Научно-педагогическое исследование: принципы, методы, этапы организации. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Научно-педагогическое исследование: принципы, методы, этапы организации.

2019-11-18 225
Научно-педагогическое исследование: принципы, методы, этапы организации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Научно-педагогические исследования - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых научных знаний о закономерностях воспитания, его структуре, содержании и технологии, методике организации учебно-воспитательного процесса и совершенствовании на этой основе практической педагогической деятельности.

Педагогические исследования складываются, как правило, из ряда этапов.

I этап. Определение проблемы и постановка цели исследования. Изучение истории и теории вопроса в соответствии с целью, изучение педагогического опыта позволяют построить гипотезу и определить задачи исследования.

На первом этапе выдвигается проблема исследования. Ее исходным началом может быть: а) непосредственная потребность практики, б) запросы общества и перспективные задачи в области воспитания нового человека, в) внутренняя логика развития педагогических теорий в целом и ее отдельных частей, г) анализ неисследованных областей педагогического процесса в теории педагогики. Проблема выражает в теоретической форме противоречие, создавшееся в науке и соответствующей ей сфере жизни, в практической деятельности.

II этап. Проверка гипотезы (на основе накопления фактов и знаний по изучаемой проблеме) осуществляется через констатирующие, формирующие и контрольные ступени (срезы) исследования.

Второй этап исследования направлен на решение поставленных задач, проверку гипотезы. Здесь важным является целенаправленный сбор фактов, нахождение критериев, с помощью которых можно будет их оценить. Этому предшествует разработка методов, адекватных предмету и задачам исследования, а также возрасту детей.

III этап. Теоретические выводы на основе обработки и осмысления полученных фактов и новых знаний. На этом этапе производятся обработка фактов, их анализ, систематизация, на основе которых проводится обобщение, установление закономерностей. Результаты исследования позволяют определить степень решения задач, подтвердить или отвергнуть гипотезу. Если гипотеза подтверждается, то она принимает характер нового знания. Если же отвергается, то выдвигается новая гипотеза, которая требует дальнейшего исследования.

IV этап. Оформление результатов научного исследования. Они излагаются в определенной логике: обоснование актуальности проблемы исследования, выбора предмета изучения, гипотезы, задач и методики исследования, описание процесса исследования, анализ его результатов, формулирование выводов.

V этап. Внедрение результатов исследования в практику. Исследование считается законченным тогда, когда его результаты находят применение в практике и теории.

Все этапы исследования тесно между собой связаны, каждый последующий опирается и разрабатывается на базе предыдущего. Каждому из них соответствует определенная группа методов.

Принципы педагогических исследований

Целенаправленности – постановка и достижение цели.

Системности – а) подход к педагогическим явлениям как к системе (с учетом существующих внешних и внутренних факторов структуры) б) комплексность, системность методов исследования.

Концептуальность – опора на определенные концепции, единство терминологии, целостность содержания.

Группы методов. В дошкольной педагогике особый интерес представляет классификация методов на основе исследовательской деятельности:

1.Методы теоретического анализа – метод сравнительно-исторического анализа, метод моделирования педагогических явлений, метод причинно-следственного анализа

2.Методы сбора исследовательской информации – педагогическое наблюдений, методы педагогического опроса, (анкетирование, беседа), метод анализа продуктов детской деятельности

3.Методы обработки и анализа исследовательских данных – методы качественного и количественного анализа сбора данных.

Методы педагогических исследований.

Педагогическое наблюдение. Направлено на изучение индивидуально, уникального в поведении ребенка. Он дает преимущественно качественные характеристики. Требует от исследователя много времени и сил на фиксацию результата.

Метод естественного эксперимента. Позволяет решить многие задачи (выявить интересы дошкольников или их умение воздействовать в группе, проявить сочувствие и помощь сверстникам и взрослым). Результаты, полученные в ходе эксперимента дополняются в процессе организации наблюдения и беседы.

Методы опроса (беседа, интервью, анкетирование). Беседа-это непосредственно общение при помощи заранее продуманных вопросов. Достоинством является то, что можно учитывать эмоции, интонацию, понтамимику испытуемых, возникающие у них вопросы и суждения. Важным условием эффективного использования беседы для сбора данных является продуманный сбор, фиксация информации. Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. В дошкольной педагогике применяется в процессе изучения педагогических условий, определяющих развитие детей. В ходе составления анкет используются вопросы разного типа такие как: открытые, закрытые, полузакрытые. Интервьюирование - заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Тестирование – это метод выполнения стандартных заданий, по результатам которых судят о психологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях, интересах, особенностях испытуемого. Используется как дополнительный метод в сочетании с беседой и наблюдением.

Методы количественного анализа данных. Регистрация – это выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества. Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности. Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.

Современный этап педагогической науки характеризуется синтезом различных подходов в изучении проблем образования. Задача состоит в том, чтобы для каждого этапа исследования определить соответствующий комплекс методов, позволяющий применять сравнительно-исторический анализ проблемы; выявить эволюцию изучения вопроса; использовать такое сочетание методов, которое обеспечивает разносторонние системные сведения об изучаемом объекте и его сторонах. Для правильного выбора необходимо знать общие и конкретные возможности метода, его место в системе исследовательских процедур в соответствии со спецификой материала и уровнем изучения педагогической реальности.

Применяемые методы должны обеспечивать эффективный выбор решения проблемы; учитывать динамику развития личности, как в возрастном плане, так и в то время, в течение которого проводится эксперимент; давать возможность анализировать ход учебно-воспитательного процесса и его результаты. Только после этого следует ожидать наибольших успехов, однако проведение исследований требует высокой квалификация специалистов, чтобы избежать неправильные выводы.

8.Система непрерывного образования в России. Закон РФ «Об образовании».

В основу государственной политики РФ в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании» (2012).

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (закон об образовании).

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в России Закон утверждает Статья 3.

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

Глава 2, статья 10. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). 

В РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

В РФ устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. 

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Глава 2. Система образования. Статья 10. Структура системы:

1) ФГОС и ФГТ, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В РФ образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;2) в форме семейного образования и самообразования.

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

ФГОС ДО – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных фед.органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госуд.политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

ФГОСы и ФГТ обеспечивают:

1) единство образовательного пространства РФ;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

ФГОСы включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

В стандарте учитывается:

1.                Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

2.                Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

В РФ по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

1.                Содержание Закона РФ «Об образовании»:

1.                Общие определения и положения. Формулировка базовых понятий, полномочий, прав и требований.

2.                Права и обязанности обучающихся граждан и их представителей (родителей, опекунов и т.д.).

3.                Специалисты и коллективы, работающие в системе образования. Правовой статус и классификация.

4.                Специфика образовательных отношений. Условия и признаки возникновения; квалификация документов об образовании.

5.                Структура системы образования с разбивкой по категориям – общее, профессиональное, высшее, дополнительное.

6.                Контроль над образовательными учреждениями.

7.                Рыночные отношения в сфере обучения.

8.                Взаимодействие с международными образовательными институтами.

9.                Заключительные положения закона.

9.Концепция дошкольного воспитания, ее структура и основное содержание.

В период с 1917 по 1990-е гг. в нашей стране активно развивалась система общественного дошкольного воспитания, что было связано с социальными, общественно-политическими изменениями. Социальные, экономические и идеологические изменения, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения. Общественно-политические события конца 80-х гг. потребовали разработки новой концепции воспитания начиная с дошкольного возраста. Появляется концепция личностно-ориентированной модели воспитания (1989). Ведущей идеей становится идея воспитания, направленного на развитие индивидуальности, самобытности личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания идейности, патриотизма, коллективизма, трудолюбия. В качестве главного недостатка указывалось использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах. ДВ сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знании, умений, навыков, но не учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста. На первый план теперь выдвигается развитие творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости, самоценности детства. Концепция ДВ излагала систему взглядов на педагогическое явление — основные идеи и главные направления перестройки системы образования и воспитания дошкольников, но не содержала конкретных программ реализации этих идей. Новая концепция предложила изменить оценку самого дошкольного периода детства, ориентировала педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека. Таким образом, педагогу следовало не готовить «ребенка к школе, а прежде всего, обеспечивать условия для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Забота об эмоциональном и физическом благополучии каждого ребенка, развитие дошкольных форм деятельности (и прежде всего сюжетно-ролевой игры), развитие творческого начала и воображения ребенка провозглашались более важными задачами в этот период, чем сообщение каких-либо конкретных знаний. С этим тесно связана еще одна реформа дошкольного образования — это переход от учебно-дисциплинарной парадигмы в образовании к ориентации на развитие способностей. Задачей ДО является развитие главных новообразований дошкольного возраста — творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Все эти способности в специфически детских, дошкольных видах деятельности — разного рода играх, рисовании, конструировании и пр. Показателем эффективности образования следует считать уровень их психического развития. Важнейшим направлением реформирования дошкольного образования стал переход от единой типовой программы к вариативности. Традиционный подход включает физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет полового, правового, экологического, этнокультурного и др. ориентация на личностно-ориентированную модель взаимодействия. Новая концепция не заявляет стандартов, личное отношение к детям.

Цель воспитания дошкольников сформулирована в Концепции ДВ (1989 г.) как всестороннее гармоничное развитие ребенка, которое предусматривает охрану и укрепление здоровья, обеспечение полноценного физического развития, всестороннее психическое развитие и формирование личности ребенка.

Структура:

- Значение дошкольного детства в становлении личности

- Охрана и укрепление здоровья детей

- Перестройка содержания педагогической работы с детьми

- Возрастной подход в воспитании и обучении детей

- Воспитание дошкольников

- Обучение дошкольников

- Единство воспитания и обучения

- Организация жизни ребенка.

- Условия развития

- Семья, детский сад, школа (преемственность)

- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений.

10.              Педагогическое мастерство и искусство. Требования к личности педагога дошкольного образования на современном этапе.

Цели делают осмысленной всю педагогическую деятельность и связывают все ее основные компоненты в единое целое. Систему целей гуманистического воспитания определяет единый общечеловеческий и нравственно-эстетический идеал – всестороннее развитие личности и всех ее сущностных сил. Педагог с помощью определенного содержания форм, методов, средств достижения цели, творит сложное и ответственное дело – созидание человека в человеке.

Под педагогическим искусством принято понимать совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей. Все это обеспечивает высокую эффективность и качество обучения, воспитания школьников.

Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

В мастерстве педагога выделяют 4 части:

1. мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей.

2. мастерство убеждения.

3. мастерство передачи своих познаний и опыта.

4. мастерство владения педагогической техникой.

Основные компоненты педагогического мастерства:

1-Гуманистическая направленность

2-Профессиональные знания

3-Педагогические способности

4-Педагогическая техника

Гуманитарная направленность. Педагогическая направленность личности каждого педагога многогранна. Ее составляющие ценностные ориентации:

- на себя – самоутверждение, чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего педагога

- на средства педагогического воздействия

- на воспитанника, детский коллектив

- на цели педагогической деятельности (гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств, объекта деятельности).

Для педагога важна ведущая направленность на цель (гуманизация деятельности). При гармоничном корректировании всех видов направленности (достойное самоутверждение, целесообразные средства, учет потребности воспитанников), но лишь при условии ощущения ответственности перед будущим при сочетании сознательной устремленности и большой любви к детям начинает формироваться педагогическое мастерство.

Профессиональные знания. Фундаментальная основа педагогического мастерства. Важной особенностью профессионального педагогического знания является его комплексность, решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, вызывающих необходимость осмысления психологической сущности явления, выбора способов с взаимодействием на основании косвенных законов формирования личности.

Вторая важная особенность – личностная окрашенность, знание науки, окрашенное интересом, увлеченностью педагога воспринимается как его собственная позиция.

Профессиональные знания формируются сразу на всех уровнях:

- методологический (знание закономерностей развития общефилософского плана)

- теоретический

- методический

- технологический

Педагогические способности. Ведущие педагогические способности, без которых педагог как мастер своего дела не состоится это:

- коммуникативность (доброжелательность, общительность)

- перцептивные способности (профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция)

- динамизм личности (способность волевому воздействию и логическому убеждению)

- эмоциональная устойчивость (способность владеть собой)

- оптимистическое прогнозирование

- креативность (спосбность к творчеству)

Педагогическая техника – комплекс умений, которые позволяют воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата.

Включает две группы умений:

- умение управлять собой (владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи)

- умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач (дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия)

Профессиональный стандарт педагога: 

1.Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей в поведении, состоянии психического и физического здоровья

2.Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития

3.Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами

4.Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

5.Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов…)

6.Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка

7.Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу

8.Умение отслеживать динамику развития ребенка

9.Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают

10.Знание общих закономерностей развития личности, проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей воспитанников

11.Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий

12.Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в ДОУ

13.Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей воспитанника

14.Умение (совместно со специалистами) составлять психолого-педагогическую характеристику личности воспитанника

15.Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей воспитанников

16.Умение формировать детско-взрослые сообщества.

17.Знание основных семейных отношений.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.