Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Звукотехника в театрализованном представлении

2019-08-27 1569
Звукотехника в театрализованном представлении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

С приходом в жизнь современной звукотехнической аппаратуры значительно расширились возможности музыкально-шумового оформления театрализованного представления. Умелое использование ее дает возможность добиваться самых разнообразных высокохудожественных эффектов.

В профессиональном театре уже довольно давно работают звукорежиссеры, занимающиеся сложными и разнообразными вопросами звукотехнического оформления спектакля. В штатах клубов и дворцов культуры любого уровня такая должность встречается редко; В лучшем случае здесь есть радист, способный обеспечить бесперебойную работу клубной звукотехники. Решение же разнообразных художественных задач с помощью звукотехники, применение ее как важного выразительного средства ложится на плечи режиссера-постановщика. Естественно, знание звукотехнической аппаратуры, ее возможностей, умение их использовать необходимо режиссеру клубных театрализованных представлений. Поэтому рассмотрим некоторые из них, наиболее существенные.

 

РЕЧЕВАЯ ФОНОГРАММА

 

Речевая фонограмма, включаемая в сценическое действие, — распространенный вид звукотехнического оформления театрализованного представления.

Записанное на диск слово по его акустическим свойствам часто выразительнее, пластичнее, чем произнесенное со сцены. Оно как бы «ближе» уху зрителя. Например, даже самый тихий шепот, записанный на пленку, отчетливо слышен зрителям в самых последних рядах. При этом он не теряет характера шепота. Таким образом, речь, воспроизводимая в записи, часто имеет более широкий динамический диапазон, она как бы приближает исполнителя к зрителю.

При помощи речевой фонограммы голосу персонажа можно придавать характерные акустические особенности в зависимости от того, где этот голос звучит (в подземелье, под сводами храма, под открытым небом, в пустом, гулком помещении т. д.), тогда как живая актерская речь звучит всегда в одном и том же акустическом пространстве независимо от места действия.

Особенно широки возможности речевой фонограммы, не связанной с действием сюжетно. Подобно условной музыке она не нуждается в локализации источника звучания. Она может звучать в зрительном зале, на сцене, из оркестровой ямы и т. д.

Документально-публицистический жанр театрализованного представления получает, все более широкое распространение. Все чаще на сцене присутствует автор, режиссер, ведущий. Одно из выразительных средств этого жанра — звучащее                     с фонограммы слово. Это могут быть: внутренний монолог, воспоминания, речь автора, режиссера, ведущего, комментатора, незримых персонажей, неодушевленных предметов.

В одном из театрализованных представлений (курсовая работа студентов МГИК)        с помощью фонограмм показан незримый участник спектакля. Жена фронтовика получает письмо с фронта. Она быстро пробегает его глазами, и тут как бы издалека начинает звучать мужская речь. Автор письма рассказывает, как героически сражался и погиб ее муж. Голос звучит негромко, буднично, и контраст между интонацией и содержанием письма делает сцену особенно выразительной. Обращение к фонограмме позволило показать этот эпизод как бы в двух планах — действие на сцене и в воображении зрителя, нарисованное автором письма.

В кино зритель уже давно привык к «слышимым» мыслям героев. К этому приему нередко обращаются и в театрализованном представлении. Возможность донести до зрителя не высказанные вслух мысли персонажа позволяет режиссеру вскрыть пласт внутренних переживаний, подтекст, то есть то, что трудно поддается выражению. Например, в финале спектакля «Час «пик» (Московский театр драмы и комедии на Таганке) главный герой ложится на операцию. Речь, звучащая с фонограммы, раскрывает для зрителя его затаенные мысли и надежды.

Фонограмма может использоваться в диалоге. Представим себе сцену, где два персонажа ведут между собой ничего не значащий разговор. И вот время от времени в него включаются звучащие с фонограммы мысли каждого. Их беседа сразу становится более емкой, проясняются их истинные отношения, и сцена обогащается подтекстом лирическим, драматическим, комическим.

С помощью фонограммы может состояться монолог между незримыми персонажами.

С помощью речевой фонограммы можно влиять на сценическое время, замедлять или ускорять действие.

В уже упомянутой литературно-музыкальной композиции по произведению          М. Шолохова «Поднятая целина» одно из узловых тест — открытое собрание партячейки в Гремячем Логе. В романe сказано, что собрание проходило долго. Естественно, необходимо было найти тот или иной способ преодоления разрыва между сценическим и астрономическим временем. Вот что было на сцене.

Колхозники выступали, смеялись, аплодировали, голосовали, но зритель слышал только голос автора на фоне казачьего хора. Когда автор умолкал, раздавались реплики выступающих, шум, смех, аплодисменты. Потом снова возникал голос автора, и звуки собрания замирали. Так включение фонограммы в действие позволило за несколько минут показать многочасовое собрание.

А вот еще пример театрализованного представления «Священная война» в МГИК.

Раздвигается занавес. Сцена погружена в темноту. Мужской голос сосредоточенно отсчитывает: «Пять, четыре, три, два, один» раздается взрыв, и небо покрывается грозно клубящимися, грибовидными облаками.

На протяжении всего представления голос ведущего напоминает даты и факты. Приход Гитлера к власти. Уничтожение или бегство из Германии многих выдающихся ученых... Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой, Сталинградом. Выход Советской Армии на границу с Пруссией. Капитуляция Германии.

Речь ведущего связала воедино исторические события и органически вплела их в публицистическую канву сценария.

Приемы использования речи незримых действующих лиц и цитирование исторических документов прочно вошли в арсенал выразительных средств театра вообще и театрализованного представления в частности.

В самом начале спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» в Московском театре драмы и комедии на Таганке звучат слова В.И. Ленина о книге Джона Рида. Голос слышится одновременно с проецированием на экран его фотографий. На них В. И. Ленин то задумчивый, то улыбающийся, то гневный. Возникает как бы эффект присутствия       В.И. Ленина, который вместе со зрителями следит за ходом событий и дает им оценку.

Трудно переоценить значение речевой фонограммы в этом спектакле.

 

ЗВУКОВЫЕ ЭФФЕКТЫ

 

Мизансценирование звука.

Среди разнообразных сценических эффектов, создаваемых с помощью звукотехники, очень интересен прием мизансценирования звуков и шумов. Используя динамики, расположенные в разных местах сцены и зрительного зала, можно перемещать звук от одного из них к другому, локализуя его именно там, где он должен возникнуть по ходу действия, и таким образом значительно усиливая степень подлинности, достоверности происходящего.

В литературно-музыкальной композиции по поэме А. Твардовского «Василий Теркин» есть эпизод, в котором вражеский самолет кружит над передним краем нашей обороны. Шум самолета (фонограмма) перемещается от одного динамика к другому. Теркин долго целится в летящий самолет, вскинув винтовку. Выстрел — и подбитый самолет начинает падать с характерным воем. Он проносится над зрительным залом и взрывается за сценой. В этом эпизоде звук сначала летящего, а затем падающего самолета сам становится активным элементом сюжетного развития, как бы действующим лицом.

В литературно-музыкальной композиции по роману М. Шолохова «Они сражались за Родину» со стороны задних рядов зрительного зала возникает звук низко летящих самолетов. Затем они как бы проносятся над зрителями и перемещаются на сцену, гудят над головами прижавшихся к земле бойцов.

В одном из спектаклей Московского ТЮЗа действующие лица, спустившись в зрительный зал, ведут разговор со сказочным персонажем, голос которого звучит с разных сторон. Зрители вместе с действующими лицами поворачивают голову туда, откуда слышен голос персонажа, пытаясь разглядеть его в темноте зрительного зала.

При соответствующем расположении динамиков звук перемещается не только по горизонтали, но и по вертикали, создавая иллюзию крутого спуска, обвала, падения и т. д.

Названные примеры говорят о том, что прием мизансценирования звука может широко использоваться как средство выразительности в театрализованном представлении.

Эхо и реверберация.

Реверберация — это звучание вернувшихся к слушателю отраженных звуковых волн после того, как источник звука умолк. Реверберация возникает в больших, гулких помещениях — вокзалах, спортивных залах, соборах и т. д., а также на открытом воздухе, когда звук, наткнувшийся на препятствие (горы, высокие здания, стена леса), отражается от них. При этом отраженный звук воспринимается почти одновременно с основным, если временной разрыв между ними не более сотых долей секунды. Если же больше, то возникает не реверберация, а эхо, и тогда отчетливо повторяется основной звук. Следовательно, разница между реверберацией и эхом состоит во времени возвращения      к слушателю отраженного звука.

Реверберация существенно помогает создавать ту или иную акустическую обстановку на сцене соответственно предлагаемым обстоятельствам. Ведь в любом представлении акустика независимо от характера декораций меняется мало. Голос актера звучит в одном и том же пространстве. Реверберация помогает существенно менять акустическую атмосферу, индивидуализировать ее. Одним из убедительных примеров использования эффекта реверберации является ряд эпизодов в спектакле Малого театра «Царь Федор Иоаннович».

На сцене — уходящие в высоту колонны. Луч. пробивающийся сверху, высвечивает суровые лики святых. Возникает пение, гулко разносящееся по собору,          и декорация оживает и воспринимается как факт реальной жизни.

Звуковая перспектива.

Театрализованное представление во Дворце культуры или клубе чаще всего ограничено пределами сценической площадки независимо от того, камерное оно или масштабное. Однако по сценарию и режиссерскому решению действие должно происходить в нескольких планах. Выразить эту многоплановость, создать пространственную иллюзию существенно помогает эффект звуковой перспективы.

Вот как это сделано в уже упоминавшейся композиции по произведению                М. Шолохова «Они сражались за Родину».

Отступающий полк занял оборону. Бойцы залегли в окопах. Тишина. Издалека доносится глухой гул артиллерийской канонады (включены динамики под сценой). Но вот возникает шум приближающихся танков — на заднике проецируются соответствующие кадры. С той же стороны раздаются отдельные автоматные очереди наступающих за танками фашистов (дальний звуковой план, шум производится с арьерсцены).

На позициях полка начинают рваться снаряды (ближний план, включены динамики портала, зрительного зала и оркестровой ямы). Шум танков приближается. Кинокадры дают их крупным планом. Бой разворачивается на подступах к позициям — рвутся снаряды, гремят автоматные и пулеметные очереди (включены все динамики, установленные на сцене). Атака отбита. Шум боя затихает.

Эта впечатляющая звуковая картина в сочетании с кинокадрами воздействует на зрителей своей объемностью, динамичностью, жизненной достоверностью.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.