История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2018-01-14 | 618 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Значение наглядного обучения истории в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школах. Виды наглядности.
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений.
В общей и специальной методической литературе неоднократно отмечалось значение образного преподавания истории, т. к. прошлое нельзя по-настоящему узнать и понять, не представляя его зрительно. Вопросы использования наглядных средств в обучении истории в общеобразовательной школе рассматривались в работах А. А. Вагина, И.В. Гит-тис, Н.В. Горы, В.Г. Карцова, Д.Н. Никифорова и др.; этим же вопросам применительно к специальной (коррекционной) школе уделяли внимание О.Г. Зорина, Б.П. Пузанов, Ж.И. Шиф, И.Б. Шулятикова.
Принцип наглядности – один из важнейших принципов обучения в специальной (коррекционной) школе, значение которого не снижается при изучении курса истории в старших классах. Создание у учащихся с нарушением интеллекта конкретных представлений необходимо не только при изучении прошлого, но и современности. Б.П. Пузанов отмечал: «Роль наглядности при изучении исторического и обществоведческого материала трудно переоценить, учитывая особенности познавательной деятельности умственно отсталого ученика и специфику исторических и обществоведческих знаний: довольно высокий уровень абстракции большинства исторических и обществоведческих понятий, отсутствие в окружающей действительности аналогов большинства исторических понятий, невозможность опоры на личный опыт учащихся при формировании большинства исторических и обществоведческих понятий» [3. С. 60].
|
Мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материала. Учитель не может опереться на личный опыт учащихся, на непосредственное наблюдение. И если на уроках истории не будет «образов прошлого», то в ответах учащихся появятся «железные дороги у славян», «винтовки у стрельцов», «сараи вместо изб у крепостных крестьян».
Наглядность обогащает образное мышление, обеспечивает прочность знаний, развивает наблюдательность, воображение, речь, оказывает воздействие на учащихся, формирует их эстетические взгляды. Наглядные образы являются основой для формирования представлений и понятий. Конечно, роль наглядности в мыслительной деятельности по мере взросления учащихся снижается, но в условиях специальной (коррекционной) школы не устраняется полностью.
В обучении истории учащихся с нарушением интеллекта методы наглядного обучения широко применяются, наряду со словесными. Тем самым учитель вносит в обучение живое созерцание, являющееся исходной ступенью познания.
В обучении истории и в общеобразовательной, и в специальной (коррекционной) школах VIII вида используются многообразные наглядные средства, поэтому существуют их различные классификации. Но большинство методистов выделяют три группы наглядных средств обучения: предметную, изобразительную, условно-графическую [4. С. 140–141]. А.А. Вагин выделяет также внутреннюю наглядность, под которой подразумевает опору учителя при изложении материала на готовые образы, воспринятые школьниками ранее [1. С. 138].
Однако, у каждого ученика представления индивидуальны и зависят от его личного опыта и способностей. У учащихся с нарушением интеллекта имеется несоответствие представлений (нечеткость, неточность, искаженность). Преодолению этих недостатков во многом способствует использование в обучении предметной, изобразительной и условно-графической наглядности.
|
Предметная наглядность имеет особую познавательную ценность, предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников исторического прошлого и его материальных следов. Она включает архитектурные памятники (Софийский собор в Киеве, Московский Кремль, Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге), памятные места исторических событий (Сенатская площадь в Санкт-Петербурге, Красная Пресня в Москве); орудия труда, предметы быта, транспортные средства, оружие, произведения искусства и т. п.
Демонстрация предметной наглядности не является ведущим методом повседневных уроков истории как в общеобразовательной школе, так и в специальной (коррекционной) школе, поскольку с одной стороны, немного памятников дошло до нас в неизменном виде, а с другой стороны, они все равно не могут быть объектом непосредственного восприятия для большинства учащихся. Вещественные памятники музейных экспозиций более доступны для использования в учебном процессе. В этих целях учителя истории планируют проведение учебных экскурсий в музеях (историко-краеведческих, художественных, мемориальных и т. д.).
«Изобразительная наглядность предполагает использование научно обоснованных реконструкций архитектурных памятников, предметов труда и быта, художественных композиций», – отмечено в «Методике преподавания истории в средней школе» [4. С. 141]. Изобразительная наглядность, используемая на уроках истории, представлена различными макетами, моделями, рисунками, фотографиями, учебными картинками, кинофильмами.
Изобразительные средства в наглядном обучении занимают главное место, их роль особенно возрастает в условиях специальной (коррекционной) школы. Как отмечал Б.П. Пузанов: «Орудия труда различных эпох, внешний вид людей, их жилищ – все это учитель описывает с помощью показа изображений этих предметов. Сколько бы мы ни говорили о бороне-суковатке или гончарном круге, умственно отсталые не будут представлять себе эти средневековые орудия труда, пока не увидят их изображения на картине или в виде схематического рисунка на доске, или в виде простейшей модели, или макета» [3. С. 61].
Условно-графическая наглядность отражает сущность исторических явлений, их взаимосвязь и динамику языком условных знаков. Она представлена картами, схемами, планами, диаграммами и графиками. При использовании условно-графической наглядности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе возникают сложности, связанные с тем, что конкретность мышления учащихся с нарушением интеллекта не всегда позволяет им правильно переработать информацию, представленную в условной форме, и использовать ее как источник исторических знаний.
|
На уроках истории в специальной (коррекционной) школе используются такие же наглядные пособия, как и в общеобразовательной школе, но учитель должен установить, что из этих пособий следует взять, а что видоизменить и упростить. Критериями отбора являются, прежде всего, достоверность изображения и доступность для восприятия учащимися. Так, на уроках истории в 7–8 классах преобладает изобразительная наглядность, реже бывает представлен на уроке сам предмет, но на учебных экскурсиях это возможно восполнить. В 9 классе возрастает роль условно-графической наглядности, но все равно она используется не столь широко, как в общеобразовательной.
Демонстрация зрительной и звуковой наглядности с помощью технических средств обучения (ТСО) находит широкое применение на уроках истории, но при обучении учащихся с нарушением интеллекта методика работы меняется.
Учитель подбирает наглядные пособия на весь учебный год, распределяет их по классам и темам.
Предъявляемая на уроках истории наглядность должна соответствовать следующим требованиям:
§ доступность сюжета;
§ достоверность содержания;
§ достаточный формат для фронтальной работы;
§ красочность и яркость изображения;
§ соответствие содержанию изучаемого материала;
§ аккуратность и эстетичность самодельных наглядных пособий;
§ дозировка наглядных пособий, чтобы урок не был ими перенасыщен;
§ время демонстрации наглядного пособия (пособие должно появляться в нужный момент урока и убираться после завершения работы по нему).
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!