Факторы социализации и основные составляющие их влияния на ребенка дошкольника. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Факторы социализации и основные составляющие их влияния на ребенка дошкольника.

2019-11-18 1540
Факторы социализации и основные составляющие их влияния на ребенка дошкольника. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процесс социализации ребенка происходит под влиянием ряда условий или факторов. Среди отечественных авторов, дающих толкование процесса социализации можно назвать А.В.Мудрика. Он выделяет следующие факторы социализации:

- Микрофакторы – непосредственная среда жизнедеятельности ребенка, ближайшее социальное окружение: семья, соседи, детское сообщество, микросоциум. Микрофакторы самые весомые в первичной социализации ребенка.

- Мезофокторы – этнокультурные условия региона, субкультуры, СМИ, типы мегаполиса: мегаполис, средний город, малый город, портовый, промышленный, курортный центр, индустриально-культурный, село.

-Макрофокторы – страна, этнос, общество, государство., которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах. Макрофакторы детерминируют ход и направленность социализации.

-Мегафокторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов валяют на социализацию всех жителей Земли.

Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.

Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.

Средства и механизмы социализации ребенка дошкольного возраста.

Социализация человека осуществляется широким универсальным набором средств, содержание которых специфично для того или иного общества, социального слоя, иного возраста.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами происходит с помощью ряда «механизмов»:

А.В.Мудрик выделяет способы или механизмы социализации:

- институциональный - через систему общественного воспитания (в первую очередь, это детский сад, школа, детские и юношеские учреждения, СМИ), в основе данного механизма лежит подражание;

- традиционный - через семью и ближайшее социальное окружение, для него характерно восприятие господствующих стереотипов поведения на неосознанном уровне; усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.).

- стилизованный – комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

- межличностный - через идентификацию с конкретным человеком; значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние

- рефлексивный - внутренний диалог ребенка между различными «Я», с реальными или вымышленными людьми наедине с собой.

Социализация каждого человека осуществляется не только с помощью всех названных механизмов, но и конкретных средств:

1. методы вскармливания младенца (закладывают основу формирования у взрослого человека особого отношения к себе, другим людям, развития организованности, дисциплинированности, ответственности)

2. метод психологического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональных организациях. Обеспечивает развитие у каждого человека устойчивых представлений о нормах и правилах отношений людей, традициях, взаимопомощи и взаимодействии.

3. общение, познание, деятельности в целом обеспечивают последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни. В ходе них формируется стиль отношений и деятельности личности, закрепляются стратегия и тактика его поведения в обществе.

Проблемы социализации.

Главным и самым первым социальным институтом является семья ребенка. В благополучных семьях, где царит взаимопонимание и любовь, где с детьми занимаются, освоение социальных норм будет проходить легко и без затруднений. Но в семьях с неблагополучной эмоциональной обстановкой, где дети слышат крики, ненормативную речь, наблюдают постоянные ссоры, ребенок не сможет в полном объеме овладеть социальными нормами. Находясь в постоянном напряжении из-за конфликтов в семье ребенок, замыкается, уходит в себя и прекращает всякое общение с окружающими его людьми. Или наоборот ребенок может копировать поведение родителей и демонстрировать их в детском саду или во время прогулки, что негативно будет сказываться на его общении со сверстниками и взрослыми.

Также в семьях с гиперопекой над ребенком могут возникнуть проблемы с социализацией. Родители, которые все делают за ребенка, одевают его, кормят и не дают сделать самостоятельно и шагу препятствуют его нормальному существованию в обществе.

В настоящее время социализация детей проходит с большими затруднениями, так как средства массовой информации заполняют нашу жизнь все больше и больше и заменяют детям нормальное общение: телевидение, журналы, газеты, кино, радио, интернет. В этой сфере зачастую ребёнок оказывается, предоставлен сам себе, самосознание ребенка еще недостаточно сформировано, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных средств массовой информации. Вместо того что бы осваивать социальные нормы, умение взаимодействовать с обществом через сюжетно-ролевую игру такую, например, как «Дочки-матери», дети большую свою часть времени уделят компьютерным играм. Вместо сказки на ночь, дети получают порцию мультиков, которые негативно влияют на развитие личности дошкольника.

Ценностные установки ребенка еще недостаточно сформированы для того что бы дать адекватную оценку что происходит на экране. Нередко, явные агрессивные действия главного мультипликационного героя оказываются вовсе незамеченными дошкольником на фоне его неоспоримых побед. В результате для того, кто сидит у экрана (а это ребёнок-дошкольник) грань между добром и злом стирается, искажается представление об нравственных эталонах, нормах поведения, а также общепринятых нормах взаимоотношений. И таким образом ребенок осваивает «ложные» социальные нормы, которые в дальнейшем он переносит в свою жизнь и взаимодействие с окружающими.

Т.О. социализация ребенка -дошкольного возраста очень ответственный и трудоемкий процесс, который требует от родителей некоторых усилий. Родители должны в полной мере осознавать, что от успешной социализации ребенка зависит вся его дальнейшая жизнь. А для этого нужно создавать все условия для данного процесса и больше уделять внимания своим детям.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.