Шумы в театрализованном представлении — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Шумы в театрализованном представлении

2019-08-27 1322
Шумы в театрализованном представлении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Среди выразительных средств, которыми оперирует режиссер, важное место занимают шумы. Их умелое введение в действие не только придает ему большую достоверность, но и окрашивает его эмоционально. Драматургические возможности шумов, их функции в театрализованном представлении широки и разнообразны. Шумы могут быть выразительной приметой важного исторического события, народных гуляний, праздников, обрядов и т. д. С их помощью подчеркивается время действия и время года.

Простейший пример обозначения времени — бой часов (настенных, городских), звон будильника, крик петуха и т. д.

Шумы, формирующие представления о временах года, создают как бы эффект зрительского присутствия. Так, пение птиц или стрекотание кузнечиков отчетливо воссоздают образ лета, курлыканье журавлей — картину осени и, наконец, завывание вьюги характеризует зиму.

Шумы могут очень конкретно и лаконично обозначать место действия: удары молота и шум станков — завод, гудки локомотивов, звуки сцепки — железнодорожную станцию и т. д.

Шумы существенно помогают режиссеру создать на сцене иллюзию движения. Например, та или иная сцена в купе железнодорожного вагона едва ли содержит явственные признаки движения поезда. Однако при одновременном воспроизведении стука колес сцена оживает, правдоподобие неизмеримо возрастает. Сцена «Теплушка» в композиции по поэме А. Твардовского «Василий Теркин» начинается шумом движущегося поезда. В такт перестуку колес покачиваются едущие на фронт бойцы.       Но вот начинается диалог — шум поезда постепенно затихает, участники сцены перестают покачиваться. Зрители, сосредоточившись на диалоге, уже не замечают отсутствия шума. Возникшая в начале сцены иллюзия движения не разрушается.

В конце сцены шум идущего поезда вводится снова, и на переходе к другому эпизоду «поезд» постепенно как будто удаляется, завершая сцену.

Шумы (наряду с музыкой) существенно помогают восполнить недостаток времени, необходимого для выражения подтекста, внутреннего действия и психологического состояния персонажа.

Классические примеры передачи чувств через шумы достаточно убедительны.

Жалобное курлыканье улетающих журавлей в соединении со словами Маши «Ах, уже летят перелетные птицы» (в пьесе А. Чехова «Три сестры») выражают тоску героев пьесы.

Шумы сказочного леса в спектакле «Двенадцать месяцев» С. Маршака заставляют маленькую девочку вздрагивать от каждого шороха, вызывая ощущение страха.

Шумы могут быть эффективным средством формирования определенной эмоциональной атмосферы действия.

В литературно-музыкальной композиции по М. Шолохову в сцене «Привал» в течение короткого монолога Лопахина, вспоминающего мирную жизнь, слышно стрекотание цикад. Эти звуки помогают острее почувствовать короткое затишье перед боем.

В спектакле «Пугачев» (Московский театр драмы и комедии на Таганке), близком по жанру к театрализованному представлению, в сцене восстания после слов Пугачева «Восстать, буди весь хутор» звучит набат — громкие, частые удары колокола. Они создают ощущение тревоги и вместе с тем состояние единения. Сцена живет в одном ритме с ударами колокола.

В композиции по роману М. Горького «Мать», созданной студентами отделения режиссуры театрализованных представлений МГИК, широко использованы шумы. Это шаги солдат, гудки паровозов, фабричный гудок, звон колоколов, свистки полицейских. Все эти звуки активно формировали атмосферу действия. Вместе с тем они указывали на его время и место, придавая всему происходящему высокую степень достоверности.

Шумы существенно помогают в организации массовых сцен, часто компенсируя недостаточное количество их участников.

В литературно-музыкальной композиции «Наша биография» (МГИК) чеканный звук шагов солдат и матросов, воспроизводимый с фонограммы, позволил при малом числе исполнителей, марширующих по сцене, создать иллюзию движения большой массы людей.

Примером образного шумового решения эпизода, отличающегося масштабностью, может служить сцена налета фашистской авиации на железнодорожную станцию в одном из представлений на тему Великой Отечественной войны.

Разрывы авиабомб, стрельба зениток. Прорезая весь этот грохот, возникает звук падающей бомбы. Он все ближе и ближе. Сейчас произойдет взрыв. Но внезапно наступает тишина. Она приковала зрительское внимание и «сработала», «сыграла» более выразительно, чем если бы натурально был воспроизведен звук взрыва.

Выбор шумов, их введение в действие, определение места их звучания — процесс сугубо творческий. Один и тот же шум имеет разную тембровую окраску. Паровозный или фабричный гудок не может быть гудком вообще. В зависимости от контекста он грустный или веселый, жалобный или ликующий, требовательный или раздраженный.

Для того чтобы шум имел определенное смысловое, образное содержание, необходимо точно найти именно тембровую окраску его, фактуру, силу звучания, ритм.

Надрывно хватая за сердце, гудит заводской гудок, он сопровождает тревожную весть о смерти Ленина. И совсем другой гудок, веселый и задорный, в сцене отъезда на целину комсомольцев (оба из композиции «Наша биография»).

Вводя шумы в действие, нельзя просто копировать те, что услышаны в жизни. Необходимо отбирать лишь яркие, характерные для той или иной ситуации. Из массы звуков, услышанных в реальной жизни, только те представляют художественный интерес, которые достаточно определенны. Прямая связь звука с представлением о его источнике — специфическая особенность нашего ассоциативного звуко-зрительного восприятия, которое особенно важно при звукошумовом оформлении.

Большое значение при выборе шумов имеет их соответствие исторической, временной правде происходящего.

Так, шум города с сигналами автомашин и трамваев не может характеризовать современный город, так как звуковые сигналы в нем запрещены.

Если в представлении нашли отражение 30-е годы и по ходу действия должны слышаться сигнал автомобиля и звук работающего мотора, то современную «Волгу» здесь нельзя использовать, ибо разрушается правдоподобие, реалистичность происходящего. Иногда считают требование к исторической конкретности шумов необязательным, имея в виду условность воплощения действительности в произведениях искусства. Однако при любой степени художественной условности необходима историческая конкретность предлагаемых обстоятельств, в которых действуют персонажи.

Работа над шумовым оформлением театрализованного представления, правильный выбор нужного шума с учетом его фактуры, громкости, тембра, его специфики во многом опираются на общепринятую в театре классификацию шумов, содержащую разные их виды: шумы и звуки природы и стихийных бедствий; транспортные; производственные; батальные; бытовые.

В свою очередь, каждый из этих основных видов шумов подразделяется на ряд разновидностей в зависимости от того, кто и что их производит. Так, шумы и звуки природы и стихийных бедствий

создают:

а) птицы (соловей, стриж, грач, жаворонок, ворона, кукушка), птицеферма (гуси, куры, петухи, утки) и т. д.;

б) домашние животные (ржанье, фырканье и цокот копыт одной лошади или табуна, лай собак, мяуканье кошки, мычание коровы или стада коров, блеяние овец и т. д.);

в) хищники (рычанье тигра, льва, медведя, вой волка и т. д.);

г) природные явления (вой ветра, гроза, обвал, извержение вулкана, звук ледохода, ветер и дождь, морской прибой, шторм, журчание ручья, шум проводов, водопада, шелест травы и т. д.).

Транспортный шум производят:

а) железнодорожный транспорт — поезд (проходящий, отбывающий, прибывающий, встречный), паровоз (гудки, свистки, электричка, «кукушка») и т. д.;

б) гужевой транспорт — пролетки, экипаж, арба, повозка, конные всадники, тройка, бубенцы, полозья на снегу;

в) городской транспорт — грузовая и легковая автомашины (проезд, отъезд, приезд, звук работающего мотора, скрежет тормозов, хлопанье дверцы), трамвай, троллейбус, мотоцикл, метро (прибытие и отправление поездов);

г) водный транспорт — пароход (гудки первый, второй, третий, шлепанье лопастей), морской порт (шум лебедок, подъемных механизмов, прибывающих и отбывающих судов, всплеск воды под ударами весел);

д) воздушный транспорт — самолет (посадка, взлет, шум мотора), несколько самолетов, воздушный парад;

е) специальные автомашины — сирены «скорой помощи», милицейской, пожарной.

Производственные шумы:

а) промышленность — шум фабрики, завода, цеха, мастерской, конвейера, шахты, электростанции, работа станков, сверла, подъемного крана, компрессора, насоса, электродвигателя, удары молотков, клепка;

б) сельское хозяйство — работа сеялки, веялки, трактора, кузницы, комбайна, мельницы;

в) строительство — шум крана, бульдозера, экскаватора, звон пилы, стук топора, молотка;

г) лаборатория — электрический разряд, реле, щелчки, шипение пара, кипение и т. д.;

д) связь — действие вычислительных машин, телефона, телеграфа, телетайпа, радиоключа и т. д.

Батальные шумы:

а) сирена, воздушная тревога;

б) воздушный бой — полет бомбардировщиков, истребителей, пикирование самолетов, стрельба зениток;

в) воздушный налет — гул самолетов, артиллерийский, пулеметный огонь;

г) бой — самолеты, артиллерия, пулеметы, крики «ура», выстрелы;

д) атака — крики «ура» без выстрелов;

е) танки — их движение, проход танковых войск по улице, игра духового оркестра;

ж) фанфары;

з) стрельба из пистолета, автомата, винтовочная перестрелка, свист пуль, снарядов.

Бытовые шумы и звуки:

а) в жилом доме — скрип дверей, калитки, стук швейной машины, пишущей машинки, звон посуды;

б) на улице — гудки автомобилей, свистки милиционера, голоса

толпы, стук копыт;

в) среди толпы — на открытом воздухе (ровный гул стадиона, крики возмущения, одобрения), в помещении (шум на вечере молодежи);

г) при пожарной тревоге — набат, частые удары о кусок рельса, звон пожарного колокола;

д) во время спортивной радиопередачи;

е) в зрительном зале театра — настройка инструментов, общение публики, аплодисменты;.

ж) при настройке радиоприемника — треск и писк в эфире, позывные различных радиостанций.

Разумеется, этот перечень включает далеко не все шумы, которые хотел бы отразить режиссер в ходе работы над театрализованным представлением.

Кроме того, они могут иметь множество различных оттенков. Однако наличие перечисленных шумов в фонотеке клуба, в котором осуществляются те или иные театрализованные представления, необходимо, ибо, как уже было сказано, шумы (наряду с музыкой) — важное и плодотворное средство выразительности, существенно помогающее образному воплощению сценария театрализованных представлений различных жанров.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.