Реализация основных дидактических принципов в процессе правового обучения в специальной (коррекционной) школе — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Реализация основных дидактических принципов в процессе правового обучения в специальной (коррекционной) школе

2018-01-14 583
Реализация основных дидактических принципов в процессе правового обучения в специальной (коррекционной) школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок, будучи основной формой организации учебной деятельности учащихся с нарушением интеллекта, является и основной формой правового обучения. Как отмечает Б.П. Пузанов: «Он позволяет наиболее полно реализовать задачи образовательного и воспитательного характера, использовать различные формы и методы обучения, выбирать оптимальные их сочетания при изучении тех или иных разделов курса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в условиях группового обучения, реализовывать такие дидактические принципы, как научность, систематичность, доступность знаний, сознательность и прочность их усвоения, наглядность» [2. С. 90].

Основываясь на подходах Б.П. Пузанова, рассмотрим эти принципы [2. С. 90–101].

1. Принцип научности. Несмотря на то, что в курс правового обучения в специальной (коррекционной) школе включена элементарная и сравнительно небольшая по объему правовая информация, она является научной. Основной ее источник – Конституция РФ, своды законов и законодательные акты. Но, учитывая особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и специфику самого предмета, материал этот дается в сокращенном и адаптированном варианте. Изучение элементов права связано с усвоением учащимися некоторых специальных терминов и понятий, что требует осмысления и обобщения на основе анализа внутренних причинно-следственных отношений того или иного явления.

4. Принцип систематичности и последовательности. Правовые вопросы начинают изучаться в курсе «Обществоведение» с 8 класса с опорой на знания, полученные в предшествующий пропедевтический период. Структура самого курса такова, что его изучение начинается со знакомства учащихся с такими основополагающими понятиями, как «государство», «право», «мораль». Затем изучается Конституция РФ. Материал 8 класса конкретизируется, уточняется в 9 классе при изучении прав и обязанностей граждан России. Теоретические положения сочетаются с практическим применением правовых знаний, а сложные понятия формируются через более простые и конкретные. Систематичность правового обучения определяется и комплексом межпредметных связей с рядом общеобразовательных предметов (русский язык, чтение, история, география), профессионально-трудовой подготовкой, всей системой учебно-воспитательной работы школы.

3. Принцип доступности. Правовой материал необычайно сложен для учеников специальной (коррекционной) школы. Чтобы элементы права сделать более доступными, необходимо продумать объяснение каждого понятия и положения, приводить примеры разнообразных ситуаций из жизни, обращаться к опыту самих учащихся, учить их переходить от моральной оценки поступка к юридической оценке преступления.

4. Принцип сознательности усвоения знаний. Реализуя этот принцип, учитель должен помнить, что основная задача правового обучения и воспитания – не только сообщение учащимся определенной суммы правовых знаний, но и превращение этих знаний в повседневную норму поведения. Для иллюстрации тех или иных норм и законов целесообразно использовать примеры из окружающей жизни, разбирать реальные ситуации, убеждающие школьников в необходимости правовых знаний. Б.П. Пузанов подчеркивает: «Принятие решения в создаваемой педагогом ситуации требует сознательного применения имеющихся знаний, а положительное решение проблемной ситуации показывает ученикам необходимость получаемых знаний» [2. С. 98]. Большую помощь учителю в подборе практических задач правового (юридического) содержания может оказать сборник задач с методическими рекомендациями Н.И. Элиасберги, А.А. Чухмана[8].

5. Принцип наглядности. Наглядные пособия, используемые в процессе правового обучения, играют важную образовательно-воспитательную и коррекционно-развивающую роль. В сочетании с объяснением учителя, считает Б.П. Пузанов: «Они создают предпосылки для включения самых различных источников восприятия, анализаторов, что делает процесс усвоения более эффективным» [2. С. 99]. Изучение ряда тем курса «Обществоведение» требует работы с различными схемами, таблицами, плакатами, экранными пособиями. Поэтому необходимо их правильно отбирать для уроков, учитывая, с одной стороны, что все изданные наглядные пособия предназначены для общеобразовательной школы, а с другой – что большинство из них устарели по содержанию и не соответствуют изменившейся ситуации в развитии современной России. В специальной (коррекционной) школе учитель к урокам обществоведения чаще всего готовит наглядные пособия сам (например, схему «Органы государственной власти в России», основные элементы которой подготовлены заранее в виде небольших табличек – плакатов). Наборы «разрезных» учебных плакатов позволяют обращаться к ним как на разных этапах урока, так и при изучении ряда тем. При повторении учащимся может быть дана схема с пропущенными 1–2 звеньями и предложено, используя полученные знания, заполнить пропуски соответствующими аппликациями.

Большую помощь в усвоении правового материала оказывают экранные учебные пособия: диапозитивы, диафильмы, слайды, кинофрагменты, кинофильмы. При использовании пособий следует соблюдать некоторые рекомендации для Такие разделы учебных пособий, как «Гражданин. Мораль. Право», «О правах и свободах человека и гражданина», «Гражданин и государство», «Об обязанностях гражданина», «Современная семья» позволят учителю обеспечить материалом проведение уроков, а при наличии необходимого количества пособий в кабинете – спланировать самостоятельную работу учащихся на основе чтения отдельных статей и выполнения заданий учебника.

Изучение темы «Конституция Российской Федерации» в 8 классе требует обеспечения всех учащихся брошюрами с текстом Конституции. Знакомство с Основным законом начинается с определения самого понятия «конституция», означающего в переводе с латинского языка «учреждаю», «устанавливаю». В России Конституция была впервые принята после Октябрьской революции, в советское время. Каждая новая Конституция соответствовала определенному этапу развития государства и общества. Ныне действующая Конституция – пятая в истории государства.

Учащихся необходимо познакомить с Конституцией РФ: датой принятия, структурой (разделами, главами, статьями). На этом уроке необходимо обратиться к символам Государственной власти РФ (гербу, флагу, гимну), разобрать их суть и значение.

При изучении основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина необходимо обращаться к тексту отдельных статей, полностью прочитывая доступные для понимания учащихся статьи или предлагая их в сокращенном виде. Словарная работа при необходимости должна предшествовать чтению статьи. Содержание каждой статьи обязательно должно разбираться и подкрепляться примерами, опираться на наглядность. Так, например, на уроке по теме «Президент Российской Федерации» учитель не будет предлагать учащимся читать и объяснять все 14 статей 4 главы Конституции, но остановится прежде всего на ст. 80, касающейся основных полномочий Президента [3. С. 33]. Зачитывается и комментируется каждый из 4-х пунктов статьи, на доске (и в тетрадях) составляется небольшая схема (см. с. 203).

Вместе с учениками разбирается каждый пункт и выясняется, как они понимают суть полномочий Президента. При работе над этой статьей проводится словарная работа: уточняется значение таких понятий, как «глава государства», «гарант», «внешняя политика», «внутренняя политика», «международные отношения». Необходимо спросить у учащихся, кто был первым Президентом России, кто им является сейчас, показать их портреты.

Остальные статьи, касающиеся вопросов президентской власти можно не изучать столь подробно, но выборочно дополнить сведениями из них основной материал урока.

К тексту Конституции на уроках необходимо будет обращаться при изучении прав и свобод граждан России. Прочитав, какие права и свободы представлены Конституцией, учитель определит, над какими статьями необходима более подробная работа. Учащиеся специальной (коррекционной) школы должны усвоить, что осуществление конституционных прав и свобод невозможно без соблюдения конституционных обязанностей каждым гражданином.

При знакомстве с отраслями права возможны два пути изучения материала на уроках: блоками (модульное изучение) или поэтапно.

Первый путь предполагает изучение теоретического материала, охватывающего сразу несколько тем (на 1 уроке дается материал 3–4 уроков), на оставшихся уроках ученики выполняют практические задания по применению полученных знаний.

Приведем примеры таких уроков по теме «Трудовое право»:

Урок 1. Труд и трудовые отношения (раскрываются все вопросы 4-х уроков):

1. право и труд;

2. трудовой договор, трудовая книжка;

3. дисциплина труда, охрана труда;

4. трудовые права несовершеннолетних.

Урок 2. Просмотр учебного кинофильма. Запись вопросов для интервью с родителями:

1. когда вы начали свою трудовую деятельность;

2. какова ваша профессия (специальность);

3. где вы работаете;

4. какие поощрения, награды имеете за труд;

5. какие нарушения трудовой дисциплины чаще всего встречаются;

6. как должен поступить работник, желающий сменить работу?

Совместная работа родителей и детей будет способствовать закреплению материала и давать новые сведения практического характера.

Урок 3. Повторение, закрепление, практическое применение, проверка знаний (обсуждение результатов интервью с родителями).

Урок 4. Практические знания, конкурсы, викторины:

1. беседа по вопросам о трудовых правах и льготах для несовершеннолетних;

2. работа с карточками (решение практических задач);

3. написание заявления о приеме на работу в... Второй путь предполагает сочетание на каждом уроке теоретического и практического материала в небольших порциях. Этот путь более приемлем для учащихся специальной (коррекционной) школы прежде всего доступностью материала и по объему, и по содержанию, который сразу закрепляется и применяется при решении практических задач.

В специальной методической литературе отмечается сложность формирования у учащихся правовых понятий, требующих высокой степени абстрагирования. Б.П. Пузанов считает целесообразным использование приема расчленения сложного понятия на более простые элементы, которые это понятие отражают, на составные части, каждая из которых была бы уже известна школьникам [2. С. 104]. Например, понятие «трудовое право» может быть расчленено на ряд более простых компонентов: «прием на работу», «дисциплина труда», «охрана труда» и т. д. Каждое из этих понятий, в свою очередь, подлежит дальнейшему расчленению. Так, понятие «охрана труда несовершеннолетних» включает такие компоненты, как «несовершеннолетний», «льготы для несовершеннолетних» и т. д. Для формирования понятий целесообразно использовать беседу по вопросам, направленным на выявление понимания каждого компонента, опираться на личный опыт учащихся, привлекать сведения, собранные учениками с помощью родителей, дополнительный материал газет и т. п.

Особое место на уроках изучения вопросов права занимает решение практических (юридических) задач. Н.И. Элиасберг и А.А. Чухман отмечают: «Когда задачи хорошо подобраны, а деятельность учащихся по их решению организуется методически правильно, удается достигнуть в комплексе ряда положительных результатов:

§ повысить интерес учащихся к изучению вопросов права, обеспечить более прочное и сознательное усвоение ими учебного материала в результате активной познавательной деятельности;

§ расширить кругозор учащихся по юридическим вопросам;

§ усилить практическую направленность изучения вопросов права в результате формирования у школьников умения применять правовые знания для анализа и объяснения конкретных жизненных ситуаций, ориентироваться в правоотношениях, определять правомерные способы действий» [8. С. 3].

Н.И. Элиасберг и А.А. Чухман предлагают задачи с методическими рекомендациями к преподаванию правовых вопросов, которые могут найти применение и в специальной (коррекционной) школе. Приведем несколько примеров таких задач:


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.