Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2018-01-14 | 573 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Цель: Формировать у студентов знания о гигиеническом и ускоренном нормировании и критериях, принципах научного гигиенического нормирования.
Задачи обучения:
· Формирование знаний о гигиенических нормативах для химических, физических факторов;
· формирование знаний о критериях нормирования;
· формирование знаний об основных принципах нормирования;
· формирование знаний об ускоренном нормировании;
· формирование навыков освоения основных принципов и методик нормирования;
· формирование правовой компетенции – государственные регламенты.
Форма проведения: дискуссия
Задания по теме:
Задание №1. Ознакомиться с гигиеническим нормированием факторов окружающей среды, принципами гигиенического нормирования (компетенция - знания)
Задание № 2: составить кроссворд по основным вопросам темы (компетенция - знания) специальностей ОМ и
Раздаточный материал: не имеется
Литература:
Основная:
1.Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР:Медицина,2000.- С.76-110, 197-220.
2.Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – Ростов н/Д:»Феникс».2002.- С.59-73, 31-47, 48-53.
3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд. – М.:ГОУВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – С.7-16, 190-194.
4. Тулебаев Р.К., Слажнева Т.И., Кенесариев У.И., Белоног А.А., Корчевский А. «Оценка гигиенических рисков в промышленных регионах РК», Алматы, 2005 г., стр. 4-7.
Дополнительная:
1.Амрин М.А. Гигиеническая оценка воздушной среды/Учебно-методическое пособие для студентов медицинских факультетов. – Алматы: КазНМУ, 2003. – С. 6-21, 48-50.
2. Санитарные правила и нормы «Требования к устройству и содержанию больничных
|
организаций и организаций охраны материнства и детства» от 24.06 2002 г.
3. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.38-46.
4. Жолдакова З.И., с соавт. Проблема стабильности и трансформации в комплексном гигиеническом нормировании химических веществ. Гигиена и санитария. — 2002. - № 6., стр. 21-23.
5. Рахманин Ю.А. с соавт., Принципиальные подходы к нормированию биологических загрязнителей. Гигиена и санитария. —2001. - №1., стр. 13-16.
Контроль (устный опрос - компетенция - знания):
1. Научные основы гигиенического нормирования факторов окружающей среды.
2. Гигиеническое нормирование как основа профилактики заболеваний, связанных с воздействием факторов окружающей среды.
3. Понятие гигиенического норматива. Общие положения.
4. Принципы и этапы гигиенического нормирования внешних факторов.
5. Проведение экспериментов на животных и людях-добровольцах. Основые условия для проведения данных экспериментов.
6. Ускоренное нормирование.
7. Гигиенический прогноз.
8. Основные направления организации мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов на здоровье человека.
Тема № 2: Гигиеническая оценка химического и бактериального загрязнения воздуха помещений и эффективности естественной и искусственной вентиляции - 3 часа.
Цель: Формирование знаний о методах изучения, оценки и профилактики химического и бактериального загрязнения воздуха, навыков оценки качества воздушной среды и разработки мероприятий по его оптимизации.
Задачи обучения:
- Формирование знаний об источниках и показателях химического и бактериального загрязнения воздуха закрытых помещений различного назначения;
- формирование знаний о гигиенических требованиях к качеству воздушной среды в жилых помещенияхи ЛПО;
- формирование навыков проведения контроля за микробным загрязнением воздуха в помещении;
|
- формирование навыков разработки мероприятий по профилактике влияния на организм химического и бактериального загрязнения воздуха закрытых помещений;
- формирование навыков оценки эффективности воздухообмена в помещениях.
Форма проведения: дискуссия, решение ситуационных задач.
Задания по теме:
Задание№1: решить ситуационные задачи по оценке вентиляции в помещениях (компетенция - навыки):
Раздаточный материал: пособие по гигиене воздуха
Литература
Основная:
1.Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР:Медицина,2000.- С.76-110, 197-220.
2.Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – Ростов н/Д:»Феникс».2002.- С.59-73, 31-47, 48-53.
3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд. – М.:ГОУВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – С.7-16, 190-194.
4. Гигиена под ред. акад. РАМН Румянцева Г.И..- М.:ГЭОТАР: Медицина, 2005., стр.12-16
5. Большаков А.М., И.М.Новикова И.М."Общая гигиена", М.: Медицина,2002 г., стр.32-36
6. Мельниченко П.И., и др. Гигиена: Словарь-справочник– М.: Медицина, 2006., стр.9-17
7. Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека – М.: Медицина, 2007..ж. стр. 13-17
8. Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека. 2-е изд., стер. – М.: Медицина, 2008.
Дополнительная:
1.Амрин М.А. Гигиеническая оценка воздушной среды/Учебно-методическое пособие для студентов медицинских факультетов. – Алматы: КазНМУ, 2003. – С. 6-21, 48-50.
2.Гурова А.И.,Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене.-М.:Изд-во Университета дружбы народов.1991.- С.11-31
3. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. Общая гигиена: пропедевтика гигиены.- К.:Вища шк.,1999.- С.177-237, 140-142, 237-289.
4.Пивоваров Ю.П. и др. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. - М.: Медицина, 1983.- С.93-101.
5.Румянцев Г.И. с соавт. – Общая гигиена.- М.: Медицина,1985.- С.263-268.
6. Санитарные правила и нормы «Требования к устройству и содержанию больничных
организаций и организаций охраны материнства и детства» от 24.06 2002 г.
7. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.47-89.
Контроль (устный опрос - компетенция - знания):
1. Химический состав атмосферного воздуха. Источники химического загрязнения атмосферного воздуха и воздуха помещений.
|
2. Биологическое загрязнение воздуха закрытых помещений. Источники и пути распространения загрязнителей, эпидемиологическая опасность.
3. Гигиеническое значение загрязнения воздушной среды химическими соединениями и патогенными микроорганизмами.
4. Показатели химического загрязнения в помещениях различного назначения. Значимость определения концентрации СО2 как критерия чистоты воздуха в жилых и общественных зданиях в современный период.
5. Показатели бактериального загрязнения воздуха в жилых помещениях и лечебных учреждениях, гигиенические нормативы.
6. Методы определения бактериального загрязнения воздуха.
8. Общеобменная и местная системы вентиляции, их предназначение.
9. Естественная вентиляция и ее эффективность.
10. Виды искусственной вентиляции: приточная, вытяжная, приточно-вытяжная. Условия их применения.
Задачи:
Задача № 1.
В 6-ти коечной палате, площадью 42 м2 и высотой 3 м, проветривание осуществляется через форточку площадью 0,3 на 0,4 м каждый час в течение 10 минут. Скорость движения воздуха 1,2 м/сек.
1) Рассчитайте кратность воздухообмена в 1 час.
2) Сопоставьте с гигиеническими нормами.
Пример решения задачи №1.
Для определения фактической кратности воздухообмена (см. 4.1) нужно знать фактический объем вентиляции и объем помещения.
Фактический объем вентиляции находим по формуле Q = S отв. • V • 3600. Однако, учитывая, что проветривание осуществляется только лишь в течение 10 минут, вместо 3600 в формулу вставляем 10 • 60 = 600. Тогда Q =0,3•0,4•1,2•600= 86,4(м3). Поскольку за счет естественной вентиляции без проветривания в течение часа достигается однократный обмен воздуха, действительный объем вентиляции в данном помещении будет равен сумме объемов вентиляции за счет проветривания (86,4 м3) и без него (однократный объем вентиляции = объему помещения = 42•3= 126)= 86,4+126=212,4 (м3).
Фактическая кратность воздухообмена будет равна:
В палате размещается 6 человек, следовательно, необходимый объем вентиляции для них должен составить, исходя из нормативов, приведенных в табл. 3.: 80 м3• 6 = 480 м3, а необходимая кратность воздухообмена - . Фактическая кратность воздухообмена почти в 2 раза ниже требуемой. Недостаточен также воздушный куб, норма которого составляет 25-27 м3 на одного больного, т.е. палата по объему предназначена для размещения 5, а не 6 больных. Рекомендуется уменьшить число больных в палате и увеличить время проветривания.
|
Задача № 2.
В палате площадью 15 м2 и высотой 3 м концентрация С02 составляет 2,4%o.
1) Рассчитайте кратность воздухообмена.
2) Рассчитайте необходимое количество воздуха в час на 2-х больных.
3) Сопоставьте с гигиеническими нормами.
Пример решения задачи № 2.
Кратность воздухообмена определяем по формуле, приведенной в разделе 4.1, для чего нужно рассчитать фактический объем вентиляции и объем помещения. Для определения фактического объема вентиляции используем формулу Q =(22,6 • n) / (С факт.-0,4) (разд.4.3).
Q = (м3)
Так как объем помещения равен 15•3=45 (м3), а Q =22,6, кратность воздухообмена будет равна: .
В соответствии с гигиеническими требованиями необходимый объем вентиляции на 1 больного должен составлять 80 м3 в час, тогда на 2 больных он будет равен 160 м3. Необходимая кратность воздухообмена должна быть: . Таким образом, кратность воздухообмена в палате недостаточна. Кроме того, воздушный куб на одного больного меньше нормативного. Рекомендуется перевод одного больного в другую палату и проветривание помещения.
Задача-№ 3.
В 4-х коечной палате, площадью 30 м2 и высотой 3 м, вентиляция осуществляется за счёт естественного проветривания через форточку площадью 0,3 на 0,4 м каждый час в течение 20 минут. Скорость движения воздуха - 0,6 м/сек.
1) Рассчитайте кратность воздухообмена.
2) Сопоставьте с гигиеническими нормами.
Задача № 4.
В боксе площадью 21 м2 и высотой 3 м, находится 1 больной. Вентиляция приточно-вытяжная. Приток воздуха идёт через отверстие, площадью 0,2х0,3 м со скоростью 0,8 м/сек, а удаление - через отверстие площадью 0,8 м2 со скоростью 1м/сек.
1) Рассчитайте объём поступающего и удаляемого воздуха.
2) Рассчитайте кратность воздухообмена.
3) Сравните с гигиеническими нормами.
Задача № 5.
В послеоперационной палате кубатура - 45 мЗ на одного больного, концентрация С02 равна 1,2%o. Рассчитайте кратность воздухообмена в палате за 1 час. Если по гигиеническим нормам в послеоперационной палате кратность воздухообмена равна 10, то какое количество воздуха надо подавать в помещение.
Задача№ 6.
В операционной площадью 36 м2 и высотой 3 м работает бригада из 6 человек. Вентиляция приточно-вытяжная. Приток воздуха идёт через отверстие, площадью 0,25 со скоростью 0,4 м/сек. Вытяжка через одно отверстие площадью 0,5 м2 со скоростью 0,3м/сек.
1) Рассчитайте объём поступающего и удаляемого воздуха.
2) Рассчитайте кратность воздухообмена по притоку и вытяжке.
|
3) Сравните с гигиеническими нормами и укажите, как можно улучшить работу вентиляции (10-кратная).
Задача № 7.
В 4-х коечной палате, площадью 30 м2 и высотой 3,2 м, концентрация СО2 составляет 1.8%o.
1) Рассчитайте кратность воздухообмена.
2) Сопоставьте с гигиеническими нормами.
3) Рассчитайте потребную кратность воздухообмена, когда концентрация СО2 в воздухе не превышает гигиенических нормативов (1%o =1,0 л/мЗ).
Задача № 8.
В операционной, кубатурой 112 мЗ, на 1 операционный стол, работает хирургическая бригада из 4-х человек. Вентиляция осуществляется путём проветривания через 2 фрамуги, площадью 0,4 м2 каждая в течение 20 минут. Скорость движения воздуха 1,2 м/сек. Вытяжка идёт через отверстие, площадью 0,25 м2 со скоростью 0,4 м/сек.
1) Рассчитайте объём поступающего воздуха.
2) Рассчитайте кратность воздухообмена.
3) Сравните с гигиеническими нормами и укажите: достаточно ли организовано проветривание операционной?
Задача № 9.
В боксе площадью 22 м2 и высотой 3 м, находятся 2-е больных. Концентрация СО2 в воздухе составляет 1,5%o, т.е. 1,5 л/мЗ. Определите:
1) Объём поступающего в помещение воздуха.
2) Кратность воздухообмена.
3) Сравните с гигиеническими нормами.
4) Рассчитайте потребное количество поступающего воздуха в реанимационный зал.
5) Рассчитайте концентрацию СО2 в реанимационном зале при достаточной работе вентиляции.
Задача № 10.
В реанимационном зале, кубатурой 110 мЗ находятся 2-е больных и работает б мед. работников. Концентрация С02 составляет 1,2%o, т.е. 1,2 л/мЗ. Определите:
1) Объём поступающего в помещение воздуха.
2)-Кратность воздухообмена.
3) Сравните с гигиеническими нормами.
4) Рассчитайте потребное количество поступающего воздуха в реанимационный зал.
5) Рассчитайте концентрацию С02 в реанимационном зале при достаточной работе вентиляции.
Задача №11.
В процедурной (для введения внутривенно радиоактивных изотопов) радиологического отделения площадью 24 м2 и высотой 3 м работают 2 мед. работника. В час обслуживают 10 человек. Концентрация СО2 составляет 1,4%o Рассчитайте:
1) Количество поступающего воздуха.
2) Кратность воздухообмена.
3) Сравните с гигиеническими нормами.
4) Рассчитайте количество необходимого воздуха при достаточной работе вентиляции.
Задача № 12.
В перевязочной кубатурой 66 м2 работает 2 мед. работника, за час обслуживают 4 больных. Концентрация СО2 в помещении равна 2,4%o.
1) Рассчитайте объём воздуха, поступающего в перевязочную.
2) Кратность воздухообмена.
3) Сравните с гигиеническими нормами.
4) Рассчитайте необходимое количество подаваемого воздуха при эффективной работе вентиляции, когда К=2.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!