Структуры инновационных процессов — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Структуры инновационных процессов

2019-11-18 455
Структуры инновационных процессов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Инновационным процессам свойственна полиструктурность.

Выделяют:

Деятельностную структуру, котроая включает всю совокупность компонентов деятельности: мотивы, по которым ДОУ вступает в инновационный процесс, цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты инновационного процесса. Все эти компоненты реализуются в определенных условиях (материальных, финансовых, морально-психологических, временных).

Субъектная структура включает в себя инновационную деятельность всех субъектов развития детского сада: заведующую, педагога, воспитателей, детей, родителей, методистов, преподавателей ВУЗов, консультантов, работников органов образования. Необходим учет функциональных и ролевых соотношений всех участников на каждом из этапов инновационного процесса. Вклад каждого значим.

Уровневая структура отражает взаимодействие образовательных структур и органов на уровне региона, района, федерации, международном. Исследователи отмечают и позитивное и негативное влияние вышестоящих органов на инновационные процессы. Необходима деятельность по согласованию содержания, инновационной политики, финансирования и т.д.

Структура жизненного цикла. Особенностью инноваций является их циклический характер: возникновение, старт, рост, освоение, диффузия - распространение, насыщение, рутинизация и кризис (исчерпание возможностей).

Управленческая структура предполагает взаимодействие 4 видов управленческих действий: планирование, организация, руководство, контроль. Прежде чем внедрять что-либо детский сад должен выработать концепцию развития, программу развития детского сада и только затем деятельности по ее реализации. Проблема в том, что работники ДОУ порою не в состоянии написать качественную программу. Не видят перспектив, не знают точно чего хотят и т.д.

Организационная структура включает такие этапы: диагностический (необходимо выявить прежде всего потребности родителей, уровень детей, степень подготовки педагогических кадров, материальные возможности д/с. – это основа), затем этап прогностический (новшество как бы «примеряется» к возможностям данного ДОУ), организационный (подготавливаются и создаются все необходимые для преобразований условия – закупается литература, методические пособия, создается развивающая среда и п, переподготовка кадров и пр.), практический (само внедрение должно идти постепенно, экспериментально апробироваться), обобщающий (систематизация и обобщение результатов внедрения, сравнение с тем, что было с тем, что сделано по-другому, анализ результатов), внедренческий (новшество внедряется с учетом выявленных слабых мест, корректируется педагогический процесс).

Должна быть развитость всех структур, т.к. они все связаны между собой. Если инновационный процесс тормозит, то причина в недостаточном функционировании одной из структур. Инновационные процессы осуществить невозможно вдруг, с наскока, за вечер, за неделю и даже за год. Это серьезный, длительный процесс. Проблема в том, что привлекательность перспектив в сочетании с неумением оценивать результаты нововведений и как следствие неграмотный подход в выборе средств, идей, источников инноваций.

Источники инноваций

1. Потребности страны, региона – социальный заказ.

2. Директивные и нормативные документы.

3. Достижения, разработка всего комплекса наук о человеке (психология, педагогика, медицина, социология, нейрофизиология и пр.). Особенно важна связь с медициной, т.к. современное обучение чревато перегрузками ребенка, м.б. нанесен ущерб его здоровью. Невропатолог Уманский: «Из всех научных экспериментов – самый опасный это эксперимент над детьми.»

4. Педагогическая практика, передовой и массовый педагогический опыт. Есть свои плюсы и минусы. Необходима экспериментальная работа!

5. Печатные издания: пед.газеты, журналы.

6. Люди – научные работники, методисты и пр.

7. Информационные системы (телевидение, радио, интернет)

 Курсовая работа и ВКР – школа внедрения и разработки новшеств!

Типы инноваций.

1. По объему (масштабу) преобразований:

- частные (локальные, единичные) – отдельные методы, не связанные между собой;

- модульные (комплекс частных, связанных между собой задач, относящихся к одной группе) – например, парциальные программы;

- системные (охватывающие все образовательное учреждение) – например, комплексные программы.

2. По инновационному потенциалу:

-модификационные (связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением программы, методики) – например, приемы ТРИЗ можно применить в разных методиках.

- Комбинаторные (новое конструктивное соединение элементов, ранее известных методик, которые в прошлом в таком сочетании не использовались) – например методика подготовки руки ребенка к письму Е.Н. Потаповой.

3. Классификация по отношению к своему предшественнику:

-замещающие;

-отменяющие;

-открывающие (компьютеризация детского сада);

-ретровведение (освоение когда-то используемого, но упраздненного по ошибке, забытого). Все новое – хорошо забытое старое. Идеи Л.С.Выготского, Е.И.Тихеевой, П.П.Блонского и т.д. М.Монтессорри.

4. Изменения могут происходить во всей структуре образовательного процесса:

-в содержании образования, т.е. в учебных планах и программах,

-во внутренней организации деятельности образовательного учреждения,

-в отношениях «воспитатель-ребенок»,

-в методах обучения, технологиях воспитания и обучения, средствах.

-оперативные и стратегические нововведения,

-планируемые и незапланированные,

-своевременные и запоздавшие,

-актуальные на сегодня и «опрокинутые» в будущее,

-абсолютно новые и относительно новые,

-легко внедряемые и трудноосваиваемые,

-завершенные и незавершенные,

-единичные и массовые.

Знание всех этих классификаций новшеств поможет практическим работникам в рефлексировании инновационного процесса, позволить определить степень сложности и глубины преобразований, осуществляемых в детском саду.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.