Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2018-01-14 | 2104 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Цель: Формирование теоретических знаний по вводной гигиене, гигиене воздуха, воды, почвы.
Задачи обучения:
- формирование знаний по разделам: вводной гигиене, гигиене воздуха, воды, почвы.
- формирование навыков самостоятельно работать с нормативно-правовой документацией.
Форма проведения: устный опрос,работав малых группах.
Раздаточный материал: не имеется
Контроль (устный опрос или письменный опрос – компетенция – знания):
1. Гигиена – как основная профилактическая дисциплина в медицине.
2. Взаимосвязь лечебного и профилактического направления в медицине.
3. Первичная, вторичная и третичная профилактика нарушений состояния здоровья и их эффективность Приоритетность профилактической направленности здравоохранения.
4. Цель гигиены. Объект изучения, содержание и задачи гигиенической науки. Основные разделы.
5. Методы гигиенических исследований.
6. Значение гигиенического мировоззрения для медицинского работника в практической деятельности.
7. Понятие о санитарии. Роль санитарно-эпидемиологической службы в осуществлении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, разрабатываемых гигиенической наукой.
8. Основы организации работы врача СЭС.
9. Предупредительный и текущий санитарный надзор, как основные формы проведения санитарно-противоэпидемической работы.
10. Санитарное законодательство и его роль в работе санитарно-эпидемиологической службы.
11. Научные основы гигиенического нормирования факторов окружающей среды.
12. Гигиеническое нормирование как основа профилактики заболеваний, связанных с воздействием факторов окружающей среды.
13. Понятие гигиенического норматива. Общие положения.
|
14. Принципы и этапы гигиенического нормирования внешних факторов.
15. Проведение экспериментов на животных и людях-добровольцах. Основые условия для проведения данных экспериментов.
16. Ускоренное нормирование.
17. Гигиенический прогноз.
18. Микроклимат, виды.
19. Влияние неблагоприятных микроклиматических условий на организм человека.
20. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата.
21. Достоинства и недостатки различных систем отопления.
22. Химический состав атмосферного воздуха. Источники загрязнения.
23. Показатели бактериального загрязнения воздуха в помещениях. Методы определения бактериального загрязнения воздуха.
24. Вентиляция, виды.
25. Факторы, определяющие естественное освещение помещений.
26. Показатели естественного освещения помещений, их нормативы, методика определения.
27. Гигиеническое значение инсоляции. Инсоляционные режимы, виды.
28. Основные гигиенические требования, предъявляемые к искусственному освещению
29. Виды и источники искусственного освещения, их характеристика
30. Типы светильников. Гигиенические требования к осветительной арматуре.
31. Биологическое действие УФ-излучения различной длины волны.
32. Ультрафиолетовая недостаточность. Профилактика УФ недостаточности.
33. Искусственные источники УФ излучения.
34. Использование источников УФ-излучения для санации помещений.
35. Гигиеническое значение воды.
36. Роль водного фактора в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний.
37. Заболевания, обусловленные природным химическим составом и химическим загрязнением воды.
38. Гигиенические требования к качеству питьевой воды (СанПиН РК 3.02.002.04. «Питьевая вода»).
39. Источники водоснабжения (поверхностные, подземные).
40. Системы хозяйственно-питьевого водоснабжения: централизованная и децентрализованная.
41. Мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с водопользованием, тактика работы санитарного врача. Санитарная охрана водоисточников.
|
42. Основные методы улучшения качества воды:
43. а) очистка (отстаивание, коагуляция, фильтрация)
44. б) обеззараживание (химические, физические методы)
45. Специальные методы повышения качества воды и их характеристика.
46. Гигиеническое значение состава и свойств почвы.
47. Эпидемиологическое значение почвы.
48. Биогеохимические провинции (естественные и техногенные), эндемии.
49. Самоочищение почвы, показатели.
50. Системы очистки населенных мест от жидких и твердых отбросов. Основные этапы очистки.
51. Мероприятия по санитарной охране почвы - законодательные, организационные, административные, технологические, санитарно-технические, планировочные. Тактика работы санитарного врача.
Литература:
Основная:
1. Гигиена /Под ред. Акад. РАМН Г.И.Румянцева. –М.:ГЭОТАР Медицина.2000.- С.176-196.
2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека.- Ростов н/Д: «Феникс».2002.-109-125.
3. Гурова А.И.,. Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене. М.: Изд-во университета дружбы народов, 1991.- С. – 60-62.
Дополнительная:
1. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. Гигиена. Киев: Высшая школа, 1984- С. - 86-106.
2. Гончарук Е.И., Габович Р.Д., Гарковый С.И. и другие. Руководство к лабораторным занятиям по коммунальной гигиене. М.: Медицина, 1990.- С. 216-278.
3. Неменко Б.А, Кенесариев У.И.Коммунальная гигиена. –Алматы:НИЦ «Ғылым», 2003. – С.209-246.
4. Румянцев Г.И. с соавторами. Общая гигиена. М.: Медицина, 1990.- С. – 140-154.
5. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А.. Общая гигиена. М.: Медицина, 1985.- С. – 133-140.
6. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.3-194.
Тема № 7. Пищевые отравления и инфекции и их профилактика – 3 часа
Цель: Формирование знаний о роли пищевого фактора в развитии отравлений и их профилактике, навыков проведения предупредительных мероприятий.
Задачи обучения:
- формирование знаний о классификации пищевых отравлений, этиологии, источниках, механизмах, факторах передачи возбудителей, симптоматике пищевых отравлений микробной и немикробной природы;
- формирование знаний о методике санитарно-эпидемиологического расследования пищевых отравлений,
- формирование знаний об обязанностях врача в расследовании пищевых отравлений;
|
- формирование навыков разработки конкретных мероприятий по профилактике пищевых отравлений.
Форма проведения: работа в малых группах – работа в малых группах - решение ситуационных задач, дискуссия
Задания по теме:
Задание № 1. Ознакомиться с основными мероприятиями по профилактике пищевых отравлений (компетенция – знания)
Задание № 2. Решить ситуационные задачи по выявлению и профилактике пищевых отравлений (компетенция - навыки)
Раздаточный материал: не имеется
Литература
Основная:
1. Гигиена / Под ред. Акад.РАМН Г.И.Румянцева.- М.: ГЭОТАР Медицина,2000.- С.272- 286.
2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека.- Ростов н/Дону: «Феникс».2002.- С.225-279.
3. Пивоваров Ю.П.- Руководство к лабораторным занятиям по гигиен и основам экологии человека. -М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,2001.- С. 133-138.
4. Гурова А.И., Горлова О.Е.- Практикум по общей гигиене. -М.: Издательство Университета дружбы народов. 1991-С.80-84, 103-106.
Дополнительная:
1. Ванханен В.Д., Лебедева Е.А.- Руководство к практическим занятиям по гигиене питания.- М.: Медицина, 1987- С. 68-72.
2. Инструкция по расследованию и лабораторной диагностике пищевых отравлений.- Алматы, 1996г.
3. Королев А.А. Гигиена питания.– М.:Изд.центр «Академия», 2006.– С. 245-332.
4. Минх А.А.- Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984- С. 408-417.
5. Петровский К.С., Ванханен В.Д. – Гигиена питания.- М.: Медицина, 1982-
С.284-320.
6. Пивоваров Ю.П.- Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. -М.: Медицина, 1983- С. 35-41, 135-139.
7. Рубина Е.А. Санитария и гигиена питания. - М.:Изд.центр «Академия», 2005. – С.101-
151.
8. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А.- Общая гигиена. - М.: Медицина, 1985- С.81-105.
9. СанПиН № 4.01.060.02 РК «Санитарно-гигиенические требования к условиям хранения и срокам реализации скоропортящихся продуктов»
10. СанПиН 4.01.071.03 РК – Гигиенические требования к безопасности и
пищевой ценности пищевых продуктов.
11. СанПиН № 4.01.069.03 РК «Санитарно-гигиенические требования к объектам общественного питания»
12. СанПиН РК «Требования к устройству и содержанию больничных учреждений и организаций охраны материнства и детства» от 24.06.2002 г.
|
13. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.251-383.
Контроль (устный опрос - компетенция - знания):
1. Пищевые отравления, понятие, классификация.
2. Пищевые отравления бактериальной этиологии - источники, механизмы и факторы передачи возбудителей, симптоматика, меры профилактики.
3. Пищевые микотоксикозы - этиология, симптоматика, профилактика.
4. Пищевые отравления немикробной природы:
- отравления ядовитыми растениями и тканями животных и их профилактика;
- пищевые отравления продуктами, ядовитыми при определенных условиях и их профилактика;
- отравления примесями химических веществ в продуктах.
5. Пищевые отравления неустановленной этиологии.
6. Схема расследования пищевых отравлений.
7. Тактика медицинского работника и обязательные мероприятия, проводимые им в очаге пищевого отравления.
8. Профилактика пищевых инфекций и гельминтозов. Тактика работы санитарного врача в контроле за обеспечением эпидемической безопасности продуктов питания.
Ситуационные задачи по выявлению и профилактике пищевых отравлений (компетенция - навыки):
Вопросы к ситуационным задачам:
· Какие микроорганизмы, продукты их жизнедеятельности, химические контаминанты, растения и т.д. могли явиться причиной описанного случая заболевания?
· Какой продукт или блюдо могли вызвать заболевание?
· Какие условия привели к тому, что продукт или блюдо могли стать причиной заболевания (нарушения при кулинарной обработке, нарушение сроков реализации, прочие причины)?
· Какие экстренные меры и кто должен предпринимать их в данном случае?
· Какие материалы и кто должен отправить на лабораторное исследование. Какие лабораторные исследования необходимы для уточнения диагноза?
· Какие вопросы следует задавать больному?
· Какие профилактические мероприятия должен провести медицинский работник?
Задача №1
Летом на одном из районных центров Н-ской области был зарегистрирован случай пищевого отравления почти одновременно в 2 семьях. Всего заболело 8 человек, из них 3 детей. Заболевание началось через 10-12 часов после приема пищи. Больные жаловались на сильные боли в животе, рвоту, понос, упадок сил; некоторые из них отмечали боли в икроножных мышцах. Заболевание протекало с повышением температуры тела до 37-37,8 Сº. Все больные были госпитализированы в ближайшую больницу. Длительность заболевания составляла от 3 до 5 дней.
При внимательном расспросе больных выяснилось, что из обеих семей заболели только те, кто ел за обедом в одном случае вареное телячье легкое, а в.другом - вареную телятину. Телятина и субпродукты этого животного были куплены на рынке. Как затем выяснилось, теленок был вынужденно забит из-за перелома ноги и перед забоем болел в течение трех дней. Мясо и продукты хранились вместе в помещении без охлаждения. Легкое варилось целиком и разрезалось на отдельные порции во время обеда. В другой семье телятина, варилась около часа так же большим куском, примерно 2 кг. Перед обедом телятина была вынута из бульона, нарезана на отдельные порции и роздана обедающим без повторного проваривания.
|
В лабораторию на бактериологическое исследование были посланы кал заболевших и остатки сырой телятины: из всех образцов мяса и кала были - выделены сальмонеллы. Сыворотка крови заболевших, взятая на 6-ой и 15-ый дни болезни, дала положительную реакцию агглютинации со штаммом, выделенным из мяса и каловых масс заболевших с возрастающим титром.
Задача №2
В одном из закрытых коллективов города К. возникло заболевание. Заболело 40 человек из 105. При опросе и обследовании больных было выяснено: инкубационный период длился от 4 до 39 часов. Заболевание сопровождалось поносом, болью в животе, рвотой и болями в суставах, пояснице и икроножных мышцах. Все больные жаловались на тошноту, общую слабость и головную боль. Температура тела повышалась до З8—40 Сº. У четырех больных в кале обнаружена кровь. Заболевание длилось 3-5 дней. В результате лабораторных исследований у 25 % больных из кала были выделены сальмонеллы. Выделенные культуры агглютинировались специфической сывороткой в разведении 1:32. Биологическая проба на белых мышах оказалась положительной. Сыворотки переболевших, взятые на 3-й день заболевания, агглютинировали лабораторный штамм того же возбудителя в разведении 1:50 - 1:100.
Из опроса заболевших выяснено, что общим блюдом для всех являлась макаронная запеканка с мясным фаршем, залитая яичной смесью. Яичная смесь была приготовлена из утиных яиц. Мясной фарш был приготовлен из вареного мяса, которое одновременно добавлялось и в виде отдельных порций. Никто из получивших порционное мясо не заболел. Мясной фарш для приготовления из него запеканки был подвергнут вторичной термической обработке. При исследовании утиных яиц оказалось, что на внутренней стороне белковой оболочки имелись "черные пятна", которые являются плесневыми грибами, проникшими с поверхности скорлупы. Макаронная запеканка, залитая яичной смесью, запекалась в двух противнях духовки, в одном противне запеканка не зарумянилась.
Задача №3
В конце апреля в городе Н. произошло массовое пищевое отравление (52 человека) среди учащихся закрытого учебного заведения в результате употребления вареной колбасы, изготовленной местной колбасной фабрикой. Колбасу ели утром (9 часов), а к вечеру появились случаи заболевания. Основными симптомами у большинства заболевших были тошнота, рвота, боль в области живота, профузный понос цвета мясных помоев, общая слабость, температура тела колебалась от 37 до 39,2 Сº. Все больные были госпитализированы. Выздоровление наступило через 3-4 дня. При обследовании оказалось, что вареная колбаса после изготовления хранилась в столовой 2 дня при комнатной температуре. В другом учреждении эта же колбаса была реализована в день поступления и заболеваний не вызвала.На лабораторные исследования были направлены остатки колбасы, рвотные массы, кал и смывы со столового инвентаря. Химический анализ на свежесть колбасы показал, что из четырех проб в одной обнаружен аммиак, сероводород обнаружен не был. При бактериологическом анализе из всех проб колбасы был выделен протей в титре 0,001 мл. Протей и кишечная палочка были также обнаружены в рвотных, каловых массах, и в смывах со столового инвентаря. Реакция агглютинации сывороток переболевших с выделенными культурами протея была положительной в разведении 1:50 - 1:200, а с выделенными культурами кишечной палочки была отрицательной. Сыворотка крови в контрольной группе дала отрицательную реакцию агглютинации со всеми штаммами.
Задача № 4. Случай пищевого отравления произошел 7 августа в К. Семья состоявшая из 5 человек (муж 42 года, жена 30 лет, девочка 7 лет, мальчик 9 лет и бабушка 65 лет). Ели за обедом грибы, жареные в сметане. Грибы были приобретены у неизвестной женщины, которая принесла их на дом. Весь день после обеда и за ужином все члены семьи чувствовали себя вполне удовлетворительно. Ночью, примерно во втором часу, первыми заболели дети, несколько позднее - отец, мать и бабушка.Отравление началось рвотой, болями в животе и поносом. Рвота и понос были частыми. Рвотные массы и кал содержали непереваренные части грибов. У заболевших появилась сильная жажда, утолить которую было трудно, так как сразу же наступала рвота. У детей и бабушки отмечались судороги икроножных мышц. Утром все больные были госпитализированы. К вечеру этого дня дети значительно ослабели. Рвота и понос у детей прекратился, наступила сонливость. У взрослых рвота и понос продолжались еще и на следующий день. Пульс у детей и бабушки был частый, слабого наполнения. Отмечались сильные боли в животе, особенно в области печени, однако печень не была увеличена, не пальпировалась. К утру следующего дня при явлениях сердечной слабости умерла девочка, часом позднее умер мальчик, а вечером скончалась бабушка, которая была часа два до смерти в бессознательном состоянии. У отца и матери отравление протекало хотя и в тяжелой форме (отмечались боли в животе, желтушное окрашивание лица, пальпировалась увеличенная печень, несколько раз больные впадали в бессознательное состояние и др.), однако к концу 7-го дня наметилось улучшение: рвота и понос прекратились, печень стала уменьшаться, появился аппетит и др. Через две с половиной недели мать и отец выписались из больницы по собственному желанию, хотя у них отмечались еще явления общей слабости. При вскрытии трупов погибших детей и бабушки было обнаружено жировое перерождение печени и в слабой степени сердце и почек.
Задача №5. К врачу пионерского лагеря через 3-5 часов после обеда начали обращаться дети, предъявляя следующие жалобы: тошнота, рвота, холодный пот, небольшая болезненность в эпигастральной области. Через 6-8 часов аналогичные жалобы были у всех детей и сотрудников пионерского лагеря. На обед все пострадавшие ели суп картофельный на мясном бульоне, блинчики с мясом, компот из сухофруктов. Фарш для блинчиков изготовлен из вареного мяса, на котором был сварен суп. Отварное мясо измельчалось на мясорубке. Обработкой мяса и начинкой блинчиков занималась работница столовой, которая, будучи на больничном листе по поводу панариция большого пальца левой руки, продолжала работать на пищеблоке лагеря.После измельчения фарш для начинки блинчиков термической обработке не подвергался, а сами блинчики подогревались в духовке перед раздачей. Врач, работающий в пионерском лагере, перед раздачей обеда сняла пробы всех блюд, изменений вкусовых качеств отмечено не было, обед был разрешен к раздаче.
Задача №6. Во время обеда воспитательница детского сада отметила, что часть детей отказывается от еды, ссылаясь на головную боль, боли в области живота, общее недомогание. Было обнаружено, что все дети имеют температуру 37,4-37,8°С. Заболевших детей (5 человек) врач направила в изолятор. Во время дневного сна еще у 9 детей началась рвота, они жаловались на боль в области живота, температура 37,9°С у троих детей был пенистый стул. Все заболевшие дети (14 человек) были срочно госпитализированы в детское отделение инфекционной больницы. Вечером того же дня у воспитательницы этой группы появилось недомогание, боли в животе, тошнота, рвота, многократный стул.Другие сотрудники и дети других групп никаких жалоб не предъявляли и чувствовали себя хорошо. На завтрак всем детям давали кашу манную на молоке, бутерброд с сыром, кофе с молоком, печенье "Юбилейное"
В группе, где возникло заболевание, дети, кроме указанных выше продуктов, ели торт бисквитный с кремом. Торт принесен в детский сад утром (в день заболевания) родителями одного из детей. Торт был куплен в магазине "Кулинария" за день до употребления в пищу, дома хранился на столе в кухне, а на ночь был поставлен в холодильник.
Задача №7
К врачу строительного отряда через 5-6 часов после обеда стали обращаться студенты со следующими жалобами: тошнота, рвота, боли в животе, жидкий пенистый многократный стул, у части пострадавших отмечено повышение температуры до 37-38°. Через 10-12 часов после обеда в стройотряде было 120 больных. Врач никого не госпитализировал, а вызвал врача из районной инфекционной больницы.
Завтрак в стройотряде был в 7-8 часов утра и состоял из пшеничной каши, масла, сыра, хлеба, горячего кипяченого молока. После завтрака все чувствовали себя хорошо, выполняли строительные работы. Завтрак готовили бойцы стройотряда, дежурившие по кухне. Обед готовил повар, помогали студенты. Обед состоял из свежих щей, гречневой каши с отварным мясом, компотом из свежих яблок. Обед готовили в день раздачи. Мясо было изъято из бульона и оставлено в кастрюле до обеда. Перед обедом повар положил мясо в котел с кашей (каша была горячая) и раздавал бойцам. Все бойцы отметили, что все органолептические свойства обеда хорошо, но мясо было недостаточно горячим.
Врач инфекционной больницы, приехавший по вызову врача стройотряда, поинтересовался состоянием пищеблока, инвентарем. Повара в это время не было на работе. Врач стройотряда вспомнил, что 6-7 дней назад повар обратился к врачу по поводу ожога кисти, врач произвел первичную обработку ожоговой поверхности и рекомендовал пользоваться синтомициновой мазью. В дальнейшем врач стройотряда состоянием ожоговой поверхности не интересовался, а повар занимался самолечением и продолжал работать.
Задача №8
За медицинской помощью в поселке "Т" обратилась три семьи. Обратившиеся предъявляли следующие жалобы: боли в животе, многократная обильная рвота. Наиболее тяжелое состояние было у детей в возрасте 3-5 лет. Заболевания начались в середине дня. Заболело 8 человек. Члены всех трех семей употребляли в пищу разнообразные продукты, общим продуктом для всех было молоко, которое они систематически покупали у жительницы соседней деревни. Во всех семьях в день заболевания употребляли в пищу молоко, не подвергая его кипячению (добавляли в кофе, какао, разбавляли кашу и т.д.). За день до заболевания женщина, продавая молоко, предупредила своих клиентов, что молоко больше приносить не будет, т.к. ветеринарная служба настаивает на лечении коровы по поводу мастита.
Задача №9
Дежурной и медицинской сестрой был принят вызов врача на дом. Врача вызвала соседка заболевших, указала на следующие признаки: боли в животе, жидкий стул, рвота, подъем температуры тела до 38,5°С.Приехавший врач отметил, что состояние больных средней тяжести и, заболевания начались через 3-5 часов после обеда, заболели все члены семьи (5 человек). На обед ели суп, приготовленный перед обедом, сыр, пюре картофельное, жареную курицу, кисель из черники. Курицу (только что забитую) купили у хозяйки дачи. Курицу обработали, промыли, обжарили на сковородке в масле, другим видам термической обработки не подвергали. При разделке курицы не было отмечено явных признаков порчи мяса, курица была пониженного питания. Хозяйка дачи в этот день забила трех кур и одну продала, а две другие положила в погреб. Забиты куры были самой хозяйкой в связи с тем, что по ее словам (при опросе врача), куры ей показались больными.
Задача №10
Ужин семьи Кудиновых был следующим: отварной картофель, масло сливочное, рыба хариус - вяленая, бисквитный торт, чай. Ужинали: мать - 32 года, дочь- 5 лет, бабушка- 61 год, отец- 35 лет, не ужинал, пил чай с бисквитным тортом. Утром следующего дня бабушка и внучка плохо себя чувствовали, но бабушка отвела ребенка в детский сад. Муж и жена ушли на работу. В детском саду воспитательница заметила за завтраком, что у девочки затруднено глотание. При осмотре: сухость во рту, двоение в глазах, боли в эпигастральной области, незначительные судороги. Врач детского сада решил срочно госпитализировать ребенка в инфекционную больницу, поставив предварительный диагноз "полиомиелит".Бабушка с большим трудом дошла до поликлиники, нарастал туман в глазах. Участковый терапевт, выслушав жалобы, посоветовал обратиться к офтальмологу. Терапевт знал, что больная уже ряд лет страдает глаукомой. Больная записалась на прием к офтальмологу. В середине дня мать почувствовала нарастающие резкие боли в животе, началась рвота, затрудненное глотание. Цеховой врач, выслушав жалобы, принял решение о госпитализации, поставив диагноз "внематочная беременность".
Отец ребенка чувствовал себя хорошо. При опросе выяснилось, что бисквитный торт куплен в магазине "Кулинария", рыба хариус - домашнего приготовления. Рыбу привез отец, а выловили рыбаки, на песке разделали, слабо посолили и сложили в кастрюлю на 4 часа, затем рыбу вялили на солнце. До ужина рыба в пищу не употреблялась.
Задача №11
В семью Морозовых был вызван врач-терапевт. Заболевшие (6 человек) жаловались на недомогание, слабость, головную боль, головокружение, расстройства зрения, наличие сетки перед глазами, двоение в глазах, сухость во рту, незначительные боли в животе, затрудненное глотание.
Врач предложил больным госпитализацию в инфекционное отделение больницы, в направлении на госпитализацию был указан диагноз "пищевое отравление". Никакой специфической помощи врач не оказывал.
Из опроса заболевших врач установил, что накануне заболевшие кушали пюре из картофельное, окорок свиной домашнего приготовления, хлеб, масло, сыр, варенье. Ужинали в 6 часов вечера, около часа ночи заболевшие стали отмечать незначительные боли в животе, сухость во рту, к утру появились перечисленные выше симптомы.
Окорок готовили в домашних условиях, забитый подсвинок разделывали на соломе, в качестве груза при засолке использовали сильно загрязненный землей камень. При копчении окорок упал с подвеса на землю. После копчения окорок хранился в подвале, а затем был использован. За ужином его ели в первый раз. Органолептические качества окорока были удовлетворительными.
Задача №12
В группе детей детского сада (4-5 лет), вывезенных на летний период на дачу, у всех была замечена врачом вялость, адинамия, некоторые жаловались на головную боль. Врач не стал помещать детей в изолятор, а наблюдал за ними в условиях группы. У детей ежедневно измерялась температура, контролировалось состояние кожных покровов и слизистых. Через несколько дней врач стал отмечать появление желтушности кожных и слизистых покровов, увеличение печени. Отметив появление желтушности, врач поставил диагноз "Болезнь Боткина" и срочно госпитализировал детей в инфекционную больницу, одномоментно было направлено "экстренное извещение" в СЭУ. На даче, кроме указанной группы детей, было еще 4 группы. Никто из обслуживающего персонала и дети других четырех групп аналогичных жалоб не предъявляли. По данным СЭУ, "экстренных извещений" об аналогичных заболеваниях не было. Детский сад перед открытием дачного сезона был принят комиссией без замечаний, помещения детского сада канализированы, водоснабжение централизованное, качество воды удовлетворяет требованиям ГОСТа "Вода питьевая". Рацион питания у детей всех групп с момента съезда на дачу одинаков, продукты привозили с продовольственного склада и из совхозов, сроки реализации продуктов строго соблюдались и контролировались. Посещений родителей в детском саду не было. Однако, как выяснилось при опросе, по просьбе родительского актива воспитательница покупала у местного жителя клубнику и после трехкратного промывания в проточной воде, давала ее детям. Заболели только те дети, которые ели купленную у местного жителя клубнику. При опросе продававшего клубнику администрацией установлено, что во время цветения и созревания ягод с целью борьбы с садовыми вредителями проводилось опыление кустов клубники порошком ДДТ.
Задача №13
Через 2-3 часа после лесной прогулки воспитательница детского сада отметила резкое возбуждение и бред у 8 детей из группы. К детям был вызван врач санатория. Врачом было отмечено следующее: сознание спутанное, бред, выраженная брадикардия, пульс слабого наполнения, резко расширенные зрачки. Остальные дети группы чувствовали себя хорошо, никаких жалоб не предъявляли и никаких патологических симптомов врачом не было обнаружено. Гуляли дети в лесу всей группой от 9 до 11 часов, на завтрак ели кашу манную, какао, бутерброд с маслом и сыром, бутерброд с вареной колбасой, печенье. Дети в лесу играли в мяч, бегали, никаких жалоб не предъявляли. По рассказам детей, оставшихся здоровыми, заболевшие дети ели крупные ягоды, похожие на вишню, ягоды брали из лукошка, оставленного кем-то на пне срубленного дерева. Один мальчик, оставшийся здоровым, рассказал, что он тоже пробовал одну ягоду - она сладкого вкуса, но не проглотил, вспомнив запрещение воспитателя. Заболевшие дети срочно госпитализированы в неврологическое отделение детской больницы. Диагноз при госпитализации врач поставить не смог. В лесу, где гуляли дети, кроме деревьев, росли кусты бузины, калины, орешник, красавка (белладонна).
Задача №14
В семье Филатовых в населенном пункте "К" вызван участковый врач, заболело обномоментно 6 человек - мать, отец, бабушка и трое детей. Все заболевшие предъявляли однотипные жалобы: головная боль, головокружение, рвота, адинамия, повышенная жажда, саливация, температура субфебрильная. При осмотре заболевших врачом обнаружено изъязвление и отек слизистой оболочки рта, живот мягкий, безболезненный, тремор пальцев рук. Особенно тяжелое состояние врач отметил у бабушки и детей. Всю семью госпитализировали в районную больницу, не сумев поставить предварительный диагноз. Из опроса заболевших врач установил, что почувствовали они себя плохо через 15-18 часов после ужина. На ужин вся семья ела блины (часть с творогом, часть с вареньем), чай, отварные макароны. Обед в этот день состоял из свежих щей, вареного картофеля, отварного мяса, яблочного компота. Обедали только бабушка и дети. В день заболевания завтракали только мать и отец, остальные от еды отказались в связи с плохим самочувствием. Творог к блинчикам был куплен в местном магазине, варенье использовалось в пищу уже многократно. В СЭУ извещений о заболеваниях за истекшие двое суток не поступило. Блины бабушка готовила сама перед ужином, в тесто добавляла куриные яйца, молоко, сахар. Муку не покупали в магазине, а принес ее домой с работы заболевший Филатов.Филатов А.Н. работает на протравочной машине, в качестве протравы использованы гранозан (органическое соединение ртути). Зерно Филатов А.Н. брал из бункера, не зная о том, что оно было отравлено, зерно смолол на местной мельнице.
Задача №15
В населенном пункте "О" в районную больницу на протяжении З-х часов поступило 12 человек больных, все заболевшие жители одного и того же поселка, но из разных семей. Состояние больных при поступлении: сознание спутанное, бред, судороги, падение артериального давления, брадикардия, тремор рук. Все заболевшие обедали на работе и дома, а ужинали дома. После обеда состояние больных было хорошее, а спустя 3-4 часа после ужина почувствовали нарастающую слабость, головную боль, головокружение, тошноту, рвоту, "подергивание в мышцах". Указанные явления нарастали, и пострадавшие обратились за медицинской помощью. Врач скорой помощи, выехав на первый вызов, не поставил диагноз, двух больных госпитализировал. Затем на станцию скорой помощи поступили еще два вызова. На поступившие вызовы выехал тот же врач, состояние заболевших было средней тяжести. Поставить диагноз врач не смог, т.к. клиническая картина была неясна. Из опроса заболевших врач выяснил, что все три семьи на обед и ужин ели различные блюда. Врач, не обнаружив ни одного общего блюда во всех трех семьях, не смог подтвердить своего предположения о пищевом отравлении. Заболевшие проживали на соседних улицах, одна семья - пенсионеры, в двух других были работающие на предприятиях населенного пункта- сотрудник детских яслей, кладовщик районной базы. При вторичном опросе заболевших на следующий день врач установил, что жарили рыбу и картофель, готовили овощной салат из огурцов и помидоров, используя растительное масло, которое было куплено у кладовщика районной базы. Масло было разлито в бутылки и закрыто пробкой из полиэтилена. Таким же маслом пользовалась и семья кладовщика. Кладовщик объяснил, что накануне на склад была получена партия емкостей с растительным маслом, емкости не имели этикеток, но были пронумерованы. В накладных было указано, что часть доставленных на склад емкостей заполнена масляным раствором витамина "Д". В виду того, что помещение было недостаточно освещено, кладовщик спутал цифру "3" с цифрой"8" и наполнил бутылки из емкости "8".В накладной было указано, что в емкостях 6-8 содержится масляный раствор витамина "Д".
Задача №16
Во время профилактического медицинского осмотра у больной А. выявлены астеновегетативные нарушения, гипохромная анемия, токсический гепатит, гастрит, колит с приступами колики, нефропатия. Анализ периферической крови показал значительный ретикулоцитоз, повышение количества базофильно-зернистых эритроцитов. Аналогичная патология прослеживалась у мужа и сына обследуемой. Год назад во время беременности у женщины произошёл выкидыш.Сыну 10 лет, но его словарный запас ограничен. Учителя в школе жалуются на низкую его успеваемость и неусидчивость. Из опроса больной выяснено, что семья проживает в центре города в частном секторе, имеет приусадебный участок, на котором выращивает фрукты и овощи для личного употребления. Кроме того, имеется своя корова, молоко которой употребляется в пищу и используется хозяевами для приготовления сметаны и сливочного масла. В городе очень большое количество автотранспорта, часты «пробки» на дорогах. Нередки смоги, особенно в осеннее и зимнее время.
Тема № 8. Гигиеническая оценка внутренней планировки специализированных отделений ЛПО. Внутрибольничные инфекции, их профилактика. – 3 часа.
Цель: Формирование навыков проведения оценки внутренней планировки основных структурных подразделений и специализированных отделений больницы, а также организации мероприятий по профилактике ВБИ.
Задачи обучения:
- формирование знаний о гигиенических требованиях к размещению и внутренней планировке основных структурных подразделений и специализированных отделений больниц;
- формирование знаний о комплексе мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций;
- формирование навыков гигиенической оценки внутренней планировки основных структурных подразделении и специализированных отделении больницы;
- формирование навыков организации мероприятий по профилактике ВБИ.
Форма проведения: работа в малых группах – работа в малых группах - решение ситуационных задач, дискуссия
Задания по теме:
Задание № 1. Ознакомиться с основными мероприятиями по профилактике ВБИ (компетенция – знания)
Задание № 2. Решить ситуационную задачу по оценке внутренней планировки основных структурных подразделений больницы, ответив на прилагаемые к задачам вопросы (компетенция - навыки).
Раздаточный материал: не имеется
Литература
Основная:
1. Гигиена / Под ред акад. РАМНГ.И.Румянцева. – М.:ГЭОТАР Медицина.2000. – С.360-392.
2. Пивоваров Ю.П.,Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека.- Ростов н/Д: «Феникс»Ю,2002.-С.280-290.
3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека., 3-е изд.- М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004. – С.153-189.
4. Гурова А.И., Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене.-М.:Изд-во Унив. Дружбы народов,1991.- 107-115
Дополнительная:
1. Анамбаева А.Н. Гигиена лечебно-профилактических организаций. /Учебное пособие. – Алматы, 2003.- 66с.
2. Минх А.А. “Общая гигиена”, 1984. -С. 198-201.
3. Пивоваров Ю.П. и др. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене М.: Медицина, 1983.- С. 59-64.
4. Румянцев Г.И. и др. Общая гигиена, М.: Медицина, 1985.- С. 230-245
5. Санитарные правила и нормы РК «Требования к устройству и содержанию больничных организаций и организаций охраны материнства и детства» от 4.06 2002 г.
6. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.451-490.
Контроль (устный опрос- компетенция - знания):
1. Основные структурные по
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!