Сущность и особенности пропедевтики изучения истории в специальной (коррекционной) школе — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Сущность и особенности пропедевтики изучения истории в специальной (коррекционной) школе

2018-01-14 370
Сущность и особенности пропедевтики изучения истории в специальной (коррекционной) школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пропедевтика изучения истории – это подготовка учащихся к сознательному усвоению школьного курса истории. Почему же необходим пропедевтический период в школе? Ответ на этот вопрос был получен еще в начале 1930-х годов, когда практика начального обучения истории в массовой школе показала, что младшие школьники испытывают значительные трудности в усвоении исторических знаний. Причины этих трудностей объяснялись тем, что исторические факты, с которыми знакомятся школьники на уроках, не опираются на наблюдения и непосредственный опыт детей, картины прошлого приходится воссоздавать в их воображении; кроме того, исторический материал содержит много таких понятий, которые для детей 10– 11 лет остаются просто абстракцией. Учителя и методисты высказались за необходимость предварительной подготовки учащихся к изучению истории как самостоятельной учебной дисциплины. Тогда же в пропедевтических целях стали использовать уроки объяснительного чтения.

Практика показала, что даже в общеобразовательных школах учащиеся испытывают немалые трудности в усвоении исторических знаний, поэтому неудивительно, что еще больше проблем в изучении истории возникает у школьников с нарушением интеллекта.

Если в общеобразовательную школу дети приходят с достаточно разнообразными представлениями не только о современной жизни, но и о прошлой, то у учащихся специальной (коррекционной) школы до начала обучения истории круг исторических представлений чрезвычайно узок и беден, а сами представления фрагментарны, неточны, порой искажены или вовсе отсутствуют, поскольку социальный опыт детей ограничен рамками личных потребностей. Нарушения познавательной деятельности не позволяют учащимся специальной (коррекционной) школы должным образом воспринимать и осмысливать многие явления и события общественной жизни, особенно если они отдалены во времени от современности. Дети с нарушением интеллекта нуждаются в помощи при осмыслении окружающего мира и происходящих в нем процессов. В связи с этим, в условиях специального обучения возрастает роль пропедевтического периода, позволяющего подготовить школьников к изучению истории как самостоятельного предмета в 7–9 классах. Именно предшествующие шесть лет обучения становятся базой для обучения истории учащихся с нарушением интеллекта.

Пути расширения социального опыта, накопления общественно-исторических представлений и понятий достаточно разнообразны. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые (с классом) беседы по общественно-исторической тематике. Например, доступными и важными являются такие темы, как: «Моя семья в прошлом и настоящем», «Профессии наших родителей», «Для чего человеку надо трудиться», «С чего начинался наш город?», «Достопримечательности нашего района», «Праздники, которые мы отмечаем» и др.

Знания учащихся, приобретенные и уточненные в ходе таких бесед, обязательно подкрепляются различными видами деятельности: общественно полезным трудом, подготовкой и проведением праздников, посвященных знаменательным датам, событиям (Дню защитника Отечества, Дню Победы); активным изучением истории своего города, района; знакомством с его достопримечательностями, культурно-историческим наследием на прогулках, экскурсиях по городу, району, посещением музеев; просмотром видеофильмов, внеклассным чтением и т. п. Таким образом, разнообразные виды внеклассной работы позволяют учащимся накапливать сведения, на которые можно будет опираться в дальнейшем при изучении истории.

В задачу пропедевтического периода не входит формирование определенной системы исторических знаний (это задача уроков истории), но за это время накапливаются, уточняются, исправляются и расширяются первоначальные общественно-исторические представления и понятия школьников с нарушением* интеллекта.

Пропедевтика изучения истории осуществляется на базе разных учебных предметов. На уроках математики формируются временные представления и понятия; на уроках русского языка происходит знакомство с текстом общественно-исторического содержания; на уроках географии – с положением Родины на карте мира и т. д.

Но главная роль в исторической пропедевтике принадлежит урокам объяснительного чтения. Именно в книгах для чтения для 2–6 классов учащиеся черпают первоначальные представления и понятия еще до начала изучения курса истории. Но формирование этих представлений и понятий не является самоцелью. Эта задача решается лишь в процессе обучения детей чтению – правильному, осознанному, выразительному, что является главной целью уроков чтения.

Исследования уровня усвоения некоторых общественно-исторических понятий (например, «Родина», «крестьянин», «рабочий», «прошлое и настоящее») у учащихся специальной (коррекционной) школы до изучения ими предмета истории, проведенные Н.П. Долгобородовой (1971), А.И. Капустиным (1989), показали, что в процессе изучения этого материала школьники с нарушением интеллекта испытывают трудности, обусловленные как своеобразием их познавательной деятельности, так и причинами методического характера. Но «социальный опыт учеников 2–5 классов дает им возможность знакомиться со сведениями исторического содержания, основным источником которых являются знания, усвоенные в процессе обучения, и информация, полученная при чтении художественной литературы, просмотре кинофильмов, общении со взрослыми. Однако эти знания обычно бессистемны и ученики не всегда могут использовать их при решении познавательных задач», – считает А.И. Капустин. Тем не менее, отмечает он далее: «Усвоение обществоведческих и исторических понятий способствует нравственному воспитанию и содействует социальной адаптации умственно отсталых детей и подготовке их к более продуктивной деятельности при переходе к изучению истории в старших классах» [2. С. 36–37].

Учитель истории должен знать, какой круг представлений и понятий сформирован у учащихся на уроках чтения во 2–б классах, какими умениями и навыками работы с учебной книгой (текстом, иллюстративным материалом) и дополнительной литературой они овладели. Для этого необходимо проанализировать программу по чтению и развитию речи и книги для чтения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.