Тема № 14. Общие закономерности действия промышленных ядов. Оценка токсичности и опасности. – 2 часа. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема № 14. Общие закономерности действия промышленных ядов. Оценка токсичности и опасности. – 2 часа.

2018-01-14 529
Тема № 14. Общие закономерности действия промышленных ядов. Оценка токсичности и опасности. – 2 часа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: Формирование общих представлений о промышленных ядах, параметрах, определяющих их токсичность и опасность.

Задания

1. Изучение материала по предлагаемой литературе, поиск новой информации.

2. Составление реферата или решение ситуационных задач по оценке токсичности и опасности ядов.

Форма выполнения: реферат по теме: «Оценка токсичности и опасности промышленных ядов»; или решение ситуационных задач.

Критерии выполнения:

· реферата

1. Реферат должен отразить основные аспекты тем по вопросам, предлагаемым в разделе «Контроль».

2. Объем реферата не должен превышать 7-8 печатных страниц,

3. В структуру реферата должны входить титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение и список литературы.

4. Во введении формулируется актуальность, цель и задачи реферата, в основной части – раскрывается содержание темы, в заключении – обобщаются изложенные данные и даются выводы с рекомендациями.

5. Должен быть использован не один, а несколько литературных источников с акцентом на наиболее свежие источники.

6. Реферат может быть иллюстрирован таблицами, графиками, рисунками и т.д.

· решения ситуационных задач

1. Ответ на каждый вопрос к задаче должен быть кратким, но полным и аргументированным гигиеническими требованиями и нормативами

2. Заключение представить в письменном виде

3. Использовать как основные, так и дополнительные литературные источники

 

6. Сроки сдачи: до рубежного контроля по разделу

Критерии оценки

· реферата:

Критерии качества Отлично Хорошо Удовлетвори-тельно Неудовлетво-рительно
Соответствие содержания реферата теме и поставленным задачам содержание реферата полностью соответствует теме и задачам содержание реферата полностью соответствует теме и задачам содержание реферата в основном соответствует теме и задачам содержание реферата не полностью соответствует теме
Полнота раскрытия темы и использования источников тема полностью раскрыта, использованы современные источники литературы в достаточном количестве тема раскрыта, однако некоторые положения требуют уточнения, использованы основные источники литературы тема раскрыта недостаточно, использованы не все основные источники литературы тема раскрыта недостаточно, использовано мало источников
Умение обобщить материал и сделать краткие выводы материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы материал обобщен, сделаны четкие выводы материал обобщен, но выводы громоздкие, не четкие материал не обобщен, выводов нет
Иллюстрации, их информа-тивность информативныевысокого качества информативные, хорошего качества не достаточно информативные не информа-тивные
5. Соответствие оформления реферата предъявляемым требованиям оформление реферата полностью соответствует предъявляемым требованиям оформление реферата полностью соответствует предъявляемым требованиям основные требования к оформлению реферата соблюдены не соблюдены основные требования к оформлению реферата

· решения ситуационных задач

Критерии качества Оценки
Отлично Хорошо Удовлетвори-тельно Неудовлетворительно
Количество правильных ответов 90- 100% 75-89% 50-74% 0-49%
Характер ошибок и неточностей, допущенных при решении задач Непринци-пиальные неточности, исправленные самим студентом Непринципиаль-ные неточности или принципиаль-ные ошибки, исправленные самим студентом Непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправ-ленные студентом с помощью препода-вателя Грубые ошибки
Использованныепри решении ситуационных задач литературные источники Учебники, руководства, монографии, источники из Интернета Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, периодика, источники из Интернета Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, рекомендованные преподавателем Учебники по общей гигие-не, рекомен-дованные преподава-телем
Составление заключения Заключение построено самостоятельно на полном анализе всех данных, четко аргументиро-вано Заключение построено с помощью преподавателя на полном анализе всех данных, отдельные вопросы требуют обоснования Затруднялся в систематизации материала, нуждался в помощи преподавателя Не смог системати-зировать материал без помощи преподавателя
           

Литература

Основная:

1. Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР:Медицина,2000.- С.494-499.

2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – М.:Изд. Центр «Академия,2004. – С. 319-328.

Дополнительная:

1. Румянцев Г.И. с соавт. – Общая гигиена.- М.: Медицина,1985.- С.195-206.

2. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. Общая гигиена: пропедевтика гигиены.- К.:Вища шк.,1999.- С.428-459.

3. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда /под ред. В.Ф.Кириллова – 2-е изд. - М.: Медицина, 2001. – С.253-267.

Контроль:

· Вопросы

1. Основные задачи промышленной токсикологии.

2. Понятие «промышленные яды».

3. Источники на производстве.

4. Действие промышленных ядов на организм.

5. Классификация по преобладающему действию.

6. Зависимость между токсическим действием и химической структурой и физическими свойствами.

7. Пути поступления ядов в организм, распределение, превращение и выделение из организма.

8. Зависимость действия от концентрации (дозы) и экспозиции.

9. Адаптация к действию химических веществ и ее гигиеническое значение. Комбинированное, комплексное и сочетанное действие ядов.

10. Острые и хронические отравления.

11. Понятие о токсичности и опасности вредного вещества.

12. Основные параметры токсичности и их значение.

13. Показатели, характеризующие опасность вредного вещества.

14. Отдаленные последствия влияния ядов на организм, материальная и функциональная кумуляция и их значение в оценке опасности производственного яда. Классы опасности. Основные принципы гигиенического нормирования вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы – ПДК и ОБУВ.

    • Ситуационные задачи

Решите ситуационные задачи, ответив на следующие вопросы:

1. Показатели какого эксперимента – острого, подострого или хронического, приведены в условии?

2. Достаточно ли проведение эксперимента лишь на одном виде животных для последующей экстраполяции данных на человека?

3. Учтена ли половая чувствительность животных к яду?

4. С какой целью проводят острый, подострый и хронический эксперимент? По каким показателям определяют токсичность вещества, а по каким – опасность?

5. Как определить, обладает ли вещество раздражающим, сенсибилизирующим или канцерогенным действием, влияет ли на репродуктивную функцию? Имеются ли данные по этому вопросу в задаче?

6. О чем свидетельствует КВИО?

7. Какой путь поступления более опасен для изучаемого соединения и почему?

8. Какую роль играет в оценке степени опасности химического вещества его способность к кумуляции? Представлен ли этот показатель в условии? Как он определяется?

9. Какие показатели гигиенического эксперимента не приведены в условии задачи? Нужны ли они для оценки токсичности и опасности вещества?

10. Сколько классов опасности Вы знаете? По какому параметру токсикометрии – наибольшему или наименьшему, определяют класс токсичности и опасности?

11. Как рассчитывают ПДК вещества? Можно ли, имея лишь данные, приведенные в условии, рассчитать ПДК вещества?

12. Что такое коэффициент запаса? При каких обстоятельствах он возрастает?

13. Какой токсичностью и опасностью обладает изучаемое вещество согласно приведенным данным?

14. Достаточно ли данных, чтобы сделать окончательное заключение о степени токсичности и опасности вещества? Если нет, то какие виды эксперимента, по Вашему мнению, должны быть еще поставлены, и какие показатели изучены?

Задача 1. Изучались параметры токсикометрии химического соединения, которое предполагается получать производственным путем. Эксперимент проводился на белых крысах мужского пола. Получены следующие данные: DL50 при введении в желудок – 80 мг/кг; DL50 при нанесении на кожу – 2000 мг/кг. СL50 – 400 мг/м3. КВИО - 350. В подостром опыте установлено избирательное воздействие на головной мозг и систему кроветворения.

Задача 2. Вновь синтезированное химическое соединение предполагают использовать в разработке новой технологии на производстве. В связи с эти проведен токсикологический эксперимент на белых крысах и мышах обоего пола на полузаводской установке. Получены следующие данные: DL50 при введении в желудок – 5000 мг/кг; DL50 при нанесении на кожу – 2500 мг/кг. КВИО - более 300. ПДК в воздухе рабочей зоны – менее 0,1 мг/м3. Коэффициент кумуляции – 2.

Задача 3. Ранее не изученное химическое соединение включено в проект заводского производства. Проведены экспериментальные исследования на растущих крысах женского пола, а также на кроликах-самцах. Получены данные: DL50 при введении в желудок – 200 мг/кг; DL50 при нанесении на кожу – 100 мг/кг, СL50 – 6000 мг/м3. Коэффициент кумуляции – 1. ПДК в воздухе рабочей зоны – 1.0 мг/м3.

 

Тема №.15. Гигиеническое значение физических факторов производственной среды (неионизирующих электромагнитных излучений, электрических и магнитных полей, инфра- и ультразвука). Профилактика неблагоприятного действия. – 2 часа.

Цель: Формирование знаний об источниках ультразвука, инфразвука, и лазерного излучения, их воздействия на организм и профилактике возможной патологии.

Задания:

1. Изучение материала по предлагаемой литературе, поиск новой информации.

2. Составление реферата по теме: «Использование ультразвука и лазеров в медицине и профилактика их неблагоприятного действия».

Форма выполнения: реферат

Критерии выполнения:

1. Реферат должен отразить основные аспекты тем по вопросам, предлагаемым в разделе «Контроль».

2. Объем реферата не должен превышать 7-8 печатных страниц,

3. В структуру реферата должны входить титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение и список литературы.

4. Во введении формулируется актуальность, цель и задачи реферата, в основной части – раскрывается содержание темы, в заключении – обобщаются изложенные данные и даются выводы с рекомендациями.

5. Должен быть использован не один, а несколько литературных источников с акцентом на наиболее свежие источники.

6. Реферат может быть иллюстрирован таблицами, графиками, рисунками и т.д.

Сроки сдачи: до рубежного контроля по разделу

Критерии оценки:

Критерии качества Отлично Хорошо Удовлетвори-тельно Неудовлетво-рительно
Соответствие содержания реферата теме и поставленным задачам содержание реферата полностью соответствует теме и задачам содержание реферата полностью соответствует теме и задачам содержание реферата в основном соответствует теме и задачам содержание реферата не полностью соответствует теме
Полнота раскрытия темы и использования источников тема полностью раскрыта, использованы современные источники литературы в достаточном количестве тема раскрыта, однако некоторые положения требуют уточнения, использованы основные источники литературы тема раскрыта недостаточно, использованы не все основные источники литературы тема раскрыта недостаточно, использовано мало источников
Умение обобщить материал и сделать краткие выводы материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы материал обобщен, сделаны четкие выводы материал обобщен, но выводы громоздкие, не четкие материал не обобщен, выводов нет
Иллюстрации, их информа-тивность информативныевысокого качества информативные, хорошего качества не достаточно информативные не информа-тивные
Соответствие оформления реферата предъявляемым требованиям оформление реферата полностью соответствует предъявляемым требованиям оформление реферата полностью соответствует предъявляемым требованиям основные требования к оформлению реферата соблюдены не соблюдены основные требования к оформлению реферата

Литература:

Основная:

1. Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА,2000.- С. 521-523.

2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – М.:Изд. Центр «Академия,2004. – С. 342-351, 368-372.

Дополнительная:

1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда, М.: Медицина, 1988. – С. 111-118, 167-176.

2. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда: Учебное пособие /Под ред. В.Ф.Кириллова.- 2-е изд. – М.:Медицина,2001. – С.126-130, 163-171.

Контроль

Вопросы:

1. Инфразвук:

· Физическая характеристика.

· Природные, производственные и транспортные источники.

· Влияние инфразвука на организм.

· Профилактика неблагоприятного действия инфразвука.

2. Ультразвук:

· Физическая характеристика.

· Применение низкочастотного и высокочастотного ультразвука в промышленности, сельском хозяйстве, медицине.

· Механизм повреждающего действия ультразвука. Влияние высокочастотного контактного и низкочастотного ультразвука на работающих.

· Мероприятия по профилактике неблагоприятного действия ультразвука: нормирование ультразвука, индивидуальные средства защиты; медико-биологический скрининг при приеме на работу, периодические медицинские осмотры, диспансеризация, оздоровительные процедуры.

3. Лазерное излучение, физическая характеристика, воздействие на организм, профилактика.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.