.8. прочности и осознанности результатов воспитания, обучения и развития.9. систематичности и последовательности.

Критериями эффективности целостного педагогического процесса являются: уровень обученности ребенка; уровень его воспитанности.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.