Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Методы работы с печатным текстом (письменными источниками)

2018-01-14 799
Методы работы с печатным текстом (письменными источниками) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Работа с учебником.

Письменные источники являются основными источниками в том случае, когда учащиеся работают над книгой, документом или газетой. В учебном процессе используются различные печатные тексты, но место и роль их в обучении истории неодинакова.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы к 7 классу, в котором начинается изучение истории, уже имеют навыки объяснительного чтения, полученные в начальных классах (пе-' ресказ по частям, составление плана по картинкам, выяснение главной мысли текста, ответы на вопросы и т. д.). Эти навыки следует закреплять и при чтении исторических текстов со значительно усложненным смыслом и большим запасом слов.

В пояснительной записке к программе по истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида говорится:

«Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников» [6. С. 89].

Учебник считается одним из средств активизации познавательной сферы учащихся. Некоторые возможности реализации коррекционно-дидактических функций учебной книги в специальной (коррекционной) школе показаны в исследованиях B.C. Ликого, B.C. Луценко, Т.И. Пороцкой и др. Авторы подчеркивают необходимость формирования у учеников умений работы с книгой. Тем не менее далеко не на всех уроках учителями уделяется должное внимание такой работе. Т.Н. Федорова считает, что в целях преодоления недостатков учителям рекомендуется специально планировать обучение школьников с нарушением интеллекта приемам работы с учебником. Она пишет: «На уроках необходимо обращать внимание не только на работу с текстом учебной книги, но и ее оглавлением, вопросами и заданиями, иллюстрациями, дополнительной литературой» [7. С. 65]. Эти рекомендации могут найти применение и при обучении истории в специальной (коррекционной) школе.

Основным печатным источником, с которым учащимся с нарушением интеллекта приходится работать на протяжении трех лет, являются учебник «Рассказы по родной истории» [2] или учебное пособие «История Отечества» [4], предназначенные для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Использовать учебник следует непосредственно на уроке, иногда прочитывая вслух важный отрывок, иногда предлагая учащимся прочесть про себя какую-нибудь часть рассказа и ответить на вопросы, данные в задании или поставленные учителем. Можно обращаться к учебнику для поиска фразы, даты, доказательства, при чтении в лицах, для подтверждения какого-либо пункта плана урока. Нельзя только все уроки истории сводить к чтению и пересказу текстов учебной книги.

План урока учитель составляет, исходя из программы и темы урока, подбирая разнообразные методы, в том числе и работу с текстом учебника непосредственно на уроке. Методические рекомендации Т.С. Голубевой и Л.С. Геллерштейна для учителей общеобразовательной школы, преподающих начальный курс истории, могут быть использованы и учителями истории специальных (коррекционных) школ [3. С. 15–20].

На одном из вводных уроков к курсу истории учитель должен познакомить школьников с учебником и научить работе с ним. Важно, чтобы ученики не только читали текст параграфа по изучаемой теме, но и использовали весь методический аппарат учебника: оглавление, наглядность, дополнительные тексты, вопросы и задания, исторический словарик.

Программа по истории ориентирует учителя на формирование у учащихся таких умений работы с учебной книгой, как умения:

§ пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

§ пересказывать исторический материал с опорой на наглядность по заранее составленному плану;

§ соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

§ –пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту [6. С. 91–92];

§ выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;

§ оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой [6. С. 94].

Приучая учащихся с первых уроков истории пользоваться учебником для получения знаний о прошлой и настоящей жизни людей, надо тщательно следить, чтобы ученик мог прочесть исторический текст с полным пониманием каждой мысли, каждого выражения. Чтению обязательно предшествует объяснение учителя, в котором он, пересказывая содержание статьи, определяет задачи данной части урока, ставит вопросы, ответить на которые поможет печатное слово, и разъясняет все непонятные слова и выражения, привлекая наглядные средства, делая записи на доске.

В учебной книге по истории помещены тексты разного характера и служащие различным целям. Повествования о ходе событий помогают представить историческую обстановку, почувствовать настроение действующих лиц. Иногда в такой текст вводится прямая речь, диалог, оценка. Подробный пример находим в статье «Жизнь и быт рабочих». «Отец, увидев тетрадь, сказал: – Это записи моего прадеда, а твоего прапрадедушки. Он родился в 1853 году. Вот ему и принадлежит твоя находка».

И отец и сын стали вместе читать:

«Родился я в подмосковной деревне, что стоит на высоком берегу Москвы-реки среди сосен и елей. Сразу за деревней начинались барские поля. На них работали мои отец и мать.

А бабушка прислуживала в барском доме. Часто и мне приходилось ей помогать.

Как в 1861 году мы радовались воле! Теперь-то, думали будем работать на себя, прощай, господский двор и барское поле. Но радость наша оказалась преждевременной. Не смогли мы прокормить семью с того клочка земли, что стал нашим после 1861 года. Да к тому же не было у нас лошади. Как весна, так не на чем на поле пахать. Помыкались несколько лет да так и бросили свое хозяйство, подавшись в город к дальним родственникам» [2. С. 151–152].

Такой текст надо обязательно прочесть в классе, после рассказа учителя о сложившейся обстановке и содержании реформы в 1861 г., чтобы заинтересовать учащихся, заставить их задуматься над тем, что же будет с этой семьей.

Иногда в текст включается стихотворение, песня, например, в статью «Северная война» включен отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Полтава» [С. 112]:

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, крики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

Отрывок очень эмоциональный, но содержит много непонятных учащимся слов: «крики», «скрежет», «топот», «ад». Прежде, чем читать стихотворение, надо составить устный рассказ таким образом, чтобы все эти слова с объяснением вошли в описание битвы. Только после закрепления материала, когда эти и другие трудные слова написаны на доске, можно выразительно прочесть отрывок из стихотворения Пушкина.

Совсем с другой целью используется деловой текст: объяснение, выводы, справки, где ясно и точно раскрывается содержание. Такие отрывки полезно давать учащимся читать вслух или про себя в ходе изложения того или иного пункта плана урока. Например, при изучении темы «Октябрь семнадцатого» [С. 194] приводится краткая биографическая справка о В.И. Ульянове (Ленине). Она может быть прочитана в классе.

Такое сочетание работы с текстами различного характера (повествования и объяснения) облегчает учащимся специальной (коррекционной) школы усвоение исторического материала.

Кроме основного текста в учебной книге есть вспомогательный текст: подзаголовки, вопросы и задания к рассказам и для повторения темы, подписи под рисунками. Все эти тексты, выделенные особым шрифтом, требуют специального изучения учителем во время подготовки к уроку, они могут быть использованы для специальных заданий учащимся в ходе классной работы и для домашней работы.

Вопросы и задания способствуют организации познавательной деятельности школьников. Они носят разнообразный характер, часто требуют самостоятельных суждений, сопоставлений, например: «Как ты думаешь, почему плотницкое ремесло высоко ценилось на Руси?» [С. 173]; «Чем отличается Гражданская война от Отечественной войны?» [С. 202]; объяснения новых слов, например: «Выпиши из текста рассказа новые для тебя слова, найди их объяснения» [С. 177]; использования разных источников для подготовки ответа, например: «На основании текста и иллюстраций учебника расскажи о занятиях славян» [С. 26] и т. п.

Если учащиеся (особенно в начале изучения курса истории) не могут самостоятельно выполнить подобные задания, следует вместе с ними прочитать вопрос, найти в тексте фразу, где есть ответ, пересказать его, рассмотреть рисунок и т. д.

Словарная работа с опорой на учебник занимает большое место на уроке истории. Не только учитель объясняет новые термины-понятия, трудные слова и выражения, но и предлагает подобного рода задания учащимся для самостоятельной работы. Отсутствие запаса исторических терминов, затрудненность речевого выражения впечатлений требуют от детей внимательного чтения каждого нового слова, составления фраз с включением новых терминов. Словарная работа помогает добиться отчетливости представлений, является основой для коррекции речи.

Особое внимание следует обратить на подписи к иллюстрациям. Их следует использовать для объяснения иллюстраций, порой труднодоступных для самостоятельной работы школьников с нарушением интеллекта. В ходе урока под руководством учителя и после его объяснения учащиеся могут установить связь между текстом и изображением.

На вводных уроках к новой теме всегда стоит обращаться к оглавлению. Прочтя заглавие раздела, например, «Наши предки в далеком прошлом», и перелистывая страницы, будем пояснять: в рассказах от 5 до 11 мы узнает о жизни и занятиях наших предков с VIII по XII вв. (показываем на «ленте времени»).

Возможно обращение к оглавлению и на текущих уроках и особенно на повторительно-обобщающих, чтобы уточнить хронологические рамки, основные отличия или черты эпохи.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.