Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Музыкальные ансамбли и музыкальные инструменты

2019-08-27 874
Музыкальные ансамбли и музыкальные инструменты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Наряду с механической записью в театрализованном представлении часто используются как отдельные музыкальные инструменты, так и различные музыкальные ансамбли. Живое звучание даже самых скромных масштабов всегда драгоценно, ибо оно ближе, родственнее слову, произнесенному на сцене.

Привлекая к участию в театрализованном представлении солистов и коллективы музыкальной самодеятельности, режиссер должен хорошо представлять себе выразительные и изобразительные возможности музыкальных инструментов, их тембровые, регистровые характеристики и технические возможности. Без этого обращение к ним не будет сознательным и целенаправленным.

Преобладающими видами музыкальных оркестров и ансамблей в художественной самодеятельности являются: оркестры народных инструментов, духовые оркестры, инструментальные и вокально-инструментальные ансамбли, эстрадные оркестры. Значительно реже встречаются симфонические оркестры.

Так как между инструментами симфонического и эстрадного оркестров, а также инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей существует общность, начнем знакомство именно с них.

По способу звукоизвлечения все инструменты можно разделить на группы, в которые входят:

Ø Деревянные духовые;

Ø Медные духовые;

Ø Струнные смычковые;

Ø Ударные;

Ø Аккордеон;

Ø Гитара;

Ø Рояль;

Ø Электромузыкальные инструменты;

Ø Деревянные духовые инструменты.

Флейта. Это наиболее технически подвижный инструмент. Тембр в среднем регистре светлый, в высшем — резкий, свистящий, в низком — матовый, несколько шипящий. Звук извлекается вдуванием струи воздуха в отверстие головки инструмента.

Роль в оркестре: исполнение партии верхнего голоса, сольных партий, различных виртуозных пассажей.

Флейта-пикколо. Разновидность флейты, инструмент вдвое меньший по размерам. По технике в основном аналогичен большой флейте. Низкий регистр — слабый, маловыразительный, средний — светлый, прозрачный, высокий регистр — резкий, пронзительный.

В оркестре в большинстве случаев дублирует в октаву партии большой флейты или скрипки. Обычно флейтисты совмещают игру на большой флейте и флейте-пикколо.

Гобой. Инструмент своеобразного, несколько гнусавого тембра. Звук извлекается при помощи специального приспособления — камышового язычка или трости.

В оркестре является солирующим инструментом, а также 2-м и 3-м голосами.

У гобоя так же, как у флейты, звук несколько холодноватый. Звучание этих инструментов напоминает пастушескую свирель. В оркестровой пьесе «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига) звучит своеобразный диалог гобоя и флейты. Начинает флейта, ей отвечает гобой — как будто перекликаются два пастуха, играя на свирелях.

Кларнет. Инструмент, обладающий большими техническими и тембровыми возможностями. Звук извлекается при помощи мундштука с плоской камышовой пластинкой (тростью). Регистры отличаются различной тембровой окраской. Высший обладает резкой, пронзительной звучностью, для него характерен светлый, яркий тембр. Средний регистр менее яркий, чем верхний, нижний — насыщенный, чистый.

В оркестре — солирующий инструмент, 2-й и 3-й голоса.

Кларнет используется в лирических эпизодах оркестровых произведений. Например, в фантазии П.И. Чайковского «Франческа да Римини» кларнету поручена мелодия рассказа Франчески о пережитом и утраченном счастье.

Кларнетисты обычно совмещают игру на кларнете и саксофоне.

Фагот. Басовый инструмент довольно широкого диапазона. Звук плотный, глуховатый, несколько «ворчливый». В сюите Э. Грига «Пер Гюнт» фаготам поручено изобразить тяжелую поступь сказочных троллей и гномов.

Саксофон. В эстрадном оркестре саксофон играет более заметную роль, чем           в симфоническом. Для него характерен специфический тембр, кантиленность (распевность), виртуозная техника, что определяет большое значение его в эстрадном оркестре.

Из всего семейства саксофонов наиболее распространены саксофон-альт, саксофон-тенор, саксофон-баритон и в редких случаях — саксофон-бас.

Звук на саксофоне извлекается с помощью мундштука с плоской камышовой пластинкой (тростью).

Саксофон-альт. Инструмент технически подвижный. Обладает сочным, выразительным тембром. Верхний регистр напряженный, сдавленный. Область наиболее выразительной звучности — средний регистр (от ми 1-й октавы до си 2-й октавы).

Роль в оркестре — солирующий инструмент, партия 1-го и 2-го голосов. Распространен прием скольжения от одного звука к другому (глиссандо).

Саксофон-тенор. Характеризуется теми же качествами, но тембр значительно богаче, выразительнее.

Саксофон-баритон. Из-за больших размеров инструмент технически менее подвижный.

Для всей группы саксофонов возможны два способа звукоизвлечения:

1. Широкое вибрато, придающее звучанию инструментов сходство с человеческим голосом (особенно это ощущается при исполнении напевной, мелодической музыки).

2. «Холодный» звук безвибрации.

Эти способы игры вносят большое разнообразие в исполнение музыки различных стилей.

Медные духовые инструменты.

Труба. Ведущий инструмент среди медных духовых. Тембр звонкий, светлый, яркий. Ее звук может «прорезать» звучание всего оркестра. Низкий регистр малоупотребителен из-за тусклости звука, средний обладает выразительным, ярким тембром и сильным звуком, верхний регистр напряженный.

Техника трубы допускает исполнение широких, напевных мелодий, а также быстрых пассажей.

Валторна. Отличается мягким, певучим звуком. Далекий предок валторны — охотничий рог. Среди медных инструментов обладает самыми большими выразительными возможностями. Валторна «поет» в оркестре нисколько не хуже, чем скрипка или виолончель. Этому инструменту П.И. Чайковский поручил одну из самых прекрасных своих мелодий: основную тему второй части Пятой симфонии.

Тромбон. Звук инструмента более низкий и плотный, чем у трубы. Тембр значительно меняется в зависимости от регистра. В силу своей конструкции и размеров тромбон по сравнению с трубой менее подвижен.

При игре в оркестре характерны скользящие переходы от звука к звуку (глиссандо).

Туба. Инструмент обладает сильным, массивным звуком. В оркестре исполняет партию баса. В качестве солирующего употребляется редко.

Если инструменты медной духовой группы звучат вместе, то звучность получается необычайно мощная, яркая, праздничная. Рисуя ликование победившего народа,              М. Глинка ввел в финале оперы «Иван Сусанин» помимо обычного оперного еще и оркестр медных духовых инструментов.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.