Ребенок как объект и субъект социализации. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Ребенок как объект и субъект социализации.

2019-11-18 573
Ребенок как объект и субъект социализации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социализация – усвоение человеческим индивидом определенной системы знаний, норма и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребенка выступает следующее:

-для детей до года самое важное – общение внутри семьи.

-после года и примерно до 3 лет у детей появляется потребность в общении в детском коллективе.

-от 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать знания, полученные вербальным путем.

Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. (т.е. приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.) Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды, потребность иметь собственные привязанности, потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы. Таким образом, обособление - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.

Этапы социализации: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юно­шеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраст, моло­дость (23-30 лет), ранняя зрелость (30-40 лет), поздняя зре­лость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Задачи социализации: (А.В.Мудрик)

- естественно-культурные - достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития;

- социально-культурные - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичные для каждого возрастного этапа;

- социально-психологические - становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение.

Фазы социализации (Петровский):

1-первичная (стадия адаптаций). От рождения до подросткового возраста. Ребенок усваивает социальный опыт, не критически адаптируется, приспосабливается, подражает.

2-стадия индивидуализации (критическое отношение к общественным нормам поведения)

3-стадия интеграции (желание найти свое место в обществе). Интеграция идет успешно, если свойства человека принимаются обществом, группой.

4-трудовая (охватывает весь период трудовой деятельности, когда человек не только усваивает трудовой опыт, но и воспроизводит его)

5-послетрудовая (рассматривается, как пожилой возраст, вносящий существенный вклад в процесс передачи опыта новым поколениям).

Сущность социализации заключается в следующем:

1)процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособление к культурным, психическим и социологическим факторам;

2) «Я – концепция» - самореализация личности, как процесс преодоления негативных влияний среды мешающих ее саморазвитию и самоутверждению;

3)она тесно связана с воспитанием. Оно является частью социализации и выступает как механизм ускорения процесса социализации. С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей предается гуманистическая ориентация.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.