Порядок обращения с химическими и биологическими веществами. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Порядок обращения с химическими и биологическими веществами.

2018-01-07 850
Порядок обращения с химическими и биологическими веществами. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из центральных проблем обеспечения экологической безо­пасности в настоящее время является борьба с загрязнением окру­жающей среды опасными химическими биологическими и иными веществами.

Под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местополо­жение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Единого понятия вредного или опасного вещества в законодательстве нет, поэтому под вредными веществами мы пони­маем химические, в том числе токсичные и радиоактивные, вещества; биологические и иные вещества, при обращении с которыми может оказываться отрицательное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека. Так, например, в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 (1999) ССБТ «Вредные вещества» под вредным веществом понимается вещество, которое при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности может вызвать производ­ственные травмы и профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами, как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и по­следующего поколений.

В соответствии с указанным стандартом вредные вещества, содер­жащиеся в сырье, продуктах, полупродуктах и отходах производства (кроме биологических и радиоактивных), по степени воздействия на организм человека делятся на четыре класса опасности:

— 1-й — вещества чрезвычайно опасные:

— 2-й — вещества высокоопасные;

— 3-й — вещества умеренно опасные,

— 4-й — вещества малоопасные.

В основе отнесения вещества к тому или иному классу опасности лежат нормативы предельно допустимой концентрации (ПДК) вред­ных веществ в воде, почве, атмосферном воздухе

Среди химических веществ наибольшей опасностью обладают токсические вещества. Они определяются как вещества, которые при внесении в окружающую природную среду оказывают или могут ока­зать прямой или косвенный, непосредственный или в отдаленной пер­спективе вред, выражаемый в загрязнении (отравлении) природной среды, влекущий отрицательные последствия для человека и других живых организмов

Биологические вещества — это потенциально опасные для здоровья человека и окружающей среды природного и искусственного проис­хождения вирусы, микробы, бактерии, одноклеточные микроорганиз­мы, в том числе генно-инженерно-модифипированные организмы Особенно загрязняют окружающую среду предприятия, производя­щие антибиотики, ферменты, вакцины, сыворотки, кормовой белок, биоконцентраты и др., т. е. предприятия промышленного биосинтеза, в выбросах которых присутствуют живые клетки микроорганизмов.

Федеральная целевая программа «Национальная система химиче­ской и биологической безопасности Российской Федерации (2009— 2014 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 27 ок­тября 2008 г. № 7913, определила цель, основные принципы, приоритет­ные направления, задачи и меры государственной поддержки в области обеспечения химической и биологической безопасности личности, общества и государства, а также механизм реализации государственной политики в этой области4 Целью государственной политики в данной сфере является последовательное снижение до максимально приемле­мого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, производственную и социальную инфраструк­туру и экологическую систему. Основу государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности со­ставляет создание юсударственной системы обеспечения химической и биологической безопасности как подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Общие требования в области охраны окружающей среды при обра­щении с химическими и биологическими веществами установлены в Федеральных законах: «Об охране окружающей среды» (ст. 47, 49, 50) и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 14,26,43). Так, производство и обращение потенциально опасных химических веществ и микроорганизмов допускаются на террито­рии РФ после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством РФ.

Юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспе­чения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ланд­шафтов. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергшихся распаду.

В целях охраны окружающей среды от негативного биологического воздействия запрещается производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естествен­ным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологи­ческой экспертизы, разрешения федеральных органов исполнитель­ной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.

Потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные вилы продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению по­сле их государственной регистрации.

Осуществление работ с биологическими веществами, биологиче­скими и микробиологическими организмами и их токсикантами до­пускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам.

Также действующим законодательством предусмотрена государ­ственная регистрация потенциально опасных химических и биологи­ческих веществ.

Государственная регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ (далее — государственная регистрация) осу­ществляется с целью охраны здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия этих веществ и возможных неблагоприятных последствий их применения. В соответствии со ст. 43 Федеральною закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственной регистрации подлежат:

— впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшие­ся химические, биологические вещества и изготовленные на их основе препараты, потенциально опасные для человека;

— отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека;

— отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации.

Государственная регистрация данных веществ и отдельных видов продукции проводится на основании:

— оценки опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания;

— установления гигиенических и иных нормативов содержания веществ, отдельных компонентов продукции в среде обитания;

— разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и отдельных видов продукции, по предотвраще­нию их вредного воздействия на человека и среду обитания.

Оценка опасности веществ и отдельных видов продукции для чело­века и среды обитания, установление гигиенических и иных нормати­вов содержания веществ и отдельных компонентов продукции в среде обитания, разработка защитных мер осуществляются организациями, аккредитованными в установленном порядке.

Присвоение химическому и биологическому веществу номера государственной регистрации и выдача свидетельства о регистрации подтверждают достаточность и качество токсиколого-экологиче- ских и других показателей и являются основанием для внесения их в нормативно-техническую документацию (НТД — ГОСТ, ТУ и др.) по разделам «Требования безопасности» и «Охрана окружающей среды».

75.Правовые требования к уничтожению химического оружия.

Учитывая повышенную потенциальную опасность для обеспечения безопасности граждан и окружающей среды при проведении работ по уничтожению химического оружия, хранящегося на территории РФ, законодательство устанавливает систему специальных требований по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

Основой международно-правового регулирования в данной сфере является конвенция «О запрещении разработки, производства, на­копления и применения химического оружия и о его уничтожении». Под химическим оружием понимается — в совокупности или в отдель­ности — токсичные химикаты, боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств токсичных химикатов, высвобож­даемых в результате применения таких боеприпасов и устройств, а также оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением указанных боеприпасов и устройств.

Основными организационными мерами в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия являются:

— лицензирование деятельности, связанной с выполнением работ и оказанием услуг по хранению, перевозке и уничтожению химиче­ского оружия; приостановление в установленном порядке деятельности объ­ектов по уничтожению химического оружия в случае возникновения угрозы безопасности граждан и окружающей среде;

— надзор и контроль за выполнением работ по хранению, перевоз­ке и уничтожению химического оружия;

— установление критериев и стандартов безопасности хранения, перевозки, уничтожения химического оружия и обеспечения контро­ля за их соблюдением;

— создание зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтоже­нию химического оружия;

— организация и проведение государственных санитарно-гигиени­ческой, экологической и других экспертиз.

76.Понятие, содержание, принципы, объекты и субъекты права недропользования.

Полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, содер­жащиеся в недрах, являются фундаментом экономики Российской Федерации, их использование определяет основные векторы эконо­мического и социального развития страны и обеспечивает до трети ВВП и более 70% валютных поступлений.

По данным Государственного доклада «О состоянии и использо­вании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2010 году» наиболее значимыми для отечественной экономики являются пятнадцать видов минерального сырья, доля каждого из которых в мировой добыче превышает 40%, — это нефть, природный газ, уголь, уран, железные руды, платина и палладий, медь, никель, вольфрам, золото, серебро, алмазы, калийное и фосфатное сырье, значительная часть которых реализуется на мировых рынках. В недрах Российской

Федерации разведана значительная часть мировых запасов важнейших видов полезных ископаемых: половина запасов алмазов, более четвер­ти — природного газа и железа, около 20% — палладия и углей, 17% — никеля, а также от 7 до 10% — нефти, золота, серебра, платины и др. Доля России в мировой добыче нефти составляет 12,8%, газа, никеля, алмазов — более 20%, платины — 14,5%, золота — 7%.

Юридическое понятие «недра» определяется в преамбуле Закона Российской Федерации от I февраля 1992 г. N«2395-1 «О недрах» как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, в свою очередь, с хозяйственной точки зрения для пользо­вателя недр имеют значение не сами недра, а используемые или пред­назначенные для использования ресурсы недр, к которым относятся содержащиеся в недрах полезные ископаемые, пространства и пустоты недр, используемые в различных целях (подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подземные хранилища газа, метрополитен), энергетические и иные ресурсы (подземные воды, тепловая энергия, используемая в виде термальных вод и т. д.).

Система законодательства в области рационального использования и охраны недр базируется на следующих, основополагающих феде­ральных законах:

— Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах». Данный закон является базовым законом, обеспечивающим разрешительный (лицензионный) порядок предоставления участков недр в пользова­ние и регулирующим общественные отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр террито­рии Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

— Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглаше­ниях о разделе продукции», принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестицион­ной деятельности и устанавливающий правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на тер­ритории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях раздела продукции;

— Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континен­тальном шельфе Российской Федерации», устанавливающий особен­ности пользования недрами на континентальном шельфе, в том числе порядок разведки и добычи минеральных ресурсов, а также создания, эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, прокладки подводных кабелей, трубопроводов на конти­нентальном шельфе;

— Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N® 69-ФЗ «О газоснаб­жении в Российской Федерации», устанавливающий особенности предоставления в пользование участков недр федерального значения, содержащих газ.

Центральным понятием, используемым в науке права, является понятие «право пользования недрами (право недропользова­ния)», которое может рассматриваться в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле право пользования недрами представ­ляет собой «систему правовых норм, регулирующих отношения по ис­пользованию участков недр управомоченным лицом в установленном порядке, устанавливающую основания возникновения, изменения, приостановления, прекращения, реализации прав и обязанностей недропользователей и компетентных органов в сфере недропользования, а также по предо| вращению и устранению вмешательства третьих лиц в недропользование. При этом такое пользование недрами осуществля­ется в соответствии с определенными принципами, установленными законодательством и являющимися важной составляющей частью права пользования недрами в объективном смысле, к числу основных из которых можно отнести невозможность участия в гражданском обо­роте участков недр, общий разрешительный порядок предоставления права пользования недрами, в порядке исключения — договорной по­рядок, рациональное и комплексное недропользование, платность не­дропользования, обязательное соблюдение правил безопасности при осуществлении горных работ»

В свою очередь, в субъективном смысле «право пользования не­драми представляет собой возникающий, изменяющийся, длящийся и прекращающийся на основании закона, актов компетентных органов государственной власти или договора комплекс прав и обязанностей лиц, имеющих своей целью поиск, оценку, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, строительство подземных ин­женерных сооружений, образование особо охраняемых геологических объектов, сбор минералогических, палеонтологических и иных мате­риалов, а также пользование недрами для иных соответствующих за­конодательству и законным интересам других лиц целей».

В качестве объектов правового регулирования отношений не­дропользования выступают индивидуализированные используемые участки недр, представляющие собой геометризированные блоки недр и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, в совокупности составля­ющие государственный фонд недр, владение, пользование и распоря­жение которым осуществляется в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствую­щих территориях, и всех народов Российской Федерации совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Субъектный состав права пользования недрами может существенно варьироваться в зависимости от непосредственного вида пользования недрами, а также от участка недр, предоставляемого в пользование. По общему правилу согласно ст. 9 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринима­тельской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

В свою очередь, на участках недр федерального значения конти­нентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, поль­зователями недр могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят про­центов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью про­центами общего количества голосов, приходящихся на голосующие ак­ции (доли), составляющие уставные капталы таких юридических лиц.

Пользователями недр также могут быть собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земель­ных участков, которые согласно ст. 19 Закона Российской Федерации «О недрах» имеют право по своему усмотрению в их границах осущест­влять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источ­ником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливае­мом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Право пользования недрами осуществляется на основе ряда прин­ципов, к наиболее значимым из которых следует отнести:

1. Принцип совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере государственного регулирования отношений недропользования В соответствии со ст. 1.1 Закона Российской Федерации «О недрах» разграничение предметов ведения и полномочий межд> органами государственной власти Российской Федерации и органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государ­ственного регулирования отношений недропользования осуществля­ется на основе Конституции Российской Федерации и принятых в соответствии с ней федеральных законов.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся вопросы владения, пользования и распоря­жения недрами на территории Российской Федерации (пп. «в» ч. 1 ст. 72), природопользование, в том числе недропользование (пп. «д»

ч. 1 ст. 72), а также законодательство о недрах (пп. «к» ч. 1 ст. 72). На основании данной нормы федеральные органы государствен­ной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в определенном объеме регулятивные, ис­полнительно-распорядительные и контрольно-надзорные функции в сфере государственного регулирования отношений недропользования в пределах, установленных ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации «О недрах» и иными федеральными законами пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лииа к другому в той мере, в какой их оборот допускается федераль­ными законами. В свою очередь, добытые из недр полезные ископа­емые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в фе­деральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

2. Принцип срочности право пользования недрами

Согласно ст. 10 закона Российской Федерации «О недрах» участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. В частности, на определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:

— геологического изучения — на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр вну­тренних морских вод, территориального моря и континентального шель­фа Российской Федерации;

— добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторож­дения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-эко­номического обоснования разработки месюрождения полезных ис­копаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;

— добычи подземных вод — на срок до 25 лет;

— добычи полезных ископаемых на основании предоставления кра­ткосрочного права пользования участками недр в соответствии со ст. 21.1 Закона Российской Федерации «О недрах» — на срок до I года.

Срок пользования участком недр может быть продлен по инициа­тиве пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

В свою очередь, без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооруже­ний, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отхо­дов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

недрами и действие лицензии, переходит в нераспределенный фонд недр с последующим представлением его в пользование в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации

3. Принцип платности пользовании недрами

Пользование недрами, являясь по своей правовой природе од­ним из видов природопользования, осуществляется, как правило, на возмездной основе. В частности, разделом V Закона Российской Федерации «О недрах» предусматривается определенная система пла­тежей за пользование недрами, включающая в себя:

— разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предо­ставленных в пользование;

— регулярные платежи за пользование недрами;

— сбор за участие в конкурсе (аукционе);

— иные налоги и сборы, установленные в соответствии с законода­тельством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. Принцип рационального использования и охраны недр

Актуальность данного принципа обусловливается тем, что «основной

целью пользования недрами является добыча полезных ископаемых, которые относятся к исчерпаемым и невозобновимым природным ре­сурсам, поэтому рациональное (разумное, целесообразное) использо­вание недр должно обеспечивать максимальное извлечение полезных свойств от каждого участка недр с тем, чтобы сохранить возможно большее количество запасов полезных ископаемых на будущее, в свя­зи с чем недра следует беречь как часть среды обитания человека, как составляющую экосистемы».

Кроме того, хозяйственная деятельность, связанная с пользованием недрами, оказывает существенное негативное воздействие на окружа­ющую среду не только посредством изъятия полезных ископаемых из недр, вызывая оседание, обрушение, сдвиги находящихся на поверх­ности объектов, но и приводит к загрязнению поверхности земли, вод и воздушного пространства, тем самым создавая опасные для окру­жающей среды условия, которые могут привести к неблагоприятным экологическим последствиям.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.