Выразительные возможности музыки — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Выразительные возможности музыки

2019-08-27 1323
Выразительные возможности музыки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ни одному из видов искусства, кроме музыки, не дано с такой неотразимостью и так глубоко проникать в сферу чувств, переживаний и настроений человека. Это обусловливается ее звуковой природой, ибо звуки самой жизни способствуют общению людей между собой, выражению их чувств, порывов и т. д.

Биологически обусловленные и исторически развившиеся возможности человека выражать эмоции главным образом посредством звуков определили преобладание в содержании музыки именно этого компонента. К тому же музыка — искусство временное, движущееся и, следовательно, может отразить процесс эмоциональных переживаний со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, столкновениями и взаимопереходами. Психология различает несколько видов эмоциональных состояний. Главнейшие из них — чувства и настроения.

Чувства всегда предметны, они вызваны определенным объектом или направлены на него. По характеру своему они могут быть моральными (любовь, ненависть, страх, гордость, зависть), интеллектуальными (удивление, любознательность), практическим» (удовлетворение, огорчение и другие, возникающие в процессе трудовой и иной деятельности), эстетическими (волнение, восторг и другие, вызванные произведением искусства или красотой в природе и жизни) и т. д.

В отличие от чувства настроение — это общее эмоциональное состояние человека: веселье, грусть, бодрость, уныние, задумчивость, решительность. В настроении обобщаются многие эмоциональные впечатления данной личности, оно определяет отношение в настоящий момент человека к действительности в целом.

Чувства обязательно связаны с конкретными объектами, поэтому их воплощение в искусстве возможно в строгом смысле лишь тогда, когда одновременно с эмоцией изображается или хотя бы называется ее предмет. Так и в музыке — о выражении любви или ненависти можно говорить только при условии, что показан (или в произведении со словами — назван) тот, кого любят или ненавидят. Правда, нередко красивую, певучую мелодию воспринимают как выражение темы любви, даже если нельзя сказать, к кому обращено это чувство. Основанием служит аналогичность общего характера такой мелодии и интонаций, свойственных любовным речам (напевность, теплота, мягкость, волнообразная смена подъемов и спадов), а нередко и воспроизведение этих интонаций (вздоха, мольбы, призыва и т. п.) или же признаков тех музыкальных жанров, которые ближе всего связаны с любовной тематикой (лирический городской романс, вальс).

Итак, чувства, то есть предметные эмоции, музыка выражает только тогда, когда слушатель имеет возможность понять, какие предметы имеются в виду. В остальных случаях она выражает настроения, и именно этот вид эмоций ей максимально близок и доступен.

Настроение в отличие от чувства более сложное состояние и, главное, более многообразное и по большей части расплывчатое, более богатое малоуловимыми оттенками. Круг настроений, выражаемых музыкой, очень широк, и никакой, даже очень богатый набор эпитетов не может охватить всего их многообразия. Можно лишь приблизительно очертить основные группы эмоциональных состояний, встречающихся в музыке и отражающихся в тех словесных определениях, которые мы применяем, говоря о ее общем характере.

Одну группу образуют неопредмеченные эмоции, то есть собственно настроения. Характер музыки при этом определяется как радостный или грустный, бодрый или унылый, веселый или тоскливый, ласковый или гневный, уверенный или тревожный, спокойный или смятенный и т. п. Если же учитывать еще степень силы и напряженности каждого из состояний, то добавляются многие новые характеристики (не только радостный, но и восторженный, ликующий, умиленный, трепетный, не только грустный, но и печальный, мрачный, скорбный, полный отчаяния, меланхоличный и т. д.).

Другая группа эмоциональных состояний передает волевые качества личности, интеллектуальные процессы, в ней происходящие. В таких случаях звучит мелодия энергичная или вялая, активная или инертная, решительная или нерешительная, порывистая или сдержанная, упорная или безвольная, задумчивая или действенная, серьезная или легкомысленная.

Создавая произведения искусства, художники раскрывают и другие, еще не использованные возможности выразительности. С этой целью они пытливо вглядываются и вслушиваются в окружающий мир, обращая особое внимание на те признаки явлений, которые воздействуют на человека эмоционально. Одна из сторон художественного таланта как раз и заключается в исключительной чуткости к предпосылкам выразительности, заключенным в материальном мире для каждого вида искусства.

Композитор, например, обладает гораздо большей способностью подмечать, улавливать, различать в звуках эти предпосылки. Поэтому музыка помогает человеку в чем-то глубже познать не только себя, свой внутренний мир, но и окружающую действительность, общественную жизнь. Она, в частности, раскрывает перед нами потенциальную выразительность звуков, быть может, не замеченную или не осознанную нами в жизни.

Воплотившись в том или ином музыкальном произведении, звуки природы или звуковые проявления человеческой деятельности превращаются в эстетическую категорию, в волнующий художественный образ.

Особая композиторская чуткость к предпосылкам выразительности проявляется не только при воплощении в музыке звуков окружающей действительности, но и при взаимодействии музыки с другими искусствами, например с поэзией.

Патетическая оратория Г.В. Свиридова на стихи В.В. Маяковского — яркий пример композиторской чуткости к предпосылкам выразительности, заключенным в стихах В.В. Маяковского. Широко распространено мнение, что стихи Маяковского по своей природе мало доступны для музыкального воплощения. Этот миф о немузыкальности поэзии Маяковского Свиридов развеял, создав смелую, новаторскую музыку. В ней — и чеканная мощь, и революционный пафос его произведений. Могучие, как набат, звучания оркестра, сильные ритмы и яркие мелодии, многообразное по выразительным приемам пение хора, речитативные и декламационные монологи и возгласы создают реалистические музыкальные образы, рисуют живые и яркие картины жизни народа в определенный период его истории. Композитору удалось создать музыкальный сплав эпического и лирического, который так характерен для поэзии Маяковского. Истинно творческий союз музыки и поэзии проявился не только в ораторских, плакатных приемах воплощения содержания. Чуткое ухо композитора услышало в стихах поэта простой, скромный распев, сосредоточенное лирическое раздумье, сердечность. Музыка безраздельно овладевает слушателем. Зримо предстают драматические картины борьбы, столкновения двух миров и образ победившего народа-революционера, воспевается смелая мечта советских людей о прекрасном будущем своей Родины и горячая, беспредельная любовь к В.И. Ленину — вождю, учителю, другу, чьим «сердцем и именем думаем, дышим, боремся и живем!..».

Именно музыка Г. Свиридова умножила впечатляющую силу стихов                       В. Маяковского, расцветила, донесла до слушателя весь их образный строй. Здесь проявились исключительные возможности музыки в сфере эмоциональной выразительности.

Вообще диапазон эмоциональных состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен. От образов интимных и нежных — до преисполненных общечеловеческой значимости и силы, от печальных и скорбных звучаний — до ликующих и торжественных, от сосредоточенности и сдержанности — до открытой непосредственности, от покоя и умиротворенности — до взволнованности и стремительности. Будучи искусством, развертывающимся во времени, музыка передает «жизнь» эмоции, ее рост, движение, переход из одного вида в другой или, наоборот, ее устойчивость, фиксируя оттенки и градации. Никаких слов не хватит для описания всего разнообразия переживаний, которые способна передать музыка.

Музыка открывает возможности и ассоциативного восприятия. Оно основано на присущем любому нормальному человеку опыте жизни, который помогает домысливать, дополнять впечатления. Например, мы слышим ласковый, нежный голос, выражающий задушевные чувства. При этом мы представляем себе, что на лице у говорящего выражены аналогичные эмоции.

Другой пример: до нашего слуха доносится тихий, едва слышный шелест прибоя. В нашем воображении возникает образ спокойной гладкой поверхности моря.

Опосредованная музыкальная выразительность расширяет, обогащает содержание образов. Она вызывает множество ассоциаций, связанных не только со зрением, но и с обонянием, осязанием, вкусом.

Слушая в музыке характерные звуки рассвета (пение птиц, пастушеский рожок), мы представляем краски восхода солнца, свежесть утра. Прислушиваясь к плеску моря, ощущаем запахи морского простора и даже вкус соли на губах.

Из приведенных примеров следует, что музыка, выражая, одновременно изображает. Каковы же конкретные изобразительные возможности музыки?

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.