Приемы работы с учебной картиной на уроках истории. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Приемы работы с учебной картиной на уроках истории.

2018-01-14 2369
Приемы работы с учебной картиной на уроках истории. 4.40 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Среди средств изобразительной наглядности в преподавании истории большое место занимают картины на исторические темы, дающие целостное, конкретное и красочное представление об историческом явлении, событии, герое. К учебным картинам относятся наглядные пособия, специально созданные художниками к определенным темам школьного курса истории. Эти картины соответствуют возрасту учащихся и отражают существенные явления или события прошлого, они просты по композиции. На уроках истории могут использоваться и художественные произведения исторической живописи, созданные художниками как произведения искусства определенного жанра. Такие картины учитель специальной (коррекционной) школы тщательно отбирает, хотя часть из них входят в серию учебных картин.

Исторические картины, используемые в школе, различаются характером сюжета. А. А. Вагин выделяет четыре группы исторических картин [1. С. 149–152].

1. Событийные картины отражают важные события, неповторимые факты общественной жизни, военного прошлого, классовой борьбы («Утро на Куликовом поле», «9 января 1905 года»).

2. Типологические картины отражают явления, типичные для определенной исторической эпохи, многократно повторяющиеся («Полюдье», «Партизаны»).

3. Исторические пейзажи – это изображения древних городов, сооружений, архитектурных памятников и ансамблей («Софийский собор в Киеве», «Кремль при Дмитрии Донском»).

4. Исторические портреты передают образы типичных представлений общественных групп и классов, выдающихся исторических деятелей («Царь Иван Грозный», «Петр Великий»).

При обучении учащихся специальной (коррекционной) школы наибольший эффект от использования исторических картин достигается при их оптимальном сочетании с живым словом учителя (повествовательным или описательным рассказом, беседой). На уроке используется, как правило, одна картина, реже – две, если они помогают лучше познать событие, явление, показав его с разных сторон.

При подготовке к уроку учитель, прежде всего, учитывает роль исторической картины в объяснении темы урока. В зависимости от этого выбираются и методы работы с ней.

Событийная картина чаще всего используется учителем как основа для построения яркого сюжетного, повествовательного рассказа, который сможет более глубоко раскрыть драматизм и динамику изображенного события. Замена рассказа беседой по событийной картине снижает эмоциональный тонус урока, его образовательный и воспитательный эффект. Иногда содержание картины вообще невозможно раскрыть методом беседы, т. к. для этого учащиеся должны обладать определенным запасом исторических знаний.

Приведем пример работы с событийной картиной «Иван III топчет ханскую грамоту» (художник А. Кившенко) на уроке по теме «Освобождение от иноземного ига» в 7 классе специальной (коррекционной) школы:

1. Подготовка учащихся к восприятию картины осуществляется в ходе рассказа учителя: «Московское государство росло и крепло, но все еще зависело от Орды. Решив положить этому конец князь Иван III отказался платить дань. Тогда ордынский хан отправил в Москву своих послов. Без приключений добрались они до Москвы, но тут началось для них неожиданное».

2. Демонстрация картины и продолжение рассказа учителя: «Всегда с почтением встречали ханских послов, торжественно принимали их в Грановитой палате Кремля. Но, как гласит легенда, на этот раз вместо того, чтобы опустившись на колени, принять от них ханскую грамоту (басму), московский князь Иван III разорвал ее и, бросив под ноги, растоптал. Этот момент и изобразил художник А. Кившенко на своей картине, которую так и назвал «Иван III топчет ханскую грамоту». Кинулись, было, послы к князю, да только стража не подпустила их. А князь продолжал гордо стоять в окружении бояр, не проявляя ни тени страха перед врагами». (Во время своего рассказа учитель указывает на персонажей картины, их позы, выражения лиц.)

Обобщающая работа по картине: «О чем говорит такое смелое и дерзкое поведение московского князя? – Сильным стало Московское государство, можно и вызов бросить врагу, чтобы окончательно сбросить ненавистное иго. Одного из послов Иван III велел отпустить в Орду и передать хану такой ответ: «Та курица умерла, которая носила татарам золотые яйца».

§ Как понимать эти слова князя?

§ Посмотрите на картину и скажите, какие ее детали говорят о том, что нет больше страха и покорности перед Ордой?

Типологические картины дают богатый материал для развернутой беседы с учащимися, помогающей им самостоятельно извлекать знания (возможен рассказ или описание учителя с опорой на картину). Так, например, по картине «Полюдье» учащиеся, руководствуясь вопросами учителя, выясняют: кто собирал дань; в какое время года князь выезжал за данью; чем еще он занимался во время объезда подвластного населения; чем платили дань; куда и на чем ее увозили; зачем при сборе дани князю нужна была дружина.

Таким образом, используя сюжетную (событийную или типологическую) картину на уроке, учитель не только формирует исторические представления и понятия, но и учит школьников подходить к картине как к источнику исторических знаний. Для этого необходимо в ходе урока подготовить учащихся к восприятию картины, дать им возможность воспринять картину в целом и только после этого организовать ее детальное рассмотрение, «чтение» и, наконец, «толкование» [1. С. 63].

Рекомендации по использованию картин не только на текущих уроках истории в специальной (коррекционной) школе, но и при повторении всего пройденного материала по теме, в конце четверти и в конце учебного года даны в работе И.Б. Шу-лятиковой [6. С. 28–37]. Она считает, что демонстрация почти всех картин по каждой теме программы помогает учащимся при повторении и закреплении материала; им нравится узнавать тех исторических лиц, жизнь и деятельность которых они изучали. Картины помогают вспомнить пройденное, и учащиеся испытывают уверенность в своих силах. В таком подходе заключается коррекционная направленность процесса обучения истории в специальной (коррекционной) школе.

Исторический пейзаж лучше всего сочетается с описанием и объяснением учителя. В зависимости от демонстрируемого объекта может быть использовано аналитическое или картинное описание. При рассмотрении памятников культуры целесообразно использовать картинное описание.

Исторический портрет занимает большое место в средствах наглядности. Он необходим при изучении историко-биографических сведений. Портрет конкретизирует образ исторического деятеля, отражает черты его личности, передает особенности эпохи (через костюм, прическу, обстановку и т. п.).

Портреты делятся на сюжетные (портрет включен в сюжетную или бытовую композицию, например, «Переход русских войск через Альпы»), групповые (позволяют раскрыть социальные отношения, классовую принадлежность, например, «Военный совет в Филях») и индивидуальные, или героические (изображен один герой, передан не только его внешний облик, но и внутренний мир, например, портрет М.И. Кутузова). Приемами работы с портретами являются характеристика, рассказ о жизни и деятельности исторического лица, обращение к воспоминаниям людей, лично знавших человека, портрет которого демонстрируется на уроке.

Итак, различным видам исторических картин, используемых на уроках, соответствует и многообразие приемов работы с ними. Не только учитель строит свое преподавание с опорой на исторические картины, но, применяя их, он старается активизировать познавательные процессы учащихся. Говоря о специфике работы по картине в старших классах вспомогательной школы, А.Н. Граборов считал, что «продемонстрировав картину, поставив ряд вопросов, учитель добивается того, что дети осмысливают содержание ее, а затем синтезируют материал анализа в названии картины, затем учитель предлагает придумать рассказ, в котором бы рассказывались события, предшествующие или последующие. Можно одной группе учеников дать придумать рассказ о событиях предшествующих, другим описать эпизод картины, третьим дать события последующие» [2. С. 66–67].


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.