Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Применение технических средств в обучении истории.

2018-01-14 879
Применение технических средств в обучении истории. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Технические средства обучения (ТСО) усиливают яркость, эмоциональность, динамичность обучения, стимулируют воображение и мышление учащихся, поэтому их использование необходимо не только в общеобразовательной, но также и в специальной (коррекционной) школах. К ТСО по истории относятся статистические экранные пособия (диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы), кинофильмы, радиои звукозаписи, телепередачи, видеофильмы, а также аппаратура, с помощью которой можно их демонстрировать. Учитель всегда должен помнить, что никакие технические средства не заменят его в учебном процессе, особенно если этот процесс осуществляется в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

На уроках истории в специальной (коррекционной) школе учитель может применять те же самые технические средства, что и в общеобразовательной школе, но всегда заботясь о доступности их содержания для учащихся, соответствии программе и дозировке на уроке.

Диафильмы и диапозитивы – самое распространенное средство экранной наглядности. Серии диапозитивов и диафильмы имеются почти по всем темам. Их удобно использовать, т. к. можно отобрать необходимые кадры и определить последовательность предъявления, что абсолютно необходимо проделывать при подготовке к урокам в специальной (коррекционной) школе. Программный материал каждого урока отличается небольшим объемом, и это должен учитывать учитель, подбирая всего несколько нужных кадров из целой серии. С опорой на кадры диапозитивов и диафильмов учитель может вести рассказ, объяснение, аналитическую беседу. Текстом к кадрам он может распорядиться по своему усмотрению: читать его полностью, давать в своем кратком пересказе, вообще убрать, заменив вопросами к учащимся.

Все шире в практику и общеобразовательной, и специальной (коррекционной) школ входит кодоскоп (графопроектор) – прибор настольного типа, позволяющий проецировать транспаранты (рисунки, схемы, графики и т. п.), выполненные заранее на прозрачном материале (пленке, стекле) или выполняемые непосредственно в ходе урока. Несколько транспарантов, поэтапно воссоздающие рисунок, схему, диаграмму путем последовательного наложения друг на друга, делают изображение динамичнее, позволяют показать изменение, развитие исторических явлений. Демонстрация с помощью кодоскопа не требует затемнения, поэтому можно одновременно работать с другими средствами наглядности, вести записи в тетрадях. Работа с кодоскопом на уроках истории в специальной (коррекционной) школе подробно описана Б.П. Пузановым [1. С. 72– 75; 5. С. 44–47].

Учебный кинофильм – наиболее действенное средство наглядного обучения истории, выразительное и впечатляющее: дает живое изображение событий, позволяет показать историческое явление в динамике и присущем ему драматизме. Таким образом, учебными кинофильмами обеспечивается элемент живого созерцания исторического прошлого.

В качестве учебных кинофильмов могут быть использованы документально-хроникальные, художественные и специальные учебные кинофильмы (например, к/ф «Александр Невский», «Бородинский бой» и др.). От учителя требуется знание содержания фильма, чтобы органически включить его в систему работы на уроке, соединив с предшествующей работой и опираясь на его содержание в последующем ходе занятия.

Особенно осторожно к использованию кинофильмов должен подходить учитель истории специальной (коррекционной) школы, учитывая своеобразие программы по предмету для школ VIII вида и особенности познавательной деятельности своих учеников. В условиях специального обучения не проводятся отдельные киноуроки, целесообразно включать фрагменты учебного кино в текущие уроки. Методика демонстрации кинофрагмента может быть представлена следующим образом:

1. предварительный просмотр кинофильма учителем, отбор фрагмента (части), нужного для предстоящего урока;

2. подготовка вопросов для учащихся, на которые они должны ответить после просмотра кинофрагмента (запись на доске, в тетрадях);

3. вступительное слово учителя, нацеливающее на просмотр, краткое изложение содержания кинофрагмента;

4. демонстрация кинофильма (по ходу просмотра возможны комментарии, фиксирующие внимание учащихся на главном);

5. беседа после просмотра по вопросам, данным предварительно;

6. обобщение содержания кинофрагмента;

7. включение материала кинофильма в домашнее задание (ответы на вопросы, составление рассказа, сочинение, выполнение рисунков и т. п.).

Использование звукозаписей на уроках истории позволяет ввести музыкальное, песенное сопровождение изучаемого материала, услышать живые голоса исторических деятелей, известных поэтов, писателей, артистов. Значение звукозаписи заключается прежде всего в эмоциональном воздействии на учеников (например, на уроке по теме «Начало Великой Отечественной войны» звучит песня «Народная война»), приобщении их к исторической науке (звучат исторические документы), литературе (отрывки из художественной исторической литературы). Иногда прослушивание грамзаписей, магнитных записей сочетается с показом исторических картин, портретов.

Для специальной (коррекционной) школы не разработаны соответствующие телеи радиопередачи по курсу истории. Но учитель может ряд нужных передач записать на аудиоили видеокассету для использования в учебных целях. Кроме того, на современном этапе создано много прекрасных видеофильмов, особенно по культурно-исторической (и краеведческой, в частности) тематике. Они могут найти применение и в учебно-воспитательной работе по истории с учащимися специальной (коррекционной) школы.

Таким образом, при грамотном подходе к отбору многообразных методов обучения истории, их комплексном использовании с учетом специфики контингента учащихся специальных (коррекционных) школ возможно добиваться положительных результатов в усвоении исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта, повышать уровень их воспитанности, решать коррекционные задачи.

Вопросы и задания

1. В чем состоит значение наглядного обучения истории школьников с нарушением интеллекта?

2. Какие виды наглядности используются на уроках истории в специальной (коррекционной) школе?

3. Продумайте средства наглядности к одному из уроков истории (тема по выбору студента).

4. На примере одного из параграфов учебника «Рассказы по родной истории» разработайте методику работы с иллюстрациями.

Литература

1. Вагин А.Л. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968.

2. Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., 1961.

3. Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы)/ Сост. Б.П. Пузанов. М., 1986.

4. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

5. Пузанов Б.П. Применение графопроектора на уроке истории во вспомогательной школе // Дефектология. 1983. № 2. С. 44–47.

6. Шулятикова И.Б. Из опыта работы с наглядными пособиями на уроках истории СССР. В сб.: Опыт преподавания истории во вспомогательной школе / Под ред. М.И. Кузьмицкой. М., 1964. С. 28–40.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.