Тема 8. Урок истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 8. Урок истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида

2018-01-14 1137
Тема 8. Урок истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок – основная форма обучения истории в специальной (коррекционной) школе

В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные занятия, консультации, домашняя работа учащихся.

Эффективность обучения учащихся с нарушением интеллекта достигается лишь при умелом использовании всех форм его организации.

Проблемой урока истории занимались многие специалисты: в методике преподавания истории в общеобразовательной школе – А.А. Вагин, Н.Г. Дайри, В.Г. Карцов, П.С. Лей-бенгруб, М.В. Нечкина, в методике преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида – Ю.Ф. Кузнецов, В.А. Лапшин.

Урок, будучи ведущей формой организации учебной деятельности в специальной (коррекционной) школе, является и основной формой обучения истории. Он позволяет наиболее полно реализовать образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи курса истории, использовать различные средства и методы обучения, выбрать их оптимальное сочетание при изучении тех или иных тем программы, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, реализовать такие дидактические принципы как научность, систематичность, доступность знаний, сознательность и прочность их усвоения, наглядность в обучении.

Учащиеся 7–9 классов специальной (коррекционной) школы на уроках знакомятся с историей Родины с древнейших времен до наших дней, получают представления об исторических событиях и явлениях, происходивших в разные эпохи и на разной территории. Задачи урока истории не исчерпываются сообщением нового материала. Учитель организует проверку и закрепление исторических знаний учащихся, осмысливание нового материала путем его разбора и обобщения, применение прежних знаний школьниками для усвоения новых знаний.

Усвоение логически завершенной части содержания курса истории, рассчитанной на урок, осуществляется в процессе взаимосвязи деятельности учителя и учащихся, направленной на их обучение, воспитание и развитие.

Результативность урока достигается, прежде всего, знаниями, умениями и личными качествами учителя истории, который рационально отбирает главный учебный материал на урок, определяет средства и методы его изучения, организует целесообразную деятельность, отвечающую особенностям содержания курса и уровню развития учащихся специальной (коррекционной) школы, их познавательным возможностям.

На качество уроков истории влияют и другие факторы, например, такие, как дисциплина учащихся, продуманная организация их работы на всех этапах урока, наличие необходимого оборудования в кабинете. Учитель всегда должен помнить о трудностях, которые испытывают учащиеся специальной (коррекционной) школы при усвоении исторического материала, и стараться облегчить этот процесс. Например, даты и ход событий лучше усваиваются, если на доске учитель оставит их календарь, а ученики затем «перенесут» его в свои тетради, записанные на доске или на карточках новые термины и имена исторических деятелей помогут учащимся запомнить их правильное произношение и написание, использовать в своих ответах на последующих уроках.

Урок истории, как и весь процесс обучения в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школе, постоянно совершенствуется. Это связано с изменением стратегии обучения, гуманизацией процесса обучения, созданием компьютерных программ обучения разным предметам, в том числе и обучения истории.

Требования, предъявляемые к уроку истории в специальной (коррекционной) школе

Учитель истории специальной (коррекционной) школы VIII вида всегда стоит перед проблемой: как донести сложный, насыщенный понятиями, фактами, биографиями исторических деятелей, причинно-следственными связями исторический материал до сознания учащихся с нарушением интеллекта, показать развитие человеческого общества в пространственном и временном аспекте. «Особая сложность, – по мнению В.А. Лапшина, – состоит в том, что необходимо показать учащимся исторический процесс, а не отдельные случайно и произвольно подобранные эпизоды» [3. С. 97].

Современный урок истории в специальной (коррекционной) школе должен соответствовать ряду требований. Важнейшие из этих требований:

1. Научность содержания, т. е. достоверность исторических фактов и их правильное объяснение, их связь с жизнью. Изучая на уроках материал по истории Родины с древнейших времен до современности, учащиеся получают представления об исторических событиях и явлениях на протяжении различных эпох. Эпизодический характер курса не означает упрощенчества и вульгаризации в освещении событий, оценочные суждения даются с позиций общечеловеческих ценностей и историзма. Научный подход требует использования исторических источников, исторической терминологии, но без превышения сложности материала для учащихся с нарушением интеллекта.

2. Четкое планирование цели, образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач урока и их комплексное решение с учетом особенностей класса. Постановка задач зависит, прежде всего, от темы и содержания урока, и вся методика его проведения должна быть подчинена реализации задач. Например, к уроку по теме «Куликовская битва» могут быть поставлены следующие цель и задачи:

цель – формирование образного представления о Куликовской битве как героическом событии в борьбе народа за независимость;

обучающие задачи:

§ закрепить знания о Москве как собирательнице русских земель и центре борьбы за освобождение страны;

§ показать Куликовскую битву как одно из самых значительных событий в древней истории Родины, положивших начало освобождению Руси от монголо-татарского ига;

§ создать образ Дмитрия Донского как талантливого и мудрого полководца;

§ учить устанавливать причинно-следственные связи;

§ – воспитывать чувство патриотизма и восхищения мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным врагом и одержавших блестящую победу;

коррекционно-развивающие задачи:

§ развивать фактические, временные и пространственные исторические представления;

§ развивать мыслительные операции (анализа, синтеза, обобщения, сравнения), причинное мышление;

§ развивать память;

§ развивать устную речь.

3. Связь каждого урока с предшествующими и последующими. Каждый урок истории является определенным звеном в общей системе уроков по теме и в целом курсе. На уроке выявляются из ранее пройденного материала предпосылки, причины, вызвавшие те явления, о которых пойдет речь, и осуществляется подготовка к восприятию следствий, произошедших из-за событий, с которыми учащиеся знакомятся на данном уроке. От реализации этого требования зависит правильное определение задач урока, система формируемых исторических знаний, умений и навыков, выбор типа урока, а также осуществление внутрикурсовых и межпредметных связей в процессе обучения истории.

4. Целесообразный выбор методических приемов, средств и методов обучения. Многообразие задач, решаемых на уроке, определяет и многообразие методов, приемов, средств обучения, подбираемых учителем с учетом познавательных возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы, сформированных знаний, умений и навыков, имеющейся материальной базы и т. п. Например, на уроке по теме «Жизнь и труд древних славян» ведущим методом изложения нового материала будет яркий, эмоциональный повествовательно-описательный рассказ учителя, опирающийся на картину «Славянский поселок», а на уроке по теме «Причины распада Киевской Руси» целесообразно использовать объяснение учителя, опирающееся на карту «Русь вXIII (13) в.» и раскрывающее причинно-следственные связи в изучаемом процессе.

5. Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся. От удачного сочетания этих форм работы зависит успех урока. Учитель истории должен учитывать как общие закономерности психического развития школьников с нарушением интеллекта, так и особенности их индивидуально-типологические особенности.

Индивидуальный подход помогает развивать те стороны деятельности каждого ученика, которые позволят ему более активно участвовать в общей фронтальной работе на уроке. Осуществляется он на всех этапах урока. При проверке домашнего задания, актуализации ранее пройденного материала опрос слабых учащихся может проводиться по аналогии со средними или сильными, также возможно использование карточек с заданиями разной степени сложности и разными по объему. При изучении нового материала сильным ученикам может быть предложен проблемный вопрос, в то время как все остальные просто будут слушать объяснение учителя. При закреплении нового материала вопросы и задания подбираются учителем с учетом обучаемости учащихся по истории. Домашние задания также могут варьироваться (например, кроме общего задания по учебнику для всех учеников отдельные школьники могут подготовить дополнительные задания: небольшие устные сообщения, доклады, сочинения, отзывы о прочитанных по теме книгах).

6. Организационная четкость урока, т. е. единство всех его элементов, правильный выбор учителем типа, структуры и методики проведения урока. При всем многообразии задач урок истории представляет собой внутреннее единство и законченность. Каждый урок имеет свою тему, которая раскрывается по плану (расчленяется на вопросы). Тема и план сообщаются учащимся и записываются на доске, это помогает поддерживать их внимание на протяжении изложения нового материала учителем, следить за последовательностью событий. Урок истории представляет собой законченное целое не только по содержанию, но и по характеру работы: все умения и навыки учащихся должны быть отработаны непосредственно на уроке. Независимо от типа урока истории, каждый из них состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной, непрерывно связанных между собой. Организационная четкость зависит также от готовности к уроку как самого учителя, так и класса в целом..

7. Создание эмоциональной, творческой атмосферы на уроке, развитие познавательных интересов учащихся. О ряде исторических фактов учащиеся специальной (коррекционной) школы имеют представления, накопленные в пропедевтический период. Поэтому после сообщения учителем темы урока они показывают, что знают об этом и хотят рассказать. Учитель должен поощрять высказывания учащихся и сам должен интересно излагать новый материал, создавая конкретные и красочные образы вместо употребления безликих слов; поддерживать положительный настрой класса и заинтересованное отношение школьников к новой теме, желание больше узнать и дополнительно почитать об изучаемых событиях и исторических героях.

8. Связь материала урока с краеведением. Изучаемые на уроках исторические события часто тесным образом связаны с событиями местной истории как частью общей истории страны. На конкретных примерах родной истории учащимся специальной (коррекционной) школы легче осмысливать и усваивать общеисторический материал, порой представляющийся им пустой абстракцией. Пути введения краеведческого материала в уроки истории могут быть следующими:

§ краеведческий материал может иллюстрировать, конкретизировать, дополнять общеисторический на любом уроке по разным программным темам (например, на уроке «Нападение фашистской Германии на СССР», учитель рассказывает учащимся о первых военных днях в своем городе, крае);

§ могут быть проведены и самостоятельные уроки краеведения (в классе или уроки-экскурсии) в рамках той или иной изучаемой темы (например, по теме «Великая Отечественная война Советского Союза» возможен краеведческий урок «Наши земляки – герои войны»);

§ краеведческий материал может вводиться в повторительно-обобщающий урок при завершении изучения каждой программной темы (например, в повторительно-обобщительный урок по теме «История нашей страны древнего периода» можно ввести краеведческий материал о жизни, труде и борьбе предков, живших в древности на территории края). Этот материал сравнивается с тем, что проходили на уроках по теме, делаются общие выводы и обобщения;

§ необходимо сочетание уроков истории с внеклассной краеведческой работой, углубляющей и расширяющей знания учащихся. Результаты внеклассной работы обязательно должны использоваться в учебном процессе (например, после прослушанной экскурсии ученики выполняют рисунки, составляют фотоальбом, пишут сочинения, все эти материалы могут быть использованы на последующих уроках при закреплении знаний по теме).

9. Результативность урока, т. е. успешное осуществление его основных задач: формирование исторических знаний, умений и навыков, воспитание и развитие учащихся специальной (коррекционной) школы. Результативность – это и эффективность урока, методики его проведения, и перспективы дальнейшего его совершенствования.

Формулируя общие требования к уроку истории в специальной (коррекционной) школе, Ю.Ф. Кузнецов отмечал, что «новый материал учащиеся должны в основном усвоить на уроке» [6. С. 18], а это возможно при соответствии урока всем необходимым требованиям.

Структура урока истории

Под структурой урока понимается сочетание на уроке тех или иных звеньев процесса обучения, которые реализуются через те или иные формы учебной деятельности.

Структура урока истории может и должна быть разнообразной. «Структура урока хороша в том случае, если учитывает закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет удачно реализовать педагогический замысел учителя», – отмечено в «Методике обучения истории в средней школе» [4. С. 99]. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиям и замыслу оказывает влияние на эффективность обучения.

Каждый урок истории имеет свою структуру. Традиционные его звенья (элементы): проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала, закрепление; домашнее задание. Эти структурные элементы на многих уроках почти все реализуются.

Бывают необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения так же, как и уроки, в структуре которых отсутствуют некоторые звенья.

Структурные элементы урока подвижны: проверка знаний (опрос учащихся) может происходить до объяснения нового материала, в процессе объяснения или вовсе не осуществляться на данном уроке. Однако в условиях специальной (коррекционной) школы необходимо проверять знания учащихся до объяснения нового исторического материала, т, к. содержание каждого последующего урока лучше усваивается учениками с нарушением интеллекта при отчетливом понимании предыдущего материала. Поэтому почти все уроки истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида целесообразно начинать с опроса.

Закрепление материала может происходить как в процессе изучения нового, так и в конце урока, после его изучения. Более сложный и объемный исторический материал будет лучше усваиваться учащимися с нарушением интеллекта, если он расчленяется учителем на части (вопросы) и после объяснения каждой из них осуществляется закрепление. Такой способ изучения нового дает учителю возможность увидеть пробелы в исторических знаниях школьников и своевременно провести коррекционную работу.

Урок может быть и полностью посвящен повторению или обобщению ранее пройденного материала. Программа по истории для специальной (коррекционной) школы VIII вида нацеливает учителя на проведение таких уроков в пределах изучения тематического раздела, а также после изучения каждой темы отдельно, материал которой должен быть обобщен и систематизирован, в конце учебного года и в начале следующего года обучения истории.

Независимо от типа урока и особенностей его организации (обычный урок в классе, урок–экскурсия, киноурок, урок-игра), различают три основные части урока:

1. подготовительная часть может состоять из организационного момента, проверки домашнего задания, предварительной беседы, подводящей к новой теме на основе связи нового материала с пройденным;

2. основная часть включает сообщение темы, изложение нового материала учителем или чтение учебника, разбор материала, его закрепление и выработку необходимых умений и навыков учащихся;

3. заключительная (оценочная) часть позволяет сделать вывод о проделанной работе на уроке, дать подробный инструктаж по выполнению домашнего задания, оценить деятельность учащихся и организованно закончить урок.

Такова структура урока истории, имеющего все звенья процесса обучения. В основе данной структуры лежат усвоения исторических знаний учащимися как общеобразовательной, так и специальной (коррекционной) школ:

а) восприятие материала;

б) его осмысление;

в) закрепление;

г) применение сформированных знаний, умений и навыков.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.