Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2018-01-14 | 775 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Усвоение системы общеисторических и социологических понятий подводит учащихся к пониманию закономерностей исторического развития. «Раскрыть закономерности исторического развития – это значит установить объективные, внутренние, существенные, повторяющиеся связи между историческими явлениями и процессами. Чтобы вычленить эти связи, ученики должны обладать большим запасом фактических знаний на протяжении изучения ряда формаций. Поэтому процесс формирования понимания закономерностей исторического развития длителен и сложен» – отмечают авторы «Методики преподавания истории в средней школе» [6. С. 102].
Еще более сложной эта проблема становится при обучении истории учащихся специальной (коррекционной) школы в связи с особенностями их познавательной деятельности и, в частности с нарушением словесно-логического мышления. К тому же, программа по истории для специальных (коррекционной) школ коренным образом отличается от программы по истории общеобразовательной школы, т. к. ученики с нарушением интеллекта не в состоянии овладеть систематическими курсами отечественной и зарубежной истории. Исходя из этого, представляется возможным сформировать у них лишь понимание наиболее простых связей и закономерностей. Прежде всего, надо научить их устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями. Вопрос об особенностях понимания и усвоения школьниками с нарушением интеллекта причинно-следственных связей между явлениями реальной действительности слабо освещен и раскрыт в специальной методике преподавания истории (М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье дают лишь отдельные указания на трудности понимания учениками данного учебного материала). Чтобы добиться повышения эффективности процесса обучения истории и качества исторических знаний, содержащих причинно-следственные связи, необходимо знать:
|
а) как понимают и усваивают учащиеся старших классов специальной (коррекционной) школы этот материал;
б) какие условия могут способствовать лучшему его усвоению. Наиболее полное исследование данного вопроса провели В.Н. Синев и А.И. Капустин. Они отмечают, что установление причин и следствий явлений исторической действительности – объективно сложная умственная работа для учащихся специальной (коррекционной) школы, т. к. существуют особенности причинно-следственных связей между историческими явлениями [7]:
1. В возникновении исторических явлений и событий переплетаются объективные факторы, основанные на закономерностях развития исторического процесса, и субъективные факторы – целенаправленные действия и поступки людей, среди которых есть выдающиеся исторические личности. Это выражено ярче и легче понимается учениками с нарушением интеллекта, тогда как понимание существенных, объективных причин у таких учащихся затруднено. Например, характеристика Е. Пугачева, данная учителем на уроке, желание выдать себя за царя Петра III, призывы к крестьянам «закрывают» от учащихся объективные причины крестьянской войны XVIII в. – дальнейший рост эксплуатации и ухудшение положения основной массы населения России.
Большинство исторических причинных связей носит многозначный характер, т. е. определенное событие возникает вследствие действия не одной, а нескольких причин, среди которых есть главные, существенные; в то же время то или иное явление становится причиной не одного, а нескольких следствий. Например, причины поражения крестьянской войны связаны не только и не столько с фактом предательства и поимки Е. Пугачева; но прежде всего с действиями регулярной армии, которая была направлена на подавление восстания, а также локальный характер действий пугачевских отрядов, плохое вооружение повстанцев, по сравнению с царской армией, и частая смена состава восставших. Всего многообразия этих причин учащиеся с нарушением интеллекта, к сожалению, не могут увидеть.
|
2. Для познания причинно-следственных связей исторического характера важно четкое знание хронологической последовательности событий, ведь по времени причина всегда предшествует следствию. Испытывая трудности в установлении длительности и последовательности исторических событий, не всегда правильно соотнося событие со временем его совершения, учащиеся специальной (коррекционной) школы не могут правильно установить причинно-следственные связи.
3. Исторические события часто происходят не сразу последействия причины, а через определенное время, временной разрыв также затрудняет понимание причинно-следственных связей учащимися специальной (коррекционной) школы. Так, например, они не могут соотнести влияние крестьянской войны XVIII в., восстания декабристов начала XIX в. На отмену крепостного права в 1861 г. по причине отдаленности последнего события от двух первых.
Характер причинно-следственных связей таков, что при их раскрытии не всегда удается использовать аналогию с уже изученным материалом, поэтому задача учителя заключается в том, чтобы донести до учеников материал в достаточно полном объеме, помня, что изучение причинно-следственных связей в специальной (коррекционной) школе имеет коррекционно-развивающее значение.
К сожалению, в процессе обучения истории этому вопросу не всегда уделяется должное внимание. При проверке домашнего задания большинство вопросов, с которыми учитель обращается к ученикам, требуют воспроизвести отдельные даты, факты, реже – сравнить их, но не объяснить причины или определить значение события. При закреплении пройденного на уроке материала также часто игнорируется работа над причинно-следственными связями. При изложении нового материала учитель чаще использует метод рассказа с перечислением и описанием отдельных фактов, событий без раскрытия причинно-следственных связей между ними или сам раскрывает эти связи, не прося учащихся искать объяснения событий. Значит и школьники с нарушением интеллекта недостаточно усваивают причинно-следственные связи, заменяя их тавтологическими высказываниями или описанием. Например, на вопрос учителя: «Почему монголо-татарам удалось завоевать русские земли?» учащиеся отвечают: «Они были кочевниками, ездили на конях. У них были луки, они стреляли. Они зажигали смолу и поджигали». Таким образом, воспроизведение ярких фактов из материала прошлого урока заменяет объяснение сущности случившегося.
|
Часто ученики специальной (коррекционной) школы, стремясь объяснить причины явлений, привлекают ошибочные факты, допускают хронологические ошибки или неточность исторических понятий, перенося их из одной исторической эпохи в другую. Иногда учащиеся лишь частично раскрывают причины событий, но не дают их конкретного объяснения. Например, говорят, что монголо-татар удалось разбить, потому что Русь росла и расширялась, но не показывают значение этого процесса для освобождения страны. Вывод, к которому приходят В.Н. Синев и А.И. Капустин, проведя свое исследование, заключается в том, что «причинное мышление учащихся специальной (коррекционной) школы при существующих условиях обучения истории развивается недостаточно, но при уделении должного внимания причинно-следственным связям между историческими событиями этот материал доступен пониманию и усвоению. Для этого учитель должен соблюдать определенные условия:
1. Обеспечение умственной активности учащихся при работе над причинно-следственными связями на всех этапах урока. Необходимо чаще задавать вопросы, начинающиеся со слов «почему», «к чему это привело» и добиваться от учеников полных ответов.
2. Педагогическая помощь в виде специальных вопросов, требующих отбора и воспроизведения нужных сведений для раскрытия причинно-следственных связей. Например, на уроке по теме «Разгром армии Наполеона» учитель спрашивает: «Почему Отечественная война 1812 г. закончилась победой русского народа?» ученик отвечает: «Потому что были сильные морозы и все французы замерзли». Тогда учитель задает следующий вопрос: «А если бы морозов не было, смогли бы победить французов?» и ученик начинает искать иную причину победы русского народа.
|
3. Эвристический путь в обучении, т. е. подведение учащихся при помощи специальных вопросов к самостоятельному нахождению причинно-следственных связей на основе сопоставления новых сведений с известными. Например, приступив к изучению темы «Освоение Сибири и Дальнего Востока», учитель включает в изложение прием эвристической беседы и задает ученикам следующие вопросы:
§ Кто первым двинулся на восток? (Казаки).
§ Почему? (Нет ответа).
§ Вспомните, чем занимались казаки? (Сельским хозяйством, земледелием).
§ А в Сибири было много свободной земли? Посмотрите на карту. (Да, поэтому казаки первыми шли осваивать новые земли).
4. Подведение учащихся к осознанию многозначности причинно-следственных связей исторического характера. Это означает, что нельзя ограничиваться указанием учениками какой-то одной причины изучаемого события или явления. Объясняя новый материал, учитель сам раскрывает все причины и добивается того же от учащихся при закреплении и повторении материала на следующем уроке. Иногда учитель прямо ориентирует их на поиск точного количества причин исторического события. Например, предлагает задание: «Укажите четыре причины поражения крестьянской войны XVIII в. В случае затруднения обратитесь к тексту учебника».
5. Создание интереса к материалу, содержащему причинно-следственные связи. С этой целью учителю необходимо использовать различные приемы в ходе изложения исторических фактов, например:
а) разъяснение значения получаемых знаний («Для чего нам надо это знать?»);
б) сообщение интересных фактов, чтобы у школьников возникло желание узнать о них больше и понять их причины;
в) создание определенных противоречий между имеющимися у учеников знаниями и условием решения интеллектуальной задачи, требующим больших знаний;
г) постановка проблемных задач перед изложением нового материала и решение их на основе изложенных учителем фактов.
6. Составление логических схем, причинно-следственных цепочек в процессе изучения исторического материала. Сознательное усвоение причинно-следственных связей «требуют четких, конкретных представлений о каждом звене цепи, понимания связи между этими звеньями, умения обобщать последовательные звенья в единую причинно-следственную цепь [6. С. 102]. Например, объясняя причины возникновения государства у восточных славян, учитель создает цепь последовательно взаимосвязанных между собой фактов (представлены в левой части схемы):
Схема образования государства
Целесообразно на уроке «создавать» схему постепенно, на глазах у школьников, иллюстрируя ее аппликациями (представлены в правой части схемы). Слушая объяснение учителя и зрительно воспринимая конкретный образ, учащиеся глубже усваивают последовательность звеньев в общей цепи.
В методических рекомендациях, составленных Ю.Ф. Кузнецовым для учителей истории специальной (коррекционной) школы, представлены различные средства, на которые можно опираться при изучении материала, содержащего причинно-следственные связи. Это таблицы, опорные планы, аппликационные схемы, причинно-следственные цепочки [4. С. 25– 29]. Рассмотрим приемы работы с одним из таких средств. На уроке по теме «Появление неравенства у восточных славян» может быть составлена следующая причинно-следственная цепочка:
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!