Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2018-01-14 | 599 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
История – наука, основанная на использовании документов как одного из источников о жизни людей в прошлом. Среди источников исторических знаний документы имеют особое значение, т. к. являются непосредственными памятниками прошлого и в силу этого обладают убедительностью и доказательностью. «Документ позволяет почувствовать колорит эпохи, помогает создать яркие образы прошлого, условия для развития воображения школьников, уменьшает возможность модернизации отдельных событий» [5. С. 156].
В методической литературе раскрыто значение документа как средства конкретизации учебного материала (Н.В. Андреевская, В.Г. Карцов, А.А. Вагин), показаны приемы работы с источниками (З.А. Огризко), освещены вопросы о роли документа в повышении познавательной самостоятельности учащихся (И.Я. Лернер, Н.Г. Дайри).
Документ требует анализа содержания, обобщения полученных сведений, их оценки. Работа с документами учит школьников мыслить, рассуждать, извлекать информацию. Документы помогают усвоить важные факты, понятия, закономерности общественного развития.
Исторический документ рассматривается как вспомогательное средство обучения к основному источнику знаний – учебнику, как средство конкретизации учебного материала. Методика работы с документальным материалом предполагает его включение в урок и организацию работы учащихся над текстом документов.
В общеобразовательной школе работа над историческим документом проводится постоянно, т.к. документальный материал содержится в учебниках после текстов параграфов, дополняя их содержание.
Исторические документы, приведенные в учебниках отражают важнейшие проблемы исторического развития: социально-экономическое положение страны, внутреннюю и внешнюю политику государства, общественное и революционное движение и т. д. К числу таких документов относятся отрывки из, летописей, мемуаров, статей законов, а также произведений устного народного творчества, литературных произведений и т. п.
|
Учебник 5 класса, по которому изучается история в специальной (коррекционной) школе VIII вида, практически не содержит отрывков из исторических документов, за редким исключением, когда краткие выдержки из документов приводятся прямо в тексте параграфа.
Например, в рассказе 10 «Приди ко мне, брате, в Москов!» говорится: «Из летописей известно, что суздальский князь Юрий, прозванный Долгоруким, послал черниговскому князю Святославу приглашение: «Приди ко мне, брате, в Москов!» Князья и их дружины встретились, держали совет, и Юрий как гостеприимный хозяин устроил в честь Святослава пир – «обед силен», по словам летописца».
Другой пример летописного отрывка находим в рассказе 13 «Отпор крестоносцам». Летописец пишет: «И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду...».
Встречается и такой исторический источник, как дневниковые записи очевидцев событий. Например, в рассказе 51 «Блокада Ленинграда» приведены странички из дневника Тани Савичевой. И в этом же рассказе приводится надпись, встречавшаяся на улицах блокадного города: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».
Эти маленькие отрывки из исторических документов служат иллюстрацией к словам учебника. Они обязательно читаются и разбираются на уроке. Чем более ранний по времени написания документ, тем большей работы он требует, в частности необходима словарная работа, без которой учащиеся с нарушением интеллекта просто не поймут приведенный в учебнике отрывок.
Таким образом, в отличие от общеобразовательной школы, в процессе изучения истории в старших классах специальной (коррекционной) школы не планируется самостоятельная работа учащихся с документальными источниками, требующая глубокого анализа обобщения, оценки содержания документа.
|
Не только нарушение познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы не позволяют проводить такую работу на уроке или при выполнении домашних заданий, но и отсутствие документального материала, дополняющего тексты в учебнике 5 класса «Рассказы по родной истории».
Чаще всего учитель сам использует исторические документы, включая их в свой рассказ по теме урока, предварительно переработав и упростив содержание, наметив словарную работу. Исторический документ включается в изложение материала учителем с целью его конкретизации, эмоционального воздействия. Но отрывок из документа должен быть небольшим, простым и понятным для учеников, должен вызывать у них интерес к изучаемому материалу. В этих целях учитель может обратиться к хрестоматиям по истории, изданным для общеобразовательной школы, подбирая для своих уроков необходимый материал.
Так, например, на уроке по теме «Стройки первых пятилеток» учитель в ходе своего рассказа может зачитать отрывок из поспоминаний Г.А. Осипова, работавшего инженером на строительстве Магнитогорского металлургического комбината:
«Начало стройки было трудным, почти отсутствовали механизмы. В тучах пыли работали тысячи людей, лошади и даже... верблюды. А какие были профессии, сегодня таких на стройке уже не встретишь – шорники, конюхи, бочары... Все строилось при помощи лесов, даже небольшие двухэтажные дома. Под погрузку к первым экскаваторам на строительстве плотины подавали телеги, запряженные лошадьми, и машинист сдерживал мощь машины, чтобы не раздавить грабарку чрезмерным грузом...» [1. С. 142–143].
Включение документального материала в рассказ учителя активизирует восприятие, мышление и вызывает эмоциональный отклик учащихся с нарушением интеллекта. Фрагменты документа нередко производят большое впечатление и хорошо запоминаются, выступая в дальнейшем в качестве точек опоры в заключительной беседе. Но исторический документ может привлекаться и с целью повышения доказательности, убедительности рассказа учителя, чтобы подтвердить сделанные выводы.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!