Подходы к клас-ции игры ддв. Хар-ка видов игр. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Подходы к клас-ции игры ддв. Хар-ка видов игр.

2019-11-18 239
Подходы к клас-ции игры ддв. Хар-ка видов игр. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Значение клас-ции игр Детские игры - явление неоднородное. Даже глаз непро-
фессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократныепопытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом
его функций в развитии детей, дать классификацию игр.Этонеобходимо для углубленного изучения природы игры,особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры,усиливая их развивающее воздействие, педагогическиграмотно используя в воспитательном процессе.В силу многообразия детских игр оказывается сложнымопределить исходные основания для их классификации. Вкаждой теории игры предлагаются те критерии, которыеотвечают данной концепции. Так, Ф.Фребель, будучи первымсреди педагогов, кто выдвинул положение о игре как особомсредстве воспитания, в основу своей классификации положилпринцип дифференцированного влияния игр на развитие ума
(умственные игры), внешних органов чувств (сенсорныеигры), движений (моторные игры).Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гроса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К.Гросом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, поего классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с цельюсовершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).В отечественной дошкольной педагогике сложиласьклассификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально кклассификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К.Крупской.
П.Ф.Лесгафт считал, что дошкольный возраст – периодимитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Стремление ребенка в первые 6- 7
лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений обокружающей жизни удовлетворяется в играх, которые посодержанию имитационные (подражательные), а по организации - самостоятельные, без излишней регламентации состороны взрослых. В школьные годы, напротив, дети охотнееиграют в специально созданные игры, в которыхдеятельность регламентируется и по содержанию, и по форме. Таким образом, П.Ф.Лесгафт разделил детские игры надве группы: имитационные (подражательные) и подвижные(игры с правилами). В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две
группы по тому же принципу, что и у П.Ф.Лесгафта, ноназываются немного иначе: игры, придуманные самимидетьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская
называла творческими, подчеркивая их главную особенность -самостоятельный характер. Такое название сохранилось и втрадиционной для отечественной дошкольной педагогикиклассификации детских игр. Другую группу игр в этой
классификации составляют игры с правилами. Как и любаяклассификация, данная классификация детских игр носитусловный характер. Но эти правила, во-первых, определяютсами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждыйбудет убирать игрушки; при сговоре на игру надо выслушатьвсех, кто хочет играть), во-вторых, часть из них носитскрытый характер.Таким образом,в творческих играх правила необходимыдля упорядочения деятельности, ее демократизации, но онилишь условие успешного воплощения замысла, развитиясюжета, выполнения ролей.В играх с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новыеварианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т.п.Но неизменной остается направленностьребенка на решение игровой задачи в рамках принятыхправил.В последние годы проблема классификации детских игр вновь сталапривлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, выделяет три класса игр:
1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры: игра-экспериментирование;самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные,
- сюжетно-ролевые,режиссерские,театрализованные;
2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряетих с образовательной и воспитательной целями: игры обучающие: дидактические,сюжетно-дидактические, подвижные; Досуговые игры: игры-забавы,игры-развлечения,интеллектуальные,празднично-карнавальные,театрально-постановочные;
3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса
(народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и
более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе
многих игр, относящихся к обучающим и досуговым). Классификация Куликовой и Красновой: творческие (режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом); игры с правилами: дидактические (по сод-ию /матем., природоведческие, речевые/; по дид.материалу /настольно-печатные, игры с предметами и игрушками/); подвижные (по степени подвижности, по преоблад. движений, по предметам).
Хар-ка игр

К творческим играм о тносятся игры, в которых ребенокпроявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играхразнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характератворчества детей, от игрового материала, используемого виграх, творческие игры делятся на р е ж и с с е р с к и е, с ю ж е т н о - р о л е в ы е, т е а т р а л и з о в а н н ы е,и г р ы с о с т р о и т е л ь н ы м м а т е р и а л о м.Надо отметить, в традиционной педагогике режиссерскиеигры не выделялись в особый вид игровой деятельности, арассматривались в русле сюжетно-ролевых игр. В последние
годы складывается тенденция обособить режиссерские игры всвязи с тем, что появились исследования, характеризующиеих как самостоятельную разновидность сюжетно-ролевыхигр. Основное отличие режиссерских игр состоит в том, чтоэто преимущественно индивидуальные игры, в них ребенокуправляет воображаемой ситуацией в целом, действуетодновременно за всех участников.
Игры с правилами особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решенияопределенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающиезадачи реализуются через игровые действия ребенка привыполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот,поймать мяч и т.п.).
В зависимости от характера обучающей задачи игры справилами делятся на две большие группы - д и д а к т ич е с к и е и п о д в и ж н ы е и г р ы, которые, в свою
очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так,д и д а к т и ч е с к и е и г р ы подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), подидактическому материалу ( игры с предметами и игрушками,настольно-печатные, словесные). П о д в и ж н ы е и г р ы классифицируются по степени
подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетныеигры, в которых играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс,
желание выполнять игровые действия, добиваться результата,выигрывать.Игры с правилами дают возможность каждому участникусравнивать свои действия и их результаты с действиями ирезультатами других (Сережа очень ловкий - ловишке труднопоймать его; Саша часто нарушает правила, спорит, когда емуоб этом говорят, играет нечестно; я плохо ловлю мяч и, хотязнаю много растений, проигрываю в игре «Назови растение»).Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить
свои действия и действия других играющих (в отличие отиных видов деятельности, где это делают взрослые). Такимобразом, игры с правилами благоприятны для развития у
дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. То,что ребенок в конкретной ситуации игры, которая емуинтересна, ярко, эмоционально окрашена, видит своипромахи, несоответствие требованиям и осознает это всравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е.рождает стремление к самосовершенствованию. Также иуспех в игре (был ловким, сообразительным, сложил узор изподнимает его в собственных глазах и глазах другихдетей, побуждает к новым усилиям и достижениям.Таким образом, игры с правилами - важнейшее средствовоспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Режиссерские игры являются разновидностью творческихигр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчествои фантазию, придумываясодержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы).Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и в переносном, когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческимопытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс отхалата - змеей в режиссерской игре взоопарк; кубики разных размеров превращаются в учителей идетей в игре в школу; из карандаша получается дирижерскаяпалочка или микрофон для куклы-певицы). К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевыхиграх, что говорит о развитии воображения.Ребенок сам создает сюжет игры, еесценарий.В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка:он отражает событие, зрителем или участником которого был сам. Нередко сюжетом игры становятся знания,почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма,прочитанной ему книги, рассказов других людей. Для этих игр в их развитой формесвойственны комбинирование впечатлений из личного опытаребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений,мультфильмов, причудливое соединение реального ивымышленного. Сюжеты режиссерских игр представляютсобой цепочки действий. Отдельные эпизоды(сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет,действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за
каждого, или объясняя все, что происходит.В режиссерской игре речь - главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном».В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждогоперсонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритмвысказываний, логические ударения, эмоциональнаяокрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний.В современнойхарактеристике режиссерских игр раскрывается ихвзаимосвязь с сюжетно-ролевыми играми.В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чемсюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни, а именно:сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенокраннего возраста усваивает способы действия с предметами,овладевает последовательностью игровых действий приизображении какого-либо знакомого ему по личному опытусобытия (кормление куклы, укладывание спать, купание,осмотр доктором и т.п.). С помощью взрослых ребенокобогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли. Таким образом создаютсяпредпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. Но ребенок еще не полностью «созрел» для такойдеятельности, поскольку у него недостаточно развиты навыкиобщения. Он не умеет договариваться о содержании игры,распределять роли, учитывая желания и интересы других детей; вступать в ролевые отношения и т. п.В значительнойстепени причина кроется в том, что дети конца третьего годажизни еще не видят всю картину игры, не могут соединять ееотдельные части, выполнять игровые действия, определяемыеролями. Потому и возникают режиссерские игры, в которыхребенок от действия с отдельной игрушкой переходит к игрепо своему замыслу, включая в его канву несколько персонажей, связанных определенными отношениями. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенкалегче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо
учитывать позицию, настроение партнеров, искать с нимиобщий язык.Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в раннем и младшем дошкольном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдаются и
у старших дошкольников, особенно когда ребенок малоконтактирует со сверстниками (часто болеет, не посещаетдошкольное учреждение) или испытывает трудности в общении с другими воспитанниками группы в силу индивидуальных особенностей (замкнут, застенчив, имеет дефектыречи и др.).В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры. Объединения детей
обычно немногочисленны - 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персонажа). Другими словами, в совместной режиссерской игреярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, режиссерские игры создают реальные предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры. Подбор игрового материла для режиссерских игр - необходимое условие для их развития. Сюжетные игрушки, близостьих содержания детскому опыту, оперативное внесение новыхигрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все этовходит в круг педагогического руководства режиссерскойигрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературныхпроизведений становятся действующими лицами, аих приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенностьтеатрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстомпроизведения.Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игрезначительно отличается от творчества в сюжетно-ролевойигре. В последней игре ребенок свободен в передачеизображении особенностей ролевого поведения: мама можетбыть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членамсемьи. В театрализованной игре образ героя, его основные
черты, действия, переживания определены содержаниемпроизведения. Творчество ребенка проявляется в правдивомизображении персонажа. Чтобы это осуществить, надопонять, каков персонаж, почему так поступает, представитьсебе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в еговнутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения.А.Н.Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое
время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка, Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют со б ой специфический вид художественнойдеятельности.
Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющийребенку много радости от переживания его содержания иособенно от собственного актерства. Театрализованные игрыдошкольников еще нельзя назвать искусством в полномсмысле этого слова, но они приближаются к нему.В театрализованных играх развиваются различные виды
детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.Развитие театрализованных игр зависит от содержания и
методики художественного воспитания детей в целом, а такжеот уровня образовательной работы в группе. Главный акцентв педагогическом руководстве театрализованными играмиделается не на самом процессе игры, а на ееподготовительном этапе.В основу руководства театрализованными играми следует
положить работу над текстом литературного произведения. Р.И. Жуковская советовала педагогу преподносить детям текстпроизведения выразительно, художественно, а мри повторномчтении вовлекать их в несложный анализ содержания,подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.Организация театрализованной игры начинается с отборапроизведения, в котором обязательно участвуют дошкольники.

Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения испособности, вследствие чего они в большей степени, чем
какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Игрысо строительным материалом (как и театрализованные, дидактические, подвижные игры) можно отнести к разряду ру-
бежных (по определениюА.Н.Леонтьева), посредством которых у ребенка формируются умения, качества и свойстваличности, подготавливающие его переход к новому видудеятельности. Эти игры способствуют развитию мышления,пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н.Поддьякова, Л.А.Парамоновой и др.
Содержанием игр со строительным материалом являетсясозидание, воспроизведение окружающей действительности спомощью различных материалов. Различаются следующиевиды строительного материала:
- специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор»,«Старинный замок», конструкторы);
- природный (песок, снег, глина, камни);
- подсобный (доски, ящики, коробки и др.).

Игры со строительными материалами связаны с другимивидами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными,подвижными, дидактическими). Часто ребенка увлекает сам процесс созидания, конструирования (строительство из песка горной автострады с
тоннелями, мостами; сооружение снежной крепости, постройка из строительного материала железной дороги и конструирование сигнализации для движения по одноколейному пути и др.). В сооружении постройки, изготовленииигрушки и заключается игра: дети сговариваются, что будут строить, какими способами, распределяют роли (начальникстроительства, инженер, шофер и др.).Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей кпроцессу деятельности - все это определяет творческий
характер игр со строительным материалом. Следует добавитьи присущую этим играм работу воображения.Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань - можно строить дорожку, скамейку, тележку, поставил этот же
кирпичик на узкую короткую грань - можно строить высокийзабор, ворота, семафор. Возможность выполнить постройкуна одну и ту же тему разными способами также активизируетвоображение. Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. Между тем в дошкольной педагогике разработана методика формирования у детей конструктивныхумений (Е. А. Флерина, 3. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, JI. А.
Парамонова).Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности. Основные умения дети приобретают на занятиях, в совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя, в самостоятельные игры со строительным материалом.В процессе обучения конструктивным умениям используются различные методические приемы: демонстрация образца; показ способов постройки с объяснением приемов конструирования; постановка проблемной задачи (как перестроить гараж, чтобы в нем поместилось 2-3 машины); сообщениетемы постройки с указаниям условий, которым она должнасоответствовать (построить комнату для семьи с определенным числом человек).Методика обучения детей конструктивным умениям
уточняется в зависимости от вида конструирования.В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования. Конструирование по образцу - самый распространенный видконструирования. При использовании разных способовпредъявления образца, а также изменении его характера, этот вид конструирования имеет многоположительного: у детей формируются различные умения,они овладевают общими способами действий, усваиваютпоследовательность операций, познают конструктивныевозможности строительных материалов. Конструирование по заданной теме подводит ребенка ктворческому воплощению поставленной задачи, но пределыее решения ограничены темой. Конструирование по собственному замыслу - сложный видконструирования, в котором ребенок решает все задачисамостоятельно: ставит перед собой цель деятельности,планирует ее, подбирает необходимый материал, реализуетзамысел. Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как детинаучатся строить тот или иной предмет, здание (мост, корабль). В предложении выполнить постройку задаются определенные параметры (ширина реки, высота моста должнысоответствовать высоте корабля, яхты, которые должны подним проплыть). Исходя из заданных условий, ребенок долженсамостоятельно определить длину и высоту постройки и др.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.