Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2019-08-27 | 1426 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В силу своей ярко выраженной эмоциональности музыка активно воздействует именно на эмоциональную атмосферу представления при выполнении ею любых драматургических функций. Обратимся к примерам. Сначала из практики драматического театра.
В спектакле «Дядя Ваня» атмосфера мягкой грусти, тоски и одиночества Сони подчеркивается звуками гитары, на которой наигрывает Вафля. В «Живом трупе» уход от надоевшей повседневности, угарная атмосфера кутежа переданы напевами цыганским хором «Канавелы» и «В час роковой». И у Чехова и у Толстого музыка указана в авторских ремарках.
Убедительным примером создания эмоциональной атмосферы средствами музыки является спектакль «Оптимистическая трагедия» в Ленинградском академическом театре им. А.С. Пушкина в постановке Г.А. Товстоногова. В работе над музыкальным оформлением его режиссер и композитор тоже основывались на комментариях самого автора — В. Вишневского, считавшего музыку важнейшей эмоциональной основой произведения.
Приведем некоторые из них.
«Музыкальное вступление. Рев, подавляющий мощью и скорбью... В тишине чья-то безмерная человеческая тоска. Она может быть выражена только музыкально».
«Первые движения бала. Двинулись первые пары в лирической волне вальса, печальной и воинственной. В ритмах чуть сдавленная грусть. Пересекай ритм, проходят вооруженные люди. Сигнал вибрирует, зовет в ряды. Вальс агонизирует. Матросы двинулись. Блеснула медь. Полк гремит буйно вырвавшимся грохотом песни».
Эти «музыкальные» комментарии помогли режиссеру наполнить представление огромной эмоциональной силой, создать нужную атмосферу.
Очень ярко с помощью музыки формируется эмоциональная атмосфера в спектакле Театра на Таганке «А зори здесь тихие», причем главным выразительным средством являются песни.
|
По ходу развития событий звучат песни «Москва майская» Дм. Покрасса, «Катюша» М. Блантера, русская народная песня «Не кукуй горько, кукушечка» и, наконец, вальс «В лесу прифронтовом» М. Блантера.
Именно эти песни, сменяя друг друга, создают весь эмоциональный спектр спектакля от простой радостной человеческой улыбки к страданию и трагическому потрясению.
Можно привести и пример того, как средствами музыки создавалась эмоциональная атмосфера на торжественном закрытии международного фестиваля дружбы молодежи, проводившемся в Волгограде (1977г.). Когда участники его проходили по основному маршруту Мемориального комплекса, непрерывно звучала музыка. У скульптуры «Стоять насмерть!», высвеченной яркими лучами прожектора, возникала песня Б.А. Александрова «Священная война». На Площади Героев у скульптуры «Воин со знаменем» она сменялась песней О. Фельцмана «Баллада о красном знамени», а у изображения разрубленной фашистской свастики звучала песня Д. Тухманова «День Победы». При проходе участников шествия через пантеон траурно-торжественная атмосфера чрезвычайно усиливалась «Грезами» Р. Шумана. У скульптуры «Скорбь матери» певица (низкое, грудное контральто) в сопровождении духового оркестра пела ариозо матери из кантаты А. Новикова «Нам нужен мир». На последних звуках в ариозо буквально врывалась торжественная музыка финала. Пятой симфонии П. Чайковского, а в ярком свете прожекторов вспыхивала на вершине Мамаева кургана величественная скульптура «Родина-мать».
Так через музыку режиссер усиливал, сгущал эмоциональный накал массового действа.
Из приведенных примеров явствует, что для создания эмоциональной атмосферы могут использоваться музыкальные произведения или фрагменты из музыкальных произведений различного характера, различного жанра. Это естественно и закономерно. Но как же при этом возникает единое настроение?
|
Большое, иногда решающее значение имеет, разумеется, количественная сторона. Явное преобладание светлых, радостных музыкальных эпизодов или задушевно-лирической мелодии уже само по себе влияет на эмоциональный фон.
Многое зависит также от того, насколько драматургически важным оказывается место, в котором дана та или иная музыка — включена ли она в узловой момент или второстепенный, преходящий.
Наконец, важна эмоциональная яркость, определенность, глубина, выразительность, то есть качество самой музыки.
Все это в совокупности и создает своеобразный колорит, самобытность атмосферы действия; Вместе с тем эмоциональный строй помогает по-своему выразить идею представления, его сверхзадачу. При этом возможно, что идея и атмосфера действия получают различное эмоционально-образное выражение.
Такое «расхождение» характерно для жизнеутверждающих трагедий, в которых сгущенный драматизм действия не может заслонить основного оптимистического вывода — генеральной идеи произведения.
Роль музыки в выявлении ведущей идеи в таких случаях особенно велика. Во-первых, она не следует за событиями, не комментирует их, а выражает внутреннюю, скрытую тенденцию. Во-вторых, в то время, как сюжетное развитие событий (например, гибель героев) вызывает у зрителей печальные чувства, музыка, как бы преодолевая их, выражает оптимистическое начало.
Выступая в качестве средства создания эмоциональной атмосферы, она решает одну из самых главных задач, ибо в искусстве театра и театрализованного представления эмоциональность творчества является одним из основных показателей подлинной художественности и приобретает совершенно особое, основополагающее значение.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!