Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2018-01-14 | 533 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Учитель может работать успешно только в том случае, если он не просто дает уроки, но и ведет исследование, изучая своих учеников, их особенности, пытается проконтролировать эффективность используемых им педагогических приемов и методов. Поэтому любому учителю необходимо знать основные методы педагогического исследования.
«Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т. е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых педагогов. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы» сказано в учебнике «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии» [4. С. 17].
В опыте школ методика не только черпает материал для обобщения, но и проверяет выдвигаемые гипотезы, разработанные концепции обучения. Изучение опыта учителей истории общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы является одним из основных источников развития специальной методики.
При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации, эксперимент.
Наблюдение за процессом обучения истории должно быть систематическим и достаточно длительным, чтобы дать научные сведения исследователям. С помощью этого метода можно выявить работоспособность учащихся на уроках, степень их активности при использовании различных приемов и средств обучения истории; можно сделать вывод о доступности содержания курса истории для учащихся с нарушением интеллекта.
Исследователь не вмешивается в процесс обучения, а получает сведения о достоинствах и недостатках в практике преподавания истории в специальной (коррекционной) школе. Данные наблюдений строго фиксируются в виде протоколов занятий, магнитофонных записей и т. п. Этот метод применяется в совокупности с другими методами (с обучающим экспериментом, обобщением передового опыта работы учителей истории).
Наиболее важный метод исследования и средство совершенствования методики – педагогический эксперимент. Этот метод обладает высокой степенью доказанности. «Экспериментальное (опытное) исследование состоит в том, что экспериментатор преднамеренно, целенаправленно вмешивается в процесс обучения и в соответствии с задачами исследования изменяет, перестраивает процесс обучения, вносит новые эксперименты в содержание, средства, приемы обучения и т. д.» [3. С. 11].
Используются разные виды эксперимента:
1. Опытное преподавание, направленное на апробацию программ, учебников, технологий.
2. Экспериментальные уроки.
3. Экспериментальные занятия с группой учащихся во внеурочное время.
Эксперимент строится следующим образом: на основе теоретического изучения вопроса, практического наблюдения и личного педагогического опыта исследователь выдвигает гипотезу и проверяет ее на практике в ходе специально организованного обучения. Например, экспериментальным путем были подтверждены возможности изучения краеведческого материала в курсе истории в 7–9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
К проведению эксперимента предъявляют определенные требования: фиксация исходных и конечных результатов эксперимента, выделение контрольного класса (контрольной группы) для сравнения результатов экспериментального и традиционного обучения, четкое ведение документации, выбор достоверных критериев для оценки результатов
Широко распространенным методом исследования является метод изучения ученических работ и школьной документации. Анализ письменных работ учащихся, рисунков исторической тематики, тетрадей по истории дает возможность оценить эффективность обучения предмету, трудности, которые испытывают в усвоении и применении исторических знаний учащиеся с нарушением интеллекта. Школьный журнал дает возможность представить картину успеваемости по предмету, медицинская документация помогает определить особенности отдельных групп учащихся, наметить пути коррекционной работы.
В качестве методов исследования специальная методика истории использует беседу (самостоятельный или дополнительный метод, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении), интервьюирование (разновидность беседы по заранее намеченным вопросам, задаваемым в определенной последовательности), анкетирование (метод массового сбора материала с помощью анкеты, на вопросы которой даются письменные ответы).
Эти методы помогают выявить круг исторических знаний и представлений учащихся по интересующей исследователя тематике, интерес учащихся к предмету, наметить пути дальнейшей работы учителя истории. Они (методы) могут быть адресованы не только учащимся, но и учителям истории, родителям школьников. В условиях специальной (коррекционной) школы методы интервью и анкетирования учащихся используются ограниченно.
Методы теоретического исследования связаны с изучением литературных источников. Для дальнейшего развития специальной методики большое значение имеет анализ научно-методического наследия в области преподавания истории в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школах. Изучение литературных источников дает возможность увидеть, как освещались различные проблемы методики преподавания предмета в прошлых и в современных публикациях. Анализ методической литературы всегда предшествует проведению самого исследования в процессе экспериментальной работы.
Таким образом, собранные с помощью различных методов исследования сведения о закономерностях процесса обучения истории, его особенностях в специальной (коррекционной) школе методика анализирует, обобщает и систематизирует, используя их для совершенствования процесса обучения истории учащихся с нарушением интеллекта.
Вопросы и задания
1. Определите задачи методики преподавания истории в специальной (коррекционной) школе.
2. Какие существуют закономерные связи между компонентами обучения истории в специальной школе?
3. С какими науками связана специальная методика преподавания истории и в чем проявляются эти связи?
4. Какими методами исследуется процесс обучения истории в специальной (коррекционной) школе?
5. Для чего учителю нужно знать методику обучения истории учащихся с нарушением интеллекта?
Литература
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1973.
2. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х ч. Ч. 1 // Отв. ред. Ф.П. Коровкин. М., 1978.
3. Методика преподавания истории в средней школе. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебник для студ. высш. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000.
5. Программы для 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сб. 1. М., 2001. Стражев АЛ. Методика преподавания истории. М., 1964
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!